Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием ЭОР на тему "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием ЭОР на тему "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".

Оценка 4.8
doc
19.10.2023
Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием ЭОР на тему "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".
Откр. урок в 7 классе по литературе.doc

Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием ЭОР на тему "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина"

Дата проведения:

Предмет: литература

Класс: 7

Тема: Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина. 3 урок. Знакомство с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Цель урока: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Задачи:

Обучающие:

- подготовить к восприятию баллады “Песнь...”А.С. Пушкина;

- прочитать балладу и выявить её первоначальное восприятие;

- познакомить с исторической основой баллады «Песнь...»;

- расширить представление о жанре баллады;

- выявить основную проблематику баллады

 

Развивающие:

- развивать навыки аналитического чтения  поэтического текста;

- умение составлять сравнительную характеристику героев

  Воспитательные:

- воспитывать любовь к литературе, к истории своего народа.

Тип урока: изучение нового материала, текстуального изучение материала.

Формы работы учащихся: предварительное задание, беседа по вопросам, выразительное чтение, словарная работа, рассматривание иллюстраций и их оценка, прослушивание аудиофрагмента, выводы, обобщения.

Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Оргмомент

 

Организует и  настраивает класс на плодотворную работу.

Слушание, запись даты в тетрадь

2 мин

2

Проверка домашнего задания

 

№1

 

Читают выразительно отрывки из поэмы «Медный всадник»

Индивидуальная (расставьте правильно строки фрагмента поэмы «Медный всадник». Ученик собирает пазл

6 мин

3

Сообщение темы и целей урока

№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3

Демонстрация портрета А.С. Пушкина

А.С. Пушкин был талантлив во многих жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом  поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни.

Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды. Он неоднократно перечитывал старинную летопись «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.

Демонстрация иллюстрации «Летописец»

Слушание, запись темы урока в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрацию

2 мин

4

Изучение нового материала

 

 

 

 

4.1

Беседа

 

Что такое летопись?

-Когда стали появляться летописи?

-Чем сейчас интересны  летописи?

Ответы детей (запись «по годам», исток древнерусской литературы; историческое прошлое всегда интересно)

2 мин

4.2

Сообщение ученика «Из истории написания «Песни…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация иллюстрации

Какой момент этой истории изображен на иллюстрации?

Предварительная (Пушкин бывал в Киеве на  кургане, что называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и  происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», — писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин начинает «Песнь…» с описания похода Олега на хазар.

В «Песне…»упоминается Царьград-столица Византийской империи - Константинополь, Олег хитростью и силой завоевал город и прибил щит на его ворота.

3 мин

4.3

Уточнение понятия «баллада»

 

«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада.

- Что такое баллада?

 

Ответы учащихся (Баллада  -  стихотворение, изображающее  события фантастического или героического характера .  Черты: обращение к историческому прошлому; таинственный, иногда  фантастический ход событий, обилие средств  художественной выразительности.)

2 мин

4.4

Словарная работа

 

Прежде чем читать «Песнь о вещем Олеге», познакомьтесь со словами, значения которых вам будут непонятны.

Волхвы – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян;

Жрец предсказатель будущего;

Вещийпророческий, предвидящий будущее;

Вдохновениетворческий подъём, прилив творческих сил

Праща древнее боевое оружие для метания камней).

Слушают, слова записывают в тетрадь

5 мин

4.5

Знакомство с текстом баллады

№5

Ставит задачу перед прослушиванием и после: докажите, что данное произведение относится к жанру баллады. Какие признаки баллады вы можете назвать?

 

Внимательно слушают, отвечают на вопрос

(В основе сюжета произведения «Песнь о вещем Олеге» лежит историческое событие)

7 мин

4.6

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№6

С опорой на текст ответьте на вопросы:

    Что поведал кудесник о жизни князя?

 — Как показал поэт “товарищескую любовь старого князя к своему коню” и заботливость о его судьбе?

 

— Найдите конкретные строки, раскрывающие отношение князя к коню.

— “Олег усмехнулся”. Почему? Что значит эта усмешка?

 

 

— С каким чувством прощается Олег с конем?

 

Демонстрация иллюстрации

— Удалось ли эти чувства передать В.М. Васнецову на своей иллюстрации?

 

Ответы детей

 

После предсказания кудесника, князю пришлось проститься с конем, и он сильно переживает.

Зачитывают строки из произведения.

- Он не мог поверить, что его конь, на котором он совершил ни один подвиг, может его – своего хозяина – убить.

- Олег подавлен, ему грустно и тяжело на сердце.

Рассматривают иллюстрацию, высказывают свое мнение

5 мин

4.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная характеристика героев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№8

 

 

Как  раскрываются отношения  «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?

 Дайте характеристику героям баллады.

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация иллюстрации

Как В.М.Васнецов передал характеры героев?

 К кому в большей степени относится слово «вещий»?

 На чьей стороне автор?

Найдите строфу, с которой начинается рассказ о событиях, произошедших через много лет после встречи Олега с кудесником. Каким образом читатель может догадаться об этом?

 Почему кудесника Олег назвал лживым, бездушным стариком?

 Почему князь “тихо” на череп коня наступил?

Демонстрация иллюстрации

Какие строки под этой иллюстрацией можно подписать?

Ответы детей

( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты.  Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб.  Кудесник- бескорыстный, смелый, независимый.)

 

 

 

На стороне кудесника

 

 

 

 

Олег подавлен, ему грустно и тяжело на сердце.

5мин

5.

Итог урока

 

К В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт  обращается к далёкой старине?

Мало интересного давала современность? –

 Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?

 Каким должно быть творчество?

 Есть ли ответ в тексте? 

 Какова же главная мысль произведения?

Что понравилось и запомнилось на уроке?

Ответы детей

История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы  из современной жизни

В устах волхва: свобода, независимость,   неподкупность

2 мин

6.

Домашнее задание

 

выучить наизусть отрывок «Песнь о вещем Олеге»

 

Записывают домашнее задание в дневник

2 мин

7.

Выставление оценок

 

 

 

2мин

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Своеобразие проблематики поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

К - модуль

Литературный пазл

Шаг3

http://fcior.edu.ru/card/15812/literaturnyy-pazl-svoeobrazie-problematiki-poemy-a-s-pushkina-mednyy-vsadnik-tema-bunta-stihii-v-poe.html

 

2.

Портрет А.С.Пушкина

И - модуль

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg

 

3.

«Песнь о вещем Олеге» и летопись

И- модуль

Иллюстрация «Летописец»

Шаг 1

http://fcior.edu.ru/card/15824/literaturnyy-pazl-pesnya-o-veshem-olege-i-letopis-uglublennoe-izuchenie.html

4.

«Жанр произведения А.С.Пушкина»

И - модуль

Иллюстрация «Олег прибивает щит к вратам Царьграда»

Шаг 1

http://fcior.edu.ru/card/15838/literaturnyy-pazl-zhanr-proizvedeniya-a-s-pushkina-pesnya-o-veshem-olege-uglublennoe-izuchenie.html

5.

Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина. Исполняет В. Зубарев

И - модуль

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/935fef33-f345-44d0-902d-34440dce04c5/?interface=teacher&subject=10

 

6.

Жанр произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

И - модуль

Иллюстрация «Прощание с конем»

Шаг2

http://fcior.edu.ru/card/15838/literaturnyy-pazl-zhanr-proizvedeniya-a-s-pushkina-pesnya-o-veshem-olege-uglublennoe-izuchenie.html

7.

Иллюстрация В. М. Васнецова к "Песне о вещем Олеге" А. С. Пушкина (Встреча Олега с кудесником)

И - модуль

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68ffbcba-c4c0-4469-865a-c2eaa1efd876/%5BLI6RK_5-01%5D_%5BIL_06%5D.htm

 

8.

Жанр произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

И - модуль

Иллюстрация «Олег    у костей коня»

Шаг2

http://fcior.edu.ru/card/15838/literaturnyy-pazl-zhanr-proizvedeniya-a-s-pushkina-pesnya-o-veshem-olege-uglublennoe-izuchenie.html

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием

Методическая разработка открытого урока по литературе с использованием

Этап урока Название используемых

Этап урока Название используемых

Демонстрация портрета А.С. Пушкина

Демонстрация портрета А.С. Пушкина

Песни…» №4

Песни…» №4

Демонстрация иллюстрации Какой момент этой истории изображен на иллюстрации?

Демонстрация иллюстрации Какой момент этой истории изображен на иллюстрации?

Волхвы – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян;

Волхвы – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян;

С опорой на текст ответьте на вопросы:

С опорой на текст ответьте на вопросы:

Сравнительная характеристика героев №7 №8

Сравнительная характеристика героев №7 №8

Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?

Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?

Есть ли ответ в тексте?

Есть ли ответ в тексте?

Портрет А.С.Пушкина И - модуль иллюстрация http://files

Портрет А.С.Пушкина И - модуль иллюстрация http://files
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2023