Тема:Знаки «>», «<»
Цели:
познакомить с обозначением отношений «больше» и «меньше» с помощью знаков «>», «<»;
познакомить с записями, составленными из чисел и знаков «>», «<»;
учить записывать равенства с числами 1, 2, 3 и 4;
учить соотносить рисунок, схему и математическую запись.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и умений учащихся
Устные упражнения
— Решите задачи и положите цифру-ответ на парту.
1) Из-под ворот торчит 4 кошачьих лапки. Сколько за воротами кошек? (Одна.)
2) Два мяча у Ани, два мяча у Вани. Два мяча да два. Малыш! Сколько их? Сообразишь? (Четыре.)
3) Как-то четверо ребят с горки прокатилось, два в саночках сидят. Сколько в снег свалилось? (Двое.)
4) Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: два — под березой, один — у осины. Сколько их будет в плетеной корзине? (Три.)
— Назовите ответы. Положите цифры по порядку.
— Назовите самое маленькое число. (Один.) Самое большое. (Четыре.)
— Какое число слева от 3, от 2, от 4?
— Какое число справа от 2, от 1, от 3?
— Назовите соседей числа 2.
— Назовите предыдущее число для 3, 4.
— Назовите последующее число для 3, 1,2.
3. Целемотивационный этап
— Берем следующую конфетку. Разворачиваем. Скажите, о каком знаке так говорят:
Знает каждый карапуз
Чтоб сложить, всем нужен ... («плюс»).
Похож на палочку чудак.
Для вычитанья нужен знак. (Минус.)
— Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с новыми математическими знаками: «>» и «<».
4. Изучение новой темы
— Положите слева на парту столько кругов, сколько конфет изображено на рисунке. (Учитель показывает рисунок с изображением трех конфет.)
— А справа положите столько треугольников, сколько изображено девочек на этом рисунке. (Показывает рисунок с изображением четырех девочек. Оба рисунка вывешиваются на доску.)
— Хватит ли девочкам конфет? Давайте поставим парами, друг под другом круг и треугольник. Каких фигур больше?
— Сколько кругов? Какой цифрой обозначаем? (Учитель на доске пишет цифру 3, а учащиеся кладут цифру 3 на парту.)
— Сколько треугольников? Какой цифрой обозначим? (Учитель пишет на доске цифру 4, а учащиеся кладут цифру 4 на парту.)
— Сравните количество кругов и треугольников. Какое число при счете называют раньше — 4 или 3? Значит, три меньше четырех, а четыре больше трех.
— Для того чтобы не писать слова «больше», «меньше», математики во всем мире договорились обозначать их специальными знаками (рис. 24):
больше > |
|
меньше < |
Рис. 24 |
— (Учитель выставляет на доску две таблицы.)
— На что похожи эти знаки? (На клювик птички.)
— Клювик открыт в сторону большего числа, а закрыт в сторону меньшего числа.
— Учитель пишет знак «>» и читает запись: «Четыре больше трех.»
— Положите знак «>» у себя на парте, прочитайте запись: 4 больше 3.
Физкультминутка (см. приложение 2, на выбор учителя)
5. Закрепление изученного Работа с УП (с. 52, задание 1)
— Следующая конфета (разворачивает конфету, читает запись): «Прочитайте запись в учебном пособии». Давайте попробуем. (Учащиеся под руководством учителя тренируются в чтении записей.)
— Сколько треугольников у елочки слева? справа?
— Какое число меньше?
— Прочитайте запись. (Учитель вызывает несколько учащихся.)
-* Молодцы, посмотрите на следующие елочки. Сколько треугольников у елочки слева? справа?
— Где больше? (Слева.) Значит, четыре... (больше) трех.
Работа с УП (с. 52, задание 2)
— Сколько красных конфет? Сколько синих конфет?
— Каких конфет меньше? Прочитайте запись.
(Аналогично выполняется чтение следующих записей: «А больше 2» и «3 равно 3».)
Работа с УП (с. 52, задание 3 — в парах)
— Вам нужно самим составить записи с помощью цифр и знаков геометрического лото. (После самостоятельного выполнения задания учащиеся при проверке читают получившиеся записи.)
Работа в РТ (с. 27, математическая пропись)
(Учитель достает следующую конфету и читает задание.)
— Посмотрите на верхнюю строку. Назовите знаки. Продолжите писать знаки по образцу.
— Сравните количество треугольников слева и справа. Обведите запись. А теперь самостоятельно сравните следующие фигуры и сделайте записи. (Далее выполняется проверка — чтение записей, выполненных учащимися.)
Работа в РТ (с. 27, задание 1)
— Найдите и прочитайте запись, которая подходит к первому рисунку; ко второму; к третьему. Соедините линией рисунок с нужной записью.
Работа в РТ (с. 27, задание 2)
— Сколько косточек нужно нарисовать на спицах слева? справа? Почему? Прочитайте запись. Продолжите работу: нарисуйте нужное количество косточек на спицах.
Работа с УП (с. 53, задание 4)
— Давайте составим рассказы по рисункам. (Учащиеся с помощью учителя составляют рассказы по рисункам.)
— А сейчас поработаем по вариантам. Первый вариант — учащиеся работают с рисунком, где изображены стрекозы, а второй вариант — с рисунком, на котором изображены бабочки. Составьте числовое выражение по вашему рисунку.
Взаимопроверка. Обмен тетрадями.
6. Подведение итогов
— Пришло время взять следующую конфетку. Тут письмо. Сейчас я его прочитаю: «Жили-были два жадных брата. Всегда, когда чего-то было больше, они кричали: “Мне, мне! Мое, мое” — и широко расставляли руки. А когда было меньше, то прятали руки и поворачивались спиной».
— Как же звали этих братьев? Кто догадался?
Учитель выставляет на доску таблицу:
Меньше < больше > меньше
7. Рефлексия
— Урок со сладкой начинкой подошел к концу. Если вам было интересно и вы подружились со знаками «>», «<», поднимите большой палец вверх, а если не все понятно и требуется помощь, опустите большой палец вниз.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.