государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
Методическая разработка урока
по теме:
«Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт »
МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива
Профессия 23.01.09. Машинист локомотива
Выполнил преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ» Сазыкин Геннадий Владимирович
|
Балашов,
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1.Технологическая карта урока.
2.2. Назначение, устройство аккумуляторной батареи тип 42НК-125.
2.3. Текущий ремонт аккумуляторной батареи тип 42 НК-125.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Примечание.
1.ВВЕДЕНИЕ.
Аккумуляторная батарея, как мы знаем, предназначена для накопления, удержания и отдачи электрической энергии методом электрохимических реакций. В современном мире мы представить не можем, как бы мы обходились без таких накопителей энергии, и тем более – без электричества.
Принято считать, что первый ученый, который положил начало и внес внушительный вклад в изучение аккумулирующего эффекта – это Алессандро Вольта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.).В 1800 г., опираясь на знания и эксперименты своего предшественника Луиджи Гальвани, ему удалось разработать первый в истории человечества источник постоянного тока. Изобретение получило название «вольтов столб» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В его основу легла химическая реакция, возникшая в результате помещения медно-цинковой пары электродов, соединённых между собой проволокой, в кислоту. Цинковая пластина стала растворяться в кислоте, тогда как на медной появились пузырьки газа. Приложив электроскоп, Вольта подтвердил свое предположение о том, что по проволоке, соединявшей пластины, протекает электрический ток. Стало очевидно, что химический источник тока можно собрать самостоятельно.
Так, Вольта стал первым ученым, которому удалось сделать первую в мире батарею, способную вырабатывать электрический ток. Она получила название «гальванический элемент», в честь предшественника Вольта.
Работа над усовершенствованием этого аккумулятора была проделана многими учеными, как Ренье, Сомелином, Дариусом и др, и в 1901 году новый тип несвинцового аккумулятора был запатентован одновременно Эдиссоном и Юнгнером.
Этот аккумулятор состоит из двух систем пластин, содержащих одна окись железа, а другая черную окись никкеля, опущенных в 20% раствор едкой щелочи, обычно едкого кали, с прибавлением 0,5 — 1% едкого лития.
Работа над усовершенствованием этого аккумулятора была проделана многими учеными, как Ренье, Сомелином, Дариусом и др, и в 1901 году новый тип несвинцового аккумулятора был запатентован одновременно Эдиссоном и Юнгнером (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Этот аккумулятор состоит из двух систем пластин, содержащих одна окись железа, а другая черную окись никкеля, опущенных в 20% раствор едкой щелочи, обычно едкого кали, с прибавлением 0,5 — 1% едкого лития.
Элементы Эдиссона и Юнгнера получили широкое применение в тех случаях, когда необходим малый вес и неприхотливость аккумуляторов к зарядке, так как они могут стоять как угодно долго в разряженном состоянии. Таким образом, железониккелевым аккумуляторам отведено, большое место во всех переносных и подвижных установках, в то время как за свинцовыми аккумуляторами стало широкое поле применения в стационарных установках.
Актуальность. Аккумулятор - это устройство для накопления и хранения энергии с целью ее последующего использования. Слово произошло от лат. accumulator — собиратель. Аккумулятор способен преобразовывать электрическую энергию в химическую. А также в случае необходимости осуществлять обратное преобразование. Зачастую его используют как автономный источник электроэнергии. Для аккумуляторов характерны следующие параметры:
- электрохимическая система;
- напряжение;
- электрическая емкость;
- внутреннее сопротивление;
- ток саморазряда;
- срок службы.
Состояние же аккумулятора определяется согласно трем его ключевым показателям, это:
- реальная емкость;
- внутреннее сопротивление;
- ток самозаряда.
Аккумуляторные батареи на подвижном составе выполняют разнообразные функции. Например, назначение аккумуляторной батареи на электровозах, электропоездах и поездах метрополитена. Здесь батарею используют как автономный источник тока для питания цепей низкого напряжения при неработающем генераторе, следовательно, нет никакого потребления энергии. Для этих цепей выбирают аккумуляторы емкостью 100-200 А/ч. Здесь батарею используют как автономный источник тока для питания цепей низкого напряжения при неработающем генераторе, следовательно, нет никакого потребления энергии. Для этих цепей выбирают аккумуляторы емкостью 100-200 А/ч. На контактно-аккумуляторном поезде, обслуживающем электрифицированные направления железных дорог и примыкающие к ним не электрифицированные участки, аккумуляторная батарея работает в специфическом режиме. Электрическая схема поезда предусматривает возможность заряда батареи от контактного провода через специальное зарядное устройство. Наконец, аккумуляторная батарея применяется для освещения и поддержания микроклимата в вагонах пассажирских поездов. Большая часть пассажирских вагонов имеет автономную систему электроснабжения - от генератора с приводом, от колесной пары и аккумуляторной батареи. Мощность генераторов 3,5-6 кВт. Щелочные аккумуляторные батареи имеют напряжение 50 В. В зависимости от условий работы аккумуляторных батарей применяют несколько конструкций аккумуляторов. Правильная организация и совершенная технология ремонта локомотивов, как показывает опыт локомотивных депо позволяют содержать их в исправном состоянии при минимальных трудовых и материальных затратах. Большое значение при этом имеет значение ремонтных баз и их освещенности. В ремонтном производстве в настоящее время используются совершенные методы организации ремонта и концентрации производства по всем сериям электровозов. Аккумуляторная батарея на электровозах служит источником энергии напряжением 50В для катушек аппаратов, осветительных и сигнальных ламп при неработающих генераторах управления.
Целью открытого урока является совершенствование обучение обучающих раскрытие темы: «Аккумуляторная батарея тип 42НК-125. Назначение, устройство и текущий ремонт». Формировать способность работать в команде и организовывать собственную деятельность.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
МДК 01.01.
Раздел 2 Проведение монтажа, разборки, соединение и регулировка частей ремонтируемого объекта локомотива.
Тема 2.1.Устройство и взаимодействие основных узлов ремонтируемого электровоза.
Группа_23 дата_____________________
Тема |
Аккумуляторная батарея тип 42НК-125 назначение, устройство и текущий ремонт. |
Цель |
Деятельностная: научить обучающихся назначению, устройству и текущему ремонту аккумуляторной батареи тип 42НК-125, формировать способность работать в команде и организовывать собственную деятельность. Содержательная: аккумуляторная батарея тип 42НК-125, назначение, устройство и текущий ремонт, проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка обучающихся. |
Планируемые результаты 1.Формирование и развитие компетентности (ОК и ПК): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива. Личностные: готовность и способность к самостоятельной, совместной деятельности. ЛР 13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. ЛР 14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных ЛР 15. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. ЛР 16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. ЛР 17. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. ЛР 18. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. ЛР 19. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. ЛР 20. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. ЛР 21. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. ЛР 22. Приобретение навыков общения и самоуправления. ЛР 23. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. ЛР 24. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. ЛР 25. Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины). ЛР 26. Осуществление регулировки и испытание отдельных механизмов локомотива ЛР 27. Выполнение демонтажа и монтажа отдельных приборов пневматической системы локомотива. ЛР 28. Определение соответствия технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов. ЛР 31. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ЛР 32. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ЛР 33. Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. ЛР 34. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
|
Основные понятия |
Аккумуляторная батарея тип 42НК-125 назначение, устройство и текущий ремонт. |
Межпредметные связи |
МДК 02.01, УП 01 |
Средства обучения |
Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, задания, аккумуляторная батарея. |
Формы урока |
Коллективная (работа в малых группах), групповая, |
Тип урока |
изучения нового материала |
·
Структура учебного урока
Этап занятия |
Деятельность мастера п/о |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
Формируемые ОК, ПК |
|||
Организационный этап
|
Приветствует обучающихся - организация рабочего места. |
Приветствуют преподавателя, проверяют свои рабочие места. |
ОК1 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
|
подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.
|
|
|
3) Актуализация знаний.
|
мотивация Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю; |
Отвечают на вопросы и формулируют тему, цели и задачи урока.
|
Выделение существенной информации из слов преподавателя. Постановка темы урока Умение настраиваться на урок, умение самостоятельно планировать пути достижения целей |
4) Первичное усвоение новых знаний.
|
объяснение нового материала (приложение 1); - демонстрация слайдов (прилож.2); - руководство индивид. работой в рабочих тетрадях; - беседа с целью выяснения степени понимания материала; - руководство групповой работой;
|
Восприятие и осмысление нового материала, фиксирование основных положений в листах рабочей тетради. Групповая работа: изучение технологического алгоритма, ответы на вопросы, заполнение таблицы. Участие в общей дискуссии. |
ОК1 |
5) Первичная проверка понимания.
|
Объясняет выполнение задания |
Выполняют задание Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать |
ОК 2. . |
6) Первичное закрепление.
|
Организует выполнение в микрогруппах заданий по выбору информации в соответствии с заданием |
Осуществляют поиск информации в соответствии с заданием |
ОК 2. |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Комментирует, делает акценты
|
Анализируют форму представления информации Записывают задание Носители информации |
ОК 3., ОК4
|
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
- расстановка по рабочим местам - целевые обходы: - проверка организации рабочего места; - проверка выполнения задания; - индивидуальное инструктирование; - закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции; - прием результатов работы; - оценивание; - определение дополнительных заданий сильным обучающимся. |
выполняют ввод и вывод информации с носителей выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы; самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ; самостоятельная работа, выполнение заданий инструкционной карты |
ПК 2.3, ОК1, ОК2,ОК3, ОК4,ОК6,ОК7. |
2.2. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТИП 42НК-125.
Аккумуляторная батарея типа 42НК-125 (АБ) служит для питания цепей управления и освещения электровоза при опущенном токоприемнике, а также при следовании электровоза по нейтральной вставке.
Аккумуляторная батарея (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) состоит из 42 щелочных никель - кадмиевых аккумуляторов НК-125, установленных в двух металлических ящиках 2 .В каждом ящике на тележке 6 установлен 21 аккумулятор 14 . На дне тележки уложены щелочестойкие резиновые полосы 8. В дне тележки и ящика имеются отверстия для стока электролита наружу. При обслуживание батареи тележка выкатывается на открытую до горизонтального положения крышку11. Крышка в нижней части крепится к ящику на петлях 1 и удерживается в горизонтальном положении тросами 7, связанными - с крышкой регулировочными болтами 9. В закрытом положении крышка крепится к ящику вверху двумя четырехгранными замками, сбоку - двумя откидными замками. Для отвода газов вверху ящика вварены две трубки с грибками 3, для забора вентилирующего воздуха на торцовых стенках ящика предусмотрены отверстия. В зимнее время во избежание попадания снега в батарею отверстия закрывают крышками на резьбе изнутри ящика. Тележка и внутренняя поверхность ящика окрашены щелочестойкой эмалью. Каждый аккумулятор находится в индивидуальном резиновом чехле 4. Между рядами аккумуляторов и сетками тележки установлены гетинаксовые листы 15. Аккумуляторы плотно прилегают друг к другу, что обеспечивается болтами 5 (через нажимные гетинаксовые плиты 16) и фанерными листами 12. Аккумуляторы соединены последовательно медными никелированными шинами 13. Выводы аккумуляторов, шины и оси колес 10 покрывают защитной смазкой.
Элемент
аккумуляторной батареи КН-125 состоит из стального корпуса 7 (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), в
котором расположены блок 9, состоящий из пяти отрицательных пластин, и блок 8,
состоящий из шести положительных пластин. Каждый блок имеет шпильку, являющуюся
выводом. Активная масса 6 пластин помещается в пакетах 5. Они выполнены в виде
плоских стальных никелированных трубок с большим числом малых отверстий: через
эти отверстия проникает электролит. Для улучшения контакта между пакетами и
активной массой к последней добавляют проводящий материал (например, чешуйчатый
графит). Положительные и отрицательные пластины изолированы друг от друга
эбонитовыми палочками 4. Выводные шпильки 2 в месте выхода из корпуса
армированы изоляционными втулками. Блок 8 соединен непосредственно с корпусом
элемента. Изоляцией корпуса элемента служит резиновый чехол 1. Заливают
электролит через отверстие, расположенное между выводами. Это отверстие закрыто
пробкой 3.
Каждая «+» и «-» пластина состоит из отдельных пакетов (из плоских стальных
никелированных трубок) с очень мелкими отверстиями, закрепленных в общих
рамках. Внутри пакетов помещена активная масса в виде зерен: для «+» пластин —
гидроокись никеля Ni (ОН)3 (с добавлением графита— для лучшей проводимости);
для «-» пластин — кадмий Cd с добавлением 20 % железа Fe (железо добавляется
для предотвращения спекания кадмия при нагревании и для лучшей проводимости
кадмия).
Каждая «-» пластина АБ помещена между двумя «+» пластинами, и наоборот. Все
пластины изолируются друг от друга эбонитовыми палочками (в вертикальных
канавках пластин). Обе крайние «+» пластины от стенок и от
дна корпуса не изолируются. Поэтому корпус элемента находится под
потенциалом «+» пластин и для изоляции помещается в резиновый чехол.
Выводы от блоков «+» и «-» пластин выполнены в виде приварных шпилек, они
выведены наружу через запаянную крышку корпуса через резиновые втулки — для
изоляции и герметичности.
Электролит — это раствор щелочи КОН в дистиллированной воде. Плотность электролита
должна быть: летом 1,19-1,21 г/см3; зимой при температуре ниже -15 °С — 1,25-1,27
г/см3 (плотность электролита замеряется ареометром) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
При приготовлении электролита в него добавляется раствор щелочного металла
лития (моногидрат лития) в количестве 20 г на 1 л—для увеличения срока службы
электролита и АБ.
Электролит заливается в элементы через специальное отверстие в крышке, которое
затем закрывается пробкой на резьбе. Эта пробка имеет Т-образный канал с
резиновым кольцом в кольцевой выточке снаружи — для выхода газов из элемента
(всего электролита в одном элементе — 1,2 л).
Уровень электролита сверху над пластинами (над сеточкой-сепаратором) должен
быть 5 -12 мм, что замеряется стеклянной трубочкой (0 4,5 мм).(ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
Сверху в каждый элемент добавляется по 10 г вазелинового масла — для
образования пленки сверху электролита, чтобы уменьшить испарение электролита и
чтобы электролит не окислялся кислородом из воздуха. Напряжение
элементов контролируют нагрузочной вилкой (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Технические данные аккумуляторного элемента КН-125 следующие:
Номинальная емкость, А-ч ……………………………………………………. 125
Номинальное напряжение, В …………………………………………………..1,25
Заряд (номинальный режим):
время, ч.................................................................................................................... 6
сила тока, А ............................................................................................................ 31
Разряд:
время, ч..................................................................................................................... 8
сила тока, А ..........................................................................................................12,5
Количество электролита, л .................................................................................1,20
Габаритные размеры, мм:
высота ...............................................................................................................
ширина.....................................................................……………………………..128
толщина.................................................................................................................. 77
Масса без электролита, кг ....................................................................................5,4
2.3. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТИП 42 НК-125.
С целью обеспечения устойчивой работы локомотивного парка ОАО «РЖД», поддержания его в исправном состоянии, полученный опыт эксплуатации, технического обслуживания и ремонта локомотивов. Распоряжение введено в действие с 29.09.2018г. №2070р. Текущий ремонт ТР-3 выполняется ремонтными предприятиями и предназначен для восстановления основных эксплуатационных характеристик и исправности локомотива путем ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей и агрегатов с обязательной проверкой состояния остальных составных частей и устранением обнаруженных неисправностей.
Основной неисправностью аккумулятора является понижение его емкости вследствие накопления в его электролите карбонатов (углекислых солей), снижающих содержание в электролите щелочи. Наиболее интенсивное накапливание карбонатов происходит при повышенной температуре, плохом креплении пробок, недостатке в электролите едкого лития, загрязнении его вредными примесями, в результате повышенного саморазряда и коротких замыканий.
Аккумуляторные батареи на э. п. с. эксплуатируются в переменных температурных условиях, подвергаются воздействию пыли, грязи и влаги, тряске, вибрации и толчкам, что может приводить к сокращению срока их службы. При температуре выше 45°С активная масса пластин размягчается, ослабляется ее связь с решеткой, что может вызвать ее сползание. Кроме того, у аккумуляторов могут возникать: повышенные саморазряд и газовыделение, отдельные механические повреждения и снижение напряжения ниже допустимого.
Высокая температура электролита при эксплуатации аккумуляторов приводит, кроме отмеченного выше, к безвозвратной потере емкости вследствие пассивации положительных электродов. Железная активная масса, практически почти нерастворимая в электролите при нормальных условиях эксплуатации, при высокой температуре растворяется и действует в электролите на положительный электрод, вызывая потерю емкости. Высокая температура электролита часто является следствием неправильно выбранного режима заряда батарей на локомотиве (вагоне), приводящего к систематическому перезаряду аккумуляторов.
Загрязнение электролита вредными примесями может происходить как в результате случайного попадания в отдельные аккумуляторы металлических предметов, так и при доливке аккумуляторов недистиллированной водой.
Короткие замыкания в аккумуляторах возникают чаще всего из-за большого количества шлама, образующегося при вымывании активной массы из электродов. Чрезмерное вымывание активной массы, особенно из отрицательного (железного) электрода, может быть вызвано систематическим перезарядом аккумуляторов. Электролиз воды, происходящий при перезаряде, приводит к обильному выделению газов, которые увлекают с собой частички активной массы и выносят их из электродов в электролит. При высокой температуре электролита (50—60 °С) частички активной массы не полностью растворяются в электролите, а затем при охлаждении выделяются и оседают на электродах и сепараторах в виде тонкой металлической пленки. Металлизация сепараторов превращает их в проводники электрического тока и приводит к усиленному саморазряду и даже короткому замыканию аккумуляторов.
Повышенное газовыделение обычно является следствием загрязнения электролита. Кроме коротких замыканий, внутри аккумулятора могут возникать короткие замыкания в батарее чаще всего в тех случаях, когда сопротивление изоляции батареи становится ниже нормы или перетираются резиновые чехлы.
Механические повреждения, наиболее часто встречающиеся у щелочных аккумуляторов на э. п. с,— это повреждения изоляционных резиновых чехлов и вентиляционных пробок. Практика показывает, что резиновые чехлы механически непрочны, их повреждения приводят к заземлению аккумулятора, утечке тока, коротким замыканиям. Перетирание чехлов наблюдается там, где аккумуляторы закреплены в ящике деревянными клиньями. При движении локомотива ящик вибрирует и крепление расшатывается. Неисправности пробок могут привести к скоплению в аккумуляторе газов и, как следствие, к выпучиванию стенок сосуда, а иногда и нарушению его целостности.
Перед снятием батареи э. п. с. приводят в нерабочее состояние, выключают рубильник батареи или выключатели распределительного щита и вынимают предохранители. Ящики очищают от пыли и грязи. К работе с аккумуляторами приступают спустя 5—8 мин после открытия крышки аккумуляторного ящика. Протирают верхнюю часть элементов и соединяющие их перемычки, отсоединяют перемычки и подводящие провода, освобождают аккумуляторы от элементов, крепящих их к ящику, и вынимают аккумуляторы из ящика.
Эти операции следует выполнять осторожно, чтобы не повредить резиновые чехлы.
Снятую аккумуляторную батарею ставят на специальную тележку и транспортируют в аккумуляторное отделение, а взамен нее устанавливают отремонтированную и заряженную батарею.
Поступившую в аккумуляторное отделение батарею разряжают. Разряд батареи осуществляют в специальном шкафу током, принятым для аккумуляторов данного типа, до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не снизится до 1 В. После разряда батарею отключают от зарядно-разрядной установки, разъединяют перемычки между аккумуляторами передают в ремонтное отделение; с аккумуляторов НК-125 снимают резиновые чехлы и устанавливают аккумуляторы на контейнеры промывочной установки(ПРИЛОЖЕНИЕ 9) и методом прокручивания сливают электролит.
Чтобы снять резиновый чехол, в горловину аккумулятора вводят захват, а между чехлом и корпусом вставляют с двух сторон упоры из проволоки, с помощью которых чехол придерживается при выемки из него аккумулятора. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). После снятия чехлы устанавливают на установку проверки, (ПРИЛОЖЕНИЕ 11). Снятые резиновые чехлы промывают водой (температура должна быть около 60°С), после чего производят проверку их на герметичность сжатым воздухом давлением 0,1 МПа под слоем воды в течение 1 мин на установке. Допускается испытание чехлов водой 0,1 МПа или на электрическую проницаемость переменным током, напряжением не ниже 1350 В частотой 50 Гц и течение 10 сек. Чехлы, не выдержавшие испытания из-за наличия механических повреждений, ремонтируют вулканизацией на установке.
При ремонте резиновых чехлов наклейкой (вулканизацией) поврежденное место зачищают и обезжиривают бензином. Затем на него накладывают сырую резину (шифр 1В47 или 2959 по МРТУ-3 8) с предварительным нанесением на поврежденное место резинового клея БФ-2, приготовленного из смеси 10 г резины и 100 г бензина Б-70. Вулканизация производится при температуре 143С0 в течение 15 мин. Давление при вулканизации 1-2МПа. Чехлы повторно испытывают и сушат на стеллаже. Чехлы, не выдерживающие испытания, бракуют.
Сливают электролит из аккумуляторов в отстойник, который по трубам поступает в установку для нейтрализации, или в установку регенерации, если электролит годен к последующей эксплуатации.
На автоматической установке по заданной программе промывают корпус аккумулятора снаружи и внутри, протирают сухой ветошью или салфеткой и убеждаются в отсутствии течи. Аккумуляторы, имеющие пробои, вмятости более 2 мм и раздутые, бракуют. Деревянной лопаточкой, обмотанной ветошью и слегка смоченной в керосине, удаляют налет окислов на борнах и осматривают резьбу. При появлении соли вокруг борнов проверяют целостность изоляционных шайб. Прочищают вентильные отверстия, промывают и осматривают пробки, перемычки аккумуляторных элементов, проверяют исправность резины. Перемычки, имеющие трещины или уменьшенную более 15% площадь контактной поверхности, заменяют; погнутые выправляют.
Аккумуляторные ящики при необходимости ремонтируют и окрашивают черным щелочестойким лаком БТ-783. При плохой пайке наконечников, обрыве жил проводов более 10% наконечники перепаивают и облуживают по всей длине. Целостность резиновых чехлов проверяют сжатым воздухом давлением 100 кПа (1 кгс/см2) под слоем воды в течение 1 мин или водой под тем же давлением.
При ТР:3 аккумуляторы осматривают, сушат и устанавливают на контейнеры промывочной установки, где методом прокручивания сливают воду, залитую в элементы перед покраской. На аккумуляторы НК-125 надевают резиновые чехлы, после чего их транспортируют к месту заливки электролита.
Электролит заливают в специальном помещении с помощью крана с автоматическим прекращением заливки при достижении необходимого уровня. Плотность электролита должна быть несколько повышена с учетом того, что происходит его разбавление водой, оставшейся в порах пластин. Уровень электролита проверяют уровнемером через 2 ч после заливки, когда пластины аккумуляторов пропитаются электролитом. Для этого уровнемер опускают в аккумулятор до упора в предохранительный щиток, плотно закрывают пальцем отверстие в верхнем конце трубки и вынимают ее. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над щитком в аккумуляторе. При заливке аккумуляторов НК-125 следят, чтобы щелочь не попала на резиновые чехлы.
Осматривают наконечники выводных проводов. Дефектные заменяют. Годные, но с незначительными царапинами, задирами и нарушенной полудой зачищают и облуживают по всей длине.
Аккумуляторы предварительно протирают и надежно закрепляют в ящике. Выводные провода укладывают в резиновые трубки, а их концы уплотняют изоляционной или смоляной лентой. Отверстия ящика для выводных проводов уплотняют изоляционными втулками.
Монтаж ведут по соответствующей схеме. После установки проверяют качество монтажа аккумуляторов, правильность постановки пробок, надежность крепления перемычек проводов; все токоведущие детали смазывают техническим вазелином. Измеряют сопротивление изоляции относительно корпуса; оно должно быть для батареи с напряжением 50 В не менее 25 кОм. Проверяют работоспособность батареи; устанавливают предохранители, включают рубильник и цепи дежурного освещения, наблюдая по приборам за работой батареи.
Аккумуляторы можно заряжать в нормальном или усиленном, режиме. Нормальный режим — заряд в течение 6 ч нормальным зарядным током, т. е. током, равным но значению 1/4 номинальной емкости аккумулятора. Усиленный режим — заряд в течение 12 ч нормальным током. Его применяют при вводе в действие или при подготовке к хранению батарей в заряженном состоянии, после смены электролита, глубоких разрядов (ниже допускаемых конечных напряжений), а также после разрядов слабыми токами, чередующихся с перерывами в течение 16 ч и более. Усиленный заряд в течение 10 ч нормальным током проводят через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе — один раз в месяц. Усиленный девятичасовой заряд применяют перед постановкой на шестимесячное хранение в заряженном состоянии, а ускоренный трехчасовой — - током, вдвое большим нормального.
Усиленные заряды увеличивают емкость аккумуляторов при комнатной температуре и уменьшают самозаряд. Однако частое применение усиленных зарядов при низких температурах снижает емкость аккумуляторов.
Никель-кадмиевые аккумуляторы можно заряжать более слабым, чем нормальный, током, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомендуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а потому применять их надо в случаях крайней необходимости. Запрещается допускать повышение температуры электролита при заряде свыше 45°С для составных электролитов и выше 35 °С для электролита без добавки едкого лития. Если при заряде температура стала выше указанной, заряд необходимо прервать и дать аккумуляторам остыть. Во время заряда нельзя допускать выплескивания электролита, для чего часть электролита отбирают резиновой грушей. Заряженные аккумуляторы закрывают вентильными пробками сразу после заряда. Залитые свежим электролитом аккумуляторы соединяют в батарею перемычками и устанавливают на зарядно-разрядную установку А1025.01, разработанную ПКБ ЦТ, которая имеет ручное и автоматическое управление на два поста и позволяет контролировать время заряда и разряда, напряжение аккумуляторов при разряде и температуру электролита в трех аккумуляторах каждого поста. На ней в заданных режимах проводят зарядно-разрядные циклы, и проверяют емкость батареи.
На первом тренировочном цикле после 12 ч заряда батарею разряжают по времени (5 ч), но до напряжения 1 В на худшем аккумуляторе. При резком отклонении напряжения одного или нескольких аккумуляторов от напряжения на остальных их заменяют заранее проверенными аккумуляторами большей емкости. Разряжают батарею на нагрузочный резистор.
На втором тренировочном цикле разряд ведут также до напряжения 1 В на худшем аккумуляторе. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть в начале заряда 1,4—1,45 В, в конце заряда — 1,75—1,85 В.
На третьем контрольном цикле разряд ведут не по времени, а до напряжения 1 В у первого вышедшего из разряда аккумулятора. Если емкость батареи будет не менее установленной, аккумуляторы могут быть допущены к эксплуатации.
Емкость С аккумуляторной батареи, А-ч, определяют как произведение разрядного тока I разряда на время t разряда,
При выпуске из ТР-3 емкость аккумуляторных батарей НК-125, должна быть соответственно 82 А-ч.
Признаками окончания заряда аккумуляторной батареи являются постоянство напряжения в конце разряда в течение 30 мин, а также постоянство плотности электролита и обильное газовыделение. Признаком окончания разряда является достижение напряжения 1 В на любом из аккумуляторов. Размыкать цепь во время заряда и разряда запрещается. В случае вынужденного прекращения тока в цепи батарею следует немедленно отключить от сети. Продолжительность перерыва, если она не превышала 30 мин, из времени заряда в разряде исключают.
После контрольного цикла батарею заряжают нормальным зарядным током в течение 12 ч. При корректировке электролита зарядную установку обязательно отключают. Заряженную батарею отключают, ввертывают вентиляционные пробки и протирают крышки аккумуляторов. Аккумуляторы, которые полностью не зарядились, собирают в отдельную группу и проводят им тренировочные циклы до появления признаков конца заряда. При замере напряжения нагрузочной вилкой зарядную установку отключают.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что аккумуляторная батарея на электровозе достаточно надежное и долговечное, позволяющее осуществлять в рабочее состояние локомотив. При этом к аккумуляторной батареи при техническом обслуживание и текущих ремонтах предъявляются повышенные требования.
Таким образом, напрашивается вывод, что аккумуляторная батарея НК-125 созданная в далеком 1932 году, с лихвой может функционировать очень долго.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
1.А.В.Грищенко, В.В.Стрекопытов, И.А.Ролле Устройство и ремонт электровозов и электропоездов; под ред. А.В. Грищенко. 6-е изд., стер. – М:Издателький центр «Академия» 2015 г. 320 с.
2. Распоряжение от 30.09.2018г.№2070р. «О системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО "РЖД"».
Дополнительные источники:
1. «Техническое обслуживание и ремонт щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей». Технологическая инструкция ТИ746. ПКБ локомотивного хозяйства - филиал ОАО «РЖД». Москва. 2003.
2. А.Ю. Николаев, Н.В. Сесявин Устройство и работа электровоза ВЛ80С. Под ред. А.Ю. Николаева. — М.: Издательство «Маршрут» 2006. — 512 с.
3..Руководство по эксплуатации электровоза ЭП1М (ЭП1П) Город неизвестен, изд ОАО "ВЭлНИИ", ред. Воробьев, 1339 стр., илл. в 9-ти томах, 2007 год.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/urok-ustroystvo-akkumulyatornoy-batarei-klp-elektrovoza-esk-3035074.html.
https://alimix.ru/articles/istoriya-sozdaniya-akkumulyatornykh-batarey
5.ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Алессандро Вольта (18.02.1745-05.03.1827).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вольтов столб. Изобретение-предшественник современных батарей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Аккумулятор Эдиссона и Юнгнера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Аккумуляторная батарея 42НК-125.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Элемент аккумуляторной батареи НК-125.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Ареометр для измерения плотности электролита.
1-резиновая груша, 2-стеклянная трубка, 3-с помещенным внутри поплавком и 4-резиновой трубки-наконечника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Проверка уровня электролита в аккумуляторе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Нагрузочная вилка (а) с схема ее подключения к элементу батареи.
1 - рукоятка; 2 – вольтметр; 3 – вывод; 4 – нагрузочный резистор; 5 – щупы;
6 - выключатель.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Приспособление для слива электролита и промывки щелочных аккумуляторов.
1-поворотный лоток, 2-поворотная корзина, 3-распределительная труба, 4-отвод, 5-установка элементов А.Б.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Приспособление для снятия резиновых чехлов.
1-резиновый чехол,2- упоры из проволоки,3- отверстие пробки корпуса,4- захват.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Установка для испытания резиновых чехлов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.