Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Правописание предлогов. Морфологический анализ предлога".
Оценка 4.9

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Правописание предлогов. Морфологический анализ предлога".

Оценка 4.9
docx
01.04.2024
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Правописание предлогов. Морфологический анализ предлога".
урок.docx

Русский язык. 7 класс

ТЕМА: «Правописание предлогов. Морфологический анализ предлога».

Цель: углубить знания учащихся о  предлогах, способах их образования;

         формировать умение отличать предлоги от однозвучных слов;

         разбирать предлог как часть речи;

         развивать навыки правильного написания предлогов, строить словосочетания и предложения;

         воспитывать любовь к родному слову.

Оборудование: учебник, дидактический материал, компьютер.

Тип урока: формирование практических умений и навыков ( урок-магазин).

 

                                                                                                   Эпиграф: Ум за деньги не купишь.

                                                                                                                               Народная мудрость

 

                                                                                    ХОД УРОКА

 

     I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МИНУТКА

         Учащимся раздаются листы самооценки (по такому образцу ), в которых они в течение урока за каждое выполненное задание будут выставлять себе баллы. А в конце урока выведут средний балл.

 

                                              ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Задания

Название задания

Балл

1

Кроссворд

 

2

Незаконченное предложение

 

3

Выборочное письмо

 

4

Книжная витрина    

 

5

Четвертый лишний

 

6

Исследование-сопоставление

 

7

Составь предложение

 

8

Заменители  

 

9

Разбор предлога      

 

 

Общий балл  

 

 

 

Средний балл

 

           

 II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

- Сегодня на уроке мы отправимся в магазин, магазин необычного, в котором продаются и покупаются разнообразные задания по теме.  Я буду продавцом в этом магазине, а вы-покупатели. Чтобы идти домой с полной сумкой, надо при покупке применять знания из предыдущих уроков.

ІII. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

      - Издавна так ведется , что купить хочется самое лучшее, самое доброе.  Но не всем нравится одно и то же. И купить может не каждый . Поэтому и вы будете покупать те задания, на которые у вас хватит знаний. Хотелось бы , конечно, чтобы раскупили весь товар.

       Итак, отправляемся в магазин .

       В какой же мы отдел попадем сегодня ?

Нам нужно вписать в ячейки кроссворда слова и в вертикальной строке прочитаем название отдела, в котором мы будем делать покупки.

1. Часть слова, которая стоит перед  корнем ( приставка).

2. Смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие (рассуждение)

3. Шестая буква алфавита (е).

4. Второстепенный член предложения, выражающий объектное значение: читать книгу, довольный успехом (дополнение).

5. Словарный состав языка (лексика).

6. Изменяемая часть слова (окончание).

7. Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (глагол)

 IV. СООБЩЕНИЯ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

 Так, идем мы в отдел, который называется "Предлог" (слайд 1)

 Наши задачи :

1. Учиться правильно писать предлоги.

2. Разбирать предлог как часть речи.

V . ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

   1. На первой витрине мы видим незаконченные предложения (теоретические вопросы по теме) по 1 б. (Каждому ученику по его желанию „продается” вопрос с определенным номером.)

                 1. Служебная часть речи, которая выражает зависимость .....(существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении ).

                2. Вместе с существительным , числительным , местоимением предлог указывает на ....(пространственные , временные, причинные, целевые ... отношения)

               3. Предлоги употребляются с.....  падежами (косвенными).

               4 .В роли приставок могут выступать следующие предлоги... (с, под, за, в, к, на ).

              5. По происхождению предлоги бывают .... (производные и непроизводные).

              6. Непроизводные предлоги – это такие.... (происхождение которых установить невозможно: у, в, под, к, с ит.д.).

             7. Производные предлоги - этотакие ...(которые образовываются от нескольких предлогов, от существительных и наречий с предлогами, переходом существительных и наречий в предлоги).

             8. Предлог выступает в предложении ....членом предложения (никаким )

             9. Производные предлоги от омонимических слов можно отличить ....

 (задав вопросы к ним).

             10. Предлоги пишутся ...(слитно, раздельно, через дефис).

2. На второй витрине продается выборочное письмо: выписать производные ( I в.) и непроизводные (II в. ) предлоги, объяснить их написание 3 б.

                                                             (слайд 2)

            Вокруг станции на холмах и в долине, деревья покрылись цветом.  Внутри торнадо частицы воздуха вращаются с удивительной скоростью, разрушая все на своем пути. На воде лежали широкие темно-зеленые листья кувшинок, а между ними желтели головки лилей.. Еще в седую древность, в тихой и уютной долине, где бил из-под земли хрустальный источник, осели люди.  Когда деревья в деревне раскутаются , когда избы из-за своих запонов зеленых и желтых повыходят на путь, зябко светя голыми своими стенами, хочется тогда пойти в поле.

   (непроизводные: на, в, с, на, на, в, в, в, на, в )

   (производные: вокруг, внутри, между, из-под, из-за )

3. Подходим к третьей витрине - книжной.  Здесь мы покупаем работу с учебником ( с. 39 – теоретический материал ) и практическое задание - упр. 367,с. 40. 3 б

4. Витрина „Четвертый лишний” ( слайд 3) 1,5 б

  Выпишите из каждой строки лишнее слово.

   А . В/течение, в/продолжение, в/следствие

   Б. Из / под,  на/встречу, из / за.

   В. На/счет, в/место, из/за.

  5. Исследование-сопоставление 1 б

   ("цепочкой")

Объяснить правописание однозвучных слов. Определить, к каким частям речи они принадлежат.

В течение дня- в течении реки; вследствие засухи - увидеть в следствии новые факты; шел, не смотря под ноги- несмотря на непогоду; сидеть около - сидеть около дома.

6. Витрина "Составь предложение" 1 б

(Каждый ученик первого ряда с непроизводным предлогом для , из второго ряда - в , из третьего ряда – до составляет предложение.)

7. Витрина "заменители" 2 б

Списать, раскрывая скобки. Прокомментировать орфограмму "Написание производных предлогов слитно, радельно и через дефис».

(В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста.

Заменить, где это возможно, производные предлоги синонимичными предлогами.

8. Разбор предлога 3б

Из эпиграфа выпишем словосочетание с предлогом :

I.                    За (деньги) –предлог.

II.                 Морф. призн.:  прост., непр., неизм.

III.              Не является членом предложения

VI. ИТОГ УРОКА

 Самооценка достижений за урок

 VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 Подготовиться к контрольной работе .


 

Русский язык. 7 класс ТЕМА : «Правописание предлогов

Русский язык. 7 класс ТЕМА : «Правописание предлогов

II . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

II . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

В месте с существительным , числительным , местоимением предлог указывает на

В месте с существительным , числительным , местоимением предлог указывает на

Объяснить правописание однозвучных слов

Объяснить правописание однозвучных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024