СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Оценка 4.7

СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Оценка 4.7
docx
06.03.2024
СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.docx

СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.     Слово одарённость происходит от слова дар. В толковом словаре С.И. Ожегова одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям в любой сфере человеческой деятельности. Профессор Н.И. Ильичёва считает, что все дети, рождённые без патологии головного мозга, одарёны от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его. Развитие одарённых и способных детей – актуальная задача  современной педагогики.

     В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъёмом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они не как не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависит легкость и быстрота приобщения знаний, умений и навыков.

     У каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский учёный У. Ушби утверждает, способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили.

Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

     Необходимо проявить  внимание к работам (поделкам, рисункам) детей. Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов.Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

    Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребёнок, будь то игра, лепка или рисование имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребёнка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для него  новые знания, обнаружение в самом себе новых возможностей.

     Художественно-изобразительную деятельность (изображения и    восприятия) на занятиях я направляю на решения трёх основных проблем:

-познание  способов и методов художественного творчества;

-усвоение способов создания художественного образа (специфики языка и искусства)

-усвоение приёмов изобразительной деятельности.

     Развитию творческих способностей помогают различного рода дидактические игры. Существенное влияние на них оказывает учебная и трудовая деятельность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества.

      Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке. Например, карточки – задания «Дорисуй», придумай, опиши, выскажи своё мнение или  придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

     Дидактические  игры выполняют особую функцию, именно они дают первоначальный толчок к развитию у них творческих способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно – изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

     На моих занятиях открываются широкие возможности для развёртывания коллективного творчества детей. Массовое творчество обучающихся особенно успешно развивается, если перед детьми поставлена общественно значимая цель, выдвинута проблема, ожидающая своего решения.

    Так для младшего звена можно предложить такое задание: каждый ребёнок рисует какое – нибудь животное, а потом эти фигурки наклеивают на большой лист бумаги. Получается композиция  « Зоопарк ». В следующий раз детям предлагается нарисовать прямоугольники с вырезанными посредине окнами-иллюминаторами, а затем из них складывается многопалубный пароход, коллективно дорисовывается мачта и пассажиры. Можно предложить детям сочинить сказку и нарисовать к ней иллюстрации. Всем детям раздаются одинаковые  листы бумаги – странички будущей книги. Один из детей (его предлагают сами ребята) рисует обложку для книги. По окончании работы странички скрепляют по порядку, и рождается новая книга со сказкой, сочинённой самими детьми.

      Развитие творческих способностей не возможно без воображения. «Воображение более важно, чем знание» высказывание Альберта Энштейна. Воображение-это уникальная способность человека. Развивать и тренировать её надо с детского возраста, так как в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают своё восприятие мира. Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном. Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями и стимулируют целеустремлённостью человека. Важнейшим условием творчества является наличие определённых переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

     Проблемы творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Английский учёный  Г. Уоллес отмечал: «Мальчик, бросая камешки в воду, видит в расходящихся кругах печать своего воздействия. Ребёнок, увидевший в причудливых очертаниях облаков замки, роскошные сады и заливы, внес в неопределённость единство. Он - творец, правда, воздушных замков». И пусть они пока только в его воображении, но придёт время, когда замки,  воображаемые им станут явью.

    Главное помочь ребёнку развить его воображение, не оборвать грубо, не дать понять, что это глупые мечты. Несмотря на кажущуюся лёгкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определёнными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в создании, благодаря операциям анализа и синтеза.       Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения. А, следовательно, и воображение и творчество неразрывно связаны.  Упражнения, которые я  использую на своих занятиях развивают  восприятие, приобщают к миру прекрасного, затрагивают тонкие струны души.

 

      На уроках изобразительного искусства дети получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют и  закрепляют. Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным, я предлагаю  таблицы, карточки и др. проверочный материал, в основе которого – принцип постепенного усложнения, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и интересов.

     Критериями проверочных заданий служат художественно-творческие задачи, поставленные на ранее проведенных уроках изобразительного искусства, а так же самооценка детей, что является одним из условий формирования у школьников рефлексивного поведения. 

    С проверочными карточками можно работать в начале урока или в конце его, на обычных уроках или на обобщающих в зависимости от темы и задач, поставленных учителем. С помощью раздаточного материала можно за несколько минут проверить уровень знаний, умений и навыков детей всего класса, а сэкономленное время использовать для практической работы.

    Работают дети с карточками следующим образом. К примеру, возьмем одну из проверочных карточек из блока уроков ''Изображаю и украшаю''. На карточке изображены фрагменты различных видов народной декоративной росписи (хохлома, гжель, жостова и т.д.). Задание: назови виды росписи.  Ученик, получив карточку и определив виды декоративных росписей, отвечает на вопрос письменно или устно. Для быстрого ответа можно выдать три варианта ответа, рядом с каждым словом-подсказкой необходимо проставить порядковый номер. При проверки если все ответы ученика сошлись с  правильными ответами, он ставит себе оценку ''5'', если ученик ответил не на все вопросы, то – ''4'' и т.д.

     В урок можно внести разные творческие задания, которые помогут развить креативное мышление учащихся, приведу несколько примеров:

ü  Нарисуй свой портрет, так чтобы из него можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – совершенно нет.

ü  Посмотри внимательно на фигуру, и придумай какую – нибудь интересную картинку с использованием нарисованной фигурки.

ü  Закончи рисунок

ü  Придумай название, и рассказ о том, что ты изобразил.

ü  Создание творческих проектов

     Интересными заданиями для одарённых детей являются создание проектов на различные темы школьной программы. Детям интересно добывать новый материал, обрабатывать его создавать рисунки к проектам, фантазировать на тему оформления творческих работ.

     В работе с одарёнными детьми  делается акцент на передаче средствами изобразительной деятельности отношений разного типа (отношения между человеком и окружающим его миром живой и неживой природы, отношения между, предметами, взаимоотношения в мире людей, отношения действенные и эмоциональные, отношения: между персонажами сказки), построении вырази  тельной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности этих отношений.

      Большое внимание уделяется построению композиций, предметно - сюжетному рисунку, передающему  парные отношения: человек - предмет, человек - животное, животное -- животное, человек - человек.

      Такие задания требуют  анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных  отношений.

Задачи композиционного характера решаются в заданиях трёх типов: первоначальный графический рисунок, фиксирующий основные размерные пропорциональные  и пространственные особенности изображаемого (структуру отношений), включающие положение относительно друг друга и относительно пространства листа,  Отношение центр-верх-низ и т. д.  и   живописная сюжетная композиция, в которой те же задаваемые темой отношения включены в эмоционально - выразительный (праздничный, театрализованный или сказочный) контекст. И решение того или иного сюжета в объёме (пластилин, бумажная пластика) Особое значение приобретают серии тематически объединенных заданий: «Художник и зрелище», «Деревня – деревянный мир», «Древние города нашей земли», «Каждый народ  - творец» и т. д.

Эти задания предполагают возможность, с одной стороны, разнообразных и острохарактерных действий и взаимодействия участников, объединенных общим пространством, временем и темой,  с другой стороны, эмоционального переживания и сопереживания, яркость красок и впечатлении, необходимую для создания выразительного образного решения. Использование таких заданий, рассчитанных на длительное количество занятий, предполагает возможность совместной деятельности и создание на заключительном этапе большой совместной работы. Участников создания такой совместной композиции соединяет общий создаваемый замысел рисунка или панно и предварительная индивидуальная проработка отдельных образных  решений. Таким образом, дети в ходе выполнения работы  приобретают различные навыки в общении друг с другом, развивается креативное мышление.

    Не менее важна для этой модели задача передачи личностного мироощущения ребенка в изображении любой темы, которая может быть обеспечена специальными заданиями. Развитию воображения, творческой фантазии и использованию более полно языка символов и специфической выразительности цвета и формы способствуют введение в занятия элементов театрализации, актерского вживания в образ, использование на занятиях костюмов и атрибутов сказочных персонажей, магическая условность изменения пространства с помощью «золотого ключика» и «волшебной палочки». Переход от реального пространства в сказочное поможет более полно отразить жизнь в сказочном изобразительном образе и сюжетной композиции, а изменение контекста создаст условия для образно - символического обогащения работ   детей, а также поможет раскрыться таланту и одарённости ученика.

        Однако для формирования и развития творческих способностей не достаточно перечисленных  выше приёмов. И  мне,  как педагогу важно уметь создать на занятиях особую атмосферу, побуждающую обучающихся  к творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ

СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ

Развитию творческих способностей помогают различного рода дидактические игры

Развитию творческих способностей помогают различного рода дидактические игры

А, следовательно, и воображение и творчество неразрывно связаны

А, следовательно, и воображение и творчество неразрывно связаны

Отношение центр-верх-низ и т. д

Отношение центр-верх-низ и т. д

СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

СТАТЬЯ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2024