Стихотворение и стихотворение в прозе (сопоставительный анализ на примере произведений И.А.Бунина и И.С. Тургенева)
Оценка 4.6

Стихотворение и стихотворение в прозе (сопоставительный анализ на примере произведений И.А.Бунина и И.С. Тургенева)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК +2
Взрослым
22.03.2024
Стихотворение и стихотворение в прозе (сопоставительный анализ на примере произведений И.А.Бунина и И.С. Тургенева)
Урок литературы в 7 классе
СТИХОТВОРЕНИЕ И СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ.docx

Ивановский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

СТИХОТВОРЕНИЕ И СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ (сопоставительный анализ на примере произведений

И.А.Бунина  и И.С.Тургенева)

Урок литературы в 7 классе

 

 

 

 

 

Автор-составитель – Рекутина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Ивановского филиала МБОУ «Сатинская СОШ»

 

 

 

 

 

 

Ивановка, 2024

 

Цели урока-

·        Личностные: формирование любви к поэзии, к природе, умения видеть и ценить красоту, испытывать катарсис, восхищаться

·        Регулятивные: осуществлять самоконтроль, анализировать и делать выводы, адекватно оценивать собственные ответы и ответы одноклассников

·        Коммуникативные: владеть навыками выразительного чтения, устной речи, анализа стихотворного текста, аргументированно выражать своё мнение

·        Познавательные: отличать виды и жанры литературного произведения, изобразительно-выразительные средства, средства архитектоники текста, логически обосновывать своё мнение, сопоставлять и сравнивать литературных героев и особенности произведения

1.     Орг. Момент

Он перед нами

Открывает душу,

А может быть, и новые моря,

И  новую неведомую сушу,

И глубь, и высь…

Короче говоря –

Вдруг видно всё, чему ещё не верят

К вчерашнему привычные глаза,

Чего вершки вчерашние не мерят,

Вчерашние не держат тормоза.

Как открывает новую планету

Среди небесной бездны астроном,

Так открывать приходится поэту

Весь этот мир. Ведь ни о чём ином –

Об этом, что ни миг, то новом мире

Ведёт он нескончаемый рассказ,

И горизонты делаются шире

От этого у каждого из нас.

Л.Н.Мартынов

- Как вы понимаете стихотворение Л.Н.Мартынова?

- Кто же такой поэт?

(Человек, который помогает нам открывать знакомый мир, учит удивляться ему и любить его, любить жизнь, потому что показывает, что она многогранна и в ней много непознанного, неоткрытого, необычного, чудесного).

- Конечно, открытие нового – это одна из черт поэзии. Мы продолжаем открывать для себя всё новые и новые страницы. Сегодня нам предстоит встретиться с новым видом стихотворения – стихотворение в прозе. Автор таких произведений – Иван Сергеевич Тургенев.

- Какова же тема нашего урока, как вы думаете?

(Стихотворения в прозе И.С.Тургенева)

- А цели и задачи?

(Понять, что такое стихотворение в прозе, чем оно отличается от стихотворения и от прозы).

2.     Мы с вами знакомы с творчеством И.С.Тургенева. Какие произведения вы знаете?

3.     Хорошо. Тургенев в последние годы жизни создал особенные произведения – стихотворения в прозе. И чтобы понять, почему его произведения не рассказы, не просто белые стихи, а стихотворения в прозе, мы обратимся с вами к методу сравнения.

- Какие произведения удобно сравнивать?

(Похожие по теме)

Нам на помощь придёт замечательный поэт, тоже знакомый вам, Иван Алексеевич Бунин, стихотворение «Собака». И у Тургенева мы тоже возьмём стихотворение «Собака». Слушаем произведения.

 

Собака

Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На мётлы гулких, дымных тополей.

 

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих  - и думаешь… Мы сами

Томим себя – тоской иных полей,

Иных пустынь… за пермскими горами.

 

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студёной дикой стороне.

 

Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек, как Бог, я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён.

                                            04.08.1909

Собака

 

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

 

Февраль, 1878

- Каковы ваши впечатления?

4. Начнём анализировать и сопоставлять.  И в ходе анализа заполнять сопоставительную таблицу.

 

Стихотворение

Стихотворение в прозе

Ритм

 

 

Размер

 

 

Рифма

 

 

Лирический герой

 

 

Образ-переживание

 

 

Открытие нового

 

 

Композиция

 

 

Звуковая организация

 

 

Наличие эпического начала

 

 

 

- У Бунина – стихотворение? В этом нет сомнения? Нет! А какие же характерные черты лирики, лирического произведения здесь есть?

(Ритм, размер).

- Каким размером написано стихотворение? (ямб)

- Рифма, способ рифмовки?

(Мужская и женская, опоясывающая, перекрёстная, парная).

- Есть ли ритм в произведении Тургенева?

(Да, попробуем его разбить на «стихотворные строки»)

Нас двое в комнате: собака моя и я.

На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною –

и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то.

Она немая, она без слов,

она сама себя не понимает

 – но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье

и в ней и во мне

живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы.

Мы тождественны;

в каждом из нас горит и светится

тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него

своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберет,

какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек

меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз

устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар,

в животном и в человеке –

одна и та же жизнь

жмется пугливо к другой.

- Замечательно! Но, мы можем сказать, что ритм есть и прозе!

Следующий этап – лирический герой произведения. Герой лирического произведения – это художественный образ. Чем он отличается от автора?

(Не всё из своей жизни автор переносит в произведение. Он берёт отдельные факты, мысли, чувства и преображает их за счёт художественной формы, многозначности слова, поэзии. Мысль и чувство лирического героя становятся значительными не только для автора, но и для нас).

- Каков лирический герой в стихотворении И.А.Бунина?

(Человек, любящий природу, не выделяющий себя среди живых существ, принимающий боль и тоску своего четвероного друга, наделённый сознанием, что отличает его от животного).

- А можно ли героя стихотворения И.С.Тургенева назвать лирическим? Почему?

(Да. Он запечатлел так же, как и герой Бунина, одно мгновение из жизни: в бурю человек и собака стремятся быть рядом, но их объединяет не только страх, но и душа – «огонь», который горит в каждом существе. Это становится близким и нам, делается значительным, а за счёт поэтической лексики и возвышенным).

- Хорошо. Следующий этап: образ-переживание. Без него невозможно представить лирическое произведение. Каков образ-переживание в стихотворении Бунина?

(Тоска лирического героя подчёркнута при помощи описания: «вьюжный двор», «снег, прилипший к раме», «мётлы тополей». Герой ведёт неспешный монолог, обращаясь к своей собаке. Причём, он наделяет пса человеческим характеристиками: герой призывает собаку мечтать, он понимает её тоску по родным местам, так как сам знает, что это такое. И мы понимаем, что человек и собака, объединённые общей тоской, равны друг другу, у обоих болит душа, она у них есть. Мы проникаемся их чувствами и сопереживаем им).

- А каков лирический герой в произведении И.С.Тургенева?

(Перед нами лирический герой, его монолог обращён к читателю, а не к собаке. Описание  «страшной, неистовой» бури подчёркивает остроту переживания героя. Он наблюдает за своим питомцем и видит в нём «огонь» - душу, да, собака «без слов», она «немая», но ей не нужно ничего говорить, потому что живая душа человека понимает переживания такой же живой души собаки: страх, желание тепла, ощущение любви и единения. И нам этот образ-переживание становится близок и важен: мы делаем открытие: все живые существа на земле наделены душой, равны нам,  у нас у всех есть ЖИЗНЬ!).

- А теперь композиция. Лирическое произведение состоит из стихотворных строк, которые соединяются в более крупные единицы – строфы. И строки и строфы вступают друг с другом в сложные взаимоотношения: в них проявляются то сходство, то контраст, что служит выражению чувства.

В стихотворении Бунина «Собака» строфы помогают развёртыванию мысли автора: в первой призыв к мечте, затем раскрываются  «думы» собаки»,  потом детализация воспоминаний: «тундры, льды и чумы», а последняя строфа - противопоставление  ещё больше объединяет лирического героя и собаку: мечты и думы у них – схожие.

- А как построено произведение И.С.Тургенева?

Первая смысловая часть связана со второй частью усилением: смотрит - хочет сказать, далее идёт противопоставление:  «не понимает – но я её понимаю».

Далее – сходство: «между нами нет никакой разницы» и доказательство: «тождественны», потому что в каждом горит «огонь», да, смерть сметёт всё свои крылом, но жизнь – одна и та же!

- Немаловажную роль в стихотворениях играет звуковая организация, звукопись. Какие виды звукописи вы знаете?

- Да, ассонанс и аллитерация. Есть ли они в стихотворении Бунина?

(Да, особенно стоит обратить внимание  на повтор звуков «у» - «ы», создающие эффект воя собаки, олицетворяющий тоску. Кроме того, стоит отметить роль соноров, придающих четкость, звучность мыслям и чувствам лирического героя).

- А присутствует ли звукопись в произведении Тургенева?

(Да, повтор звуков «о», «а», «у» способствует передаче настроения героя, а соноры также придают звучность и чёткость, весомость  каждому слову).

- И последнее. Стихотворение в прозе. Значит, должно что-то быть от эпического произведения. Эпическое начало. Посмотрим теперь на тургеневское стихотворение. Есть ли там элементы эпоса?

(Да, ведётся обобщённое рассуждение, делается вывод, есть риторическое восклицание).

- А у Бунина?

 – Есть вывод лирического героя о своей роли, но эпического начала нет.

4.     Итак, пора подвести итоги сравнения. Стихотворения на одну тему. Только одно просто стихотворение, а другое – стихотворение в прозе. Что же их объединяет, кроме темы? Что делает различными? Что позволяет произведение И.С.Тургенева назвать именно «стихотворением?

 

 

Стихотворение

Стихотворение в прозе

Ритм

есть

есть

Размер

ямб

нет

Рифма

есть

нет

Лирический герой

Личность, чьи мысли и чувства выражены в произведении

Личность, чьи мысли и чувства выражены в произведении

Образ-переживание

Конкретное чувство, за которым открываются глубокие мысли автора о сущности мира и человека, о значении изображаемых явлений для каждого из нас

Конкретное чувство, за которым открываются глубокие мысли автора о сущности мира и человека, о значении изображаемых явлений для каждого из нас

Открытие нового

Стихотворение обогащает душу, потому что открывает нам общность всего живого на земле

Стихотворение обогащает душу, потому что открывает нам, что у всего живого есть такая же душа, как и у нас

Композиция

За счёт сопоставления и противопоставления раскрывается образ лирического героя

За счёт усиления, сопоставления и противопоставления раскрывается образ лирического героя

Звуковая организация

Есть ассонанс и аллитерация

Есть ассонанс и аллитерация

Наличие эпического начала

нет

Есть риторические вопросы, восклицания, рассуждение и вывод.

 

5.     Сделаем выводы.

- Какие же признаки позволяют произведения И.С.Тургенева определять по жанру именно, как стихотворения в прозе?

6.  Вам понравились произведения поэтов?

- А какую картину, знакомую вам, мы можем вспомнить и использовать в качестве дополнения к уроку?

(Е.Широков «Друзья»)

- Конечно, «Друзья» Широкова. Помните, что мы говорили на уроке русского языка?

(Нельзя дать единичный ответ, кто кому сопереживает: мальчик -  собаке или собака – мальчику).

- Как мысль о единении живого выражена в произведениях Бунина и Тургенева?

7. Какие «открытия нового» вы смогли совершить сегодня на уроке?

8. Д/З Выучить наизусть стихотворение в прозе И. С.Тургенева «Русский язык», проанализировать его.

9. Рефлексия. С помощью поэзии вы сделаете ещё немало открытий:

Любое волшебство поэзии подвластно,

И множество восторгов наших: ох!  и ах!

Она откроет нам стихотворенье в прозе,

Она подарит нам роман в стихах.


 

Ивановский филиал МБОУ «Сатинская

Ивановский филиал МБОУ «Сатинская

Цели урока- · Личностные: формирование любви к поэзии, к природе, умения видеть и ценить красоту, испытывать катарсис, восхищаться ·

Цели урока- · Личностные: формирование любви к поэзии, к природе, умения видеть и ценить красоту, испытывать катарсис, восхищаться ·

Человек, который помогает нам открывать знакомый мир, учит удивляться ему и любить его, любить жизнь, потому что показывает, что она многогранна и в ней много…

Человек, который помогает нам открывать знакомый мир, учит удивляться ему и любить его, любить жизнь, потому что показывает, что она многогранна и в ней много…

Но я всегда делю с тобою думы:

Но я всегда делю с тобою думы:

У Бунина – стихотворение? В этом нет сомнения?

У Бунина – стихотворение? В этом нет сомнения?

Не всё из своей жизни автор переносит в произведение

Не всё из своей жизни автор переносит в произведение

ЖИЗНЬ!). - А теперь композиция

ЖИЗНЬ!). - А теперь композиция

Стихотворение Стихотворение в прозе

Стихотворение Стихотворение в прозе

Как мысль о единении живого выражена в произведениях

Как мысль о единении живого выражена в произведениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024