Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Гуковский строительный техникум»
Методическая разработка открытого урока
Тема: «РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ»
Разработала:
преподаватель ГБПОУ РО «ГСТ»
Зыкова А.И.
г.
Гуково
2023 г.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока:
1. Познакомиться с правилами формирования платы за коммунальные услуги.
2. Научиться оплачивать коммунальные платежи.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания о видах жилищных и коммунальных услуг, а также такие понятия как: коммунальный ресурс и коммунальная услуга.
2. Сформировать умения снимать показания электрического, газового, водяного счетчиков и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.
2. Формировать социальную активность и самостоятельность.
3. Практическая подготовка студентов к жизни в социуме.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, внимание, речь.
2. Формировать экономическое мышление.
Знания, умения, навыки и качества, которыми овладевают студенты во время занятия:
· Овладевают экономическими понятиями: экономия, коммунальные платежи.
· Актуализируют знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
· Приобретают умения снимать показания с бытовых приборов учёта, заполнять квитанции об оплате коммунальных платежей.
Оборудование урока:
1. Мультимедийная презентация по теме урока
2. Интерактивная доска
3. Проектор
3. Раздаточный материал
Методы обучения:
· Словесные: беседа, объяснение
· Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации
· Практические: упражнение в снятии показаний счетчиков и заполнении квитанций об оплате, решение задач по оплате коммунальных услуг.
План урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний. Проверка глубины понимания и прочности знаний обучающихся путем фронтального опроса.
4) Первичное усвоение новых знаний и способов действия.
5) Первичное закрепление изученного материала и выработка умений и навыков.
6) Диагностика прочности усвоения знаний, умений с выставлением оценки, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока
Этапы |
Дидактические задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1. Организация начала урока. |
Подготовка обучающихся к работе на уроке. Введение в урок. |
Побуждает студентов к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку. |
Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы. |
2. Целеполагание и мотивация. |
Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели урока, побуждение к деятельности |
Организует работу обучающихся по принятию целей урока, обращает внимание на актуальность темы. |
Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью преподавателя. |
3. Актуализация опорных знаний. |
Подготовка обучающихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса. |
Организует проверку знаний обучающихся по теме путем фронтального опроса. |
Обучающихся отвечают на вопросы, представленные на слайдах презентации. |
4. Изучение нового материала. |
Создание условий для изучения нового материала. |
Организует деятельность обучающихся по изучению нового материала с помощью мультимедийной презентации и раздаточного материала. |
Обучающиеся знакомятся с видами счётчиков, учатся снимать с них показания, учатся заполнять квитанции, используя образцы и слайды мультимедийной презентации, решают задачи по оплате коммунальных услуг. |
5. Закрепление изученного материала. Практическая работа. |
Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений. |
Организует деятельность обучающихся по применению знаний и умений для выполнения практической работы. |
Ученики самостоятельно выполняют задания, записывая сведения в таблицу. Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы. Осуществляют самопроверку. |
6. Итоги урока. Рефлексия. |
Сделать выводы по уроку. Создать условия для рефлексии собственной деятельности. |
Организует проверку знаний обучающихся через ответы на вопросы, заполнение тестовой «квитанции» по содержанию урока. |
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют «тестовые квитанции». Определяют уровень собственных достижений. |
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Добрый день, уважаемые гости и обучающиеся. Рада приветствовать вас на сегодняшнем открытом мероприятии.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Я выделила на сегодняшний урок две основные цели, которых мы должны будем достигнуть:
1. Познакомиться с правилами формирования платы за коммунальные услуги.
2. Научиться оплачивать коммунальные платежи.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПРОВЕРКА ГЛУБИНЫ ПОНИМАНИЯ И ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для начала я хотела бы, чтобы вы вспомнили и ответили на следующие вопросы:
1) Что включает в себя плата за жилое помещение? (смотрим на слайд № 2)
2) Чем жилищные услуги отличаются от коммунальных? (смотрим на слайд № 4, 5, 6, 7 выбираем и аргументируем все картинки, которые относятся к жилищным услугам, затем те, которые относятся к коммунальным услугам)
3) Какие виды коммунальных услуг вам известны?
4) Чем отличается коммунальный ресурс от коммунальной услуги?
5) Назовите всех участников коммунальных отношений и как они связаны между собой (смотрим на слайд № 8)
4. ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ - ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Итак, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из двух составляющих (смотрим слайд № 9):
- тариф на коммунальный ресурс;
- объем потребления коммунального ресурса.
ТАРИФ – это цена потребляемого коммунального ресурса, которая выражается в отношении стоимости в рублях к единице потребления.
ОБЪЁМ – это показатель, определяемый по показаниям приборов учета, либо по установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ нормативам.
Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти. Более никто – ни управляющие организации, ни ТСЖ, ни ресурсоснабжающие организации – не имеют права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.
Как же формируется плата за коммунальные услуги? (смотрим слайд № 10)
Начисление платы за воду, электричество, газ
Начисление платы за водоотведение
Давайте отгадаем загадку:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь-
Всё на ус мотает.
(электросчётчик)
На слайде 11 представлены различные ИПУ (счетчики)
Как вы думаете, как правильно снимают показания? Какие цифры необходимо учитывать?
Давайте подумаем и запишем в чем измеряется электрическая энергия, тепловая энергия, холодная/горячая вода, сточные бытовые воды и газ (смотрим слайд № 13)
Начисление платы за отопление
5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И ВЫРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
А сейчас я предлагаю решить задачи для определения платы за различные коммунальные услуги. Для этого нам потребуются текущие тарифы на коммунальные услуги по городу Гуково (преподаватель раздает раздаточный материал каждому студенту в виде таблицы с соответствующими тарифами).
Первым этапом мы будем рассчитывать задачи в соответствии с расчетом размера платы по приборам учета:
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Вторым этапом расчет размера платы, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса:
Задача 5
Задача 6
Третьим этапом расчет размера платы по нормативу, а также с применением повышающего коэффициента:
Задача 7
Задача 8
Итак, мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся.
Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво. Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу.
Обучающиеся под руководством педагога заполняют самостоятельно платёжные квитанции.
6. ИТОГИ УРОКА И РЕФЛЕКСИЯ
Наш урок походит к концу, и сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам заполнить квитанцию-тест:
Квитанция выдана:
Фамилия____________________________________
Имя_________________________________________
Отчество_____________________________________
Я научился (ась):
1.Снимать показания со счётчиков |
|
2.Выполнять расчёт оплаты за свет, газ, воду |
|
3.Заполнять квитанции на оплату |
Итак, что же у нас получилось?
Спасибо всем за внимание, на этом наш урок закончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.