СПЕЦИФИКА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
В.А. Сухомлинский сказал: «Я не боюсь и ещё раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Здравствуйте уважаемые коллеги!
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих учёных. По мнению Кузбасских учёных Э.М. Казина и Н.Г. Блиновой: «Дошкольное образовательное учреждение является важнейшим звеном в сохранении здоровья детей».
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на укрепление и сохранение здоровья.
В связи с этим я считаю, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок использование здоровьесберегающих технологий.
Изучив литературу по заявленной тематике я пришла к выводу, что здоровьесбережение можно рассматривать как одну из самых
перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников.
Каждый возрастной период характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью,
стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, детском саду, на улице…
Вот почему возникла необходимость с младшего дошкольного возраста готовить ребёнка к решению проблем: обеспечение собственной безопасности в любых условиях и грамотное взаимодействие с природой на основе соблюдения экологических норм, правильное поведение в возможной экстремальной ситуации.
Поэтому на протяжении многих лет в своей работе использую программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Н.Н.Авдеевой, Р.Б.Стёркиной и О.Л.Князевой!
Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний детьми, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных.
Программа содержит комплекс материалов обеспечивающих стимулирование в старшем дошкольном возрасте самостоятельности и ответственности за своё поведение, а также тематическое планирование в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми.
Наряду с достоинствами, предложенной авторами программы «Безопасность» решение вопроса обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста обладает недостатком:
1.Программа ориентирована только на старший дошкольный возраст.
2.Нет «Методического пособия по обучению безопасности детей в играх».
Исходя из этого, я разработала тематическое планирование по безопасности жизнедеятельности детей, начиная со второй младшей группы.
В соответствии с тематическим планированием составила сборник игр, сценарии развлечений, родительских собраний, рекомендаций, памяток (слайд № 5).
Создала в группе предметно - развивающую среду, обеспечивающую работу с детьми по обучению основам безопасности жизнедеятельности.
Работа по основам безопасности жизнедеятельности детей строится по следующим направлениям:
1.Ребёнок и другие люди.
2.Ребёнок и природа.
3.Ребёнок дома.
4.Здоровье ребёнка.
5.Эмоциональное благополучие ребёнка.
6.Ребёнок на улицах города.
Цель моей работы: Формирование у дошкольников представлений о безопасности жизнедеятельности и здоровье в детском саду и повседневной жизни.
В своей работе использую методы и приёмы, которые помогают обучать детей основам безопасности жизнедеятельности и сохранению здоровья.
Методы |
Приёмы |
Наглядные |
Наблюдения Экскурсии Целевые прогулки Показ предметов Показ картин, иллюстраций Показ способов действия Технические средства обучения Дидактические пособия |
Словесные |
Пояснения Рассказ Чтение Беседа |
Практические |
Эксперименты Тренинги |
Игровые |
Дидактические игры Игры-драматизации Подвижные игры Настольно-печатные Сюжетно-ролевые |
Так, при проведении наблюдений, экскурсий, целевых прогулок, учу детей видеть наблюдаемый объект, обследовать его, выделяя наиболее характерные особенности. Воспитываю соблюдение правил безопасного поведения.
Рассматривая с детьми картины, иллюстрации, я даю им новые знания, не встречавшиеся им ранее или закрепляю полученные.
Используя технические средства обучения - видеофильмы, диафильмы, звуковые пособия (магнитофон), расширяю знания в ознакомлении детей с окружающей их действительностью, знакомятся с героями и их поступками, делают определённые выводы.
Через рассказы сообщаю детям новые знания, даю сведения
об окружающих явлениях и событиях.
Читая рассказы, сказки я знакомлю их с художественными произведениями, сообщаю новое, помогаю глубже понять содержание произведения, почувствовать образы героев, их эмоциональное состояние.
При помощи беседы активизирую познавательную деятельность детей, развиваю мышление, закрепляю правила поведения.
Проводя инструктажи по всем видам деятельности в режиме дня детского сада, я в первую очередь детей знакомлю с правилами поведения и соблюдением ими техники безопасности.
Полученные знания закрепляем в практической деятельности: тренинги развивают внимание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки. А положительная оценка позволяет утвердиться в правильности понимания норм безопасного поведения.
Игра поднимает интерес к содержанию обучения, обеспечивает связь познавательной деятельности с игровой. Через игру дети лучше усваивают данный материал, вырабатывают навыки, необходимые для будущей жизни.
При таком подходе обеспечивается развитие ребёнка.
Проблему, связанную со здоровьесбережением в детском саду невозможно решить без помощи родителей. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.
Предлагаю следующие формы работы с родителями:
1.Анкетирование.
2.Консультации.
3.Беседы.
4.Родительские собрания.
5.Тематические выставки.
6.Конкурсы.
7.Спортивные праздники.
8.Театрализованные представления.
9.Информация в «родительских уголках».
10.Встречи со специалистами.
В ходе всей этой работы родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки, принимая активное участие во всех мероприятиях, предложенные воспитателем.
Таким образом, проводимая мною работа по воспитанию безопасного поведения детьми в детском саду и повседневной жизни, позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению и укреплению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Для реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности я нахожусь в тесном сотрудничестве со специалистами.
На занятиях с педагогом - психологом у детей формируются представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.
На занятиях по физической культуре формируется потребность в двигательной деятельности, совершенствуется техника основных движений, развиваются психофизические качества, закрепляются навыки выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развивается интерес к спортивным и подвижным играм.
На занятиях по изобразительной деятельности дети выражают свои представления о безопасности жизнедеятельности через продуктивные виды деятельности.
На музыкальных занятиях формируются представления о значении здоровья для развития творческих возможностей человека и эмоционального восприятия.
Медицинские работники организуют и проводят оздоровительные мероприятия с детьми, контролируют закаливающие процедуры,
двигательный режим в группах в течение дня.
Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий показывает улучшение состояния здоровья детей.
Случаев травматизма не зарегистрировано.
Использование комплекса здоровьесберегающих мероприятий позволило увеличить число детей с высоким уровнем знаний правил безопасного поведения в детском саду и повседневной жизни на 20%.
Благодаря взаимосвязи игр-занятий с другими формами организации учебно - воспитательного процесса моя работа достигла положительного результата. У детей приобретены навыки безопасного поведения. Познавая и исследуя окружающий мир, расширяя свой кругозор, следуя правилам поведения в определённых ситуациях, закрепилась ответственность за сохранение своей жизни, здоровья и жизни окружающих людей. Сформировались знания по основам безопасности жизнедеятельности детей в детском саду и повседневной жизни.
Таким образом, работа с родителями и детьми позволяет комплексно и системно подготовить самых маленьких участников к жизни в современных условиях, где каждого за пределами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.