Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием ЭОР на тему "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина"
Дата проведения:
Предмет: литература
Класс: 7
Тема: Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина. 3 урок. Знакомство с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Цель урока: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Задачи:
Обучающие:
- подготовить к восприятию баллады “Песнь...”А.С. Пушкина;
- прочитать балладу и выявить её первоначальное восприятие;
- познакомить с исторической основой баллады «Песнь...»;
- расширить представление о жанре баллады;
- выявить основную проблематику баллады
|
Воспитательные:
- воспитывать любовь к литературе, к истории своего народа.
Тип урока: изучение нового материала, текстуального изучение материала.
Формы работы учащихся: предварительное задание, беседа по вопросам, выразительное чтение, словарная работа, рассматривание иллюстраций и их оценка, прослушивание аудиофрагмента, выводы, обобщения.
Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
Оргмомент |
|
Организует и настраивает класс на плодотворную работу. |
Слушание, запись даты в тетрадь |
2 мин |
2 |
Проверка домашнего задания |
№1 |
|
Читают выразительно отрывки из поэмы «Медный всадник» Индивидуальная (расставьте правильно строки фрагмента поэмы «Медный всадник». Ученик собирает пазл |
6 мин |
3 |
Сообщение темы и целей урока |
№2
№3 |
Демонстрация портрета А.С. Пушкина А.С. Пушкин был талантлив во многих жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни. Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды. Он неоднократно перечитывал старинную летопись «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором. Демонстрация иллюстрации «Летописец» |
Слушание, запись темы урока в тетрадь
Рассматривают иллюстрацию |
2 мин |
4 |
Изучение нового материала |
|
|
|
|
4.1 |
Беседа |
|
Что такое летопись? -Когда стали появляться летописи? -Чем сейчас интересны летописи? |
Ответы детей (запись «по годам», исток древнерусской литературы; историческое прошлое всегда интересно) |
2 мин |
4.2 |
Сообщение ученика «Из истории написания «Песни…» |
№4 |
Демонстрация иллюстрации Какой момент этой истории изображен на иллюстрации? |
Предварительная (Пушкин бывал в Киеве на кургане, что называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», — писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин начинает «Песнь…» с описания похода Олега на хазар. В «Песне…»упоминается Царьград-столица Византийской империи - Константинополь, Олег хитростью и силой завоевал город и прибил щит на его ворота. |
3 мин |
4.3 |
Уточнение понятия «баллада» |
|
«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада. - Что такое баллада?
|
Ответы учащихся (Баллада - стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера . Черты: обращение к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.) |
2 мин |
4.4 |
Словарная работа |
|
Прежде чем читать «Песнь о вещем Олеге», познакомьтесь со словами, значения которых вам будут непонятны. Волхвы – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян; Жрец – предсказатель будущего; Вещий – пророческий, предвидящий будущее; Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил Праща – древнее боевое оружие для метания камней). |
Слушают, слова записывают в тетрадь |
5 мин |
4.5 |
Знакомство с текстом баллады |
№5 |
Ставит задачу перед прослушиванием и после: докажите, что данное произведение относится к жанру баллады. Какие признаки баллады вы можете назвать?
|
Внимательно слушают, отвечают на вопрос (В основе сюжета произведения «Песнь о вещем Олеге» лежит историческое событие) |
7 мин |
4.6 |
Беседа |
№6 |
С опорой на текст ответьте на вопросы: Что поведал кудесник о жизни князя? — Как показал поэт “товарищескую любовь старого князя к своему коню” и заботливость о его судьбе?
— Найдите конкретные строки, раскрывающие отношение князя к коню. — “Олег усмехнулся”. Почему? Что значит эта усмешка?
— С каким чувством прощается Олег с конем?
Демонстрация иллюстрации — Удалось ли эти чувства передать В.М. Васнецову на своей иллюстрации?
|
Ответы детей
После предсказания кудесника, князю пришлось проститься с конем, и он сильно переживает. Зачитывают строки из произведения. - Он не мог поверить, что его конь, на котором он совершил ни один подвиг, может его – своего хозяина – убить. - Олег подавлен, ему грустно и тяжело на сердце. Рассматривают иллюстрацию, высказывают свое мнение |
5 мин |
4.7
|
Сравнительная характеристика героев
|
№7
№8
|
Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге? Дайте характеристику героям баллады.
Демонстрация иллюстрации Как В.М.Васнецов передал характеры героев? К кому в большей степени относится слово «вещий»? На чьей стороне автор? Найдите строфу, с которой начинается рассказ о событиях, произошедших через много лет после встречи Олега с кудесником. Каким образом читатель может догадаться об этом? Почему кудесника Олег назвал лживым, бездушным стариком? Почему князь “тихо” на череп коня наступил? Демонстрация иллюстрации Какие строки под этой иллюстрацией можно подписать? |
Ответы детей ( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты. Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб. Кудесник- бескорыстный, смелый, независимый.)
На стороне кудесника
Олег подавлен, ему грустно и тяжело на сердце. |
5мин |
5. |
Итог урока |
|
К В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте? Какова же главная мысль произведения? Что понравилось и запомнилось на уроке? |
Ответы детей История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность |
2 мин |
6. |
Домашнее задание |
|
выучить наизусть отрывок «Песнь о вещем Олеге»
|
Записывают домашнее задание в дневник |
2 мин |
7. |
Выставление оценок |
|
|
|
2мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. |
Своеобразие проблематики поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». |
К - модуль |
Литературный пазл Шаг3 |
http://fcior.edu.ru/card/15812/literaturnyy-pazl-svoeobrazie-problematiki-poemy-a-s-pushkina-mednyy-vsadnik-tema-bunta-stihii-v-poe.html
|
2. |
Портрет А.С.Пушкина |
И - модуль |
иллюстрация |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg
|
3. |
«Песнь о вещем Олеге» и летопись |
И- модуль |
Иллюстрация «Летописец» Шаг 1 |
http://fcior.edu.ru/card/15824/literaturnyy-pazl-pesnya-o-veshem-olege-i-letopis-uglublennoe-izuchenie.html |
4. |
«Жанр произведения А.С.Пушкина» |
И - модуль |
Иллюстрация «Олег прибивает щит к вратам Царьграда» Шаг 1 |
http://fcior.edu.ru/card/15838/literaturnyy-pazl-zhanr-proizvedeniya-a-s-pushkina-pesnya-o-veshem-olege-uglublennoe-izuchenie.html |
5. |
Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина. Исполняет В. Зубарев |
И - модуль |
Аудиофрагмент |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/935fef33-f345-44d0-902d-34440dce04c5/?interface=teacher&subject=10
|
6. |
Жанр произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
И - модуль |
Иллюстрация «Прощание с конем» Шаг2 |
http://fcior.edu.ru/card/15838/literaturnyy-pazl-zhanr-proizvedeniya-a-s-pushkina-pesnya-o-veshem-olege-uglublennoe-izuchenie.html |
7. |
Иллюстрация В. М. Васнецова к "Песне о вещем Олеге" А. С. Пушкина (Встреча Олега с кудесником) |
И - модуль |
иллюстрация |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68ffbcba-c4c0-4469-865a-c2eaa1efd876/%5BLI6RK_5-01%5D_%5BIL_06%5D.htm
|
8. |
Жанр произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
И - модуль |
Иллюстрация «Олег у костей коня» Шаг2 |
http://fcior.edu.ru/card/15838/literaturnyy-pazl-zhanr-proizvedeniya-a-s-pushkina-pesnya-o-veshem-olege-uglublennoe-izuchenie.html |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.