Методическая разработка открытого урока по географии на тему: «Вода на земле»
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний
Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;
- видеофильм « Мировой круговорот воды»;
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- физическая карта полушарий;
- вода в твёрдом состоянии лед, в жидком состоянии, газообразном
Оборудование для учеников: компьютер; путевые листы для работы в классе, учебник, атлас
Предмет исследования: вода – источник жизни;
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мобилизующий этап.
Приветствие учащихся, настрой на урок. Проверка готовности к уроку.
Учитель: - Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. (проверка посадки учащихся)
II. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: - Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Наш урок сегодня я хочу начать вот с таких слов.
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое, ты самая чистая в чреве земли».
- Эти слова принадлежат известному французскому лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери. О чём пишет Антуан де Сент-Экзюпери?
- Да, это написано о воде. Он написал это после того, как его самолёт потерпел аварию в Сахаре.
- А что вы знаете о воде?
- Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?
- В течение минуты запишите слова, которые приходят вам в голову в связи со словом вода.
(Запись ассоциаций на доске.)
Учитель - Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?
III. Сообщение новой темы.
- Сегодня мы поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете - О воде. Вода - бесценный дар природы. Вода - одно из главных богатств на Земле.
- У вас на столах путевые листы, в которых вы будете сегодня работать. Запишите в них тему урока «Вода на Земле»
- Сегодня на уроке мы должны:
• Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.
• Заполнить схему «Состав гидросферы», «Мировой океан», «Круговорот воды в природе».
• Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.
Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека
IV. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос урока
Учитель: - На протяжении урока, мы должны ответить на вопрос: «Много ли воды на нашей планете?»
Поднимите руку, кто считает – мало, опустите, а теперь - кто считает - много, и вы – правы!
-Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус и карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой.
Учитель: - Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.
Проблемный вопрос урока
Учитель: - Сегодня, в течении урока мы попытаемся ответить еще на один вопрос: Воды много, но… хватит ли её всем?
Учитель: - Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)
- Сегодня, мы - исследователи и постараемся открыть тайны Воды.
Учитель: Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды.
(На столе стакан с водой.)
-Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (прозрачная, жидкая.)
-Теперь понюхайте. Имеет ли чистая вода запах? (нет)
-А цвет? (нет)
-Теперь давайте бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (сахар растворяется)
-Если переливать воду в другой стакан – она течёт.
Подведём итог: - Вода какая? Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)
Учитель: - Как вы думаете, а всегда ли вода жидкая? (ответы учащихся) Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.) Вода на Земле находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
(Демонстрация воды в трех агрегатных состояниях.)
Учитель: - В природе ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии. Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии. Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии. И каждое её состояние имеет понятие. Установите соответствие:
1. Испарение. 2. Замерзание. 3. Конденсация. 4. Таяние. |
А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое. Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное. Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое. |
(1В, 2А, 3Б, 4Г)
Учитель: - «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?
Каково же, по-вашему, значение воды?
-Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!
Практическая работа
Учитель: - Сейчас мы с вами выполним практическую работу: «Подсчет содержания воды в организме школьника». Подсчитаем сколько же воды в вашем организме. Вычислять будем по формуле.
mводы= mтела х 0,65
Физкультминутка (под музыку)
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Мы плывём по сине морю
И резвимся на просторе.
(плавательные движения руками в стороны)
Поплывём мы к югу повидаться с другом
(плавательные движения руками вперёд)
А потом и к западу…
Но пора за парту нам.
Изучали океан, а теперь на сушу нам.
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Учитель: - Давайте, теперь определим, как называется водная оболочка Земли. Гидросфера – это водная оболочка Земли. Из каких частей она состоит?
Работа с учебником.
Учитель: - Открываем учебник параграф 19, пункт 1 стр. 71
- Дополните схему 1 в листы.
Проверка.
Учитель: - Главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан. Океан занимает ¾ площади Земли, он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов). Назовём и покажем их на карте.
(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
- Запишите названия океанов в схему 2 на своих листах.
-Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.
Учитель:
- А теперь, я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Работа с учебником.
Учитель: - Открываем учебник параграф 19, пункт 2 стр. 72-73
-О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)
(Видеофильм «Мировой круговорот воды»)
- Под действие чего вода с поверхности испаряется в атмосферу?
- Во что превращается пар в атмосфере?
- Из облаков куда выпадают осадки?
-Что помогают перемещаться облакам?
- Куда возвращается вода?
- Заполните схему 3 в своих листах
V. Закрепление нового материала:
Учитель: - Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока .
Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)
Проблемный вопрос:
- На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Теряево множество магазинов, где продают питьевую воду. Почему?
(Загрязнение воды)
Учитель: Загрязнение воды - это привнесение в воду физических, химических или биологических веществ, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и наносящих ей большой урон. Виновник такого загрязнения- человек. И это действительно экологическая катастрофа. Мы также должны, по возможности, исключить появление угроз загрязнения окружающей среды в будущем. Мы должны беречь воду, стараться экономить воду, потому что вода - главное чудо на Земле. И сейчас мы с вами убедимся в этом, посмотрев экологическую сценку.
Экологическая сценка «Вода — главное чудо на Земле»
(Проигрыш мелодии «В гостях у сказки»)
Автор: Жил-был царь.
(Немного походил и сел на трон.)
Царь: Ох, какая скукота, надоело всё.
- О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.
-Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!
(Входят 3 сына, проходят по кругу, встают рядом с троном и кланяться царю).
Сыновья: Звали, батюшка?
Царь: Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.
Даю вам год! По земле- Матушке походите, да в людях побудьте и принесите мне чудо- чудное. Ступайте!
(Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят).
Автор: И пошли царские сыновья по белу свету. Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.
(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона).
Сыновья: Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы вернулись с дальней дороги.
Царь: Коль вернулись, то порадуйте отца своего.
Автор: И молвил первый сын.
Сын первый: Батюшка, принес я тебе золото и серебро. Погляди, как оно блестит всё. Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо!
Царь: Да какое это Чудо? Полна моя казна таким златом и серебром. Да только не радует оно меня.
Автор: И молвил второй сын.
Второй сын: Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо?
Царь: И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней. И они меня не радуют.
(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)
Царь: Ну а ты зачем простой воды мне принёс?
Автор: И молвил третий сын
Третий сын: Вода – самое большое чудо на Земле. Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось: Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды. За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой. А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля. И только дождь их спас. И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар. Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства.
Царь: Немало пожил на свете я, но хороший урок ты мне дал, сын мой!
Автор: И объявил воду царь самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять. И по сей день Вода – самое большое чудо на Земле.
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами
загрязнения водоемов и мерами их охраны.
Рефлексия.
- Кому урок понравился - зелёный магнит...
- Кому было комфортно на уроке - синий...
- Кому было трудно - красный...
Итоги урока
- Итак, мы сегодня повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?
А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.
1. Гидросфера состоит из:
А. Вод суши и Мирового океана
Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере
В. Рек, озёр, болот, морей
2. Основной объём воды на Земле заключён:
А. В водах Мирового океана
Б. В ледниках
В. В пресных подземных водах
3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:
А. Жидком
Б. Твёрдом
В. Газообразном
4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:
А. Испарение
Б. Конденсация
В. Замерзание
5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:
А. Подземные воды
Б. Болота
В. Ледники
6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:
А. Испарение с поверхности суши
Б. Испарение с поверхности Океана
В. Выпадение осадков
7. Мировой круговорот воды начинается:
А. На суше
Б. В атмосфере
В. В Мировом океане
Если у Вас:
7 правильных ответов - Вы хорошо работали на уроке;
6 правильных ответов – Вы старались, но ещё не всё у Вас получается;
5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;
менее 4 правильных ответов – Вам придётся самостоятельно проработать материал урока и улучшить результат на следующем уроке.
- Сверяйте с правильными ответами. Отметку выставит вам, согласно критериям оценивания.
(Правильные ответы)
Домашнее задание
п.19 стр.71-73, составить кроссворд по теме «Гидросфера»
Спасибо за работу на уроке!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.