Методическая разработка открытого урока на тему: В. В. Бианки «Сова»
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока на тему: В. В. Бианки «Сова»

Оценка 4.9
docx
17.01.2023
Методическая разработка открытого урока на тему: В. В. Бианки «Сова»
moy_urok.docx

Методическая разработка открытого урока на тему: В. В. Бианки «Сова»

Тема: В. В. Бианки «Сова»
Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством В. В. Бианки.
Познакомить с произведением «Сова».  Дать понятие о новом литературном жанре « сказки- несказки»

2. Развивать навыки выразительного и беглого чтения;
обогащать словарный запас; развивать умение
анализировать поступки героев.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:
уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию и иллюстрациям; определять последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: выставка книг, ноутбук, проектор, экран,  карточки для построения цепочки взаимосвязи (сова, мыши, шмели, чай, клевер, корова, молоко, старик).


Ход урока


1. Организационный момент.
С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

         Девизом нашего урока будут следующие слова:  Знание трудом добывается. (прочитайте  про себя). Я желаю Вам,  ребята, сегодня на уроке добыть много знаний и поделиться ими с другими.

Ну, что же, отправимся в путь за новыми знаниями!

2. Речевая разминка.

Для этого, как всегда, нам необходимо чётко, грамотно говорить. Вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать

Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Называем звуки: а, о, ы, у, э, и. (Слайд №2)

А теперь добавим нашему голосу эмоций!

а - удивились

о - огорчились

ы - радуемся

у- испугались

э - задумались

и - улыбнулись

Поиграем в "Эхо".( начинаем тихим голосом, заканчивая громким)

Игра -ра, ра;

 земля -ля, ля;

Давай - ай, ай,

смотри - ри, ри,

летит - ит, ит,

голова - ва, ва,

побежали -али, али.

3. Проверка домашнего задания.
Буквенный диктант по рассказу В.Бианки "Музыкант".

1.     На каком музыкальном инструменте любил играть старый медвежатник? (скрипкаС

2.     Кто сказал старику, чтобы он бросил свою скрипку? (колхозник) к

3.     Что взял с собою в лес старый медвежатник? (ружьё) р

4.     Откуда слышался звук "Дзенн!" (С опушки) О

5.     Какой предмет издавал этот звук? (щепка) щ

6.     Какое имя у писателя Бианки? (Виталий) В

7.     Что объединило старика и медведя? (музыка) Какая последняя буква в этом слове? А

СкрОщВА ( запись на доске).

Попробуйте отгадать зашифрованное здесь слово. (Сова).

4. Сообщение темы и цели урока.

- О ком вы будете сегодня читать?

- Что мы должны узнать и чему должны научиться сегодня на уроке?

- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

- Мы продолжим знакомство с творчеством В.Бианки. А что объединяет рассказы В.Бианки?

- Ребята, а что вы знаете о сове? На кого она охотится? Что помогает им охотиться? Какую пользу они приносят?

- Сова – ночной охотник. С помощью изумительного острого слуха они улавливают шуршание мышки на земле с верхушки высокого дерева. Уши у совы расположены по бокам головы и обращены вперёд. На  снимке хорошо видно, что на лице совы находятся две «антенны - тарелки», образующие их перья направляют звуки прямо в уши.

- Какой изображают сову в мультфильмах и фильмах?

 5. Изучение нового материала.

- Ребята, вы сейчас послушаете это произведение и постараетесь ответить на вопрос, сказка это или рассказ.

- Посмотрите на иллюстрацию к этому произведению и предположите, о чём это произведение.

5.1.Первичное знакомство с произведением (аудиозапись). (Слайд №3).

5.2. Словарная работа (Слайд №4).

- В тексте встретятся незнакомые слова. Прочитайте их про себя. Может, кто-нибудь знает их значение?

Цветень - пыльца

Пойло - питательное питьё для скота

Как бы худа не вышло - как бы беды не было

Утекай - убегай

Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту

Проверка усвоения содержания сказки.

- Понравилось вам?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а это рассказ или сказка?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

- Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

- Что здесь было сказочного?

- А что было достоверного и правдивого? О каких повадках животных вы узнали? Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

- Чтобы дальше мы смогли поработать с текстом, нашим глазкам нужно дать отдохнуть.

Физминутка для глаз

В лесу темно,

Все спят давно. (закрыли глаза)

Все птицы спят,

Одна сова не спит.

Глазками влево, вправо,

Верх, вниз.

По диагонали.

По часовой стрелке,

Против часовой стрелки,

Поморгали часто-часто.

5.2. Подготовка к чтению.

Чтение слов(Слайд №5).

- Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

хо-ро-нишь-ся – хоронишься

сто-ро-нишь-ся – сторонишься

рас-сер-ди-лась – рассердилась

от-ча-ян-ная – отчаянная

пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются

за-гля-ды-ва-ют – заглядывают

5.3. Выразительное чтение учащимися (5-6 человек, по цепочке). По ходу чтения дети отвечают на вопросы, разбирают непонятные слова.

- А теперь ребята мы с вами будем читать сказку и для более осознанного чтения текста  мы  будем делать остановки и отвечать на вопросы, текст разделим на несколько частей.

-Откройте учебник на стр.146

1 часть- до слов» Ночь пришла                           

- Почему сова рассердилась на старика?

 Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? - (Так и есть в природе: сова охотится ночью.) -

 Что значит "утекай пока цела"( дети находят значение слова в словарике)

2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»  

- Почему мыши так расхрабрились? (зачитайте)

- Чем они занялись на лугу?

- Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте. Что значит "как бы худа не вышло"? (как бы беды не было)

- Что же ответил Старик Сове?

- Какой был старик? ( Легкомысленный, ненаблюдательный)

Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)      

- Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как?

- Зависят ли друг от друга мыши и шмели?

А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.)

3 часть- до слов « Старик браниться…»

- Как автор называет клевер? (Кормовистый)

- Что это означает? (клевер, предназначенный для корма скоту)

- Почему шмели нужны лугу? Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

 - Выясните значение слова "цветень" (пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки)

- Почему не родится клевер на лугу?

- Что стало с коровой?

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что корова лижет? (Пойло) ( дети находят значение слова в словарике)

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) 

- Какой приём здесь использует Бианки?(Сравнение – травы с кашей).

4 часть- до слов « Простила Сова…»    

- Что изменилось в Старике?

( Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

- Когда Старик понял свою ошибку?( Вот и чай белить Старику нечем стало»)

- Права ли оказалась Сова?

Что же пришлось сделать старику?

 - Как теперь обращается Старик к Сове?  (Совушка-вдовушка)

- Что хотела сказать Сова –

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось»?

5 часть.- до конца сказки.

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

Как восстановилась жизнь на лугу?

6. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

7. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку.

Работа по карточкам в парах.

- Давайте вспомним правила работы в паре.

Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.

(Проверка задания Слайд № 6.)

- Мы увидели, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга.

8. Работа над усвоением смысла (Слайд №7)

На доске:

1.      Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

2.      Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

3.      Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение "Дружно - не грузно". Слово "грузно" тут используется в значении "тяжело" То есть со своими товарищами, друзьями, не должно быть тяжело. Легче справиться с возникшими проблемами, преодолевать препятствия, когда рядом есть на кого положиться и понадеяться.

"А врозь - хоть брось". Тут имеется в виду, что врозь, то есть поодиночке, не сделать чего-то действительно стоящего, не добиться настоящих побед. Любому человеку нужна опора и понимание со стороны других людей.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик?(Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.) Почему сказку назвали "Сова"?

10. Подведение итогов урока ( Слайд № 8)

— С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

— Кто её автор? Какова главная мысль сказки?

Кто оказался лучшим знатоком природы?

Вывод: животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.

11. Оценка за работу на уроке.

12. Домашнее задание (на выбор): выразительное чтение или пересказ.

13. Дети дарят гостям подарки - аппликацию совы - символа мудрости.


 

Методическая разработка открытого урока на тему:

Методическая разработка открытого урока на тему:

Для этого, как всегда, нам необходимо чётко, грамотно говорить

Для этого, как всегда, нам необходимо чётко, грамотно говорить

Что объединило старика и медведя? (музыка )

Что объединило старика и медведя? (музыка )

Утекай - убегай Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту

Утекай - убегай Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту

Чтение слов(Слайд №5). - Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами: хо-ро-нишь-ся – хоронишься сто-ро-нишь-ся – сторонишься рас-сер-ди-лась – рассердилась от-ча-ян-ная – отчаянная пе-ре-кли-ка-ют-ся –…

Чтение слов(Слайд №5). - Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами: хо-ро-нишь-ся – хоронишься сто-ро-нишь-ся – сторонишься рас-сер-ди-лась – рассердилась от-ча-ян-ная – отчаянная пе-ре-кли-ка-ют-ся –…

Что мы узнаем о природе из этого предложения? -

Что мы узнаем о природе из этого предложения? -

Когда Старик понял свою ошибку?(

Когда Старик понял свою ошибку?(

Давайте вспомним правила работы в паре

Давайте вспомним правила работы в паре

Вывод: животные помогают человеку, а человек должен помогать животным

Вывод: животные помогают человеку, а человек должен помогать животным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2023