Методическая разработка открытого урока по математике в 1 классе на тему: «Связь между суммой и слагаемыми»
Цель: создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения.
Задачи:
Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, обучающий диск к учебнику «Математика, 1 класс», цветик-семицветик.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1.Организацион- ный момент. Мотивация учебной деятельности.
|
-Чтоб сегодня наш урок Всем пошел ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Думать, слушать и вникать. -Сегодня на уроке мы продолжим тему сложение и узнаем новое для нас правило. Какое? Выясним позже. И поможет нам сегодня на уроке сказочный цветок цветик-семицветик. Отрывая по одному лепестку, он нам будет подсказывать план работы. -Ну что ж, ни минуты не теряем Наш урок мы начинаем. - На прошлом уроке вы писали контрольную работу (обсуждение контр. Работы) Полина выходи к доске. И отрывай первый лепесток.
|
Проверяют готовность к уроку.
Внимательно слушают. - Устный счет.
|
Социально-трудовые: умение самостоятельно организовать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности. Учебно-познавательные: умения отвечать на вопросы учителя. |
2. Устный счёт. Логическая разминка.
|
- Решите задачки логические (из пособия) - Учитель читает задание, ученики выполняют: -Уменьшите число 4 на 2, -Найдите сумму чисел 1 и 3, -Найдите число, которое на 4 меньше, чем 10, -Я задумала число, к нему прибавила 2 и получила 10. Какое число я задумала? -Первое слагаемое 4, второе-3. Чему равна сумма? -На сколько 9 больше 4? -Уменьшите число 5 на 2, -У Коли и Марины 4 мандарина, из них у Коли – 3, сколько у сестры? |
Устно решают.
|
Регулятивные: планиро- вание – работа по инструкции. Личностные: стремление к получению новых знаний. Познавательные: умение сопоставлять, сравнивать. Коммуникативные: умение работать в парах, умение договариваться. |
3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. |
Следующий лепесток отрывает… - Вставьте пропущенные знаки и числа. 8……=10 9……=6 6……=8 8……=5 5……=9 10……=7 - На какие группы можно разделить примеры? - Как называются числа при сложении? - Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины «слагаемое» и «сумма»
|
- «Вспомним»
- на сложение и вычитание. называют
|
|
4. Целеполагание.
|
- Найдите и прочитайте примеры, используя эти термины. - Кто может сказать, чем мы будем заниматься на уроке? - Молодцы, ребята, мы справились с заданием.
|
С помощью учителя ставят цель урока.
|
Учебно-познавательные:Порводила работу по форми умение ставить цель учебной деятельности. Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, умение прогнозировать предстоящую работу. |
7.Открытие новых знаний.
|
Следующий лепесток оторвет … - Сколько перед вами синих треугольников? - Сколько жёлтых треугольников? - Сколько всего треугольников? Как это записать? - Как можно прочитать это равенство, используя термины «сумма», «слагаемое»?
- Всего 6 треугольников. Сколько треугольников останется, если убрать 4 желтых треугольника? (2) - А если из тех же 6 треугольников убрать не 4 желтых треугольника, а 2 синих, то сколько треугольников останется? (4)
- Итак, 6 — это 4 и 2. Если убрать 4, то останется 2, а если убрать 2 останется 4.
- Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье равенства: из суммы 6 вычли первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 2; из суммы 6 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 4.
|
- Узнаем новое. - 2. - 4. - 4+2=6 - Сумма чисел 4 и 2равна 6. - Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.
В ходе практической работы выводят правило нахождения неизвестного слагаемого. |
Личностные: стремление к получению новых знаний. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Информационные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы. Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
8.Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.
|
Лепесток. Просмотр видеоматериалов (приложение к УМК) Сделайте вывод, как связаны сумма, первое слагаемое, 2 слагаемое.
|
Проговаривают во внешней речи изученное правило.
|
Коммуникативные: слушать и слышать. Личностные: стремление к получению новых знаний.
|
Физкультминутка и зрительная гимнастика |
Лепесток -Выполним упражнения для глаз, используя зрительный тренажёр. -Двигаемся по линии того цвета, который я называю, приготовились, начали… |
- Физминутка Выполняют зрительную гимнастику. |
Регулятивные: работа по инструкции.
|
Продолжение работы. |
- Откройте учебник на с. 26. Рассмотрите рисунок. Прочитайте эти равенства, используя слова слагаемые, сумма. Как получили второй пример. - Выполним второе задание письменно. Откройте тетради, запишем дату. Отступите вниз 2 клетки, записываем и проговариваем вместе: первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, сумма 4. Из суммы вычитаю первое слагаемое = второе слагаемое. Далее комментирует … записываем. Работа в парах. Один ученик читает начало, другой заканчивает. Затем меняемся. |
Используют его при нахождении неизвестного слагаемого. Работают с заданиями учебника и мультимедийного пособия к учебнику. |
Познавательные: выполнение по образцу, умение владеть различными видами деятельности: диалог, чтение, письмо. |
10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
|
Лепесток «Мы сами!» 1.Работа в тетради на печатной основе с.13 №2 -Откройте тетрадь на печатной основе с. 15, найдите №2. -Будем выполнять задание самостоятельно. -Что нужно будет сделать? -Кто не понял задание? -Положите тетрадь с наклоном. Возьмите правильно ручку, приступайте. Кто закончит, поднимет руку. -Проверим выполнение задания.
|
Выполняют самостоятельную работу в тетради на печатной основе, проводят самопроверку по эталону. |
Познавательные: умение ориентироваться в тетради. Коммуникативные: умение владеть различными видами деятельности: чтение, письмо. Личностного самосовершенствования: умение проводить самоанализ и самоконтроль результатов своей деятельности, делать выводы.
|
11.Рефлексия. Подведение итогов урока.
|
Лепесток «Настроение». -Чему мы учились на уроке? -Достигли ли мы поставленных целей? -Какое задание было самым интересным? -Нарисуйте в тетради смайлик, соответствующий вашему настроению на сегодняшнем уроке. -Поднимите и покажите, карандашом какого цвета вы будете работать. -Вот и готов наш необычный цветок, мы дарим его нашим гостям на память о сегодняшнем уроке и наших прекрасных учениках. -Я хочу похвалить за работу лучших учащихся нашего класса (называются имена). -На этом наш урок окончен. Всем спасибо. |
Подводят итоги работы на уроке, учатся оценивать свою деятельность. |
Коммуникативные: умение слушать и слышать, высказывать свою точку зрения. Познавательные: умение обобщать. Личностные: положительное отношение к уроку, самооценка своей деятельности.
|
Д.з. |
С. 26 №4 |
|
|
Использованная литература:
1. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по математике» к УМК М.И.Моро, 1 класс, Москва «ВАКО»,2011г.
2. В.И.Ковалько «Школа физминуток (1-4 классы)» - Москва «ВАКО», 2005г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.