Открытое занятие по теме: «Знакомство с туризмом»
Цель: заинтересовать учащихся занятиями пешеходным туризмом.
Задачи:
Обучающая: формировать у учащихся представления о пешеходном туризме; познакомить с элементами туристического снаряжения, с видами узлов, топографическими знаками, оказанием первой медицинской помощи.
Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности, практические навыки по укладке рюкзаков, вязке узлов, оказанию первой медицинской помощи.
Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, взаимовыручку, ловкость и дисциплинированность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Аслан Шахрудиевич, я работаю педагогом дополнительного образования.
- Приглашаю к себе всех!
Всех, кто любит горы, смех!
Занятие начинается,
Тема называется «Знакомство с туризмом»
А цель нашего занятия: заинтересовать вас, ребята, туризмом.
• Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое туризм и чем занимаются туристы, а также коротко познакомимся с некоторыми темами из программы «Юный турист», по которой мы с вами будем заниматься.
• Не просто я пришел сюда!
• Я много игр вам принес
• И конкурсов, смешных загадок
• Пусть путь к победе будет сладок.
• Я поведу вас в мир чудес,
• Где шепчется река и лес,
• Где горы есть, луга, поля
• И настоящие друзья!
• Кто будет, смел в пути нелегком
• Одарен, будет мной сполна! (показ жетонов)
Но прежде, чем занятие начать,
• Прошу вас имена назвать!
• Ну, вот мы и познакомились. А в ходе занятия я каждого из вас запомню по имени, и мы познакомимся поближе. А для этого у вас на парте лежат таблички, на которых вы крупно напишите свое имя.
Познакомились, друзья
• Теперь в дорогу нам пора!
Начать хочу с серьезного,
С расшифровки слова «туризм».
Вы, наверное, все слышали эти слова «туризм», «туристы»?
А кто скажет, что такое вообще туризм? А кто такие туристы? Как вы думаете? (Отвечают команды по очереди, за каждый ответ выдаю жетон.)
Вот видите, каждый из вас по-разному представил, слово туризм.
И точного определения мы сделать не смогли. Потому, что слишком многолик и разнообразен туризм. В самых разных книгах, журналах и статьях можно найти попытки разных людей по-своему объяснить, понятие «туризм». Если свести воедино суждения разных людей: молодых ребят и профессионалов своего дела, мы можем составить наше общее представление о туризме.
• Туризм – это спорт, отдых, здоровье, удовольствие, хобби, развлечение, работа, форма самоутверждения, общение, способ познания окружающей среды.
• - Вот видите, 10 составляющих слов помещаются в таком маленьком слове – туризм.
• - Туризм бывает: горный, лыжный, пешеходный, водный. Но, самый массовый и самый доступный вид туризма – это пешеходный. Основой туризма являются походы, путешествия. Значит, туристы - это путешественники. А первым путешественником-туристом, был греческий ученый Геродот. Он первый описал свои путешествия в многочисленных книгах. А днем рождения туризма, принято считать 27 сентября 1919 г. Значит, в этом году, мы будем отмечать 88 лет, со дня рождения туризма.
• Как и у любой другой организации, у туристов есть свои законы. Законы юных туристов, сокращенно – ЗЮТ. Их всего 15. И вот как звучит последний из них – 15-й: «В походе ничего личного нет. Твои ноги и ты сам принадлежат группе. Если у тебя заболел «твой живот – болеет вся «группа». Если ты не можешь идти, - сидит вся группа»
Если Вы были внимательны, то заметили, что в этом пункте 3 раза повторяется одно и тоже слово. А какое? Кто заметил?
- Правильно – это слово «группа». Значит прежде, чем начать подготовку к походу руководителю необходимо скомплектовать группу. Иначе с кем же он будет проводить походы? Для этого необходимо 10-20 ребят одного возраста, физически подготовленных и дружных.
- А кто хорошо занимается на уроке физкультуры?
- Вот, молодцы, сила у вас есть, а выносливость будет, если буде ходить ко мне на занятия.
- А вас можно назвать группой? (ответы учащихся)
- Давайте сделаем анализ: вы из одного класса, вас 15 человек, по физкультуре уже имеете «5», отношения между вами дружеские, раз вы уже столько лет учитесь вместе, отсюда вывод: вы – группа.
А когда пойдете в поход, вы станете еще дружнее и будете помогать друг другу. Правильно?
ТУРИСТСКИЙ БИВАК.
- А кто-нибудь знает, что такое туристский бивак?
(разбивка лагеря). В этом блоке мы будем изучать: комплектование группы, туристское снаряжение, костры, организацию привалов и ночлегов.
- Ребята, кто хочет снаряжение настоящее?
Всем доступное и звучащее? (отдаю карабины)
Возьми вот этот спальник,
В палатке он начальник! (отдаю)
А вот котелок с нержавеющей стали,
Чтоб сытно мы ели,
В пути не устали! (отдаю)
Скорее рюкзак получай с вещами,
Не видишь? В горы он просится с нами! (отдаю)
- Это ребята, некоторые элементы туристского снаряжения, а какое ещё бывает, вы узнаете на моих занятиях.
Игра «Что мы сложим в рюкзачок?»
Говорим «Да» или «Нет»
- Старый рваный башмачок (Нет!)
- Кеды и сапожки (Да!)
- Кружки, миски, ложки. (Да)
- Обязательно утюг. (Нет!)
- И подушек целый тюк. (Нет!)
- Мы возьмём блокнот и компас (Да)
- Не забудем про фонарь (Да)
- Телевизор и рояль (Нет)
- Плитку шоколада (Да)
-Книжки и тетрадки (Нет)
- Папу в кресле (Нет)
- Бутерброд (Да)И игрушек целый взвод (Нет)
Узлы
Ребята, что же такое узлы и где мы с ними встречаемся в повседневной жизни? (Завязываем шнурки ботинок, кроссовок, галстук, пояса, банты на голове девочек, посылки перетягивают веревкой и вяжут узлы, отправляясь в дорогу, перетягиваем веревкой вещи (матрасы, одеяло), завязываем мешок с овощами, оформляем подарки – декоративные узлы).
А еще узлы могут спасти нам жизнь. Например, при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.
Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок. Обратите внимание на стенд и посмотрите, какие же бывают узлы. («Классификация узлов»).
А теперь каждый из вас сам потренируется связать узел из группы проводников, самый простой – узел прямой.
Задание для команд: конкурс «Кто быстрее завяжет узел».
НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
Ребята, а за кем и за чем можно наблюдать в природе?
Правильно, наблюдения бывают ботанические, зоологические, фенологические. Еще мы наблюдаем за погодой – это метеорологические наблюдения. На занятиях мы научимся предсказывать погоду по народным приметам.
А вы знаете народные приметы про погоду?
Задание для двух команд: выбрать приметы к хорошей или плохой погоде.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Оказать первую мед. помощь должен уметь каждый турист.
Чему же мы научимся, изучая этот блок? (остановить кровотечение, наложить повязку, шину при переломе. Оказывать помощь при отравлении, обморожении, тепловом ударе, обмороке, укусах змей и насекомых. Должны знать необходимые медикаменты).
А какие вы знаете медикаменты, лекарственные растения?(отвечают)
Задание: «Окажи помощь».
- Помогала Таня маме,
нож большой себе взяла,
Как и что, не знаем сами,
Только кровь ручьем текла.
Окажите помощь Тане: она порезала себе палец.
Практическая работа:
1. Промыть место повреждения струей воды (лучше кипяченной).
2. Продезинфицировать ранку раствором марганцовки.
3. Кожу вокруг ранки смазать настойкой йода или зеленки.
4. Наложить на порез стерильную повязку.
5. Закрепить повязку бинтом или пластырем.
• Вижу, что в трудную минуту на вас можно положиться!.
ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ.
Как вы думаете, что мы будем изучать и чему учиться в этом блоке?
(формы рельефа, масштаб, условные топографические знаки, работа с картами. Учимся ориентироваться на местности, работать с компасом).
ОХРАНА ПРИРОДЫ.
-Туристы, изучая природу, должны беречь и охранять ее. А как вы думаете, что значит «охранять и беречь» природу?.(не засорять, не ломать ветки, не повреждать растительность, не рвать букеты, не рубить деревья, не жечь костры..)
- Существует природоохранный кодекс туриста (показывает), в котором описаны все правила поведения в природе. Нужно не забывать, что природа наш друг!.
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР» (Э.С.)
- Э.С. поход на те светофоры, которые устанавливаются на наших дорогах. Вспомним, что обозначают сигналы светофора:
(Проезд запрещен на красный свет, разрешен на зеленый и желтый напоминает, что надо быть осторожным, внимательным.)
КРАСНЫЙ СВЕТ – природе вред!
Это значит, что действия человека приносят природе, людям, возможно даже ему самому вред и чтобы его остановить, мы будем зажигать красный сигнал Э.С.
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ – так красиво! – Лес сказал тебе «спасибо»!
Это значит, что твои действия полезны природе, людям, тебе самому и все говорят тебе: «Спасибо!» Так как ты, поступать можно и даже необходимо. Чем больше таких поступков будут совершать люди, тем чаще и счастливее будет наша Земля.
- Итак, вы внимательно слушаете и зажигаете сигналы на своих Э.С.
• Мама попросила Славика вынести мусор. Славка взял пакет и вышел на улицу. Моросил дождь. Ветер. Холодно. Славка направился к контейнеру – прошел по асфальтовой дорожке и остановился. Дальше – грязь, мокрая трава, лужи. Он размахнулся и швырнул пакет в сторону контейнера. Бумаги и картофельные очистки посыпались на лету. Пакет упас сверху на кустарник, обсыпав его остатками мусора. Славка оглянулся – вокруг никого не было. Значит, никто не видел и ругать не будет. Он повернулся и спокойно пошел домой.
• Туристская группа заканчивала привал. Пора было отправляться в путь. Руководитель похода попросил Максима и Андрея закопать мусор – остатки пищи, бумагу, полиэтиленовые пакеты. Мальчики стали собирать мусор. Они знали, что полиэтилен может очень долго сохраняться невредимым и откладывали пакеты в сторону. Вдруг кто-то из ребят окликнул Максима: «Там уже не наш мусор! Давайте скорее! Уже все готовы идти дальше!». Максим сказал, что ему жалко оставлять такие красивые елочки в мусоре. Максима поддержал Андрей и руководитель похода. Они предложили всем детям убрать мусор на этой поляне, через 15 минут работа была закончена. Поляна с молодыми елочками стала еще лучше. Максим и Андрей собрали мусор в один большой пакет и решили нести его по очереди до ближайших контейнеров или свалки.
• З «А» отправился в поход. Вошли в лес, добрались до поляны, где собирались провести весь день. Что за туристский поход без костра? Где его лучше разжечь? Кто-то показал на выгоревшую землю, окруженную палеными бревнами. Видимо там уже не раз горел костер. Но около бревен было много мусора и родители, которые сопровождали юных туристов, предложили выбрать чистое место! Собрали сухих веток. А чтобы костер был посильнее Алешин папа срубил небольшое засохшее дерево. Хоть и разложили костер на сочной траве, разгорелся он быстро, получился высоким, жарким.
Костры.
Виды костров.
ТУРИСТСКИЕ ПЕСНИ.
Как мы с вами уже выяснили, туристы должны быть физически развиты. Поэтому, мы, два раза в неделю будем посещать тренажерный зал, участвовать в спортивно–туристских соревнованиях , развивать силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. К тому же, туристы еще и романтики. Шагая по тропе, сидя у костра, они поют туристские песни.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Заключительный этап
Ну, что ребята легко ли стать туристом?
Давайте подведем итог занятия. Сейчас я раздам вам жетоны двух цветов. Если вам было интересно, весело, то давайте мне красный жетончик. А если не очень, то зеленый. Мне очень понравилось с вами заниматься. Особенно активными были …… Молодцы! Надеюсь, остальные проявят свою любознательность на следующих занятиях.
Желаю вам успехов в учебе. И если вы решили заниматься туризмом, я вас жду на Станции туризма…
- До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.