Методическая разработка открытого урока по географии на тему: «Вода на Земле».
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока по географии на тему: «Вода на Земле».

Оценка 4.9
docx
06.03.2024
Методическая разработка открытого урока по географии на тему: «Вода на Земле».
методическая разр геогр земля.docx

Методическая разработка открытого урока по географии на тему: «Вода на Земле».

 

Тема урока: Вода на Земле

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.

Развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,
  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
  • делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,
  • способствовать развитию коммуникативных умений;
  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

  • Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
  • Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

  • Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

 

 

  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
  • Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная .

Оборудование для учителя:

  • мультимедийная презентация;
  • видеофильм «Капля воды»; « Мировой круговорот»
  • компьютер, интерактивная доска, проектор;
  • физическая карта полушарий;
  •  вода в стакане, таблички « соленая вода», «пресная вода» и   « вода на земле»

Оборудование для учеников:  файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика

Краткое описание: Учащиеся знакомятся со свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

Ход урока

Дети входят в класс  и берут кружочки или белого цвета , зеленого  или   синего цвета

Дети делятся на три группы- соленые ( зеленые кружочки)  , пресные ( белые), воды земли (синие)

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Учитель.

 Все встали.Здравствуйте. Садитесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?Ученики. Да!

2. Актуализация знаний  

Ребята,  вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока вам поможет загадка.

Мы привыкли, что она –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить. 

 

 

Без чего нам не прожить, не умыться? ( без воды)

А почему я вам загадала эту загадку?
3.Постановка учебной задачи.

– Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

Сегодня на уроке мы должны:

1.      Заполнить схему «Вода на Земле»

2.      Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.

3.      Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

4.      Характеризовать удивительные свойства воды

4.Построение проекта выхода из затруднения

Где встречается вода на Земле?    ( в морях, океанах и т.д)

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

 Откуда появилась вода на земле?     видеофрагмент« Первая капля»

Всю воду на земле можно разделить на 3 группы:

                                                        Вода на Земле

https://fs.znanio.ru/8c0997/cb/fd/66c10e998bcbab2977b7b0b49d2c79c78e.png

https://fs.znanio.ru/8c0997/d9/d9/232df0c0d6967737584ec36512b8e35772.png

https://fs.znanio.ru/8c0997/a9/8c/3fa174d246920907f8d042a02f52e30a60.png

 

 


            ………………                       ………………                       ………………

                   96,5%

 

Воды Мирового океана         Воды материков ( суши)          Воды атмосферы
океаны и моря                   реки, озера, ледники         пар, капельки воды, снег

( дети выполняют самостоятельно задание №1 в маршрутном листе)

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь – кто считает – Много.И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

Из всей воды 96,5% - это воды океанов и морей, а 3,5 % это  воды суши и атмосферы

Чем отличаются воды мирового океана от вод суши и атмосферы? ( пресные  и соленые)

 

 

Демонстрация опыта:

Три емкости прозрачных с обратной стороны подписаны морская вода- соленая, пресная вода – воды суши и атмосферы, доступная воды- кроме вод атмосфера и ледников. После ответов, поворачивать к детям емкости)

Если весь запас воды на Земле принять за 1 л (демонстрирует кружку, наполненную водой), то запасы пресной воды составят всего 30 мл (отбирает порцию 30 мл в мерный цилиндр), а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии – всего 6 мл. (Отбирает пипеткой в маленький мерный цилиндр 6 мл.) Вывод: вода – это богатство, к которому надо относиться бережно и экономно.

( так какой же воды много?   Соленой, морской- много ,  мало –пресной)

                           А сейчас послушайте сказку.

На свете живет не одна Вода, а две, просто никто этого не видит, не замечает, потому что они близняшки, хотя они и стараются быть разными. Старшая сестра - это Соленая вода, а младшая - Пресная вода. Они обе очень капризны и непостоянны. Если они, например, просто разговаривают или спорят друг с другом, то это еще ничего, на море от этого поднимаются волны. А высота их зависит от того, что чувствуют они в этот момент. Ну а если они начнут играть! От них -  одни хлопоты. Сестрам, конечно, весело, то испаряясь  и летая  высоко в небе, пугают людей дождем, то высыпаются я на землю в виде хрупких снежинок . Еще они очень любят заглядывать в окна и рисовать на них сказочные узоры. Когда же близняшки успокаиваются и засыпают на зиму под тихую колыбельную мороза, они превращаются в лед. 

Мы сейчас должны охарактеризовать  свойства воды?

Что это такое? Какие у нее свойства? Назовите мне их.....

Например:

Групповая работаДетям раздаются листочки со свойствами воды, они должны   выбрать

Группа « соленая»                           Группа» пресная»       Группа « вода на земле»

Свойства соленой воды                      свойства пресной             свойства общие

 

(текучая,  пресная, соленая, жидкая, твердая, парообразная, горькая, безвкусная, без запаха, бесцветная, голубая или синяя, прозрачная, прекрасный растворитель)

 Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях:
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара,
Была – и вдруг ее не стало.

О  каких удивительных свойствах воды говориться в стихотворении?

Самое удивительное – три агрегатных состояния воды : жидкая, твердая и парообразная.

  • В природе …
  • Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии
  • Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии
  • Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии

  Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: «Какие условия необходимо создать природе, чтоб вода перешла из одного состояния в другое?»

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.             

( РЕКА – жидкая вода, а чтобы она стала твердой необходимо........................................?

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?
(Снежинки)

Снег растает тогда, когда........................................?

Посмотрели мы в окошко:
Где деревья? Где дорожка?
Воздух стал, как молоко,
Заблудиться в нём легко.
Всё похоже на обман...
А виной тому   (Туман)

 Где и когда мы дома можем  увидеть парообразную воду?

 

Это свойство воды самое удивительное?

Физкультминутка

Голова чтоб не болела, 
Ей вращаем вправо-влево. 
А теперь плечами крутим — 
И для них разминка будет.
Тянем  ручки к небу, 
Потянули плечи, спинки. 
А теперь конец разминке.


Хоть приятно разминаться, 
Вновь пора нам заниматься.
Проблемный вопрос: Какие  еще удивительные свойства воды вы знаете?

*Любое вещество в твёрдом состоянии тяжелее, чем в жидком, вода – наоборот.Лёд плавает на её поверхности, а не уходит на дно, как полагалось бы по физическим законам.

*Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

*При охлаждении расширяется ( на морозе лопнет бутылка с водой) и при нагревании тоже.

 

 

«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь.  Ты – самое большое богатство на свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Групповая работа по вариантам.

1.Группа - Роль вод Мирового океана в природе

2. Группа- Роль воды суши в природе

3. Группа ( вода на земле) - Роль воды в жизни человека

( дети выполняют задание №2 в маршрутномлисте)

 А сейчас послушайте            СКАЗКУ
Летели к земле дождевые капли. Они только что расстались с тучей и были полны планов на будущее. 

1-я капля: Как только приземлюсь сразу же найду ручей. Вме­сте с ним побегу к реке. Вместе в рекой отправлюсь в море. И буду гулять на просторе с морской водой, поиграю с корабликами, а надоест - опять испарюсь в тучку.  

2-капля: Ничего хорошего в этой судьбе нет. Капля в море во­все незаметна. Море огромное и капель в нем тьма-тьмущая. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и пеще­рам, вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты водопадом 

3-я капля: Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь размечтались, бездельники. Поля и сады сохнут, ждут нас - не дождутся, а вы?  Моря, реки, пещеры. Ерунда! Мы должны напоить жаждущие корни, стать сладким соком спелых плодов.


4-я капля: А я хочу водяной пылью повиснуть над зем­лей, отразить солнечные лучи и стать разноцветной радугой – вот настоящая судьба. А если земля примет холодно, то разлиться туманами над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в тучу с первыми лучами солнца.

О чем говориться в сказке?

 Рассмотрите  рисунок 136 в учебнике стр.113 «Круговорот воды в природе»

4.      Первичное закрепление.

Вызываются ребята к доске , им выдаются картинки . Необходимо с ними стать  в такой последовательности, как протекает круговорот воды.

 Кратко  рассказать по картинке о Мировом круговороте воды в природе.

Ребята  быстрый круговорот воды в природе- вода испарилась с поверхности океана, поднялась вверх в облака и пролилась дождем в океан. Он может длиться 8 часов или чуть более, а существует круговорот,  который может  протекать в течение  тысячелетий. Что это за круговорот?(Грунтовые воды – 5000 лет.Ледники – 8000  лет)

Проблемный вопрос:   Роль круговорота воды  в природе?

 

 

Как вы понимаете выражение:

ВОДА – ты самое большое богатство на свете! Ты- сама жизнь!.

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вставь в текст  пропущенные слова.( задание №3 в маршрутном листе)

Вода______________________________с поверхности суши, рек, морей и океанов. Образуется _______, который поднимается в воздух. Высоко над землёй пар охлаждается и превращается в ________________________ воды, которые образуют __________. Из них в тёплое время года выпадает ____________________, а зимой _____________________. Вода проникает в ____________________, стекает в _____________, а из них  в __________________________.

Вода наше_________________, ее надо _____________________!

Слова для справки:испаряется, пар, дождь, снег, капельки, почва, моря, облака, земля, богатство, реки, моря, беречь

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока.Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты?

Пусть всегда будут  реки ( какие?)................... дети подпевают    ....чистые,
Пусть всегда будет  рыба ( какая?).................... свежая,
Пусть всегда будет море ( какое? )............................... ласковое  ,
Пусть всегда будем  мы ( какие?) .................... веселые  и здоровые

 

Мы с вами на уроке познакомились  с удивительной оболочкой земли:

 

http://xn--80ablvf0ajdao.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/04/Rebus-na-slovo-gidrosfera-242016-232138.jpg

V. Рефлексия.Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке.........

https://fs.znanio.ru/8c0997/3e/11/65766a782722cc0b798c4924714475bebf.png

 

Используемая литература:

1.«Живая – неживаяприрода. Водабываетразной» авт.Вишневская Г.В

2. Альберт Валентинов. «Откуда память у воды». «Российская газета» 12 мая 1996 год.

3. Сказка « Петешествие капельки воды» интернет-ресурс

4. «Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней « - интернет-ресурс

5."Вода на Земле» урокАжигатова Ш. У.


 

Методическая разработка открытого урока по географии на тему: «Вода на

Методическая разработка открытого урока по географии на тему: «Вода на

Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная

Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная

Где встречается вода на Земле? ( в морях, океанах и т

Где встречается вода на Земле? ( в морях, океанах и т

От них - одни хлопоты. Сестрам, конечно, весело, то испаряясь и летая высоко в небе, пугают людей дождем, то высыпаются я на землю в виде…

От них - одни хлопоты. Сестрам, конечно, весело, то испаряясь и летая высоко в небе, пугают людей дождем, то высыпаются я на землю в виде…

Воздух стал, как молоко, Заблудиться в нём легко

Воздух стал, как молоко, Заблудиться в нём легко

Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь размечтались, бездельники

Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь размечтались, бездельники

Пусть всегда будет море ( какое? )

Пусть всегда будет море ( какое? )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2024