Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 6
Методическая разработка открытого урока по математике в 6 классе на тему: «Делители и кратные».
Тип урока: повторение и первичный контроль качества обученности и качества знаний по остаточным знаниям за курс 5 класса и формирование определений делителя и кратного данного числа, умение применять правила.
Цель урока: Повторить правила и умение применение правил по действиям с десятичными дробями, ввести понятия и простейшие основы делимости натуральных чисел, сформировать понятие чисел-близнецов.
Характеристика основных видов деятельности ученика: формулировать определения делителя и кратного данного числа, умение нахождения делителей и кратных для данного числа, формулировать и по возможности доказывать теоремы о делимости суммы натуральных чисел и произведения, доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости натуральных чисел, исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. Верно использовать в речи термины: число делится на…, делитель, кратное,
Задачи:
Обучающие:1. Применение правил действий с десятичными дробями, оформление записи, применение правила, корректное вычисление с показом знаний таблицы сложения, умножения,
2.Основы теории делимости натуральных чисел, определение делителя, кратного,
Развивающие: развитие познавательного интереса к обучению математике посредством использования информационно-компьютерных технологий, дальнейшее развитие вычислительных навыков, логического мышления, формирование математической речи, умение оформлять решения
Воспитывающие: самостоятельности через организацию индивидуальной деятельности, содействовать воспитанию активной жизненной позиции,
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, универсальное мультимедийное пособие по математике к учебнику Н.Я.Виленкина 6 класс, раздаточный материал к уроку по тематическим тестам математика5,
Структура и ход урока
№ |
Этап урока, время |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организационный момент 1-4мин |
|
Настраивает обучающихся на учебную деятельность. Подводит к самостоятельному формированию цели урока , проекту урока и мотивов учебной деятельности, заполняет журнал, отмечает отсутствующих. Открывает интерактивный дид. Материал Мат5. |
Воспринимают информацию, сообщенную учителем. Формулируют мотивы обучения и цели урока. Совершают попытки сформулировать определение делителя числа, приводят пример, кратного числа, пример(первый раз прокручивается идея урока).Записывают в тетради дату, « Классная работа». Тему повторения. |
2 |
Актуализация знаний 6-14мин |
Интерактивный дидактический материал Мат5, сложение , вычитание , умножение , деление дес. дробей |
Предлагает выполнить задания по дид. материалу к п32 и к п34, к п35,п36,37.Работа проводится с целью подготовки к проверке качества обученности и качества знаний по остаточным знаниям после летних каникул. Учитель организует фронтальную работу по ЭОР контроль – типа для актуализации знаний. Во время работы учитель выдаёт жетоны отвечающим. Жетоны разных цветов , красный –неполный ответ, синий- корректный с одним недостатком, зеленый-полный, непротиворечивый, логичный. Ставит перед необходимостью ребят по контролю, отметки и коррекции ответов. Физкультпауза. Во время паузы учитель готовит новое ЭОР - мат6. |
Слушают комментарии учителя. Работают фронтально, отвечают на вопросы по заданиям, ЭОР, внимательно слушают работу одноклассников контролируют, оценивают, корректируют ответы. |
3 |
Изучение новой темы 19-25 мин |
Понятие теории делимости натуральных чисел-Универсальное мультимедийное пособие мат6. |
Для активизации познавательной деятельности учитель очень кратко рассказывает притчу о завещании учителя Суфия. Предполагается осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, при необходимости учитель корректирует ответы, при необходимости учитель повторяет и вновь прокручивает на ЭОР часть интерактивного объяснения, организует работу в парах по сдаче формулировок, приведение примеров, работу с учебником , физкультпаузу, готовит ЭОР по теме урока. |
Самоопределение (Л), смыслообразование(Л) ,планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками(К). Активизация знаний анализ, синтез, сравнение, обобщение(П), извлечение необходимой информации из текста(П), использование знаково-символических средств(П),Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П), подведение под понятие(П), выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция(Р), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К), учет разных мнений(К), использование критериев для обоснования суждения(К). |
4 |
Закрепление знаний учащихся |
Универсальное мультимедийное пособие Мат-6 |
Учитель организует фронтальную работы с классом, работу по учебнику, аналогичные домашним заданиям, возможно организация решения либо учителем, либо учениками. В первом случае учитель задает учащимся вопросы. Учащиеся предлагают решения. При необходимости учитель корректирует ответы, приглашая детей самостоятельно провести рефлексию, после выполнения всех заданий учитель анализирует решения с точки зрения ключевых моментов. Параллельно с этим, сильным учащимся может быть предложена работа с повышенной сложностью. Физпауза на 35мин. |
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия фронтально, в группе, парами решают типовые задания на новую тему, на новый способ действия, с проговариванием алгоритма решения вслух. Сильные учащиеся выполняют индивидуальные задания. |
5 |
Итоги урока,36-43мин. |
|
Проводится самостоятельная работа по раздаточному материалу сборника Ф.Ф.Лысенко и С.Ю.Кулабухова, «Арифметические действия с десятичными дробями» , пятое задание, №.5.Учитель предлагает продолжить фразы: а) сегодня на уроке… б) теперь я знаю… в) мне на уроке… Релаксация учащихся. Активно на уроке работали:… Старались… Жду большей активности… |
Владеть алгоритмами письменного сложения, вычитания, умножения, деления. Проявить самостоятельность в методе решения. Сдают работы, Задают вопросы по уроку, записывают домашнее задание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание урока.
У - Здравствуйте, дети! В 5 классе мы изучили натуральные числа, действия над ними, применение математических знаний для нахождения площадей и объёмов, кроме натуральных чисел мы узнали, что есть ещё числа, которые помогают человеку в его жизни. Обыкновенные дроби и частный случай – десятичные дроби. Научились выполнять действия и над ними. Какие ваши предложения по дальнейшей работе?
- Повторить и изучить новое.
У – Расшифруйте анаграмму: ЕЕМЛЛИИТД; АЕКНРТЫ;
-Делители. Кратные.
У – примеры. Используем УМП по математике6 к учебнику Н.Я.Виленкина.
-3-делитель 6, 6 – кратно 3.
У – Перейдем к повторению. Внимание на экран. Используем ИДМ Математика5
Найдите сумму 1,7+ 2,8
3,15 |
|
4,5 |
|
3,8 |
|
Найдите сумму 3,6+9 |
|
12,9 |
|
3,9 |
|
12,6
Найдите сумму 12,1+1,36
13,46 |
|
12,46 |
|
12,37
|
|
Найдите сумму 7,3+0,865
8,165 |
|
8,175 |
|
7,867 |
|
Найдите разность 9,2 -3,4
5,2 |
|
5,8 |
|
5,08 |
|
Найдите разность 10,3-8,17
2,13 |
|
2,17 |
|
21,3 |
|
Найдите разность 25,6-9
16,9 |
|
16,6 |
|
0,166 |
|
Найдите разность 11-2,68…
Найдите значение произведения3,5*18
63 |
|
3,23 |
|
64 |
|
Найдите значение произведения 0,486*15…
Выполните деление 261,6:8
32,07 |
|
3,27 |
|
32,7 |
|
Выполните деление823,4:23…
Скорость первая космическая для поверхности Земли равна 7,91 км/сек. Какой путь пролетит космический корабль за 3 секунды?
Расскажу вам притчу. Делёж верблюдов. Живший некогда Суфий хотел так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества , он оставил своим ученикам 17 верблюдов с таким указанием: « Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему – треть, а младшему – девятая часть. Когда Суфий умер, и завещание было прочитано, то ученики были изумлены таким неумелым, с их точки зрения, распределением имущества Мастера. Одни предлагали: «Давайте владеть верблюдами сообща». Другие искали совета и затем говорили: «Нам советовали разделить верблюдов способом наиболее близким к указанному учителем». Третьим судья посоветовал продать верблюдов и разделить деньги, а ещё некоторые считали, что завещание утратило силу, поскольку его условия не могут быть выполненными. Спустя некоторое время ученики пришли к мысли , что в завещании Учителя мог быть какой-то скрытый смысл, и они стали расспрашивать о человеке, который может решать неразрешимые задачи. К кому - бы они не обращались, никто не мог помочь им, пока не постучали в дверь Назрата Али - зятя Пророка. Он подумал и сказал: « Вот вам решение: Я добавлю одного верблюда к этим 17.Из 18 вы возьмёте половину – 9, другой ученик – треть «6», а третий получит девятую часть «2». А один верблюд останется – мой верблюд, он вернётся ко мне». Вот так ученики нашли себе учителя.
1) 17 + 1 = 18
2) 18 : 2 = 9
3) 18 : 3 = 6
4) 18 :9 = 2
9; 6; 2- делители 18, 9+6+2=17, 18 – кратно 9, 6, 2.
Учитель - Определите, когда говорят, что одно число делится на другое.
Дети- 18 делится на 9- это значит, что нашли (существует) натуральное число 2 такое, что 9·2 = 18. То говорят, что число 18 делится на число 9.
Учитель – Определите, как называется число 9.
Дети – Число 9 называется делителем числа 18.
Учитель – Число 9 – называется делителем числа 18, говорят , что число 18 делится на 9 нацело, число 9 – можно назвать делителем числа 17?
Дети – число 9 не является делителем числа 17,так как нет натурального числа, которое будучи умноженное на 9 даст 17: 1· 9 = 9, 2·9 = 18.
Учитель – В притче удалось разделить верблюдов: 17 и 1 в остатке. Как мы можем разделить 17 на 9?
Дети – с остатком: 17 = 9·1 + 6.
Учитель - 17 не делится на 9 нацело, говорят, что 17 делится на 9 с остатком. Число 18 делится на 9. Определите, как называется число 18 для числа 9?
Дети – Число 18 называется кратным числу 9.
Учитель – Число 17 не является кратным числу 9 . Проведём опыт:
24 : 4, 48 :4, а сумма 24 + 48 будет делиться на 4?
Дети – Сумма 72 делится на 4. По определению.
Учитель – 24 + 48 = 4·6 + 4·12 = 4· (6 + 12) , 72 делится на 4. Попытаемся сформулировать утверждение.
Дети – Если каждое слагаемое делится на число, то сумма этих чисел делится на это число.
Учитель – Ребята 1-го варианта сдают ребятам второго варианта определение делителя данного числа, а ребята 2-го варианта проверяют их по тексту, данному в учебнике. После сдачи, ребята меняются ролями.
Выполняем упражнения по учебнику, аналогичные заданиям домашней работы.
В тетрадях, где записаны дата, классная работа, где выполняли работу по повторению, запишем тему урока и решим упражнения №6,7,19 .Проводим физкультурную паузу.
Учитель – Далее, самостоятельная работа по итоговому тесту по теме десятичные дроби сборника под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю.Кулабухова. Задание только под номером 4 стр 106.На два варианта. По окончанию работы, продолжите фразу:
1)Сегодня я узнал…
2)У меня получилось…
3)Было трудно…
4)Меня удивило…
5) Было интересно…
6)Теперь я умею…
Тетради сдаём учителю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.