ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель МК Заведующий филиалом ФКП
С.А.Чупрунова образовательного учреждения № 262
« »2021г. ____________________ С.О. Курленя
« » _______________ 2021 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Тема: «Явление электромагнитной индукции»
Автор работы: преподаватель В.И. Тимошенко
Аннотация:
|
Методическая разработка открытого урока предназначена для изучения данной темы. Представлена приложениями, позволяющими более расширенно усвоить тему урока. Предложенная разработка может быть использована в рамках образовательного процесса в организациях профессионального образования. |
г. Юрга 2021 год.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка |
3 |
2. Методическое обоснование темы занятия |
4 |
3. План урока 4. Организация проведения занятия |
5 6-7 |
5. Ход урока |
8-10 |
6.Список источников |
11 |
7. Приложения |
12-14 |
1. Пояснительная записка
На рубеже XX-XXI веков кардинально изменился жизненный мир личности и социума. Интенсивное развитие инновационных технологий, повсеместное использование достижений современной цивилизации, быстрая ассимиляция научного знания опытом повседневности детерминировали появление новой концепции образования, отвечающейвызовамвремени. Эта концепция базируется на формировании у современного специалиста не только необходимой суммы фундаментальных и специальных знаний, но и умений творческого решения практических задач, стремления осваивать новые сферы деятельности, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в профессиональной школе. Воспитываются они через активное участие учащихся в освоении знаний и путей их практического применения.
Изучение учебного предмета «Основы электротехники» осуществляется в соответствии с новой философией образования, определившей позицию учащегося как активного субъекта обучения. На уроках электротехники будущие специалисты приобретают навыки поиска, анализа, научного осмысления актуальной учебной информации, творческого применения нового, самостоятельно добытого знания. Успешное решение стоящих перед преподавателем задач подготовки специалиста новой формации – активного созидателя, ориентированного на успешную профессиональную самореализацию, самообразование в течение всей жизни, во многом предопределяется модернизацией технологических подходов, обеспечивающих через освоение содержание образования новое качество профессионально-личностного развития обучающихся. На уроках электротехники применяются современные образовательные технологии. Новым смысловым контентом наполняется содержание технологий, активно применяемых в практике преподавания электротехники в течение последних десятилетий.
2. Методическое обоснование темы занятия
Предлагаемый урок – это урок изучения нового материалапо одной из ключевых тем курса электротехники. Учащиеся на уроке не только усваивают ключевые физические понятия и явления – результаты научного познания, но и получают возможность прикоснуться к самому процессу «открытия» нового знания в науке, стать свидетелями движения и развития научной мысли. Электротехника принадлежит к числу учебных предметов, формирующих у обучающихся естественно-научную картину мира, формирования в дальнейшем профессиональных компетенций будущих специалистов.
Электротехника – наука экспериментальная, поэтому методы обучения обязательно должны подкрепляться опытно-экспериментальными приемами. Концепция предлагаемого урока построена на интеграции теории и практики: все гипотезы и рассуждения проверяются опытом, умозаключения и выводы строятся на результатах физического эксперимента. Таким образом, обучающиеся «погружаются» в лабораторию физической мысли, базирующейся на научном эксперименте.
Ключевые (опорные) положения лекции фиксируются в опорном конспекте, что способствует выработке у обучающихся умений и навыков извлекать самое существенное из полученной информации, систематизировать, обобщать и делать выводы, формирует культуру мышления и ведения записей, необходимых для репродукции добытых знаний, их осмысления и применения.
На уроке активно используются видеопроектор и компьютер, что предоставляет преподавателю широкие возможности для проведения занятия. По сути дела на экране отображается сжатый, концентрированный вариант содержания занятия (своеобразный электронный конспект), реализуемый через пакет иллюстративных материалов (текстов, рисунков, видеофрагментов и т.п.), которые используются в рамках данного учебного занятия и сохраняются в виде файла на компьютере.
Данная форма изложения изучаемого материала, активное вовлечение обучающихся в познавательную деятельность, применениевидеопроектора и компьютера, в рамках одного учебного занятия – все это в комплексе позволяет провести урок на уровне современных требований к подготовке квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
3. План урока
Тема занятия:«Явление электромагнитной индукции».
Цели занятия:образовательные: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, показать, что индукционный ток появляется при изменении магнитного потока, пронизывающего контур;
-воспитательные: формировать умение работать в группе, формировать самостоятельность учащихся, воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету;
-развивающие: развивать способность быстро воспринимать информацию и выполнять необходимые задания; развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.
Методическая цель: - раскрытие опыта проведения занятий по изучению электромагнитной индукции с использованием различных педагогических и информационных технологий;
- показать роль развивающего обучения для повышения мотивации освоения предмета.
Тип занятия:изучение нового материала.
Вид занятия:урок.
Форма занятия:фронтальная, групповая.
Материально-дидактическое оснащение занятия: дидактический материал (учебник,раздаточный материал,тестовое задание), экран, компьютер, проектор.
4.Организацияпроведения занятия
Планируемые результаты урока
|
Этапы урока (структурные элементы урока) |
Время |
Деятельность преподавателя, ее содержание, формы и методы |
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы |
УМО |
|
Организационная часть |
10 |
Приветствие, проверка присутствующих. |
- занимают рабочие места; взаимные приветствия обучающихся и преподавателя; -подготовка конспектов, авторучек. |
|
Проявление интереса к теме занятия. |
Постановка темы урока. Мотивация учебной темы.
|
Акцентирует внимание обучающихся к теме предстоящего занятия, обязывает записать её в конспект, актуализирует её значение для изученияс одновременной мотивацией , информирует о плане проведения урока. Задает вопросы предыдущей темы. |
Записывают дату и наименование темы в конспект.
Формируют и высказывают ответы своими словами. |
Классная доска, Учебник «Электротехника», конспект, видеопроектор. |
|
Активное участие в диалоге, психологическая и эмоциональная устойчивость. Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. |
Изучение нового материала. |
25 |
Подача дидактического материала. |
Вступают в диалог, высказывают свои видения, позиции, проявляют высокую активность делают записи в конспектах. |
Раздаточный материал(«Правило правой руки», «формула закона»). Видеопросмотр опыта. |
Ответственность за результаты обучения. Сотрудничество с другими обучающимися. Рефлексивно- оценочный этап. |
10 |
Совместно с группой оценивает достижение целей занятия, обращая внимание на задания. |
Формируют ответы своими словами.
|
Письменное задание. |
|
Предлагает сделать самооценку своим письменным заданиям. |
Согласно эталону ответов делают самооценку. |
||||
Владение бесконфликтными способами и приёмами общения.
|
Заключительный этап. |
Подводит итог занятия. Озвучивает оценки обучающихся. |
Высказывают свое мнение о проведенном уроке. |
|
5.Ход урока
1Вводно-мотивационный этап-10 минут
1 .1Организационная часть :Приветствие.Проверка обучающихся.
1.2Тема занятия:«Явление электромагнитной индукции»
1.3Мотивация :Знание данной темы позволит более углубленно изучать последующие темы данной дисциплины т. к. закон электромагнитной индукции лежит в основе современной электротехники, а также радиотехники, которая, в свою очередь, составляет ядро современной индустрии, полностью преобразившей всю нашу цивилизацию.
Практическое применение электромагнитной индукции началось только спустя полвека после ее открытия. В то время технический прогресс шел еще сравнительно медленно. Причина, по которой электротехника играет столь важную роль во всей нашей современной жизни, состоит в том, что электричество является наиболее удобной формой энергии и именно благодаря закону электромагнитной индукции. Последний позволяет легко получать электроэнергию из механической (генераторы), гибко распределять и транспортировать энергию (трансформаторы) и преобразовывать ее обратно в механическую (электромотор) и другие виды энергии, причем все это происходит с очень высоким КПД.
Еще каких-нибудь 60-70 лет назад распределение энергии между станками на заводах осуществлялось через сложную систему валов и ременных передач - лес трансмиссий составлял характерную деталь индустриального "интерьера"того времени. Современные станки оборудованы компактными электродвигателями, питаемыми по системе скрытой электропроводки.
1.4Актуализация :А сейчас давайте повторим материала прошлого урока. Мы изучали магнитное поле и его характеристики.Необходимо ответить на следующие вопросы:
-Дать определение магнитного поля (это особый ,отличный от вещества ,вид материи, через которую передается действие магнита на другие тела).
-Чем характеризуется интенсивность магнитного поля ?(магнитной индукцией).
-Дать определение магнитной индукции (это векторная величина; в каждой точке поля вектор магнитной индукции направлен по касательной к магнитным силовым линиям)
Тему прошлого урока усвоили. Сейчас переходим к изучению новой темы.
2. Операционно-познавательный этап-25 минут
2.1В основе работы многих электротехнических устройств (генераторов, трансформаторов, электродвигателей) лежит явление электромагнитной индукции , открытое Майклом Фарадеем в 1831 г. Предлагаю посмотреть опыт ,который провел М.Фарадей .
Видеопросмотр опыта
Явление электромагнитной индукции заключается в том , что изменение магнитного поля вокруг проводника , связанное с пересечением проводника магнитными силовыми линиями, вызывает появление ЭДС в этом проводнике .Значение индуцированной ЭДС определяется законом электромагнитной индукции Майкла Фарадея .Он формируется следующим образом:
Индуцированная ЭДС прямо пропорциональна индукции В , длине проводникаL и скорости Vего перемещения в направлении , перпендикулярном линиям магнитного поля:
(у Вас на столах лежат рисунки ,на которых этот закон записан формулой и изображено определение направления ЭДС )
E (В)=B(Тл)L(м)V(м/с)sina , где
a-угол между направлениями движенияпроводникаи магнитного поля.Если угол a=90(что часто бывает), то E=BLV
Направление ЭДС определяют согласно правилу правой руки .
3.Рефлексивно-оценочный этап-10 минут
3.1- А сейчас давайте проверим уровень освоения данной темы. Необходимо ответить на предложенные вопросы (Тестовые задания)
3.2- Давайте подведем итог нашего урока.
- Как Вы считаете достигнута ли цель нашего урока?
-Что понравилось в проведения данного урока?
-У кого есть вопросы, предложения, пожелания?
-Оценки получили:
- Наш урок закончен, спасибо всем за внимание и за работу.
6. Список источников
1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. Электротехника [Текст]: учебник для нач. проф. образования / Бутырин П.А., Толчеев О.В., 11-е издание.стер. М: Издательский центр «Академия», 2015. —272 с.
2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1104254;
3. https://www.youtube.com/watch?v=-wZ5tfpOFj0
Приложение 1
E(В) =BLVsina,где
a-угол между направлениямидвижения проводника и магнитного поля;
V(м/с)- скорость;
L(м)-длина проводника;
B(Тл) - индукция.
Если угол a=90(что часто бывает), тоE=BLV
Приложение 2
Приложение 3
Задание для оценки освоения учебной темы: «Явление электромагнитной индукции» дисциплины «Основы электротехники» .
Ответить на вопрос:
1.Где используется явление электромагнитной индукции?
Продолжить предложение:
2.Направление ЭДС(электродвижущей силы ) определяется…
Укажите номер правильного ответа:
3.ЭДС индукции зависит :
1) от температуры проводника;
2) от химического состава проводника;
3) от скорости движения проводника;
4) от магнитной индукции ,длины, скорости и угла направления перемещения проводника;
5) от температуры , химического состава искорости движения проводника.
Эталон ответов:
1.Явление электромагнитной индукциииспользуетсяпри устройстве генераторов, трансформаторов, двигателей .
2.согласно правила правой руки.
3. 4.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов– 5;
1 ый вопрос-2 балла;
2 ой вопрос- 2 балла;
3 ий вопрос – 1 балл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.