Статья: Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе
Оценка 4.8

Статья: Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе

Оценка 4.8
docx
06.03.2024
Статья: Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе
Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.docx

Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе

 В 2011году все российские школы осуществили переход на новый
Федеральный государственный образовательных стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО), в котором одно из центральных мест,
занимает проблема развития исследовательских умений учащихся:
интеллектуальных и практических умений, обусловленных самостоятельным
выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном
материале. Особое внимание формированию познавательных универсальных
учебных действий уделено в проекте изменений, которые внесены в ФГОС
НОО в 2017 году и вступят в силу с 1 сентября 2018 года. Кроме того, в
обновленном ФГОС НОО познавательные (исследовательские) умения
конкретизированы. Например, выпускник начальной школы должен уметь
проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное
исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-
следственных связей и зависимостей объектов между собой и др.

Одним из важнейших  методов исследования является эксперимент. Эксперимент – проба, опыт. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

 Для младших школьников любой опыт выступает в качестве небольшого эксперимента, потому что в большинстве случаев они не знают, какой могут получать результат.

Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.

 В эксперименте используется система основных приемов мыслительной деятельности. Это:

  • выделение главного;
  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • конкретизация;
  • определение и объяснение понятия;
  • обобщение и систематизация;
  • моделирование;
  • доказательство;
  • объяснение результатов опыта.

  Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности.

В начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир» важное место    занимают практические методы.  Но на мой взгляд опытам уделено мало внимания.  С этой целью я  разработала систему опытов.

 

Класс

Тема урока

Название опыта

1

Куда текут реки?

Делаем реки

Почему идёт дождь и дует ветер?

Свойства воды и воздуха.

Почему радуга разноцветная?

Создаём радугу.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Микробы под микроскопом

2

Что такое погода?

Измерение температуры.

Про воздух.

Вес воздуха.

Про воду.

Движение воды вверх.

Водные богатства

Концентрированный раствор. Радуга в стакане.

В гости к весне.

Какой снег быстрее тает.

3

Тела, вещества, частицы.

 

Вещества растворимые и нерастворимые в воде.

Воздух и его охрана. Свойства воздуха.

Воздух материален. Цвет неба.

 

Вода и жизнь. Свойства воды.

Плотность жидкостей

Берегите воду.

Берегите воду.

Растение – живое существо

Жизнь растений зимой.

Что такое почва?

Изучаем землетрясение.

4

Наши подземные богатства.

Свойства песка и глины.

Земля кормилица.

Влияние почвы на рост растений.

 

Во время урока дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным обобщениям и выводам. Причиной ошибочных выводов чаще всего является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, которая направляет мыслительную деятельность учащегося. Поэтому учителю необходимо  продумывать вопросы, которые он будет задавать ребятам.

        Я считаю, что можно использовать опыты для создания проблемных ситуаций на уроке, тем самым, повысив интерес к изучаемому материалу.


 

Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе

Система опытов на уроках окружающего мира в начальной школе

Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления

Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления

Во время урока дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным обобщениям и выводам

Во время урока дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным обобщениям и выводам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2024