«Использование словарей на уроках английского языка».
Что такое словарь?
«Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Словарь — собрание слов (иногда также морфем или словосочетаний), расположенных в определённом порядке, используемое в качестве справочника, который объясняет значения описываемых единиц, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык либо сообщает сведения о предметах, обозначаемых ими. Словари играют большую роль в духовной культуре, в них отражаются знания, которыми обладает данное общество в определённую эпоху. Словари выполняют социальные функции: информативную (позволяют кратчайшим способом — через обозначения — приобщиться к накопленным знаниям) и нормативную (фиксируя значения и употребления слов, способствуют совершенствованию и унификации языка как средства общения). Словари возникли в глубокой древности, приобретая всё большую роль в накоплении и передаче информации. Практикой и теорией составления словарей занимается наука-лексикография. Лексикогра́фия (др.-греч. λεξικόν, lexikon — «словарь» иγράφω, grapho — «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование. Изучению лексикографии как самостоятельной дисциплины с последнее время уделяется довольно много внимания, особенно за рубежом. Достаточно назвать несколько учебников по английской лексикографии, которые написаны авторитетными современными учеными А.Бежуа (Modern Lexicography. AnIntroduction. — Oxford, 2000 Tradition and Innovation in Modern EnglishDictionaries — Oxford, 2004), Х. Джексоном ( Lexicography. An Introduction. — L.,2002), Б.Свенсеном(Practical Lexicography. — Oxford; N.Y., 1993), Ю. Апресян (Sistemic Lexicography. — Oxford; N.Y.,2001), Бауэр. Л ( Vosabulary . -L.; N.Y.,1998).
Большой вклад в изучение теории английской лексикографии внесли Р.Р.Хартмани и Ф.Хаусмани-авторысерьезных исследований в области изучения типологии словарей, принципов ихсоставления, выбора и т.д. (Lexycography. Critical Concepts- L.; N.Y., 2004. International Enciclopediaof Lexicography.- Berlin. 1989-1991). Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья – основная структурная единица словаря. Это текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Но словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря. Правая часть словаря – та, в которой объясняется заголовочная единица. Правая часть словаря, как правило, включает зоны: грамматическая характеристика слова, толкование(значение), тип значения (прямое, переносное), словообразовательное гнездо, и так называемая «заромбовая» часть, которая имеет соответствующее условное обозначение (знак ромба) и включает в себя устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, в любом словаре есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарем» и «Список условных сокращений». Итак, словарная статья в словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию.
Функции словарей
Первичная функция словаря заключается в описании значений слов, причем
словарные описания, или толкования, должны быть ясными и понятными, по
возможности без использования в них таких слов, которые менее употребительны и
менее понятны, чем само толкуемое слово. Обычно сначала толкуются более
общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие.
Также словари включают богатый запас лингвистической информации. Они
являются общепринятым источником сведений о правильном написании и произношении
слов, приводя предпочтительные и альтернативные произношения и написания в тех
случаях, когда их допускается более одного. Словари могут также приводить
грамматическую информацию, этимологию слов (их происхождение и историческое
развитие), производные формы, синонимы и антонимы. Более крупные словари
включают в себя технические термины, географические названия, иностранные слова
и биографические статьи. Чаще, однако, эти типы сведений разносятся по разным
видам более частных словарей. Поскольку быстрому темпу современной жизни
соответствуют постоянные изменения в языке, словари должны обновляться в
соответствии с требованиями времени. Новые слова должны включаться в часто
переиздаваемые словари в порядке их дополнения. Столь же важны полнота и
скрупулезность.
Как
работать со словом в словаре?
Найдите в словаре исходную форму искомого слова, если вы не догадались о ней самостоятельно. Старайтесь всегда работать с начальной формой. В таком случае вам запомнится именно исходный вариант, от которого вы всегда сможете образовать нужную форму. Пробегите глазами список омонимов нужного слова, если они есть. Выберите среди них нужный. Омонимы – это разные слова, которые пишутся одинаково: например, lead – это «свинец» и «вести». Обычно этот этап не представляет сложности и выполняется интуитивно. Но некоторые омонимы могут запутать читателя, поэтому важно помнить об их существовании и обращать на них внимание. Прочитайте перевод или определение слова. У него может быть несколько значений: в словарях они пронумерованы. Выберите вариант, который лучше всего подходит к контексту. Не пытайтесь обязательно запомнить все значения, сосредоточьтесь только на выбранном. Так вы свяжете слово ассоциациями и запомните его, а в противном случае можете запутаться и забыть все значения. Обязательно прочитайте или прослушайте произношение незнакомого слова. Даже если вы читаете про себя, даже если вы вряд ли когда-нибудь будете произносить вслух слово вроде onomatopoeia, даже если вы точно уверены в том, как правильно прочитать новое слово – в любом случае ознакомьтесь с его произношением. Некоторые слова могут содержать сюрпризы, а другие просто помогут вам развить языковую интуицию. Прочитайте дополнительную информацию. Это могут быть примеры, коллокации, идиомы, фразовые глаголы, пометки о технических терминах, устаревшей лексике, сленговых выражениях и многое другое. В некоторых словарях приводятся синонимы и антонимы. Эта информация поможет создать ассоциации со словом.
Использования словарей на уроках английского языка
Среди наиболее важных факторов, обеспечивающих и определяющих эффективность обучения иностранному языку, учебные пособия занимают одно из первых мест. Количество и характер учебных пособий, используемых в практике преподавания английского языка, свидетельствуют об их разнообразии и даже богатстве. Такие пособия призваны помочь обучающимся воспринимать и запоминать новый материал в процессе обучения. Самонаправленное обучение предлагает выбор не только того, как учиться, но и того, что и когда изучать, чтобы достичь поставленных перед собой целей.
Словарный запас играет важную роль в освоении иностранного языка. Лексика является основным компонентом коммуникации и появляется в речи во взаимодействии с грамматикой и фонологией. С её помощью можно передать все богатство своих мыслей и чувств. Словарный запас должен быть усвоен в системе, которая связана со свойствами человеческого мозга для запоминания логически организованного материала, анализа, синтеза и обобщения. Из всего вышесказанного ясно, что требуется прочное усвоение лексики, что предполагает выполнение словарной работы.
Использование учебных словарей в учебной программе по английскому языку направлено на обогащение словарного запаса обучающихся. Оно обеспечивает богатый глоссарий английских слов как показатель их общего развития. Поэтому важно научить школьников пользоваться словарями для изучения английского языка. Его использование воспитывает у обучающихся потребность в самостоятельном и творческом поиске слов, необходимых им для речевой деятельности, и значительно расширяет информацию о богатстве словарного состава изучаемого (английского) языка. Это также наиболее индивидуализированный и самостоятельный вид учебной деятельности, и цель этой работы - систематическое пополнение словарного запаса.
Большинство изучающих иностранные языки не рассматривают словари, даже двуязычные, как эффективный инструмент обучения, а лишь как хранилища значений отдельных слов, а не как средство улучшения языковых навыков. В то же время, очевидно, что без развитых умений использования словарей невозможно развить необходимый уровень образовательной автономии. Искусство использования различных типов словарей полезно не только в процессе овладения иностранным языком, но и при решении разнообразных сложных коммуникативных, академических или профессиональных задач на любом языке, включая родной.
На этапе развития лексики применяются многочисленные жанры словаря, усиливается их образовательная направленность. Поэтому учебные словари могут использоваться не только как справочные материалы, но и как самостоятельные учебные пособия для развития различных видов языковой деятельности и формирования коммуникативной компетенции. Истинная автономия может быть достигнута только после того, как школьники будут должным образом подготовлены, т.е. необходимо научить их пользоваться словарем и понимать его структуру и типы.
Последние разработки в области методики преподавания языка подчеркивают необходимость вооружить обучающихся стратегиями, необходимыми для выполнения заданий с целью развития различных языковых навыков. Они часто включают объяснение значения слов учителем или другими учениками, угадывание значения новых слов в тексте и, наконец, использование словаря.
Способность угадывать значение незнакомых элементов на основе контекста, несомненно, является важной стратегией несмотря на то, что незнакомые слова - в виде повторяющихся или вторичных терминов - часто вообще не выводятся из контекстуальных подсказок. Кроме того, ученики не всегда могут обратиться за помощью к учителю или другим ученикам. Поэтому умение использовать словарный запас играет важную роль в развитии обучающихся как независимых, самостоятельных учеников, которые полагаются на свои собственные решения, усилия и стили обучения.
Обучающиеся должны знать, как и какую лексику использовать в классе и за его пределами. Существует 3 основных типа словарей, которые могут использовать школьники:
- стандартные одноязычные словари. Они предназначены для людей, для которых изучаемый язык является родным.
-учебные одноязычные словари. Они выдаются всем изучающим иностранный язык.
-двуязычные словари. Содержат слова на иностранном языке и переводят их на родной язык обучающегося и наоборот.
Кроме того, в задаче овладения иностранным языком можно и нужно использовать различные типы словарей: словари сложных словоупотреблений, словари синонимов, фразеологизмов, персоналий, культурной терминологии, словари языков и культур и т.д.
Виды словарных тетрадей.
Есть много способов организовать словарь. Вот некоторые из них:
Способ первый, самый примитивный и распространённый: по порядку, т.е. слова и выражения выписываются в словарь по мере прохождения уроков в учебнике. Например, урок №1: новые слова и выражения этого урока списком с переводом и транскрипцией (такая традиционная схема не очень удобна, поскольку не даёт представления о контексте, в котором встретилось слово или выражение, т.е. нужна ещё, как минимум, дополнительная колонка с примерами)
Способ второй: Вести словарь, разбив его на разделы по алфавиту (A-Z), как в традиционном словаре. В таком словаре, в отличие от обычного, не будет лишней информации, только то, что было изучено в контексте.
Способ третий: Ведение словаря по темам. Суть в том, что весь словарь (тетрадка) разбивается на ряд крупных тематических разделов с подразделами, которые заполняются постепенно в течение всего курса. Каждый раздел разбивается не на три, а на пять колонок, по схеме: word/ expression – phonemics (почемуне привычное некоторым transcription) – meaning/translation – example(s) – usage/comments/notes. Основные четыре колонки заполняются сразу, обязательно с примером (где слово или выражение используется в контекстном значении), а последнюю колонку заполняют по мере сбора иформации о слове (выражении). Есть и другие способы организовать записи в словаре, но они не так универсальны, как предложенные выше, поэтому я о них писать не буду. Для начальной школы, скорее всего, больше подойдут карточки, скреплённые каким-либо образом (чтобы не терялись), а не тетрадь. А вот класса с 4-5 можно вести словарик в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.