Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка открытого урока: «Основные формулы тригонометрии»
Разработала: преподаватель математики первой категории Ковалева Надежда Федоровна
2019 г. |
Данная методическая разработка открытого урока может быть рекомендована преподавателям математики СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
На уроке используется практика - ориентированный подход, технология сотрудничество, а также ИКТ технологии.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Нижнетагильский строительный колледж»
Разработчик: Ковалева Надежда Федоровна, преподаватель общеобразовательных дисциплин
РАССМОТРЕНА на заседании ПЦК «____»________________2019 г. Председатель: _________________ |
СОГЛАСОВАНО Методическим советом, протокол № «_____»___________2019 г. Председатель: __________________ |
Содержание
1. Введение
2. Аннотация к уроку
3. План урока
4. Структура и технологическая карта урока
5. Ход урока
6. Приложения
В современном мире значительное внимание уделяют математике, как одной из областей научной деятельности и изучения. Как мы знаем, одной из составляющих математики, является тригонометрия.
Тригонометрия - это раздел математики, изучающий тригонометрические функции. Принципы тригонометрии, используются в разных областях, таких как теория музыки, акустика, оптика, анализ финансовых рынков, электроника, теория вероятностей, статистика, биология, медицина (включая ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерную томографию), фармацевтика, химия, теория чисел (и, как следствие, криптография), сейсмология, метеорология, океанология, картография, многие разделы физики, топография и геодезия, архитектура, фонетика, экономика, электронная техника, машиностроение, компьютерная графика, кристаллография.
Актуальность темы «Основные формулы тригонометрии» заключается в том, что знания тригонометрии откроют новые способы решения различных задач во многих областях науки и упростят понимание некоторых аспектов различных наук.
Издавна установилась такая практика, при которой школьники сталкиваются с тригонометрией три раза. Таким образом, мы можем сказать, что тригонометрия состоит из трех частей. Данные части взаимосвязаны, и зависят от времени. При этом, они абсолютно различны, не имеют похожих черт как по смыслу, который закладывается при объяснении основных понятий, так и по функциям.
Первое знакомство возникает в 8 классе. Это период, когда школьники изучают: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». В процессе изучения тригонометрии даётся понятие косинус, синус и тангенс.
Следующим этапом является продолжение знакомства с тригонометрией в 9 классе. Уровень сложности повышается, изменяются способы и методы решения примеров. Теперь, на место косинусов и тангенсов приходит окружность и ее возможности.
Последним этапом является 10 класс, в котором тригонометрия становится более сложной, изменяются способы решения задач. Вводится понятие радианной меры угла. Вводятся графики тригонометрических функций. На данном этапе ученики начинают решать и изучать тригонометрические уравнения. Для полного понимания тригонометрии необходимо познакомится с историей ее возникновения и развития. После знакомства с исторической справкой и изучения деятельности работ великих деятелей, математиков и ученых, мы можем понять, каким образом тригонометрия влияет на нашу жизнь, как помогает создавать новые объекты, делать открытия.
Систематическое использование на уроках задач профессиональной направленности является связующей нитью между теорией и практической деятельностью, что способствует более глубокому освоению профессии, развитию интереса к математике как к науке и как к профессионально значимой дисциплине, показывает прикладной, реально ощутимый характер математики. Студенты понимают, что математика – важный предмет в СПО.
Методическая разработка открытого урока «Основные формулы тригонометрии» демонстрирует возможности приобретения опыта практической деятельности студентами 1 курса по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений при изучении раздела алгебры и начал математического анализа «Тригонометрические формулы».
Проблема, раскрываемая в разработке урока: применение практико-ориентированного подхода для активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Вопросы, раскрываемые в разработке:
развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса, повышение интереса к предмету, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности по изученной теме.
Выбор данной темы связан с тем, что в своей профессиональной деятельности обучающимся придется пользоваться знаниями, полученными на уроках математики.
Для проведения урока необходимы: компьютер, проектор, учебники по алгебре и началам математического анализа, компьютерный тест, подготовленный заранее преподавателем; видеоролик.
План урока
Тема |
Основные формулы тригонометрии. |
Тип урока
|
Урок изучения нового материала |
Форма урока |
Комбинированный |
Цели:
|
Дидактические: · Рассмотреть основные формулы тригонометрии; · продолжить формирование умений и навыков по применению тригонометрических формул; · проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме. Развивающие: · совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение тригонометрических формул; · развивать умения и навыки в работе с тестами; · продолжить работу по развитию логического мышления, математической речи и памяти. Воспитательные: · продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради; · приучать к умению общаться и выслушивать других; · воспитание сознательной дисциплины; · развитие творческой самостоятельности и инициативы; · стимулировать мотивацию и интерес к изучению тригонометрии.
|
Задачи: |
· повторить определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа ; · рассмотреть основное тригонометрическое тождество и формулы, выражающие связь между тангенсом и косинусом, между котангенсом и синусом. · научить применять полученные знания при решении задач. |
Оборудование:
|
· мультимедиа проектор, экран, компьютер, опорный конспект |
Планируемые результаты
|
Личностные · развивать алгоритмическое мышление, аккуратность, внимательность при выполнении заданий, умение общаться в коллективе; · способствовать эмоциональному восприятию материала; · формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; · осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Метапредметные · использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей; активно применять теоретические знания в реальных ситуациях; · владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной деятельности Предметные · основные формулы тригонометрии; · формулы для выражения зависимости между функциями одного и того же элемента. |
Формы обучения |
фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы обучения: |
информационно-развивающий (объяснение, беседа); наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); репродуктивный (решение задач); проблемный (постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
|
Используемые технологии: |
технология проблемного обучения; технология сотрудничество; ИКТ |
Время и место |
1ч-20мин , каб 319.
|
Этапы |
1. Организационный момент (5 мин) 2. Актуализация знаний. (10 мин) 3. Изучение нового материала (15 мин) 4. Закрепление знаний и умений. Решение задач. (25мин) 5. Практическая часть урока. Работа в парах.(15 мин) 6. Подведение итогов урока (7 мин) 7. Выдача домашнего задания. (3мин) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Цель этапа |
Содержание этапа |
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
I. Организационный момент
|
Подготовить обучающихся к учебной деятельности. |
Приветствие, активизация обучающихся, создание предпосылок для вызова мотивации к учебной деятельности на уроке. |
Занимают свои рабочие места, приветствуют преподавателя, настраиваются на работу на уроке. |
Активизирует обучающихся на дальнейшую учебную деятельность на уроке .
|
II.Актуализация знаний учащихся
|
Активизировать опорные знания повторить ранее изученный материал. Подготовиться к применению и внедрению теоретических знаний в практическую деятельность нового материала. |
Компьютерный тест. |
Отвечают на вопросы преподавателя устно.
|
Задает вопросы проверяет правильность ответов. |
III. Изучение нового материала
|
Ввести понятие основные тригонометрические формулы, рассмотреть формулы |
Формулирование определения основные тригонометрические формулы.
|
Просмотр презентации, конспект в тетрадь. |
Организует изучение материала урока |
IV Закрепление знаний и умений. Решение задач.
|
Проверить первичный уровень усвоения мате- риала урока.
|
Решение задач №1 |
Выполняют задание, используя формулы, проверяют правильность выполнения. Решают задачи. |
Объясняет задание, наблюдает за работой студентов. |
V. Самостоятельная работа. Работа в группе |
Закрепление и умение применять полученные знания на практике. |
Решение теста. |
Студенты работают в парах и заполняют таблицу. |
Объясняет задание, наблюдает за работой студентов. |
VI. Рефлексия и самооценка
|
Осуществить рефлексию, оценить работу обучающихся |
Просмотр видео |
Оценивают свою деятельность на уроке.
|
Организует проведение ре- флексии. Анализирует результаты деятельности студентов.
|
VII. Домашнее задание |
|
Объяснение содержания домашнего задания. |
Прослушивают домашнее задание. |
Объясняет содержание и пути выполнения домашнего задания. |
1. Орг.момент. (Слайд 1)
- Добрый день. Сегодняшний урок я хочу начать со слов великого педагога Яна Коменского «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я надеюсь, что сегодняшний день, и сегодняшний урок пройдут не зря, и каждый из вас узнает сегодня много нового и интересного.
Запишите тему урока.
Актуализация знаний. (Слайд 2-3) Тест:
Проверим вашу подготовку к уроку
1. |
Вычислить: 2sin300+6cos600-4tg450 |
|||||||||||
2. Вычислить: sin(-450) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. |
Вычислить: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5. В какой четверти находиться точка, полученная поворотом |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
точки Р(1;0) на угол α равный |
|
|
|
|
|
||||||
6. В какой четверти находиться точка, полученная поворотом |
||||||||||||
|
точки Р(1;0) на угол α равный 4 |
|
|
|
|
|
||||||
7. В какой четверти находиться точка, полученная поворотом |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
точки Р(1;0) на угол α равный |
|
|
|
|
|
||||||
8. В какой четверти находиться точка, полученная поворотом |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
точки Р(1;0) на угол α равный |
|
|
|
|
|
||||||
9. В какой четверти находиться точка, полученная поворотом |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
точки Р(1;0) на угол α равный |
|
|
|
|
|
||||||
10. Вычислить sin2230+cos2230 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Легко ли было решить последнее задание?
3. Изучение нового материала.
Внимательно посмотрите на экран (Слайд 4).
Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы.
Рассмотрим типовое задание.
4. Закрепление знаний и умений. Решение задач
5. Самостоятельная работа в парах.
6. Подведение итогов урока.
Просмотр видео
3. Рефлексия и самооценка
Подведем итог работы на уроке.
Ø Что мы изучали сегодня на уроке?
Ø Значима ли для нас данная тема?
Ø Где мы можем ее применить?
7. Домашняя работа.
1) 466 (2,4), 467 (2,4)
2) Сделать презентацию на тему
Литература
1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин и др-6-е изд. – М.:Просвещение, 2019 – 464с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://ru.wikipedia.org/wiki
1. http://festival.1september.ru
2. http://www.exponenta.ru/
3. http://school-collection.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.