Ивановский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»
СТИХОТВОРЕНИЕ И СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ (сопоставительный анализ на примере произведений
И.А.Бунина и И.С.Тургенева)
Урок литературы в 7 классе
Автор-составитель – Рекутина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Ивановского филиала МБОУ «Сатинская СОШ»
Ивановка, 2024
Цели урока-
· Личностные: формирование любви к поэзии, к природе, умения видеть и ценить красоту, испытывать катарсис, восхищаться
· Регулятивные: осуществлять самоконтроль, анализировать и делать выводы, адекватно оценивать собственные ответы и ответы одноклассников
· Коммуникативные: владеть навыками выразительного чтения, устной речи, анализа стихотворного текста, аргументированно выражать своё мнение
· Познавательные: отличать виды и жанры литературного произведения, изобразительно-выразительные средства, средства архитектоники текста, логически обосновывать своё мнение, сопоставлять и сравнивать литературных героев и особенности произведения
1. Орг. Момент
Он перед нами
Открывает душу,
А может быть, и новые моря,
И новую неведомую сушу,
И глубь, и высь…
Короче говоря –
Вдруг видно всё, чему ещё не верят
К вчерашнему привычные глаза,
Чего вершки вчерашние не мерят,
Вчерашние не держат тормоза.
Как открывает новую планету
Среди небесной бездны астроном,
Так открывать приходится поэту
Весь этот мир. Ведь ни о чём ином –
Об этом, что ни миг, то новом мире
Ведёт он нескончаемый рассказ,
И горизонты делаются шире
От этого у каждого из нас.
Л.Н.Мартынов
- Как вы понимаете стихотворение Л.Н.Мартынова?
- Кто же такой поэт?
(Человек, который помогает нам открывать знакомый мир, учит удивляться ему и любить его, любить жизнь, потому что показывает, что она многогранна и в ней много непознанного, неоткрытого, необычного, чудесного).
- Конечно, открытие нового – это одна из черт поэзии. Мы продолжаем открывать для себя всё новые и новые страницы. Сегодня нам предстоит встретиться с новым видом стихотворения – стихотворение в прозе. Автор таких произведений – Иван Сергеевич Тургенев.
- Какова же тема нашего урока, как вы думаете?
(Стихотворения в прозе И.С.Тургенева)
- А цели и задачи?
(Понять, что такое стихотворение в прозе, чем оно отличается от стихотворения и от прозы).
2. Мы с вами знакомы с творчеством И.С.Тургенева. Какие произведения вы знаете?
3. Хорошо. Тургенев в последние годы жизни создал особенные произведения – стихотворения в прозе. И чтобы понять, почему его произведения не рассказы, не просто белые стихи, а стихотворения в прозе, мы обратимся с вами к методу сравнения.
- Какие произведения удобно сравнивать?
(Похожие по теме)
Нам на помощь придёт замечательный поэт, тоже знакомый вам, Иван Алексеевич Бунин, стихотворение «Собака». И у Тургенева мы тоже возьмём стихотворение «Собака». Слушаем произведения.
Собака
Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
На мётлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь… Мы сами
Томим себя – тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студёной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек, как Бог, я обречён
Познать тоску всех стран и всех времён.
04.08.1909
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878
- Каковы ваши впечатления?
4. Начнём анализировать и сопоставлять. И в ходе анализа заполнять сопоставительную таблицу.
|
Стихотворение |
Стихотворение в прозе |
Ритм |
|
|
Размер |
|
|
Рифма |
|
|
Лирический герой |
|
|
Образ-переживание |
|
|
Открытие нового |
|
|
Композиция |
|
|
Звуковая организация |
|
|
Наличие эпического начала |
|
|
- У Бунина – стихотворение? В этом нет сомнения? Нет! А какие же характерные черты лирики, лирического произведения здесь есть?
(Ритм, размер).
- Каким размером написано стихотворение? (ямб)
- Рифма, способ рифмовки?
(Мужская и женская, опоясывающая, перекрёстная, парная).
- Есть ли ритм в произведении Тургенева?
(Да, попробуем его разбить на «стихотворные строки»)
Нас двое в комнате: собака моя и я.
На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною –
и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то.
Она немая, она без слов,
она сама себя не понимает
– но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье
и в ней и во мне
живет одно и то же чувство,
что между нами нет никакой разницы.
Мы тождественны;
в каждом из нас горит и светится
тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него
своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет,
какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек
меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз
устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар,
в животном и в человеке –
одна и та же жизнь
жмется пугливо к другой.
- Замечательно! Но, мы можем сказать, что ритм есть и прозе!
Следующий этап – лирический герой произведения. Герой лирического произведения – это художественный образ. Чем он отличается от автора?
(Не всё из своей жизни автор переносит в произведение. Он берёт отдельные факты, мысли, чувства и преображает их за счёт художественной формы, многозначности слова, поэзии. Мысль и чувство лирического героя становятся значительными не только для автора, но и для нас).
- Каков лирический герой в стихотворении И.А.Бунина?
(Человек, любящий природу, не выделяющий себя среди живых существ, принимающий боль и тоску своего четвероного друга, наделённый сознанием, что отличает его от животного).
- А можно ли героя стихотворения И.С.Тургенева назвать лирическим? Почему?
(Да. Он запечатлел так же, как и герой Бунина, одно мгновение из жизни: в бурю человек и собака стремятся быть рядом, но их объединяет не только страх, но и душа – «огонь», который горит в каждом существе. Это становится близким и нам, делается значительным, а за счёт поэтической лексики и возвышенным).
- Хорошо. Следующий этап: образ-переживание. Без него невозможно представить лирическое произведение. Каков образ-переживание в стихотворении Бунина?
(Тоска лирического героя подчёркнута при помощи описания: «вьюжный двор», «снег, прилипший к раме», «мётлы тополей». Герой ведёт неспешный монолог, обращаясь к своей собаке. Причём, он наделяет пса человеческим характеристиками: герой призывает собаку мечтать, он понимает её тоску по родным местам, так как сам знает, что это такое. И мы понимаем, что человек и собака, объединённые общей тоской, равны друг другу, у обоих болит душа, она у них есть. Мы проникаемся их чувствами и сопереживаем им).
- А каков лирический герой в произведении И.С.Тургенева?
(Перед нами лирический герой, его монолог обращён к читателю, а не к собаке. Описание «страшной, неистовой» бури подчёркивает остроту переживания героя. Он наблюдает за своим питомцем и видит в нём «огонь» - душу, да, собака «без слов», она «немая», но ей не нужно ничего говорить, потому что живая душа человека понимает переживания такой же живой души собаки: страх, желание тепла, ощущение любви и единения. И нам этот образ-переживание становится близок и важен: мы делаем открытие: все живые существа на земле наделены душой, равны нам, у нас у всех есть ЖИЗНЬ!).
- А теперь композиция. Лирическое произведение состоит из стихотворных строк, которые соединяются в более крупные единицы – строфы. И строки и строфы вступают друг с другом в сложные взаимоотношения: в них проявляются то сходство, то контраст, что служит выражению чувства.
В стихотворении Бунина «Собака» строфы помогают развёртыванию мысли автора: в первой призыв к мечте, затем раскрываются «думы» собаки», потом детализация воспоминаний: «тундры, льды и чумы», а последняя строфа - противопоставление ещё больше объединяет лирического героя и собаку: мечты и думы у них – схожие.
- А как построено произведение И.С.Тургенева?
Первая смысловая часть связана со второй частью усилением: смотрит - хочет сказать, далее идёт противопоставление: «не понимает – но я её понимаю».
Далее – сходство: «между нами нет никакой разницы» и доказательство: «тождественны», потому что в каждом горит «огонь», да, смерть сметёт всё свои крылом, но жизнь – одна и та же!
- Немаловажную роль в стихотворениях играет звуковая организация, звукопись. Какие виды звукописи вы знаете?
- Да, ассонанс и аллитерация. Есть ли они в стихотворении Бунина?
(Да, особенно стоит обратить внимание на повтор звуков «у» - «ы», создающие эффект воя собаки, олицетворяющий тоску. Кроме того, стоит отметить роль соноров, придающих четкость, звучность мыслям и чувствам лирического героя).
- А присутствует ли звукопись в произведении Тургенева?
(Да, повтор звуков «о», «а», «у» способствует передаче настроения героя, а соноры также придают звучность и чёткость, весомость каждому слову).
- И последнее. Стихотворение в прозе. Значит, должно что-то быть от эпического произведения. Эпическое начало. Посмотрим теперь на тургеневское стихотворение. Есть ли там элементы эпоса?
(Да, ведётся обобщённое рассуждение, делается вывод, есть риторическое восклицание).
- А у Бунина?
– Есть вывод лирического героя о своей роли, но эпического начала нет.
4. Итак, пора подвести итоги сравнения. Стихотворения на одну тему. Только одно просто стихотворение, а другое – стихотворение в прозе. Что же их объединяет, кроме темы? Что делает различными? Что позволяет произведение И.С.Тургенева назвать именно «стихотворением?
|
Стихотворение |
Стихотворение в прозе |
Ритм |
есть |
есть |
Размер |
ямб |
нет |
Рифма |
есть |
нет |
Лирический герой |
Личность, чьи мысли и чувства выражены в произведении |
Личность, чьи мысли и чувства выражены в произведении |
Образ-переживание |
Конкретное чувство, за которым открываются глубокие мысли автора о сущности мира и человека, о значении изображаемых явлений для каждого из нас |
Конкретное чувство, за которым открываются глубокие мысли автора о сущности мира и человека, о значении изображаемых явлений для каждого из нас |
Открытие нового |
Стихотворение обогащает душу, потому что открывает нам общность всего живого на земле |
Стихотворение обогащает душу, потому что открывает нам, что у всего живого есть такая же душа, как и у нас |
Композиция |
За счёт сопоставления и противопоставления раскрывается образ лирического героя |
За счёт усиления, сопоставления и противопоставления раскрывается образ лирического героя |
Звуковая организация |
Есть ассонанс и аллитерация |
Есть ассонанс и аллитерация |
Наличие эпического начала |
нет |
Есть риторические вопросы, восклицания, рассуждение и вывод. |
5. Сделаем выводы.
- Какие же признаки позволяют произведения И.С.Тургенева определять по жанру именно, как стихотворения в прозе?
6. Вам понравились произведения поэтов?
- А какую картину, знакомую вам, мы можем вспомнить и использовать в качестве дополнения к уроку?
(Е.Широков «Друзья»)
- Конечно, «Друзья» Широкова. Помните, что мы говорили на уроке русского языка?
(Нельзя дать единичный ответ, кто кому сопереживает: мальчик - собаке или собака – мальчику).
- Как мысль о единении живого выражена в произведениях Бунина и Тургенева?
7. Какие «открытия нового» вы смогли совершить сегодня на уроке?
8. Д/З Выучить наизусть стихотворение в прозе И. С.Тургенева «Русский язык», проанализировать его.
9. Рефлексия. С помощью поэзии вы сделаете ещё немало открытий:
Любое волшебство поэзии подвластно,
И множество восторгов наших: ох! и ах!
Она откроет нам стихотворенье в прозе,
Она подарит нам роман в стихах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.