Русский язык. 7 класс
ТЕМА: «Правописание предлогов. Морфологический анализ предлога».
Цель: углубить знания учащихся о предлогах, способах их образования;
формировать умение отличать предлоги от однозвучных слов;
разбирать предлог как часть речи;
развивать навыки правильного написания предлогов, строить словосочетания и предложения;
воспитывать любовь к родному слову.
Оборудование: учебник, дидактический материал, компьютер.
Тип урока: формирование практических умений и навыков ( урок-магазин).
Эпиграф: Ум за деньги не купишь.
Народная мудрость
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МИНУТКА
Учащимся раздаются листы самооценки (по такому образцу ), в которых они в течение урока за каждое выполненное задание будут выставлять себе баллы. А в конце урока выведут средний балл.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ Задания |
Название задания |
Балл |
1 |
Кроссворд |
|
2 |
Незаконченное предложение |
|
3 |
Выборочное письмо |
|
4 |
Книжная витрина |
|
5 |
Четвертый лишний |
|
6 |
Исследование-сопоставление |
|
7 |
Составь предложение |
|
8 |
Заменители |
|
9 |
Разбор предлога |
|
|
Общий балл
|
|
|
Средний балл |
|
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Сегодня на уроке мы отправимся в магазин, магазин необычного, в котором продаются и покупаются разнообразные задания по теме. Я буду продавцом в этом магазине, а вы-покупатели. Чтобы идти домой с полной сумкой, надо при покупке применять знания из предыдущих уроков.
ІII. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Издавна так ведется , что купить хочется самое лучшее, самое доброе. Но не всем нравится одно и то же. И купить может не каждый . Поэтому и вы будете покупать те задания, на которые у вас хватит знаний. Хотелось бы , конечно, чтобы раскупили весь товар.
Итак, отправляемся в магазин .
В какой же мы отдел попадем сегодня ?
Нам нужно вписать в ячейки кроссворда слова и в вертикальной строке прочитаем название отдела, в котором мы будем делать покупки.
1. Часть слова, которая стоит перед корнем ( приставка).
2. Смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие (рассуждение)
3. Шестая буква алфавита (е).
4. Второстепенный член предложения, выражающий объектное значение: читать книгу, довольный успехом (дополнение).
5. Словарный состав языка (лексика).
6. Изменяемая часть слова (окончание).
7. Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (глагол)
IV. СООБЩЕНИЯ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Так, идем мы в отдел, который называется "Предлог" (слайд 1)
Наши задачи :
1. Учиться правильно писать предлоги.
2. Разбирать предлог как часть речи.
V . ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1. На первой витрине мы видим незаконченные предложения (теоретические вопросы по теме) по 1 б. (Каждому ученику по его желанию „продается” вопрос с определенным номером.)
1. Служебная часть речи, которая выражает зависимость .....(существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении ).
2. Вместе с существительным , числительным , местоимением предлог указывает на ....(пространственные , временные, причинные, целевые ... отношения)
3. Предлоги употребляются с..... падежами (косвенными).
4 .В роли приставок могут выступать следующие предлоги... (с, под, за, в, к, на ).
5. По происхождению предлоги бывают .... (производные и непроизводные).
6. Непроизводные предлоги – это такие.... (происхождение которых установить невозможно: у, в, под, к, с ит.д.).
7. Производные предлоги - этотакие ...(которые образовываются от нескольких предлогов, от существительных и наречий с предлогами, переходом существительных и наречий в предлоги).
8. Предлог выступает в предложении ....членом предложения (никаким )
9. Производные предлоги от омонимических слов можно отличить ....
(задав вопросы к ним).
10. Предлоги пишутся ...(слитно, раздельно, через дефис).
2. На второй витрине продается выборочное письмо: выписать производные ( I в.) и непроизводные (II в. ) предлоги, объяснить их написание 3 б.
(слайд 2)
Вокруг станции на холмах и в долине, деревья покрылись цветом. Внутри торнадо частицы воздуха вращаются с удивительной скоростью, разрушая все на своем пути. На воде лежали широкие темно-зеленые листья кувшинок, а между ними желтели головки лилей.. Еще в седую древность, в тихой и уютной долине, где бил из-под земли хрустальный источник, осели люди. Когда деревья в деревне раскутаются , когда избы из-за своих запонов зеленых и желтых повыходят на путь, зябко светя голыми своими стенами, хочется тогда пойти в поле.
(непроизводные: на, в, с, на, на, в, в, в, на, в )
(производные: вокруг, внутри, между, из-под, из-за )
3. Подходим к третьей витрине - книжной. Здесь мы покупаем работу с учебником ( с. 39 – теоретический материал ) и практическое задание - упр. 367,с. 40. 3 б
4. Витрина „Четвертый лишний” ( слайд 3) 1,5 б
Выпишите из каждой строки лишнее слово.
А . В/течение, в/продолжение, в/следствие
Б. Из / под, на/встречу, из / за.
В. На/счет, в/место, из/за.
5. Исследование-сопоставление 1 б
("цепочкой")
Объяснить правописание однозвучных слов. Определить, к каким частям речи они принадлежат.
В течение дня- в течении реки; вследствие засухи - увидеть в следствии новые факты; шел, не смотря под ноги- несмотря на непогоду; сидеть около - сидеть около дома.
6. Витрина "Составь предложение" 1 б
(Каждый ученик первого ряда с непроизводным предлогом для , из второго ряда - в , из третьего ряда – до составляет предложение.)
7. Витрина "заменители" 2 б
Списать, раскрывая скобки. Прокомментировать орфограмму "Написание производных предлогов слитно, радельно и через дефис».
(В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста.
Заменить, где это возможно, производные предлоги синонимичными предлогами.
8. Разбор предлога 3б
Из эпиграфа выпишем словосочетание с предлогом :
I. За (деньги) –предлог.
II. Морф. призн.: прост., непр., неизм.
III. Не является членом предложения
VI. ИТОГ УРОКА
Самооценка достижений за урок
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к контрольной работе .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.