Статья: «Использование игровых методов в процессе обучения младших школьников.
1.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние годы среди учеников появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Я задумалась над тем, чем увлечь детей, как заинтересовать учебным процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности. Я заметила, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Из всего выше сказанного я решила применять в своей педагогической деятельности игровые методы на уроках, представляя детям материал в доступной игровой форме. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Хочу представить один из эффективных методов игровой приём -«Домино».
Интерактивный приём-игра «Домино» помогает решить многие учебные задачи и способствует повышению качества знаний младших школьников.
Цели: получение, обобщение и
систематизация знаний обучающихся, а также повышение мотивации в процессе
обучения.
Задачи:
-систематизировать и обобщить теоретические знания по предметам, умение
использовать полученные знания на практике;
-выявить уровень знаний обучающихся по теме (циклу, разделу);
-
-
Актуальность:
Повышение учебной мотивации - одна из центральных проблем современной школы. Одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Применение интерактивного приема «Домино» является эффективным средством повышения мотивации и качества знаний, обучающихся по предметам.
Практичность:
данный интерактивный приём может быть использован:
-для обобщения и закрепления знаний по разным предметам;
-на разных этапах проведения урока (использую «Домино» фронтально в начале урока при актуализации знаний, предлагаю работу в парах или даю индивидуальное задание одному ученику во время проверки домашнего здания, в конце урока «Домино» позволяет быстро закрепить материал, задействовав весь класс);
-на различных этапах освоения предмета (с учётом возрастных особенностей обучающихся).
Важным преимуществом является то, что составить домино можно по любой теме программы, при этом охватывается довольно большой объем теоретического материала.
2.
Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования в начальной школе игрового приёма «Домино».
Задачи:
- Проанализировать игровой приём «Домино».
- Изучить практику использования данного приёма на современном этапе.
- Обобщить опыт использования интерактивного приёма.
Объект исследования: познавательная деятельность учащихся на уроках.
Предмет исследования: игровой приём «Домино», как одна из форм организации познавательной деятельности на уроке и средство повышения мотивации обучающихся.
Гипотеза: предположим, что использование игрового приёма «Домино» на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения является эффективным способом активизации познавательной деятельности школьников, ведущим к прочному усвоению знаний.
Представлю некоторые примеры использования интерактивного приёма «Домино»
3.
Применениеприёма«Домино»наурокахматематики.
Когда мы подошли к теме «Умножение», возникли некоторые трудности. Для того, чтобы справиться с ними я решила активно использовать приём «Домино».
Уровень качества знаний, учащихся по математике
Эффективность:
повышение уровня качества знаний по предмету при систематическом использовании интерактивного приёма «Домино»
Таким образом донный приём-это активная форма работы на уроке. Он оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотивявляется для обучающихся подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.В процессе игры, увлекшись, обучающиеся не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. Введение игровых элементов в урочное занятие разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках.Таким образом, первые шаги в формировании вычислительных умений у младших школьников связано с выполнением ими определенных действий с числами, и фишки домино органично встраиваются в такую работу. Они также могут эффективно использоваться при формировании многих важных первоначальных математических понятий.
Применениеприёма«Домино»науроках
Окружающегомира
Приведу пример применения «Домино» на уроках Окружающего мира.
Тема: "РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ". «Классификация животных, их видовые признаки».
Уровень качества знаний, учащихся по окружающему миру
Эффективность:
Активизация познавательной деятельности на всех стадиях изучения материала, повышение уровня качества знаний по предмету.
Интерактивный приём «Домино» являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Применениеприёма«Домино»науроках
Русскогоязыка.
Русский язык довольно сложный предмет для восприятия его учащимися. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир языка. Одним из этих подходов является игра, как сильнейший фактор психологической адаптации учащегося в языковом пространстве. Использование игрового приёма «Домино» на уроках русского языка позволяет учащимся вместо «скучного» заучивания программного материала в игровой, соревновательной форме закреплять полученные теоретические знания, что способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний
Приведупримерприменения«Домино»наурокахрусскогоязыка.
Тема:«Падежныеокончанияимёнсуществительных».
Уровень качества знаний, учащихся по русскому языку
Эффективность:
Использование игрового приёма положительно
влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и
интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает
познавательный интерес к урокам русского языка.
Использование игровых интерактивных приемов на уроках русского языка повышает у учащихся заинтересованность в работе на уроке и эффективность обобщения знаний. Прием «Домино» в дальнейшем был мною многократно использован на обобщающих уроках. В результате анкетирования было выявлено положительное восприятие учащимися такой формы работы. 96% учащихся хотели бы на следующих обобщающих уроках повторять теоретический материал с использованием «Домино». 76% учащихся отметили отсутствие трудностей при участии в игре. 92% учащихся в результате почувствовали удовлетворение. Кроме того, повысилось качество знаний, учащихся по предмету.
Применениеприёма«Домино»науроках
Литературногочтения.
Уроки литературного чтения в начальной школе являются неотъемлемым элементом воспитания культуры человека, средством воспитания и развития личности. Приобщать ребенка к чтению необходимо именно в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения. Решение данной проблемы возможно при правильном выборе методов обучения детей младшего школьного возраста, являющихся актуальными на сегодняшний день.
Применение игрового приёма «Домино» на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет решить следующие задачи по работе с художественным произведением:
1) выявлять основную мысль и находить героев произведения, воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, которые изображены автором;
2) давать оценку поступкам персонажей, демонстрировать отношение к героям произведения;
3) устанавливать важнейшие события и определять их последовательность
6) устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
10) распознавать отличительные признаки художественных произведений.
Ценность данного приёма заключается в том, что на его материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль состоит еще и в том, что он способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Таким образом, применение игрового приёма «Домино» на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет создавать на уроке неформальную обстановку, позволяющую ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-либо новом качестве, реализовать навыки, сформированные в период обучения. Данный приём вызывает у детей интерес к урокам литературного чтения, делает их разнообразными, содержательными. Однако педагогам не следует забывать о том, что игровые методы и приёмы на уроке являются не развлечением, а учебной деятельностью, сложной, но интересной.
Вывод:
Чтобыдобитьсяпервостепеннойзадачикачественногоусвоениязнаний, необходимосделатьучебныйпроцессмаксимальноэффективным. Задачаучителясостоитвтом, чтобызаинтересоватьдетей, привлечьвниманиеучеников, чтобыонизахотелиполучатьпредложенныеимзнанияиучилисьдобыватьихсами. Приём«Домино»помогаеткачественнореализоватьэтизадачи.Систематическоеиспользованиеинтерактивногоприёма«Домино»помогаетнетолькодостичьвысокогоуровнякачествазнаний, ноипривлечьобучающихсякучастиювшкольныхигородскихмероприятиях, олимпиадах, конкурсах.
Какпоказываетпрактика, данныйприёмдаётвозможностьболеебыстрымитемпамиполучитьнужныйрезультат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.