МБУДО
«Рязанская городская станция юных натуралистов»
ЗАГАДКИ ЗИМЫ
Методическая разработка занятия
педагога дополнительного образования
МБУДО «РГСЮН»
БЕЛЯЕВОЙ Ирины Валерьевны,
Рязань, 2022 г.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с признаками зимы, зимними месяцами, с сезонными
изменениями в природе зимой.
Расширить экологические знания детей.
ЗАДАЧИ:
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- расширить знания детей, обогатить словарный запас детей по данной теме;
- сформировать у детей понятия: периоды зимы, снег, зимняя спячка;
- ознакомить детей с сезонными изменениями в природе зимой, откуда берется снег;
- научить правильно и последовательно излагать свои мысли;
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать творческое воображение, образное восприятие и логическое мышление;
- развивать эстетические чувства и экологическое сознание у детей;
- развивать способность правильно и аргументировано отвечать на поставленные
вопросы;
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать экологическую культуру у учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
МЕТОДЫ:
- рассказ с элементами беседы;
- различные задания;
- игра;
- демонстрация фото и видеоматериала;
ОБОРУДОВАНИЕ:
- фото и видеоматериал о зимнем периоде;
- иллюстрации с изображением зимних явлений природы;
- энциклопедия для детей «Чудесная планета Земля»;
- карточки с заданиями;
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Педагог предлагает детям самим определить тему занятия, отгадав загадку:
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит слезы льет. (ЗИМА)
(Демонстрация слайда)
А как ласково назвать зиму (ЗИМУШКА)
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ:
Педагог показывает две иллюстрации с изображением времен года, дети должны
определить где зима и объяснить свой выбор.
- Наличие снега (если снег пролежит более 10 дней, то считается, что в природе
наступила зима);
- Температура воздуха низкая;
- Солнце низко висит над горизонтом;
- Дни становятся все короче, а темное время суток - все длиннее;
- Деревья и кустарники стоят в безлистном состоянии, покрытые инеем (деревья
все лето запасают крахмал, соки дерева густеют, движение соков замедляется, т. е.
дерево засыпает и дышит зимой в 200 - 400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко
деревья спят до конца декабря (срезанные после Нового года и поставленные в воду
ветки дерева просыпаются и распускаются быстро.) Теряет дерево закалку в весенние
оттепели - отходя от спячки, вот тогда дерево может пострадать от небольших
заморозков, словно, застигнутое врасплох;
- Произошли изменения в жизни птиц и зверей (перелетные птицы улетели в теплые
края, а остались только зимующие; некоторые звери делают запасы на зиму(белка),
среди зверей многие надеваю зимние шубы с более густым волосяным покровом
(заяц, лисица), одни впадают в зимнюю спячку, например, медведь, барсук, еж,
другие прячутся под снегом);
- Изменилась одежда человека (люди одеваются в теплые вещи, как правило,
на меху: между ворсинками меха находится воздух, который хорошо сохраняет
тепло);
- В жилище человека тоже произошли изменения (усиливается отопление, свет в
окнах квартир раньше зажигается и позже выключается)
2. ПЕРИОДЫ ЗИМЫ:
- Первозимье (Начало зимы, когда снег надолго укрывает землю своим пушистым
одеялом; этот период может быть и в ноябре);
- Глухозимье (В этот период снегопады сочетаются с оттепелью. Небо хмурое, серое.
Низко стелются облака. Солнце светит редко. Последний день глухозимья - 22 декабря
день зимнего солнцестояния - самый короткий день в году (меньше семи часов);
- Коренная зима (Солнце день ото дня все выше поднимается над горизонтом, день
понемногу прибавляется, небо из серого все чаще становится бледно-голубым.
Снег уже не стаивает, как в первозимье, а только становится чуть влажным и липким.
Солнечные дни чередуются с метелями, холодными ветрами и сильными морозами.
Продолжается этот период до начала февраля, когда мы услышим песню большой
синицы);
- Перелом зимы (Солнце греет так, что возле деревьев образуются ямки - затайки.
Снег уже не белый, а синий и рыхлый, а в солнечный день - начинает таять, слышна
капель, образуются сосульки. Но зима еще не сдается, вьюги и метели показывают ее
силу).
3. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ:
Педагог предлагает вниманию детей слайд, где написаны название зимних месяцев, в которых переставлены буквы. Дети определяют, что написано.
РАДКЕБЬ ДЕКАБРЬ
ЬРВЯАН ЯНВАРЬ
РЛЕАФВЬ ФЕВРАЛЬ
-Про этот месяц говорят – сумерки года, ворота зимы (ноябрь)
- Какой месяц называют ночью года (декабрь)
- Этот месяц рисует, малюет, красну – весну поджидает (февраль)
- Щиплет уши, щиплет нос, - Если мороз подышал на стекло,
Лезет в валенки мороз. Если от снега кустам тяжело,
Брызнешь воду – упадет Если на маме пуховая шаль,
Не вода уже, а лед. Значит на улице месяц ? (февраль)
Даже птице не летится
От мороза стынет птица. - Этот месяц год кончает
Повернуло солнце к лету. Ну а зиму, начинает. (декабрь)
Что скажи за месяц это? (январь)
- Снег мешками валит с неба. Назовите – ка, ребятки,
С дом стоят сугробы снега. Месяц в этой вот загадке.
То бураны и метели Дни его всех дней короче,
На деревню налетели. Всех ночей длинее ночи.
По ночам мороз силен, На поля и на луга
Днем капели слышен звон. До весны легли снега.
День прибавился заметно. Только месяц наш пройдет,
Ну, так что за месяц это? (февраль) Мы встречаем Новый год. (декабрь)
4. СНЕГ:
Цвет зимы – белый, почему? (Потому что снег белый)
- А что же такое снег? (Множество снежинок)
Когда повяли все цветы
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки
Уселись на колючей елке.
Мы полетели на поля
И стала белою земля. (снежинки)
- Как же появляются снежинки, откуда они к нам прилетают?
(демонстрация слайда с различными снежинками)
Водяной пар поднимается высоко над землей, в облака, где очень холодно.
Там из него образуются крохотные кристаллики, но это еще не снежинки,
они еще очень малы. Эти кристаллики быстро растут и скоро становятся
красивыми звездочками, которые и падают на землю.
Форма у снежинок очень разнообразная (пластинка, звезда, столбик, игла,
круповидная, еж, запаска, пушинка, оледенелая), это зависит от температуры
воздуха, но в основе любой снежинки всегда шесть лучей.
- Педагог предлагает детям нарисовать снежинки.
- Почему иногда, когда мы идем по снегу, он скрипит?
В мороз под тяжестью нашего тела лопаются лучики и краешки снежинок,
поэтому и слышится характерный хруст.
- Снег это здорово! Не правда ли? Можно кататься на санках, на коньках, на
лыжах, на снегоходах, лепить снежную бабу, играть в снежки, строить снежные
замки.
- Какое значение снег имеет в природе и жизни человека?
Укрывает землю, оберегая травы, деревья, кустарники и животных от мороза.
Очищает воздух от пыли, копоти и вредных примесей (как фильтр).
Падал снег, сыпал снег, а потом устал.
Чем же снег – снежок на земле ты стал?
Для озимых стал я теплою периною,
Для осинок – кружевною пелериною,
Для зайчишек стал подушкой пуховой,
Для мальчишек их любимой игрой.
Но сильный снегопад приносит определенные неудобства: затруднения в транспортном передвижении, снежные завалы и т. д.
4. ЗИМНИЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
- Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(метель)
- Большие кучи снега, оставшиеся после метели.
(сугробы)
- Как звон капели ты услышишь, так сразу же ее увидишь.
Вниз головой она растет, и тонким носом слезы льет.
(сосулька)
- Что за звездочки сквозные на платке и рукаве,
Все красивые, резные, а возьмешь - вода в руке.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(снежинка)
- Во дворе - горой, а в избе - водой.
(снег)
- Каша снега с водой.
(снежура)
- И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.
(иней)
- Рыбам в зиму жить тепло, крыша - толстое стекло.
(лед)
- Тонкий неподвижный лед вдоль берега реки.
(забереги)
- Невидимкой, осторожно, он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
(мороз)
5. СОЗДАЙ ПЕЙЗАЖ
Детям на пару дается задание сложить разрезанную на несколько частей открытку
с зимним пейзажем.
6. ЗАДАНИЕ "НАЙДИ БУКВУ"
В этих зимних словах потерялись буквы, надо их найти и поставить на место.
ИЕЙ ИНЕЙ
СЕГ СНЕГ
ХОЛД ХОЛОД
МРОЗ МОРОЗ
7. ЗИМНИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Педагог начинает пословицу, а ребенок продолжает и объясняет ее смысл.
- Мороз не велик, а стоять не велит;
- Зима снежная - лето дождливое;
- Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь;
- Лето припасиха - зима прибериха;
- В зимний холод всякий молод;
- Много снега - много хлеба;
- Любишь кататься, люби и саночки возить;
8. ЗИМНИЕ ПРИМЕТЫ
Педагог начинает примету, ребенок ее продолжает.
- Иней на деревьях - к.......(морозу)
- Шумит лес зимой - ожидай.......(оттепели)
- Кошка сворачивается клубком - к......(морозу)
- Солнце заходит в облака - к.........(снегопаду)
- Ночью яркие звезды - к.......(морозу)
- Пушистый иней - к..... (хорошей погоде)
9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Солнце землю греет слабо, (руки вверх)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс. поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (показывают нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыгают)
Вьюга злится. снег кружится, (кружатся)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (машут руками)
Дети встают в круг и перебрасывают друг другу "снежный комочек", у кого в руках
мячик, тот называет слово, связанное с зимним временем года.
10. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
Педагог предлагает детям прочитать стихотворение или спеть песню о зиме.
11. ЧТО ЛИШНЕЕ
- Декабрь, февраль, ноябрь
- Варежки, туфли, шапка
- Велосипед, коньки, лыжи
- Снег, иней, сосулька
12. ХОЛОДНЫЕ СЛОВА
Детям раздаются карточки с заданием составить слова из данных букв.
ИЕЛТЦАЕМ МЕТЕЛИЦА
КОВГЕИСН СНЕГОВИК
ЛОЕЛДОГ ГОЛОЛЕД
13. КРОССВОРД
Шаблон кроссворда рисуется на доске, ответ вписывает тот ребенок, который
правильно отгадал слово.
1. Русская народная сказка с морозным названием (Морозко)
2. Снежная лавина в горах (обвал)
3. Корабль, который не боится льдов (ледокол)
4. Самое распространенное место действия русских сказок (лес)
5. Родственник снежной бабы (снеговик)
6. Часть снаряжения хоккеиста (коньки)
7. Снежные кружева на деревьях (иней)
14. КРЕСС - КРОСС
Детям раздаются карточки , в которых надо выделить 9 слов,
связанные с зимой и зимними явлениями.
Ь Н М Э Х К Б Ь по вертикали: 1. СНЕГ по горизонтали: 9. СНЕГОПАД
Я Г Е С О Ш У Л 2. ИНЕЙ
У И Т У Л А Р Е 3. МЕТЕЛЬ
С Н Е Г О П А Д 4. СУГРОБ
Н Е Л Р Д К Н Е 5. ХОЛОД
Е Й Ь О Ь А С У 6. ШАПКА
Г Э Р Б К Я Х Т 7. БУРАН
8. ЛЕД
15. ПАНТОМИМА
Педагог предлагает детям встать в круг и выполнить задания:
- Лепить снеговика
- Играть в снежки
- Покататься на лыжах
- Поиграть в хоккей
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.Подведение итогов прошедшего занятия:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии;
2. Проверка приобретенных знаний.
Детям предлагается устный диктант. Педагог зачитывает фразу. Ребята, если с ней согласны, то кивают головой, если не согласны, то машут головой в разные стороны.
- Зима самое теплое время года
+ Декабрь год кончает, а зиму начинает
- Февраль - году начало. зиме середина
+ Про мороз говорят: без рук рисует, без зубов кусает
+ Снег - это множество снежинок
+ У любой снежинки шесть лучей
- Снег совсем не очищает воздух от пыли и копоти
+ Многие животные зимой впадают в спячку
- Ух и накупались мы зимой!
- Зима в природе наступает 1-го декабря
+ Кто сыт, тому холод не страшен
- Ласточки остаются с нами зимовать
+ 22 декабря самый короткий день в году
- У Деда Мороза внучка Баба Яга
+ Есть страны, где зима длится весь год (Северный полюс, Антарктида)
ЛИТЕРАТУРА:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.