Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе
В 2011году все российские школы осуществили переход на
новый
Федеральный государственный образовательных стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО), в котором одно из центральных мест,
занимает проблема развития исследовательских умений учащихся:
интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельным
выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном
материале. Особое внимание формированию познавательных универсальных
учебных действий уделено в проекте изменений, которые внесены в ФГОС
НОО в 2017 году и вступят в силу с 1 сентября 2018 года. Кроме того, в
обновленном ФГОС НОО познавательные (исследовательские) умения
конкретизированы. Например, выпускник начальной школы должен уметь
проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное
исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-
следственных связей и зависимостей объектов между собой и др.
Одним из важнейших методов исследования является эксперимент. Эксперимент – проба, опыт. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
Для младших школьников любой опыт выступает в качестве небольшого эксперимента, потому что в большинстве случаев они не знают, какой могут получать результат.
Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.
В эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности. Это:
Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.
В начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир» важное место занимают практические методы. Но на мой взгляд опытам уделено мало внимания. С этой целью я разработала систему опытов.
Класс |
Тема урока |
Название опыта |
1 |
Куда текут реки? |
Делаем реки |
Почему идёт дождь и дует ветер? |
Свойства воды и воздуха. |
|
Почему радуга разноцветная? |
Создаём радугу. |
|
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
Микробы под микроскопом |
|
2 |
Что такое погода? |
Измерение температуры. |
Про воздух. |
Вес воздуха. |
|
Про воду. |
Движение воды вверх. |
|
Водные богатства |
Концентрированный раствор. Радуга в стакане. |
|
В гости к весне. |
Какой снег быстрее тает. |
|
3 |
Тела, вещества, частицы.
|
Вещества растворимые и нерастворимые в воде. |
Воздух и его охрана. Свойства воздуха. |
Воздух материален. Цвет неба.
|
|
Вода и жизнь. Свойства воды. |
Плотность жидкостей |
|
Берегите воду. |
Берегите воду. |
|
Растение – живое существо |
Жизнь растений зимой. |
|
Что такое почва? |
Изучаем землетрясение. |
|
4 |
Наши подземные богатства. |
Свойства песка и глины. |
Земля кормилица. |
Влияние почвы на рост растений. |
Во время урока дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным обобщениям и выводам. Причиной ошибочных выводов чаще всего является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, которая направляет мыслительную деятельность учащегося. Поэтому учителю необходимо продумывать вопросы, которые он будет задавать ребятам.
Я считаю, что можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке, тем самым, повысив интерес к изучаемому материалу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.