Разработка урока по теме "Экономическое развитие в годы правления Александра III"
Оценка 4.7

Разработка урока по теме "Экономическое развитие в годы правления Александра III"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
23.11.2024
Разработка урока по теме "Экономическое развитие в годы правления Александра III"
Урок разработан в соответствии ФГОС ООП с применением информационных технологий.
Конспект урока по истории России на тему _Экономическая политика Александра III_ (1).docx

Конспект урока по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III»

 

Цель: Помочь учащимся выявить цель, основные направления и итоги экономической политики Александра III на основе системно-деятельностного подхода в подаче учебного материала.

Задачи: Научить работать с различными источниками (текстом учебника, историческим документом), находить нужную информацию и систематизировать при помощи интеллект – карты;

Развивать умение анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности в области экономики министров финансов Н.Х. Бунге (май 1881г.-январь 1887гг), И.А. Вышнеградского (1887-1892гг.) и С.Ю. Витте (1887-1903гг);

Воспитывать уважительное отношение к выдающимся государственным деятелям, патриотизм.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентации «Экономическое развитие России в годы правления Александра III», учебник, рабочая тетрадь.

 

 

 

 

Ход урока

 

1.Здравствуйте, ребята. Предлагаю сегодняшний урок начать с выполнения небольшого интерактивного задания на ваших компьютерах.

- Характеристика личности Александра III.

- Годы правления императора Александра III.

-  Какой выход видел император в решении крестьянского вопроса?

- Какова была политика правительства Александра III в области печати и местного самоуправления. https://wellemo.com/quiz/take/1ef9e5c7-471a-6e98-8b34-ad80f4075e31/ru/

 

(Ученики выполняют тест 5 мин.)

 

 

 

Молодцы, самопроверку завершили. Сейчас предлагаю Вам посмотреть фрагмент фильма «Эпоха Александра III» и отметить особенности данной эпохи.

(выделяют особенности 7 мин).

 

Хорошо, давайте сейчас обозначим цели на сегодняшний урок.

 

Нам необходимо понимать, чем экономическая политика Александра III отличалась от его предшественников. У каждого правителя должна быть команда из доверенных ему людей.

Как изменилась жизнь человека на деревне? Что изменилось по сравнению с предыдущим правителем?

(наводящие вопросы на определение целей (3 мин.))

 

 

2. Общая характеристика экономической политики Александра III.

 

Император мало понимал в экономике, но отдавал себе отчет в том, что сильная страна не может быть со слабой экономикой. На ключевые экономические должности он назначил профессионалов своего дела, которые в короткий срок превратили России из аграрной страны в аграрно-индустриальную державу. Они совершенствовали систему сбора налогов, способствовали развитию ж/д строительства, перешли к золотому денежному обращению.

В сельском хозяйстве сохранялись полуфеодальные основы. (2 мин.)

 

 

Теперь мы с вами имеем общее представление об экономике в годы правления Александра III. А теперь вам необходимо самостоятельно познакомиться с первым политическим деятелем в области финансов конца XIX в. для этого в течении 3-4 минут вам предоставляется возможность познакомиться с редким историческим источником, который нам удалось добыть и постараться ответить на следующие вопросы :

1.     Определите основные положения экономической программы Н.Х. Бунге?

2.     Что такое косвенные налоги?

3.     Акцизные сборы?

4.     С какой целью повышались таможенные пошлины? (протекционизм – политика ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции)

5.      Объясните на примере сущность протекционизма (импорт, экспорт)

6.     Что должно преобладать? (экспорт)

7.      Положительные и отрицательные стороны программы Бунге?

8.      Каким способом Н.Х. Бунге наращивал бюджет страны?

9.      Можно ли утверждать, что программа Бунге  способствовала  развитию капитализма в стране?

 

 

 (Читают ист.  источник №1 о Бунге (5 мин.))

 

 

 Деятельность Н. Х. Бунге.

 

1881—1887 гг. — деятельность на посту министра финансов Н. Х. Бунге.

Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития промышленности законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

 

Косвенные налоги – наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления.

Акцизные сборы – косвенный налог на предметы потребления.

 

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя из потребностей укрепления военной мощи.

(ответы учеников)

Какой можем сделать вывод?

 

 

 

Молодцы, переходим к следующему министру финансов, который предлагал иной вариант экономического развития. Необходимо познакомиться со вторым историческим источником и ответить на вопросы:

1.      В чем заключается особенность биографии?

2.      Основные положения программы Вышнеградского?

3.      Положительные и отрицательные стороны программы Вышнеградского?

4.      Признаки капитализма?

 

 

4. Экономическая политика И. А. Вышнеградского (5 мин) .

 

1888—1892 гг. — деятельность на посту министра финансов И. А. Вышнеградского.

 

Своей главной задачей И.А. Вышнеградский видел в улучшении денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах.

 

Биржа – учреждение для заключение финансовых и торговых сделок с капиталом и крупными партиями товаров.

 

Повышались таможенные пошлины. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Экономическая программа Вышнеградского предусматривала активное государственное вмешательство в экономику, привлечение иностранных капиталов, пересмотр оплаты ж/д перевозок, введение винной монополии.

 

Винная монополия – исключительное право государство на изготовление и продажу спиртных напитков. (знакомятся с кекстом и отвечают на вопросы).

 

Хорошо, давайте теперь сравним две программы министров и определим общее положение.(ответ: политика протекционизма- поддержка отечественного предпринимателя и увеличение таможенных пошлин)

 

Молодцы, но был и третий министр финансов, оказавший огромное влияние на экономическое развитие страны. О нем нам расскажет (ученик)

(выступление с презентацией 7 мин).

 

 

5. Деятельность на посту министра финансов С. Ю. Витте

 

1892—1903 гг. — деятельность на посту министра финансов С. Ю. Витте

 

Экономическая программа С.Ю. Витте предусматривала:

 

- проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;

- увеличение таможенных пошлин;

- денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

- привлечение в страну иностранного капитала.

 

За десятилетие промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с нефтью и углем. В Донецком бассейне к концу 90-х гг. действовало уже 17 металлургических заводов. Причем только два из них были построены отечественными предпринимателями.

 

1897 год – денежная реформа.

 

Все предприятия, созданные в 90-х гг. являлись предприятиями «новой формации»: внедрялась передовая техника, новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов России это стало основным сверхисточником доходов предпринимателей. На заграничных рынках акции новых русских гигантов ценились очень высокого.

 

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного капитала в предприятие и дающая ее владельцу право собственности на него и участия в прибылях.

 

 

Вот мы с вами и познакомились с основными политическими деятелями в области финансов в годы правления Александра III. Следующей задачей мы обозначили развитие С/Х.

 

6. Сельское хозяйство (5 мин.)

 

Сельское хозяйство развивалось вне сферы государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Обнищание крестьян заставило помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний.

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам.

Урожайность повышалась очень медленно вследствие применения старых способов обработки полей.

 

Какие можем сделать выводы о развитии сельского хозяйства? (отсталость развития)

Итак, мы выяснили, что крестьянам жилось достаточно тяжело. Предлагаю провести физминутку и немного побыть в роли крестьянина, который жнёт зерно под палящим солнцем.

Игра «Косить траву»

Встать из-за парт, выпрямиться, ноги врозь, руки перед собой. Вращаясь слева и справа, делать широкие движения руками («раз» и «два»), будто кося траву. Дыхание свободное. (Выполнять в среднем темпе 5-6 раз)

 

 

Хорошо, подводя итог нашего занятия нам необходимо сравнить экономическую политику Александра II  и его сына Александра III

 

При Александре II в стране начался экономический кризис, что было связано с отказом от промышленного протекционизма и переходом к либеральной политике во внешней торговле.

При Александре III были достигнуты большие успехи в развитии промышленности. Выпуск чугуна, стали, нефти, угля в период с середины 1880-х по конец 1890-х годов увеличивался рекордными темпами за всю историю дореволюционной промышленности.

 

Итог

 

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

 

Домашнее задание

 

П. 31, выполнение интерактивного тестирования

 


 

Конспект урока по теме «Экономическое развитие в годы правления

Конспект урока по теме «Экономическое развитие в годы правления

Хорошо, давайте сейчас обозначим цели на сегодняшний урок

Хорошо, давайте сейчас обозначим цели на сегодняшний урок

Положительные и отрицательные стороны программы

Положительные и отрицательные стороны программы

Положительные и отрицательные стороны программы

Положительные и отрицательные стороны программы

Деятельность на посту министра финансов

Деятельность на посту министра финансов

Сельское хозяйство развивалось вне сферы государственного контроля и было лишено государственной поддержки

Сельское хозяйство развивалось вне сферы государственного контроля и было лишено государственной поддержки

Активная экономическая политика правительства

Активная экономическая политика правительства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2024