Тема «Игровые технологии в профориентационной работе»
- Добрый день! Меня зовут Лейсан Шамилевна, я педагог объединения «Оператор ЭВиВМ» Лянторского центра дополнительного образования. Хочу поделиться опытом своей работы.
Использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении детей, поэтому на своих занятиях активно апробирую передовые педагогические технологии и методики. Считаю, что Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации детей, межличностному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. Современная профориентационная игра знакомит обучающихся с миром профессий, дает возможность пробовать и развивать свои профессиональные способности в разных ситуациях, готовит школьников к выбору профессии, формирует у них умение ориентироваться в мире профессий.
Используется несколько типов игр. Игры - “заигрывания”, фактически не затрагивающие профориентационные вопросы (тренинг общения, игры на внимание, на память, на смекалку и т.д.). Обучающиеся воспринимают их как развлечения. Такие игры помогают наладить контакт с детьми, сделать занятия интересными и в этом их польза. Прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения осуществляется через моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели в ходе дальнейшего обучения. Здесь используем пробные игровые ситуации, направленные на самопознание. Обучающиеся пробуют себя в игровых профессиональных ситуациях: это игры: "Ассоциация", "Угадай профессию", "Музей", "Завод", "Путешествие в мир профессий».
Так же на занятии оператора ЭВиВМ используем игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности: производственные отношения, общение, построение личного профессионального плана. В качестве модели таких игр служит система основных факторов выбора профессии, где личный профессиональный план намечается с учетом профессиональных склонностей, способностей, информированности в мире профессий, позиции товарищей и родителей, а также учителей и профконсультантов, как выразителей общественных интересов, например: игры "Профконсультация", "Защита профессии перед родителями", "Приемная комиссия". На занятиях ребенку предлагается обдумать главную цель, а также продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Особое внимание обращаем на то, что всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое. Для планирования профессионального пути используется схема профессионального планирования:
- главная цель (кем я буду? чего достигну);
- цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая работа, дальнейшие перспективы);
- пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т. п.);
- возможные внешние препятствия;
- свои возможности;
- запасные варианты.
С целью более точного отражения нравственной позиции обучающихся, на фоне которой происходит выбор профессии, используем ценностно-ориентационные игры, Построить их модель наиболее сложно, так как она включает понятие "счастье" и "смысл жизни". Примерами таких игр являются: "Пришельцы", "Остров", "Ветеран - Бездельник".
С целью знакомства с историей возникновения многих профессий и практической пробы сил обучающихся, организуются игры "жизнерадостности" - это работа в творческих группах "Питание", "Одежда", "Ремесла". В этих играх формируется ценностно-нравственная позиция обучающихся по отношению к миру профессий как к взаимосвязанной и взаимодополняющей системе, включенной в более широкую систему жизни общества в целом. Эти игры не только воспроизводят многие непрофессиональные виды деятельности (досуг, общение с природой), но и в то же время позволяют детям лучше почувствовать и осознать место профессий и труда вообще в жизни человека и общества.
Профориентационные игры на занятиях важны, потому что использование игрового метода предполагает не только наличие конкретных игр, но и специальную подготовку педагога к их самостоятельному применению и совершенствованию, особенно для детей в трудной жизненной ситуации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.