05.03.2024
Тема: Компоненты вычитания
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: ознакомление учащихся с компонентами вычитания. формирование умения решать примеры, с применением компонентов вычитания.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи |
Деятельность учителя |
1. Этап мотивации |
|
2. Этап актуализации и пробного учебного действия . |
(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается задача. Решение называют устно.) Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. Три сынка и сколько дочек? (6 – 3 = 3) - Давайте сверим ваш ответ со слайдом. На кустике перед забором Шесть ярко-красных помидоров. Но вдруг четыре оторвались. А сколько на кусте осталось? (6 – 4 = 2) - Давайте сверим ваш ответ со слайдом. Красиво вышила Татьяна Две лилии и два тюльпана, Три яблока и груши. Какие чудесные цветы! А сколько их – скажи-ка ты. (2 + 2 = 4) - Молодцы, давайте сверим ваши ответы. Устный счёт - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? - Давайте попробуем решить данные примеры устно. 5 – 4 = 1 4 – 1 = 3 3 + 6 = 9 2 + 5 = 7 9 – 5 = 4 6 + 2 = 8 - Давайте проверим ваши ответы! - Какие знания мы повторили на данном этапе урока? |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
- Вы только что решили данные выражения. Скажите на какие две группы можно разделить данные выражения? - Сколько примеров на сложение? - Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами « 1 слагаемое», «2 слагаемое», «сумма». - Сколько примеров на вычитание? - Можно ли прочесть данные выражения, используя математические термины? - Почему? |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке? - Правильно, тема нашего урока: «Компоненты вычитания» - Какие задачи вы поставите перед собой? |
5. Этап реализации построенного проекта |
(На слайде расположен рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 4 листочка, а оторвалось 2 листочка. Всего на рисунке 6 листьев.) - Сколько на ветке было листочков сначала? (на слайде появляется цифра 6) - Сколько листьев оторвалось? (на слайде появляется цифра 2) - Какой знак выражения мы поставим? - Сколько листьев осталось? - Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…» - Какое число мы уменьшали? - Данное число называется уменьшаемым - Какое число мы вычитали? - Данное число называется вычитаемым. - Что в результате получилось? - Результат вычитания называется разностью. - Прочитайте выражение, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». (на доску вывешивается плакат с названием компонентов при вычитании.) - Откройте учебники на стр. 29. Рассмотрите рисунок и составьте по нему задачу. (На ветке сидело 5 птичек. Улетело 2 птички. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?) - Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? - Почему два круга зачеркнули? - Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3? - Как называется выражение 5 – 2? - Прочитайте выражение под схемой. Физминутка |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
- Ребята, найдите № 1 на странице 29. Прочитайте задание. - Откройте тетради, отступите от предыдущей работы четыре клетки. Запишите число, классная работа. Подпишите в тетради номер 1. - Запишите разность. Вычислите. - Прочитайте данное выражение разными способами. - Посмотрите на задание под №2. Прочитайте задачу про себя. Подпишите в тетрадях №2. Утром в вазе лежало 6 яблок. К вечеру число их уменьшилось на 4. Сколько яблок осталось в вазе к вечеру? - Что нам известно в задаче? - Что с ними произошло? - Что нам нужно найти? - Назовите решение задачи. - Давайте запишем решение у доски. Один учащийся у доски, остальные у себя в тетрадях. - Как называются числа 6, 4, 2? - Как называется выражение 6 – 4? - Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое, «разность» |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
- Подпишите в тетрадях № 3. -Прочитайте задачу про себя. Попробуйте решить её самостоятельно. - Посмотрите внимательно на слайд. Сверьте своё решение с решением на слайде. (6 – 4 = 2 (фл.) – осталось у Пети. Ответ: 2 фл.) - Прочитайте выражение, используя математические термины. - Поднимите руки, у кого были ошибки, у кого не было ошибок. - Молодцы. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения
|
- Подпишите в тетрадях № 4. Прочитайте задание. 3 + 4 − 2 = 5 4 + 3 − 3 = 4 5 + 2 − 4 = 3 Первое слагаемое увеличивается на 1. Второе слагаемое уменьшается на 1, а вычитаемое увеличивается на 1. Уменьшаемое одинаковое, а вычитаемое увеличивается. Чем больше вычитаемое, тем меньше разность. - Что допишем в данный столбик? (6 + 1 − 5 = 2) - Давайте проверим. 8 − 2 + 2 = 8 7 − 1 + 3 = 9 Уменьшаемое уменьшается на 1. Вычитаемое уменьшается на 1. Второе слагаемое растет на 1. Первое слагаемое во всех примерах равно 6. Чем больше второе слагаемое, тем сумма больше. - Какое выражение допишем? (6 − 0 + 4 = 10) - Давайте проверим. 7 + 3 − 2 = 8 6 + 4 − 3 = 7 Первое слагаемое уменьшается на 1, а второе растет на 1. Из-за этого уменьшаемое одинаковое и равно 10. Вычитаемое растет на 1, а чем больше вычитаемое, тем меньше разность. - Какое выражение запишем в этот столбик? (5 + 5 − 4 = 6) - Давайте проверим. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности |
9.1. Рефлексия - Давайте вспомним, какова была тема урока? - Какие цели мы ставили перед собой? - Как вы думаете, мы достигли целей? - Кто сам смог найти решение всех задач? - Все ли вам было понятно? - На столах у Вас лежат солнышко и тучка! - Если во время урока вам было всё понятно, вы легко справлялись заданиями, то поднимите солнышко! Если же вам было трудно на уроке, то поднимите тучку. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.