Статья на тему: «Особенности организации внеклассной работы по математике»
Оценка 5

Статья на тему: «Особенности организации внеклассной работы по математике»

Оценка 5
docx
06.03.2024
Статья на тему: «Особенности организации внеклассной работы по математике»
statya_muhamedyanova_e._posledniy_variant.docx

Статья на тему: «Особенности организации внеклассной работы по математике»

 

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты определение и цели внеклассной работы с учащимися, её задачи, виды, формы, требования, также представлено исследование, проведённое в МБОУ Гимназии №31 города Кургана для выявления особенностей проведения внеклассной работы по математике.

Учебно-познавательная деятельность обучающихся в основной школе осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время. Наряду с обязательными учебными занятиями в образовательных учреждениях организуются другие виды деятельности, которые носят добровольный характер и направлены на удовлетворение творческих и познавательных запросов школьников. Данные формы проведения мероприятий в школе называются внеклассными или внеурочными [1].

В современной педагогической науке существует огромное количество подходов к определению «внеклассная работа». В статье за основу было взято следующее определение: внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся [2].

По мнению  А.И. Никишова, И.Я. Ланиной и А.В. Усовой общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету, развитие и формирование  творческой личности учащегося. С помощью хорошо продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике [6].

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. И с первых классов в коллективе учащихся начинается резкое расслоение: на тех, кому легко и с интересом дается усвоение программного материала по математике, на тех, кому удается добиться при изучении математики удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом [7].

С учетом этих групп учащихся строится методика обучения математике, вырабатываются формы как классной, так и внеклассной работы. Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа. 

Внеклассная работа по математике решает следующие задачи:

·    углубление теоретических знаний, развитие практических навыков учащихся, проявивших математические способности и повышение уровня математического мышления;

·    способствование возникновению и поддержанию интереса к математике у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды любителей математики [4].

Исследователь Н. Я. Виленкин предлагает на внеклассных занятиях по математике знакомить учащихся с элементами вычислительной математики, производной и интегралом и т. д. И рекомендует обращать внимание на практическую направленность внеклассных занятий [5].

В своих работах Е. А. Баринова, Н. Н. Ушаков выделяют следующие требования к проведению внеклассной работы:

·    работа строится на добровольных началах;

·    должна быть разнообразной;

·    должна выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся;

·    должна отличаться от форм проведения уроков [4].

Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести в дальнейшем к выбору факультатива по математики и к самостоятельному изучению заинтересовавшего.

Условно можно выделить три  вида внеклассной работы:

·    работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала.

·    работа с учащимися проявляющими интерес к математике.

·    работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

Внеклассная работа с отстающими учениками проводится для ликвидации пробелов и предупреждение неуспеваемости. В идеальном случае этот вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер. Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по математике более эффективными

В статье более подробно рассмотрим внеклассную работу с учащимися, проявляющими интерес к математике. Исследователи М. Б. Балк, Ю. М. Колягин, С. И. Шварцбурд занимались проблемой организации внеклассной работы с учащимися и в своих работах они  рекомендовали  следующие формы проведения внеклассной работы с учащимися, особо интересующимися математикой:

·    математические кружки, математические игры;

·    математические викторины, конкурсы и олимпиады;

·    математические вечера, математические экскурсии [5].

Главное значение использования различных видов внеклассной работы по математике заключается в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике и благоприятствует развитию математических способностей школьников, интересующихся математикой. Проблема организации внеклассной работы занимает значительное место в системе образования и её изучением занимались многие ученые. В связи с актуальностью темы мы провели исследование по выявлению особенностей организации внеклассной работы по математике с учащимися МБОУ Гимназии №31 города Кургана.

В соответствие с темой исследования нами были сформулированы цель и задачи исследования.

Цель – выявить особенности организации внеклассной работы по математике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.   Разработать анкетирование по теме исследования;

2.   Провести опрос учителей гимназии №31 города Кургана с целью выявления особенностей проведения внеклассной работы;

3.   Провести внеклассное мероприятие по математике и дать анализ проведенной работы.

Для выявления особенностей организации внеклассной работы по математике на базе МБОУ Гимназии №31 города Кургана нами было проведено анкетирование среди учителей МБОУ Гимназии №31, личная беседа  с учителями математики, также было разработано и проведено внеклассное мероприятие по математике.

В анкету были включены следующие вопросы: проводят ли учителя гимназии внеклассную работу и насколько часто, в какой форме они проводят её, сколько времени уходи на её подготовку, с каким трудностями они сталкиваются, как зависит выбор формы проведения внеклассной работы от возрастных особенностей учащихся.

Участвуя в опросе, педагоги проявили активность и заинтересованность проблемой организации внеклассной работы в школе, учителя математики поделились личным опытом проведения внеклассной работы, что помогло выявить особенности организации данного вида работы с учащимися по предмету.

Анализ результатов анкетирования  показал, что все опрошенные респонденты проводят внеклассную работу с учащимися МБОУ Гимназии №31 в соответствии с ФГОС. В процессе организации внеклассной работы учителя  используют различные формы внеклассной работы (викторины, предметные недели, экскурсии, олимпиады и др.) Причем, большинство респондентов (50%) проводят внеклассную работу с учащимися достаточно часто (несколько раз за четверть), 40% – один раз в четверть и 10% респондентов проводят внеклассную работу раз в полугодие.

Было выявлено, что на подготовку к внеклассной работе уходит разное количество времени, у некоторых респондентов 40 минут (20%), у некоторых подготовка занимает несколько часов (30%), несколько дней (40%), бывает, что подготовка доходит до двух недель (10%).

         В процессе подготовки и организации внеклассной работы с учащимися респонденты сталкиваются с разными затруднениями: у большинства опрошенных не хватает времени (50%), 20% респондентов сталкиваются с проблемой отбора содержания материала, нежеланием учащихся участвовать и лишь у 30% опрошенных не возникает никаких проблем.

         Все опрошенные респонденты отмечали, что при выборе формы внеклассной работы с учащимися, необходимо учитывать возрастные их особенности. Так, в младшем звене учителя советуют использовать игровые формы, в среднем – викторины, конкурсы, олимпиады, КВН. Обучающиеся старшего звена очень часто проявляют нежелание участвовать во внеклассных мероприятиях по предмету, у них отсутствует интерес к данному виду деятельности, поэтому педагоги предлагают привлекать их к  организации и проведению внеклассных мероприятий.

         Во время прохождения практики в МБОУ Гимназии №31 в роли учителя математики и информатики, была проведена внеклассная работа по математике. Внеклассная работа проводилась в шестом классе в форме математической игры «Лабиринт задач», разработанной при написании курсовой работы. Основная цель проводимого внеклассного мероприятия – обобщение и закрепление материала по теме «Делимость чисел».

         В процессе организации внеклассного мероприятия были использованы: маршрутный лист с указанием траектории движения команды по станциям (для каждой команды выдавался индивидуальный лист), пакет заданий для каждой станции с двумя уровнями сложности А и Б (за повышенный уровень начислялось большее количество баллов, чем за решение задач уровня А) и отчётный лист. Команды в соответствии с маршрутным листом передвигались от станции к станции, выбирая уровень сложности задания. На решение задач каждого уровня давалось определенное количество времени. Задания содержали как типовые задачи на применение признаков делимости, так и нестандартные, требующие от учащихся  смекалки, догадки, проявления эвристических способностей.

В конце игры подсчитывалось количество баллов, набранных за посещение каждой станции, подводились итоги, и проходило награждение команд. Учащиеся проявили большой интерес и активность, во время проведения математической игры была отмечена вовлеченность всех учащихся в работу. В ходе организации внеклассного мероприятия, проведения опроса педагогов и личной беседы с учителями математики нами были выявлены следующие особенности организации внеклассной работы по математике:

1.   Внеклассная работа по математике и приёмы, используемые в этой работе должны быть разнообразными.

2.   Формы внеклассной работы по математике должны выбираться в соответствие с возрастными особенностями учащихся.

3.   Организация внеклассной работы по математике должна отличаться от форм проведения уроков и не должна дублировать материал, изученный на уроке математики.

4.   На внеклассной работе по математике учащимся всегда должен преподноситься новый, посильный для них материал, необходимо показывать применение знаний математики в жизни.

Возрастные особенности учащихся школы имеют решающее значение при выборе формы проведения внеклассного мероприятия. Младших школьников проще вовлечь в занятия с элементами двигательной активности, конкурсы, игры, экскурсии. Старшеклассники  способны к более длительному, статическому восприятию материала. Для них актуальны олимпиады, игры «Что? Где? Когда?», КВН. В среднем и старшем звене внеклассные занятия могут использоваться для закрепления  и обобщения прошедшего материала по математике.

Организация внеурочных занятий остается одним из важных видов деятельности в школе. Внеурочные мероприятия важны не только для учащихся, но и для самого педагога. Они позволяют сблизиться с детьми, установить и поддерживать доверительные отношения с учениками. Чтобы успешно проводить внеклассную работу по математике, учителю приходится постоянно использовать новые формы организации данного вида деятельности, совершенствовать уровень методической и теоретической подготовки по предмету,  проявлять творческую инициативу, что позволяет повысить качество его уроков.

Внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство учеников. В ней должны быть заняты не только учащиеся, проявляющие интерес к математике, но и те ученики, которые еще не тянутся к математике и не проявили своих математических способностей. Наблюдения показывают, что многие, даже слабые учащиеся, с удовольствием принимают участие в таких внеклассных мероприятиях по математике, как математических играх, которые дают учащимся возможность проявить себя, свои способности, применить уже имеющиеся знания и приобрести новые, и все это в необычной занимательной форме.

Подобные мероприятия включены во внеклассную работу для того чтобы занять учащихся, заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть возникающие трудности и приобрести новые знания по математике. Использование разнообразных форм внеклассной работы по математике способствуют повышению мотивации в учебе, развивают личность учащихся.


 

Статья на тему: «Особенности организации внеклассной работы по математике»

Статья на тему: «Особенности организации внеклассной работы по математике»

И рекомендует обращать внимание на практическую направленность внеклассных занятий [5]

И рекомендует обращать внимание на практическую направленность внеклассных занятий [5]

В соответствие с темой исследования нами были сформулированы цель и задачи исследования

В соответствие с темой исследования нами были сформулированы цель и задачи исследования

Все опрошенные респонденты отмечали, что при выборе формы внеклассной работы с учащимися, необходимо у читывать возрастные их особенности

Все опрошенные респонденты отмечали, что при выборе формы внеклассной работы с учащимися, необходимо у читывать возрастные их особенности

Возрастные особенности учащихся школы имеют решающее значение при выборе формы проведения внеклассного мероприятия

Возрастные особенности учащихся школы имеют решающее значение при выборе формы проведения внеклассного мероприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2024