Методическая разработка открытого урока на тему: Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока на тему: Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
физика
Взрослым
22.07.2023
Методическая разработка открытого урока на тему: Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт
Этот материал открытый урок на тему: Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт . будет очень полезен для учащихся СПО по профессии "Машинист локомотива."
ОТКРЫТЫЙ УРОК А.Б. ТИП 42НК-125.docx

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»

 

 

 

 

Методическая разработка урока 

по теме:

 «Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт »

МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива

Профессия 23.01.09. Машинист локомотива

 

 

 

 Выполнил преподаватель

ГБПОУ СО «БПЛ»

Сазыкин Геннадий Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Балашов,


СОДЕРЖАНИЕ.

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1.Технологическая карта урока.

2.2. Назначение, устройство аккумуляторной батареи тип 42НК-125.

2.3. Текущий ремонт аккумуляторной батареи тип 42 НК-125. 

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Примечание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ.

         Аккумуляторная батарея, как мы знаем, предназначена для накопления, удержания и отдачи электрической энергии методом электрохимических реакций. В современном мире мы представить не можем, как бы мы обходились без таких накопителей энергии, и тем более – без электричества.

Принято считать, что первый ученый, который положил начало и внес внушительный вклад в изучение аккумулирующего эффекта – это Алессандро Вольта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.).В 1800 г., опираясь на знания и эксперименты своего предшественника Луиджи Гальвани, ему удалось разработать первый в истории человечества источник постоянного тока.  Изобретение получило название «вольтов столб» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В его основу легла химическая реакция, возникшая в результате помещения медно-цинковой пары электродов, соединённых между собой проволокой,  в кислоту. Цинковая пластина стала растворяться в кислоте, тогда как на медной появились пузырьки газа. Приложив электроскоп, Вольта подтвердил свое предположение о том, что по проволоке, соединявшей пластины, протекает электрический ток. Стало очевидно, что химический источник тока можно собрать самостоятельно.

 

Так, Вольта стал первым ученым, которому удалось сделать первую в мире батарею, способную вырабатывать электрический ток. Она получила название «гальванический элемент», в честь предшественника Вольта.

Работа над усовершенствованием этого аккумулятора была проделана многими учеными, как Ренье, Сомелином, Дариусом и др, и в 1901 году новый тип несвинцового аккумулятора был запатентован одновременно Эдиссоном и Юнгнером.

Этот аккумулятор состоит из двух систем пластин, содержащих одна окись железа, а другая черную окись никкеля, опущенных в 20% раствор едкой щелочи, обычно едкого кали, с прибавлением 0,5 — 1% едкого лития.

Работа над усовершенствованием этого аккумулятора была проделана многими учеными, как Ренье, Сомелином, Дариусом и др, и в 1901 году новый тип несвинцового аккумулятора был запатентован одновременно Эдиссоном и Юнгнером (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Этот аккумулятор состоит из двух систем пластин, содержащих одна окись железа, а другая черную окись никкеля, опущенных в 20% раствор едкой щелочи, обычно едкого кали, с прибавлением 0,5 — 1% едкого лития.

Элементы Эдиссона и Юнгнера получили широкое применение в тех случаях, когда необходим малый вес и неприхотливость аккумуляторов к зарядке, так как они могут стоять как угодно долго в разряженном состоянии. Таким образом, железониккелевым аккумуляторам отведено, большое место во всех переносных и подвижных установках, в то время как за свинцовыми аккумуляторами стало широкое поле применения в стационарных установках.

 Актуальность. Аккумулятор - это  устройство для накопления и хранения энергии с целью ее последующего использования. Слово произошло от лат. accumulator — собиратель. Аккумулятор способен преобразовывать электрическую энергию в химическую. А также в случае необходимости  осуществлять обратное преобразование. Зачастую его  используют как автономный источник электроэнергии. Для аккумуляторов характерны следующие параметры:

- электрохимическая система;

- напряжение;

- электрическая емкость;

- внутреннее сопротивление;

-  ток саморазряда;

- срок службы.

Состояние же аккумулятора определяется согласно трем его ключевым показателям, это:

- реальная емкость;

- внутреннее сопротивление;

- ток самозаряда.

Аккумуляторные батареи на подвижном составе выполняют разнообразные функции. Например, назначение аккумуляторной батареи на электровозах, электропоездах и поездах метрополитена. Здесь батарею используют как автономный источник тока для питания цепей низкого напряжения при неработающем генераторе, следовательно, нет никакого потребления энергии. Для этих цепей выбирают аккумуляторы емкостью 100-200 А/ч. Здесь батарею используют как автономный источник тока для питания цепей низкого напряжения при неработающем генераторе, следовательно, нет никакого потребления энергии. Для этих цепей выбирают аккумуляторы емкостью 100-200 А/ч. На контактно-аккумуляторном поезде, обслуживающем электрифицированные направления железных дорог и примыкающие к ним не электрифицированные участки, аккумуляторная батарея работает в специфическом режиме. Электрическая схема поезда предусматривает возможность заряда батареи от контактного провода через специальное зарядное устройство. Наконец, аккумуляторная батарея применяется для освещения и поддержания микроклимата в вагонах пассажирских поездов. Большая часть пассажирских вагонов имеет автономную систему электроснабжения - от генератора с приводом, от колесной пары и аккумуляторной батареи. Мощность генераторов 3,5-6 кВт. Щелочные аккумуляторные батареи имеют напряжение 50 В. В зависимости от условий работы аккумуляторных батарей применяют несколько конструкций аккумуляторов. Правильная организация и совершенная технология ремонта локомотивов, как показывает опыт локомотивных депо  позволяют содержать их в исправном состоянии при минимальных трудовых и материальных затратах. Большое значение при этом имеет значение ремонтных баз и их освещенности. В ремонтном производстве в настоящее время используются совершенные методы организации ремонта и концентрации производства по всем сериям электровозов. Аккумуляторная батарея на электровозах служит источником энергии напряжением 50В для катушек аппаратов, осветительных и сигнальных ламп при неработающих генераторах управления.

 Целью открытого урока является совершенствование обучение обучающих раскрытие темы: «Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт». Формировать способность работать в команде и организовывать собственную деятельность.

 

 

 


2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 

МДК 01.01.

 

  Раздел 2 Проведение  монтажа,  разборки, соединение и регулировка частей ремонтируемого объекта локомотива.   

 Тема 2.1.Устройство и взаимодействие основных узлов ремонтируемого электровоза.

Группа_23                                                          дата_____________________

 

Тема

Аккумуляторная батарея тип 42НК-125 назначение, устройство и текущий ремонт.

Цель

Деятельностная: научить обучающихся назначению, устройству и текущему ремонту аккумуляторной батареи тип 42НК-125, формировать способность работать в команде и организовывать собственную деятельность.

Содержательная:  аккумуляторная батарея тип 42НК-125, назначение, устройство и текущий ремонт, проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка обучающихся.

Планируемые результаты          

1.Формирование и развитие компетентности (ОК и ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива. 

Личностные: готовность и способность к самостоятельной, совместной деятельности.

ЛР 13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

ЛР 14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных

ЛР 15. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.

ЛР 16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.

ЛР 17. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности.

ЛР 18. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.

ЛР 19. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 20. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.     

ЛР 21. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.         

ЛР 22. Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 23. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

ЛР 24. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.

ЛР 25. Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины).

ЛР 26. Осуществление  регулировки и испытание отдельных механизмов локомотива

ЛР 27. Выполнение демонтажа  и монтажа отдельных приборов пневматической системы локомотива.

ЛР 28. Определение  соответствия технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов.

ЛР 31. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ЛР 32. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической

подготовленности.

ЛР 33. Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается.

ЛР 34. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Основные понятия

Аккумуляторная батарея тип 42НК-125 назначение, устройство и текущий ремонт.

Межпредметные связи

МДК 02.01, УП 01

Средства обучения

Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, задания, аккумуляторная батарея. 

Формы урока

Коллективная (работа в малых группах), групповая, 

Тип урока

изучения нового материала

·          

Структура учебного урока

Этап занятия

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

 Формируемые ОК, ПК

Организационный

этап

 

Приветствует обучающихся

- организация рабочего места.

Приветствуют преподавателя, проверяют свои рабочие места.

ОК1 

 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

 

подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

 

 

 

3) Актуализация знаний.

 

мотивация

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю;

Отвечают на вопросы и формулируют тему, цели и задачи  урока.

 

Выделение существенной информации из слов преподавателя. Постановка темы урока Умение настраиваться на урок, умение самостоятельно планировать пути достижения целей

4) Первичное усвоение новых знаний.

 

объяснение нового материала (приложение 1);

-   демонстрация слайдов

(прилож.2);

-    руководство  индивид. работой в рабочих тетрадях;

-   беседа с целью выяснения  степени понимания  материала;

-   руководство групповой работой;

 

Восприятие и осмысление нового материала,   фиксирование основных положений в листах рабочей тетради.

Групповая работа: изучение технологического алгоритма, ответы на вопросы,  заполнение  таблицы.

Участие в общей дискуссии.

ОК1

5) Первичная проверка понимания.

 

Объясняет выполнение задания

Выполняют задание

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать

ОК 2. .

6) Первичное закрепление.

 

Организует  выполнение в микрогруппах  заданий по выбору информации в соответствии   с заданием

Осуществляют поиск информации в соответствии с заданием

ОК 2.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

Комментирует, делает акценты

 

Анализируют форму представления информации

Записывают задание

Носители информации

ОК 3., ОК4

 

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

-  расстановка по рабочим местам

- целевые обходы:

- проверка организации рабочего места;

- проверка выполнения задания;

- индивидуальное  инструктирование;

-  закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции;

- прием результатов работы;

- оценивание;

- определение дополнительных заданий сильным обучающимся.

выполняют ввод и вывод информации с носителей

выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;

самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ;

самостоятельная работа, выполнение заданий инструкционной карты

ПК 2.3, ОК1, ОК2,ОК3, ОК4,ОК6,ОК7.

 

 

 

 


 

2.2.  НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТИП 42НК-125.

 Аккумуляторная батарея типа 42НК-125 (АБ) служит для питания цепей управления и освещения электровоза при опущенном токоприемнике, а также при следовании электровоза по нейтральной вставке.

Аккумуляторная батарея (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) состоит из 42 щелочных никель - кадмиевых аккумуляторов НК-125, установленных в двух металлических ящиках 2 .В каждом ящике на тележке 6 установлен 21 аккумулятор 14 . На дне тележки уложены щелочестойкие резиновые полосы 8. В дне тележки и ящика имеются отверстия для стока электролита наружу. При обслуживание батареи тележка выкатывается на открытую до горизонтального положения крышку11. Крышка в нижней части крепится к ящику на петлях 1 и удерживается в горизонтальном положении тросами 7, связанными - с крышкой регулировочными болтами 9. В закрытом положении крышка крепится к ящику вверху двумя четырехгранными замками, сбоку - двумя откидными замками. Для отвода газов вверху ящика вварены две трубки с грибками 3, для забора вентилирующего воздуха на торцовых стенках ящика предусмотрены отверстия. В зимнее время во избежание попадания снега в батарею отверстия закрывают крышками на резьбе изнутри ящика. Тележка и внутренняя поверхность ящика окрашены щелочестойкой эмалью. Каждый аккумулятор находится в индивидуальном резиновом чехле 4. Между рядами аккумуляторов и сетками тележки установлены гетинаксовые листы 15. Аккумуляторы плотно прилегают друг к другу, что обеспечивается болтами 5 (через нажимные гетинаксовые плиты 16) и фанерными листами 12. Аккумуляторы соединены последовательно медными никелированными шинами 13. Выводы аккумуляторов, шины и оси колес 10 покрывают защитной смазкой.

Элемент аккумуляторной батареи КН-125 состоит из стального корпуса 7 (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), в котором расположены блок 9, состоящий из пяти отрицательных пластин, и блок 8, состоящий из шести положительных пластин. Каждый блок имеет шпильку, являющуюся выводом. Активная масса 6 пластин помещается в пакетах 5. Они выполнены в виде плоских стальных никелированных трубок с большим числом малых отверстий: через эти отверстия проникает электролит. Для улучшения контакта между пакетами и активной массой к последней добавляют проводящий материал (например, чешуйчатый графит). Положительные и отрицательные пластины изолированы друг от друга эбонитовыми палочками 4. Выводные шпильки 2 в месте выхода из корпуса армированы изоляционными втулками. Блок 8 соединен непосредственно с корпусом элемента. Изоляцией корпуса элемента служит резиновый чехол 1. Заливают электролит через отверстие, расположенное между выводами. Это отверстие закрыто пробкой 3.
Каждая «+» и «-» пластина состоит из отдельных пакетов (из плоских стальных никелированных трубок) с очень мелкими отверстиями, закрепленных в общих рамках. Внутри пакетов помещена активная масса в виде зерен: для «+» пластин — гидроокись никеля Ni (ОН)3 (с добавлением графита— для лучшей проводимости); для «-» пластин — кадмий Cd с добавлением 20 % железа Fe (железо добавляется для предотвращения спекания кадмия при нагревании и для лучшей проводимости кадмия).
Каждая «-» пластина АБ помещена между двумя «+» пластинами, и наоборот. Все пластины изолируются друг от друга эбонитовыми палочками (в вертикальных канавках пластин). Обе крайние «+» пластины от стенок и от

дна корпуса не изолируются. Поэтому корпус элемента находится под потенциалом «+» пластин и для изоляции помещается в резиновый чехол.
Выводы от блоков «+» и «-» пластин выполнены в виде приварных шпилек, они выведены наружу через запаянную крышку корпуса через резиновые втулки — для изоляции и герметичности.
 Электролит — это раствор щелочи КОН в дистиллированной воде. Плотность электролита должна быть: летом 1,19-1,21 г/см3; зимой при температуре ниже -15 °С — 1,25-1,27 г/см3 (плотность электролита замеряется ареометром) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
При приготовлении электролита в него добавляется раствор щелочного металла лития (моногидрат лития) в количестве 20 г на 1 л—для увеличения срока службы электролита и АБ.
Электролит заливается в элементы через специальное отверстие в крышке, которое затем закрывается пробкой на резьбе. Эта пробка имеет Т-образный канал с резиновым кольцом в кольцевой выточке снаружи — для выхода газов из элемента (всего электролита в одном элементе — 1,2 л).
Уровень электролита сверху над пластинами (над сеточкой-сепаратором) должен быть 5 -12 мм, что замеряется стеклянной трубочкой (0 4,5 мм).(ПРИЛОЖЕНИЕ 7). Сверху в каждый элемент добавляется по 10 г вазелинового масла — для образования пленки сверху электролита, чтобы уменьшить испарение электролита и чтобы электролит не окислялся кислородом из воздуха.
Напряжение элементов контролируют нагрузочной вилкой (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

Технические данные аккумуляторного элемента КН-125 следующие:

Номинальная емкость, А-ч ……………………………………………………. 125

Номинальное напряжение, В …………………………………………………..1,25

Заряд (номинальный режим):

время, ч.................................................................................................................... 6

сила тока, А ............................................................................................................ 31

Разряд:

время, ч..................................................................................................................... 8

сила тока, А ..........................................................................................................12,5

Количество электролита, л .................................................................................1,20

Габаритные размеры, мм:

высота ...............................................................................................................

ширина.....................................................................……………………………..128

толщина.................................................................................................................. 77

Масса без электролита, кг ....................................................................................5,4

 

 

2.3. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТИП 42 НК-125.

        

          С целью обеспечения устойчивой работы локомотивного парка ОАО «РЖД», поддержания его  в исправном состоянии, полученный опыт эксплуатации, технического обслуживания и ремонта локомотивов. Распоряжение введено в действие с  29.09.2018г. №2070р. Текущий ремонт ТР-3 выполняется ремонтными предприятиями и предназначен для восстановления основных эксплуатационных характеристик и исправности локомотива путем ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей и агрегатов с обязательной проверкой состояния остальных составных частей и устранением обнаруженных неисправностей.

Основной неисправностью аккумулято­ра является понижение его емкости вследствие накопления в его электро­лите карбонатов (углекислых солей), снижающих содержание в электроли­те щелочи. Наиболее интенсивное накапливание карбонатов происходит при повышенной температуре, плохом креп­лении пробок, недостатке в электроли­те едкого лития, загрязнении его вред­ными примесями, в результате повы­шенного саморазряда и коротких замы­каний.

Аккумуляторные батареи на э. п. с. эксплуатируются в переменных темпе­ратурных условиях, подвергаются воз­действию пыли, грязи и влаги, тряске, вибрации и толчкам, что может приво­дить к сокращению срока их службы. При температуре выше 45°С актив­ная масса пластин размягчается, ослабляется ее связь с решеткой, что может вызвать ее сползание. Кроме того, у ак­кумуляторов могут возникать: повы­шенные саморазряд и газовыделение, отдельные механические повреждения и снижение напряжения ниже до­пустимого.

Высокая температура электролита при эксплуатации аккумуляторов приводит, кроме отме­ченного выше, к безвозвратной потере емкости вследствие пассивации положи­тельных электродов. Железная актив­ная масса, практически почти нераст­воримая в электролите при нормаль­ных условиях эксплуатации, при высо­кой температуре растворяется и дейст­вует в электролите на положительный электрод, вызывая потерю емкости. Высокая температура электролита час­то является следствием неправильно выбранного режима заряда батарей на локомотиве (вагоне), приводящего к систематическому перезаряду аккуму­ляторов.

Загрязнение электролита вредными примесями может происхо­дить как в результате случайного по­падания в отдельные аккумуляторы ме­таллических предметов, так и при доливке аккумуляторов недистиллирован­ной водой.

Короткие замыкания в аккумуляторах возникают чаще всего из-за большого количества шла­ма, образующегося при вымывании ак­тивной массы из электродов. Чрезмер­ное вымывание активной массы, особен­но из отрицательного (железного) электрода, может быть вызвано систематическим перезарядом аккумулято­ров. Электролиз воды, происходящий при перезаряде, приводит к обильному выделению газов, которые увлекают с собой частички активной массы и выносят их из электродов в электролит. При высокой температуре электролита (50—60 °С) частички активной массы не полностью растворяются в электро­лите, а затем при охлаждении выде­ляются и оседают на электродах и сепараторах в виде тонкой метал­лической пленки. Металлизация сепара­торов превращает их в проводники электрического тока и приводит к уси­ленному саморазряду и даже короткому замыканию аккумуляторов.

Повышенное газовыделе­ние обычно является следствием за­грязнения электролита. Кроме корот­ких замыканий, внутри аккумулятора могут возникать короткие замыкания в батарее чаще всего в тех случаях, когда сопротивление изоляции батареи становится ниже нормы или перети­раются резиновые чехлы.

Механические поврежде­ния, наиболее часто встречающиеся у щелочных аккумуляторов на э. п. с,— это повреждения изоляционных рези­новых чехлов и вентиляционных пробок. Практика показывает, что резиновые чехлы механически непрочны, их по­вреждения приводят к заземлению ак­кумулятора, утечке тока, коротким за­мыканиям. Перетирание чехлов наблю­дается там, где аккумуляторы закреп­лены в ящике деревянными клиньями. При движении локомотива ящик вибри­рует и крепление расшатывается. Неис­правности пробок могут привести к скоплению в аккумуляторе газов и, как следствие, к выпучиванию стенок сосу­да, а иногда и нарушению его целост­ности.

Перед снятием батареи э. п. с. приводят в нерабочее состоя­ние, выключают рубильник батареи или выключатели распределительного щита и вынимают предохранители. Ящики очищают от пыли и грязи. К работе с аккумуляторами приступают спустя 5—8 мин после открытия крышки акку­муляторного ящика. Протирают верх­нюю часть элементов и соединяющие их перемычки, отсоединяют перемычки и подводящие провода, освобождают аккумуляторы от элементов, крепящих их к ящику, и вынимают аккумуляторы из ящика.

Эти операции следует выполнять осторожно, чтобы не повредить ре­зиновые чехлы.

Снятую аккумуляторную батарею ставят на специальную тележку и транс­портируют в аккумуляторное отделение, а взамен нее устанавливают отремонти­рованную и заряженную батарею.

         Поступившую в аккуму­ляторное отделение батарею разря­жают. Разряд батареи осуществляют в специальном шкафу током, принятым для аккумуляторов данного типа, до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не снизится до 1 В. После разряда ба­тарею отключают от зарядно-разрядной установки, разъединяют перемычки между аккумуляторами передают в ремонтное отделение; с аккумуляторов  НК-125 снимают резиновые чехлы и устанавливают аккумуляторы на контейнеры промывочной установки(ПРИЛОЖЕНИЕ 9) и методом прокручивания сливают электролит.

Чтобы снять резиновый чехол, в горловину аккумулятора вводят захват, а между чехлом и корпусом вставляют с двух сторон упоры из проволоки, с помощью которых чехол придерживается при выемки из него аккумулятора. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). После снятия чехлы устанавливают на установку проверки, (ПРИЛОЖЕНИЕ 11). Снятые резиновые чехлы промывают водой (температура должна быть около 60°С), после чего производят проверку их на герметичность сжатым воздухом давлением 0,1 МПа под слоем воды в течение 1 мин на установке. Допускается испытание чехлов водой 0,1 МПа или на электрическую проницаемость переменным током, напряжением не ниже 1350 В частотой 50 Гц и течение 10 сек. Чехлы, не выдержавшие испытания из-за наличия механических по­вреждений, ремонтируют вулканизацией на установке.

При ремонте резиновых чехлов наклейкой (вулканизацией) повреж­денное место зачищают и обезжиривают бензином. Затем на него накла­дывают сырую резину (шифр 1В47 или 2959 по МРТУ-3 8) с предварительным нанесением на поврежденное место резинового клея БФ-2, приготовленного из смеси 10 г резины и 100 г бензина Б-70. Вулканизация производится при температуре 143С0 в течение 15 мин. Дав­ление при вулканизации 1-2МПа. Чехлы повторно испытывают и сушат на стеллаже. Чехлы, не выдерживающие испытания, бракуют.

Сливают электролит из аккумуляторов в отстойник, который по трубам поступает в установку для нейтрализации, или в установку регенерации, если электролит годен к последующей эксплуатации.

На ав­томатической установке по заданной программе промывают корпус аккуму­лятора снаружи и внутри, протирают сухой ветошью или салфеткой и убеж­даются в отсутствии течи. Аккумуля­торы, имеющие пробои, вмятости бо­лее 2 мм и раздутые, бракуют. Дере­вянной лопаточкой, обмотанной ве­тошью и слегка смоченной в керосине, удаляют налет окислов на борнах и осматривают резьбу. При появлении соли вокруг борнов проверяют целост­ность изоляционных шайб. Прочищают вентильные отверстия, промывают и осматривают пробки, перемычки аккумуляторных элементов, проверяют исправность резины. Пере­мычки, имеющие трещины или умень­шенную более 15% площадь контакт­ной поверхности, заменяют; погнутые выправляют.

Аккумуляторные ящики при необхо­димости ремонтируют и окрашивают черным щелочестойким лаком БТ-783. При плохой пайке наконечников, обры­ве жил проводов более 10% наконеч­ники перепаивают и облуживают по всей длине. Целостность резиновых чехлов проверяют сжатым воздухом давлением 100 кПа (1 кгс/см2) под слоем воды в течение 1 мин или водой под тем же давлением.

При ТР:3 аккумуляторы осматри­вают, сушат и устанавливают на контейнеры промывочной установки, где методом прокручивания сливают воду, залитую в элементы перед покраской. На аккумуляторы НК-125 наде­вают резиновые чехлы, после чего их транспортируют к месту заливки электролита.

Электролит зали­вают в специальном помещении с по­мощью крана с автоматическим пре­кращением заливки при достижении не­обходимого уровня. Плотность элект­ролита должна быть несколько по­вышена с учетом того, что происходит его разбавление водой, оставшейся в порах пластин. Уровень электролита проверяют уровнемером через 2 ч после заливки, когда пласти­ны аккумуляторов пропитаются элект­ролитом. Для этого уровнемер опус­кают в аккумулятор до упора в предо­хранительный щиток, плотно закрыва­ют пальцем отверстие в верхнем конце трубки и вынимают ее. Высота элект­ролита в трубке будет равна уровню электролита над щитком в аккумуля­торе. При заливке аккумуляторов НК-125 следят, чтобы щелочь не попала на резиновые чехлы.

Осматривают наконечники вывод­ных проводов. Дефектные заменяют. Годные, но с незначительными цара­пинами, задирами и нарушенной полу­дой зачищают и облуживают по всей длине.

Аккумуляторы предварительно протирают и надежно закрепляют в ящике. Выводные провода укладывают в резиновые трубки, а их концы уплот­няют изоляционной или смоляной лентой. Отверстия ящика для выводных проводов уплотняют изоляционными втулками.

Монтаж ведут по соответствующей схеме. После установки проверяют качество монтажа аккумуляторов, правильность постановки пробок, надежность крепле­ния перемычек проводов; все токоведущие детали смазывают техническим ва­зелином. Измеряют сопротивление изо­ляции относительно корпуса; оно долж­но быть для батареи с напряжением 50 В не менее 25 кОм. Прове­ряют работоспособность батареи; уста­навливают предохранители, включают рубильник и цепи дежурного освеще­ния, наблюдая по приборам за работой батареи.

Аккумуляторы можно заряжать в нормальном или усиленном, режиме. Нормальный режим — заряд в течение 6 ч нормальным зарядным током, т. е. током, равным но значению 1/4 номи­нальной емкости аккумулятора. Усилен­ный режим — заряд в течение 12 ч нор­мальным током. Его применяют при вводе в действие или при подготовке к хранению батарей в заряженном состоянии, после смены электролита, глубоких разрядов (ниже допускаемых конечных напряжений), а также после разрядов слабыми токами, чередую­щихся с перерывами в течение 16 ч и более. Усиленный заряд в течение 10 ч нормальным током проводят через каж­дые 10 циклов, а при нерегулярной работе — один раз в месяц. Усиленный девятичасовой заряд применяют перед постановкой на шестимесячное хра­нение в заряженном состоянии, а ус­коренный трехчасовой — - током, вдвое большим нормального.

Усиленные заряды увеличивают ем­кость аккумуляторов при комнатной температуре и уменьшают самозаряд. Однако частое применение усиленных зарядов при низких температурах сни­жает емкость аккумуляторов.

Никель-кадмиевые аккумуляторы можно заряжать более слабым, чем нормальный, током, соответственно уве­личивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомен­дуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу ще­лочных аккумуляторов, а потому при­менять их надо в случаях крайней необ­ходимости. Запрещается допускать по­вышение температуры электролита при заряде свыше 45°С для составных электролитов и выше 35 °С для электро­лита без добавки едкого лития. Если при заряде температура стала выше указанной, заряд необходимо прервать и дать аккумуляторам остыть. Во время заряда нельзя допускать выплескива­ния электролита, для чего часть элект­ролита отбирают резиновой грушей. За­ряженные аккумуляторы закрывают вентильными пробками сразу после за­ряда. Залитые свежим электролитом аккумуляторы соединяют в батарею перемычками и устанавли­вают на зарядно-разрядную установ­ку А1025.01, разработанную ПКБ ЦТ, которая имеет ручное и автоматичес­кое управление на два поста и позволяет контролировать время заряда и разря­да, напряжение аккумуляторов при разряде и температуру электролита в трех аккумуляторах каждого поста. На ней в заданных режимах проводят зарядно-разрядные циклы, и проверяют емкость батареи.

На первом тренировочном цикле пос­ле 12 ч заряда батарею разряжают по времени (5 ч), но до напряжения 1 В на худшем аккумуляторе. При рез­ком отклонении напряжения одного или нескольких аккумуляторов от напряже­ния на остальных их заменяют заранее проверенными аккумуляторами боль­шей емкости. Разряжают батарею на нагрузочный резистор.

На втором тренировочном цикле разряд ведут также до напряжения 1 В на худшем аккумуляторе. У исправ­ного и правильно включенного аккуму­лятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть в начале заряда 1,4—1,45 В, в конце заряда — 1,75—1,85 В.

На третьем контрольном цикле раз­ряд ведут не по времени, а до напряже­ния 1 В у первого вышедшего из раз­ряда аккумулятора. Если емкость бата­реи будет не менее установленной, аккумуляторы могут быть допущены к эксплуатации.

Емкость С аккумуляторной батареи, А-ч, определяют как произведение раз­рядного тока I разряда на время t разряда,

При выпуске из ТР-3 емкость ак­кумуляторных батарей НК-125, должна быть соот­ветственно  82 А-ч.

Признаками окончания заряда ак­кумуляторной батареи являются по­стоянство напряжения в конце разряда в течение 30 мин, а также постоянство плотности электролита и обильное газовыделение. Признаком окончания разряда является достиже­ние напряжения 1 В на любом из аккумуляторов. Размыкать цепь во время заряда и разряда запрещается. В слу­чае вынужденного прекращения тока в цепи батарею следует немедленно отключить от сети. Продолжитель­ность перерыва, если она не превышала 30 мин, из времени заряда в разряде исключают.

После контрольного цикла батарею заряжают нормальным зарядным током в течение 12 ч. При корректировке электролита зарядную установку обяза­тельно отключают. Заряженную бата­рею отключают, ввертывают вентиля­ционные пробки и протирают крышки аккумуляторов. Аккумуляторы, которые полностью не зарядились, собирают в отдельную группу и проводят им тре­нировочные циклы до появления приз­наков конца заряда. При замере напря­жения нагрузочной вилкой зарядную установку отключают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что аккумуляторная батарея на электровозе достаточно надежное и долговечное, позволяющее осуществлять в рабочее состояние локомотив. При этом к аккумуляторной батареи при техническом обслуживание и текущих ремонтах предъявляются повышенные требования.

Таким образом, напрашивается вывод, что аккумуляторная батарея НК-125 созданная в далеком 1932 году, с лихвой может функционировать очень долго.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основные источники:

1.А.В.Грищенко, В.В.Стрекопытов, И.А.Ролле Устройство и ремонт электровозов и электропоездов; под ред. А.В. Грищенко. 6-е изд., стер. – М:Издателький центр  «Академия» 2015 г. 320 с.

2. Распоряжение от 30.09.2018г.№2070р. «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО "РЖД"».

 Дополнительные источники:

1. «Техническое обслуживание и ремонт щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей». Технологическая инструкция ТИ746. ПКБ локомотивного хозяйства - филиал ОАО «РЖД». Москва. 2003.

2. А.Ю. Николаев, Н.В. Сесявин Устройство и работа электровоза ВЛ80С. Под ред. А.Ю. Николаева. — М.: Издательство «Маршрут» 2006. — 512 с.

3..Руководство по эксплуатации электровоза ЭП1М (ЭП1П) Город неизвестен, изд ОАО "ВЭлНИИ", ред. Воробьев, 1339 стр., илл. в 9-ти томах, 2007 год.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/urok-ustroystvo-akkumulyatornoy-batarei-klp-elektrovoza-esk-3035074.html.

https://alimix.ru/articles/istoriya-sozdaniya-akkumulyatornykh-batarey

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Алессандро Вольта (18.02.1745-05.03.1827).

 https://i.siteapi.org/S--iImR7CUP0nC7LtWi0tTcDGGU=/0x0:596x552/s.siteapi.org/9a6e9989aa6879c.ru/img/8m85tylbcr4s8gg0k8kswg840c8008https://i.siteapi.org/UWF7IQzH3hiUSaEcGaOawGGs_n0=/0x0:807x531/s.siteapi.org/9a6e9989aa6879c.ru/img/7ful2yjyh1ooscswo00ogso0wco8wk

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вольтов столб. Изобретение-предшественник современных батарей.

https://i.siteapi.org/UWF7IQzH3hiUSaEcGaOawGGs_n0=/0x0:807x531/s.siteapi.org/9a6e9989aa6879c.ru/img/7ful2yjyh1ooscswo00ogso0wco8wk

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Аккумулятор Эдиссона и Юнгнера.

 

Аккумулятор Эдисона - Лалавда

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Аккумуляторная батарея 42НК-125.

https://www.sinref.ru/000_uchebniki/05301_transport_jd_elektrovozi/100_ustroistvo_i_rabota_elektrovoz_vl80c_nikolaev_2006/000/167.jpghttps://www.sinref.ru/000_uchebniki/05301_transport_jd_elektrovozi/100_ustroistvo_i_rabota_elektrovoz_vl80c_nikolaev_2006/000/167.jpg

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Элемент аккумуляторной батареи НК-125.

https://www.sinref.ru/000_uchebniki/05301_transport_jd_elektrovozi/100_ustroistvo_i_rabota_elektrovoz_vl80c_nikolaev_2006/000/168.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Ареометр для измерения плотности электролита.

https://pandia.ru/text/78/049/images/image025_25.jpg

1-резиновая груша, 2-стеклянная трубка, 3-с помещенным внутри поплавком  и 4-резиновой труб­ки-наконечника.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Проверка уровня электролита  в аккумуляторе.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Нагрузочная вилка (а) с схема ее подключения к элементу батареи.

1 - рукоятка; 2 – вольтметр; 3 – вывод; 4 – нагрузочный резистор; 5 – щупы;

6 - выключатель.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Приспособление для слива электролита и промывки щелочных аккумуляторов.

 

https://studfile.net/html/2706/1272/html_mcj8313xy5.x1UC/htmlconvd-zwEl_l_html_4f0f543a7607f88a.png

 

1-поворотный лоток, 2-поворотная корзина, 3-распределительная труба, 4-отвод, 5-установка элементов А.Б.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Приспособление для снятия резиновых чехлов.

https://studfile.net/html/2706/1272/html_mcj8313xy5.x1UC/htmlconvd-zwEl_l_html_33ee1e5f7c9d406f.png

1-резиновый чехол,2- упоры из проволоки,3- отверстие пробки корпуса,4- захват.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Установка для испытания резиновых чехлов.

https://pandia.ru/text/78/049/images/image021_37.jpg

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Саратовской области «Балашовский политехнический лицей»

Саратовской области «Балашовский политехнический лицей»

СОДЕРЖАНИЕ. 1.Введение. 2.Основная часть

СОДЕРЖАНИЕ. 1.Введение. 2.Основная часть

ВВЕДЕНИЕ. Аккумуляторная батарея, как мы знаем, предназначена для накопления, удержания и отдачи электрической энергии методом электрохимических реакций

ВВЕДЕНИЕ. Аккумуляторная батарея, как мы знаем, предназначена для накопления, удержания и отдачи электрической энергии методом электрохимических реакций

Работа над усовершенствованием этого аккумулятора была проделана многими учеными, как

Работа над усовершенствованием этого аккумулятора была проделана многими учеными, как

Аккумуляторные батареи на подвижном составе выполняют разнообразные функции

Аккумуляторные батареи на подвижном составе выполняют разнообразные функции

В для катушек аппаратов, осветительных и сигнальных ламп при неработающих генераторах управления

В для катушек аппаратов, осветительных и сигнальных ламп при неработающих генераторах управления

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ЛР 14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных

ЛР 14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных

Структура учебного урока

Структура учебного урока

Первичная проверка понимания.

Первичная проверка понимания.

НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО АККУМУЛЯТОРНОЙ

НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО АККУМУЛЯТОРНОЙ

Каждый блок имеет шпильку, являющуюся выводом

Каждый блок имеет шпильку, являющуюся выводом

При приготовлении электролита в него добавляется раствор щелочного металла лития (моногидрат лития) в количестве 20 г на 1 л—для увеличения срока службы электролита и

При приготовлении электролита в него добавляется раствор щелочного металла лития (моногидрат лития) в количестве 20 г на 1 л—для увеличения срока службы электролита и

Распоряжение введено в действие с 29

Распоряжение введено в действие с 29

Загрязнение электролита вредными примесями может происхо­дить как в результате случайного по­падания в отдельные аккумуляторы ме­таллических предметов, так и при доливке аккумуляторов недистиллирован­ной водой

Загрязнение электролита вредными примесями может происхо­дить как в результате случайного по­падания в отдельные аккумуляторы ме­таллических предметов, так и при доливке аккумуляторов недистиллирован­ной водой

Перед снятием батареи э. п. с. приводят в нерабочее состоя­ние, выключают рубильник батареи или выключатели распределительного щита и вынимают предохранители

Перед снятием батареи э. п. с. приводят в нерабочее состоя­ние, выключают рубильник батареи или выключатели распределительного щита и вынимают предохранители

В частотой 50 Гц и течение 10 сек

В частотой 50 Гц и течение 10 сек

Па (1 кгс/см 2 ) под слоем воды в течение 1 мин или водой под тем же давлением

Па (1 кгс/см 2 ) под слоем воды в течение 1 мин или водой под тем же давлением

Аккумуляторы можно заряжать в нормальном или усиленном, режиме

Аккумуляторы можно заряжать в нормальном или усиленном, режиме

ПКБ ЦТ, которая имеет ручное и автоматичес­кое управление на два поста и позволяет контролировать время заряда и разря­да, напряжение аккумуляторов при разряде и температуру электролита…

ПКБ ЦТ, которая имеет ручное и автоматичес­кое управление на два поста и позволяет контролировать время заряда и разря­да, напряжение аккумуляторов при разряде и температуру электролита…

После контрольного цикла батарею заряжают нормальным зарядным током в течение 12 ч

После контрольного цикла батарею заряжают нормальным зарядным током в течение 12 ч

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что аккумуляторная батарея на электровозе достаточно надежное и долговечное, позволяющее осуществлять в рабочее состояние локомотив

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что аккумуляторная батарея на электровозе достаточно надежное и долговечное, позволяющее осуществлять в рабочее состояние локомотив

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Аккумуляторная батарея 42НК-125

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Аккумуляторная батарея 42НК-125

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Проверка уровня электролита в аккумуляторе

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Проверка уровня электролита в аккумуляторе

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Приспособление для снятия резиновых чехлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Приспособление для снятия резиновых чехлов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2023