Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Неисправности тормозной системы и способы их устранения»
2020
Цели занятия:
1. Изучить основные неисправности рулевого управления их причины, признаки и способы устранения.
2. Практически отработать алгоритм поиска и устранения основных неисправностей рулевого управления.
3. Прививать практические навыки технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.
4. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость
Время: 2 часа.
Место: лаборатория АТТ
Учебно - материальное обеспечение: Плакаты: «Рулевое управление автомобилей ЗиЛ-131, КамАЗ-740», «Рулевое управление и передняя подвеска» автомобиля ЗиЛ-131», «Схема гидравлического рулевого
привода», Червячный рулевой механизм, рулевой механизм автомобиля ЗиЛ-131 и КамАЗ-4310, стенд «Рулевое управление ЗиЛ-131».
Распределение времени занятия:
Вступительная часть 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;
Учебные вопросы занятия:
Увеличен свободный ход рулевого колеса 25 мин;
Тугое вращение рулевого колеса25 мин;
Развал – схождение 20 мин;
Заключение 5мин.
Содержание занятия.
Вступительная часть
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- довести тему , учебные вопросы и цели занятия, обратить внимание на важность и актуальность данной те6мы, её связь с другими темами дисциплины.
- провести опрос по ранее изученному материалу:
опрос проводится в виде фронтального письменного опроса который базируется на вопросах которые преподаватель доводит на кануне:
- назначение и состав системы рулевого управления;
- устройство и работа рулевого механизма автомобиля ЗиЛ-131;
- особенности устройства рулевого механизма автомобиля КАМАЗ;
Первый учебный вопрос
Увеличен свободный ход рулевого колеса
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей рулевого управления.
Основными неисправностями рулевого управления могут быть:
большой износ деталей рулевого управления; заедание рулевого управления; ослабление креплений; недостаточное или неравномерное усиление, полное отсутствие усиления.
Главными признаками неисправности рулевого управления являются повышенный свободный ход рулевого колеса или чрезмерное усилие, необходимое для его поворота.
Эксплуатация автомобиля с какой-либо из указанных неисправностей не допускается, так как это может привести к аварии. Величину свободного хода рулевого колеса определяют люфтомером при положении передних колес, соответствующем движению прямо. Стрелку люфтомера закрепляют на ободе рулевого колеса, а шкалу устанавливают на рулевой колонке.
Рис. Измерение свободного хода и усилия на ободе рулевого колеса:
а — измерение свободного хода рулевого колеса с помощью люфтомера;
б — измерение усилия на ободе рулевого колеса динамометром
Повышенный свободный ход рулевого колеса свидетельствует об износе деталей шарниров рулевых тяг; поломке пружин шарниров рулевых тяг; ослаблении крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки, поворотных рычагов, а также об увеличении зазоров в подшипниках ступиц передних колес, и шкворней. Неисправность устраняется выполнением регулировочных работ, заменой изношенных деталей, подтяжкой тяг, рабочих пар рулевых механизмов, карданных шарниров, рулевых креплений.
Подвести итоги первого учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса
Второй учебный вопрос
Тугое вращение рулевого колеса.
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей рулевого управления.
Недостаточное или неравномерное усиление при поворотах может быть вследствие слабого натяжения ремня привода насоса, недостаточного уровня масла в бачке, наличия воздуха в системе гидроусилителя, зависания перепускного клапана насоса из-за загрязнения масла. На автомобилях ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 эта неисправность может быть вследствие ослабления затяжки гайки упорных подшипников распределителя. Неисправность устраняется по выявлении ее причины: подтяжкой ремня, доливкой масла да уровня заливного фильтра, сменой масла, ремонтом насоса или рулевого механизма.
Для удаления воздуха из системы гидроусилителя следует открыть крышку бачка, пустить двигатель, долить свежее масло до появления его под сеткой, а затем при работе двигателя на холостом ходу повернуть рулевое колесо от упора до упора, удерживая его в течение 2—3 с. крайних положениях и доливая по мере необходимости масло до прекращения выхода из него пузырьков воздуха.
Причины полного отсутствия усиления: обрыв ремня привода насоса, заедание перепускного клапана насоса или отворачивание седла предохранительного клапана. Устраняется неисправность заменой ремня, разборкой насоса, его промывкой, заворачиванием седла клапана.
Заедание рулевого управления может быть вследствие повреждения подшипников рулевого механизма, неправильной его регулировки, погнутости тяг или отсутствия смазки в их шарнирах. В этом случае нужно заменить поврежденные подшипники, отрегулировать рулевой механизм, выправить тяги, смазать их шарниры.
Повышенный шум при работе насоса свидетельствует о недостаточном уровне масла в бачке, слабом натяжении ремня привода, попадании воздуха в систему, засорении фильтров. Стуки в насосе возникают при износе его подшипников. При высоком уровне масла или засорении фильтра может быть выбрасывание масла через сапун бачка. Эти неисправности устраняются доведением— уровня масла до нормы, очисткой фильтров, ремонтом насоса.
Техническое обслуживание рулевого управления.
При контрольном осмотре проверяют состояние и наличие шплинтов в тягах рулевого привода, отсутствие подтеканий масла из картера рулевого механизма и усилителя, а на ходу автомобиля — работу усилителя.
При ЕТО проверяют свободный ход рулевого колеса, надежность крепления сошки и тяг, натяжение привода насоса (при необходимости его регулируют).
При ТО-1 проверяют крепление всех деталей рулевого управления, смазывают шарниры рулевых тяг и усилителя смазкой Ли-тол-24 или солидолом; проверяют и при необходимости доливают масло в бачок насоса и картер рулевого механизма.
При ТО 2 дополнительно проверяют и при необходимости регулируют рулевой механизм, смазывают шлицевые соединения (Литол-24) и игольчатые подшипники карданного вала (ТАп-15В при наличии масленок), заменяют масло в картере рулевого механизма (через одно ТО-2, а при работе в тяжелых условиях — при каждое ТО-2).
Применяемое для усилителей масло марки Р может работать без замены до капитального ремонта. Его заменителем может быть летом турбинное масло-22 или индустриальное-20, зимой веретенное АУ. В случае применения заменителей при сезонном обслуживании производится их замена.
На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 масло из системы сливают через пробку в картере рулевого механизма при повернутом рулевом колесе влево до упора. В таком же положении масло заливают до уровня сетки заливного фильтра, а затем доливают до нормы при работающем двигателе и повороте рулевого колеса до упора влево и вправо.
Регулировка рулевого управления. Свободный ход рулевого колеса при работе двигателя на холостом ходу не должен превышать 25°.
Регулировка шарниров продольной рулевой тяги, натяжения ремня привода насоса и схождения передних колес производится следующим образом. Пробку заднего шарнира продольной рулевой тяги заворачивают до отказа и отпускают на 1/2-1/4 оборота, после чего пробка шплинтуется. Передний шарнир продольной тяги регулируют точно также путем закручивания и отпускания гайки, перед регулировкой этого шарнира с тяги снимают распределитель. Шарниры поперечной тяги не регулируются.
Необходимость регулировки рулевого механизма проверяется путем измерения усилия на ободе рулевого колеса (рис. 6, б) при отсоединенной продольной тяге в трех положениях:
первое — рулевое колесо повернуто более чем на два оборота от среднего положения, усилие на ободе должно быть 5,5—13,5 Н (0,55—1,35 кгс);
второе — рулевое колесо повернуто на 3/4-1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 23 Н (2,3 кгс);
третье — рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе должно быть на 5—12,5 Н (0,5—1,25 кгс) больше усилия, полученного при замере во втором положении, но не превышать 28 Н (2,8 кгс).
Начинать регулировку следует с установления величины усилия в третьем положении. Делается это при помощи регулировочного устройства рулевого механизма. При вращении винта 20 (см. рис. 6) по ходу часовой стрелки усилие увеличивается, при вращении в другую сторону — уменьшается.
Несоответствие усилия во втором положении вызывается повреждением узла шариковой гайки, в первом положении—теми же причинами, а также неправильным натягом подшипников золотника. В этих случаях рулевой механизм подлежит ремонту. Для регулировки усилия в первом положении следует подтянуть гайку подшипников золотника. При наличии осевого перемещения рулевого колеса необходимо подтянуть гайку, которая фиксирует нижний подшипник рулевой колонки.
Повышенный свободный ход рулевого колеса свидетельствует об износе деталей рулевого привода, что в свою очередь существенно влияет на безопасность дорожного движения. Неисправность устраняется выполнением регулировочных работ, заменой изношенных деталей, а своевременное и качественное техническое обслуживание направлено не только на выявление неисправностей но и способствует продлению срока службы агрегатов и механизмов.
Подвести итоги второго учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса
Третий учебный вопрос
Развал – схождение.
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей рулевого управления.
Балки мостов служат для восприятия вертикальных, продольных и поперечных усилий, действующих на колеса.
Балки ведущих мостов пустотелые, внутри них устанавливаются главные передачи, дифференциалы и полуоси. У автомобиля ЗИЛ-131 балки состоят из двух штампованных половин соединенных электросваркой.
В средней части балка моста имеет кольцевой поясок для крепления картера главной передачи, а с противоположной стороны приварена глухая крышка. На балках средних и задних мостов автомобиля ЗИЛ-131 имеются кронштейны для установки рессор и крепления реактивных штанг подвески.
Торцы балок среднего и заднего мостов ЗИЛ-131 заканчиваются фланцами, к которым крепятся шпильками цапфы и опорные диски тормозных механизмов.
Балка переднего моста автомобиля ЗИЛ-131 заканчивается фланцем, к которому крепятся шаровые опоры поворотных кулаков.
Поворотные кулаки обеспечивают возможность поворота передних управляемых колес. Каждый поворотный кулак состоит из шаровой опорыс двумя шкворнями и подшипниками, корпуса с крышками, поворотной цапфы и уплотнения.
Шаровая опора крепится шпильками к балке моста. В нее запрессованы и обварены два шкворня, на которых установлены конические подшипники; наружные кольца подшипников расположены в расточках корпуса кулака. Подшипники закрываются крышками, под которые подложены металлические прокладки. В верхнюю крышку ввернута пресс-масленка для смазки верхнего подшипника шкворня. В шаровой опоре автомобиля ЗИЛ-131 имеется контрольная пробка. С внутренней стороны к корпусу поворотного кулака крепится цапфа, а со стороны шаровой опоры — уплотнение.
Шкворни установлены в шаровой опоре с наклоном в поперечной и продольной плоскостях.Углы наклона шкворней приведены ниже:
|
ЗиЛ-131 |
КамАЗ-4310 |
Наклон шкворней, град. |
|
|
поперечный |
5° |
8° |
продольный |
3°30' |
3° |
Развал колес, град |
1° |
|
Схождение колес, мм |
2-5 |
1-2 |
Установка шкворней
с наклоном повышает устойчивость и облегчает управление автомобилем.
Конструкция поворотных кулаков обеспечивает также развал передних колес на угол
до 1°. Развал достигается тем, что оси поворотных цапф наружными концами
наклонены вниз. Развал колес уменьшает усилие, необходимое для поворота автомобиля,
разгружает наружный подшипник ступицы колеса, способствует равномерному износу шин.
Углы развала колес и наклона шкворней на грузовых автомобилях не регулируются.
Передние колеса, установленные с развалом, стремятся катиться по расходящимся окружностям, что привело бы к их проскальзыванию относительно дороги и быстрому износу шин. Чтобы не допустить этого, передние колеса устанавливаются со схождением.
Схождение колес — это разность расстояний между ободами левого и правого колес сзади и впереди балки моста. Измеряется специальной линейкой и должно соответствовать данным таблицы.
Конические подшипники шкворней устанавливаются с предварительным натягом. По мере износа трущихся поверхностей натяг исчезает, появляется зазор, что может привести к неустойчивому движению передних колес и разрушению подшипников.
Заключение
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
-
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.А. Родичев «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» , учебник, издательство «За рулём»
2. В.И.Медведков и др. «Автомобили КамАЗ» и др. «ДОСААФ, Москва, 1987 год» стр. 101-109.
3. В.Л. Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» издательство «Транспорт», Москва, 1998 год стр. 103-108.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.