Статья: "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
Оценка 4.9

Статья: "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

Оценка 4.9
docx
05.03.2024
Статья: "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
Формирование читательской грамотности у младших школьников.docx

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности

у обучающихся 1 класса». Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Александрова Ольга Васильевна, я учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33» г.Чебоксары. Тема моего выступления «Формирования читательской грамотности у обучающихся 1 класса».

   Слайд2    На экране Вы видите два яблока. Изучите их форму, цвет, вкус из жизненного опыта. Назовите имена прилагательные, которые характеризуют яблоко. Теперь выберите только одно прилагательное, которое лучше всего характеризует Вас. Объясните, почему именно это слово так точно описывает Вас? Кто хочет поделиться? Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует Вас? (Да)

Вот и детей мы учим относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Сегодня мы рассмотрим приёмы, которые можно использовать при работе

с текстами. 

Слайд 3 Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.

  Слайд 4  Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 Слайд 5    В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание;

- не могут делать выводы на основе прочитанного.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения я использую  следующие виды упражнений:

1.       Речевая разминка (чистоговорки, скороговорки).

2.       Анаграммы (методика развития техники чтения по системе В. Б. Эдигей).

3.       Жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе И. Т. Федоренко.

4.       Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью  выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «Цепочки слов» (задание 1, 4)
  • «Заколдованное слово» (задание 2)
  • «Первые слоги» (задание 3)
  • «Сбежавшие буквы»;
  • «Шифр».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для  работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;
  • демонстрационные картины;
  • учебные таблицы,
  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
  • книги;
  • электронные презентации.

        Читательская грамотность обучающихся в начальной школе, в том числе определяется  техникой чтения.

Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность, метапредметное умение (это умение учиться: работать с текстом, умение задавать вопросы, уметь выделять главное).

Сегодня я бы хотела поделиться с вами приёмами повышения техники чтения, которые прошли мою апробацию на моём 1а классе, и поделиться с вами своими результатами.

Приём «Пол-арбуза»

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/22/festival_pedagogicheskih_idey._formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_u_obuchayushchihsya_1_klassa.docx_image1.jpg

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее. Этот приём я использовала для 20 процентов детей, которые читали на тот момент по слогам.

Для совсем не читающих я использовала этот вариант. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/22/festival_pedagogicheskih_idey._formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_u_obuchayushchihsya_1_klassa.docx_image3.jpg

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

«Найди слово» (Таблица Шульте)        

Использовала для читающих детей.

Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные слова. Называю

одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет

находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово,

школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся.

Благодаря этому методу увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

 

Приём «Кубик Блума»

Как гласит китайская пословица «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

«Кубик Блума» - хороший приём по запоминанию материала. Это отличный способ запомнить, а также понять то, что ученик изучает.

- Приём способствует развитию мышления, даёт возможность проявлять свою фантазию, придумать свой путь развития событий.

- Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

 

Приём «Чтение вверх тормашками»

Этот прием поможет научить ребёнка быстро читать, понимать текст и при этом всём ещё и лучше запомнить прочитанное. Суть упражнения заключается в том, чтобы ребёнок как можно быстрее прочитал перевёрнутый текст, а затем пересказал его. При прочтении текста таким образом, мозг воспринимает информацию по-другому, не так как он привык это делать. И после того, как мы возвращаем текст в обычное положение, скорость чтения улучшается.

Прием «Слова наоборот»

Предложения в таком тексте необходимо читать согласно нормам русского языка, то есть слева направо, а вот буквы в словах — справа налево.

Чтобы прочитать текст, ребёнок подсознательно разбивает слова на буквы и только потом собирает из них слово. Данный приём позволяет тренировать внимание и произвольность движения глаз учеников.

 

Хочу закончить выступление словами Джордж Бернард Шоу

„Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи“
Будьте яркими и сочными, крепкими и сильными, ароматными и румяными! Будьте здоровы! Спасибо за внимание!



 


 

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности у обучающихся 1 класса»

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности у обучающихся 1 класса»

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: «Цепочки слов» (задание 1, 4) «Заколдованное…

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: «Цепочки слов» (задание 1, 4) «Заколдованное…

Для совсем не читающих я использовала этот вариант

Для совсем не читающих я использовала этот вариант

Прием «Слова наоборот» Предложения в таком тексте необходимо читать согласно нормам русского языка, то есть слева направо, а вот буквы в словах — справа налево

Прием «Слова наоборот» Предложения в таком тексте необходимо читать согласно нормам русского языка, то есть слева направо, а вот буквы в словах — справа налево
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024