Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 112»
План-конспект развлечения.
Интеллектуальная игра
«Юные экологи».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработали:
Власова Анна Александровна,
воспитатель, высшая кв.к.
Симанова Людмила Васильевна,
воспитатель, первая кв.к.
г. Череповец.
2024г.
Конспект интеллектуальной игры
«Юные экологи»
Образовательная область и направление: познавательное развитие (ознакомление с миром природы).
Цель: активизирование и систематизирование экологических знаний у детей; формирование экологическиграмотного отношения к природе.
Программные
задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей о животных, растениях, птицах, охране природы;
- формировать устойчивый интерес к природе;
- формировать навыки культуры поведения в природе;
- закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- учить детей совместной командной деятельности: прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным, соблюдать правила игры, умение работать сообща.
Развивающие:
- развивать быстроту реакции, логическое мышление, сообразительность, находчивость;
- развивать навыки общения, связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение ко всем живым существам;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать
доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- воспитывать чувство товарищества.
Интегрируемые образовательные области:
- речевое развитие (связная речь, коммуникабельность в общении);
- физическое развитие (физ.минутка);
- социально-коммуникативное развитие (работа в команде,
соблюдение правил)
Предварительная
работа:
НОД «Знакомство с Красной книгой Вологодской области». Просмотр
презентации «По страницам Красной книги Вологодской области» (ИКТ). Просмотр
мультфильма «Смешарики. Красная книга».
Ситуации общения: «Правила поведения в лесу», «Природа родного края», «Что такое заповедник».
НОД Лепка «Животные из заповедника».
Дидактическая игра "Можно – нельзя», «Напоминающие знаки», «Кто где живет», «Кто что ест», « Узнай зверя по описанию», «Найди животное, занесенное в Красную книгу» и др.
Решение проблемных ситуаций экологического содержания (ТРИЗ
технология). Чтение художественной литературы: Н.И. Сладков «Рассказы о
природе», Б.С.Житков «Рассказы оживотных», В.Бианки «Лесная газета», В. Малеев «Живая
природа России», С.Я.Маршак «Детки в клетке».
Демонстрационный материал: мультимедиа, макеты деревьев, животных, аудиозапись «Пение птиц».
Раздаточный материал: листы с заданиями для раунда 2,4,5; карточки с изображением деревьев; медали на каждого ребенка
Ход игры:
Воспитатель:
Ребята,
сегодня нас с вами пригласили в гости. Вы любите ходить в гости? (ответы детей).
Чтобу узнать к кому мы отправимся нужно отгадать загадку.
Есть на свете старичок,
Носит он из пёстрых листьев разноцветный колпачок,
Сапоги берестяные, шаровары расписные.
Каждый день и в зной, и в дождь
Сторожит он мир лесной.
(Ответы детей)
Дети отправляются в музыкальный зал, где их встречает Лесовичок.
В зале расставлены макеты деревьев и зверей.
Звучит аудиозапись «Пение птиц».
На экране монитора изображение – природа.
Лесовичок:
Здравствуйте,
ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях!
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг – ПРИРОДА!
Лесовичок: Друзья, я наслышан, что вы очень много знаете о природе нашего края: о растениях, животных, птицах. Предлагаю вам проверить свои знания и поиграть в интеллектуальную игру «Юные экологи». А для этого нам нужно разделиться на 2 команды. У меня в корзине находятся карточки с изображением деревьев (рябина и осина), каждый выбирает себе карточку и садится за стол с данным изображением.
Дети делятся на команды.
Лесовичок: У нас получились две команды «Рябинки» и «Осинки».
Но перед тем как начать игру давайте проговорим правила:
- Внимательно выслушивать вопросы.
- Нельзя выкрикивать заранее ответ, не
подсказывать.
- Вести себя нужно тихо, спокойно, чтобы в зале
была тишина.
- За каждый правильный ответ команда получает 1
балл.
Победит та команда, которая наберет большее колличество баллов.
Все задания будет оценивать жюри.
Итак, вы готовы? (ответы детей). Тогда начнем!
1 раунд:«Разминка».
За правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда дает неверный ответ право ответа получает вторая команда. И начнем мы с команды «Рябинки».
«Рябинки»
- На каком дереве растут желуди? (дуб)
«Осинки»
- У какого дерева белый ствол? (береза)
«Рябинки»
- Какая птица подбрасывает свои яица в чужие гнезда? (кукушка)
«Осинки»
- Какая птица лечит деревья? (дятел)
«Рябинки»
- Какое растение помогает вылечить раны? (подорожник)
«Осинки»
- Какое растение жжется? (крапива)
«Рябинки»
- Куда заносят исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
«Осинки»
- Природная зона, находящаяся под особой охраной? (заповедник)
«Рябинки»
- Почему в лесу нельзя рвать цветы? (они не успевают дать семена)
«Осинки»
- Почему нельзя топтать ядовитые грибы? (они являются лекарством для животных)
2 раунд: «Кто где живет».
(Детям раздаются листы, на которых изображены животные и их жилища)
Лесовичок: Необходимо каждому животному найти его жилище, провести линию.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время выполнения задания: 3 минуты.
(задание дублируется на экран монитора)
3 раунд: «Правила поведения в природе».
Лесовичок: Ребята, перед вами картинки, на которых изображены дети, находящиеся на природе. Посмотрите и расскажите, что они делают неправильно и объясните почему. Время выполнения задания 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(При ответе изображение выводится на экран монитора)
Вспомни правила поведения в лесу
Физкультминутка.
Лесовичок: Я предлагаю вам немного размяться и сыграть в игру «Правила поведения в природе». Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я пойду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Хорошо)
(Дети присаживаются на свои места)
4 раунд: «Красная книга Вологодской области».
Лесовичок: Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: что такое красная книга? (В нее занесены редкие виды животных, растений, рыб, птиц). Как вы думаете, почему они стали редкими? (ответы детей)
- «Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
(Командам раздаются листы с изображением животных)
Лесовичок: Ребята, перед вами находятся картинки, на которых изображены животные, вам нужно назвать всех животных, определить, какие животные занесены в красную книгу Вологодской области.
Время на выполнение задания 3 минуты.
(Изображение с животными выводятся на экран монитора)
5 раунд: «Перелетные и зимующие птицы».
Лесовичок: Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы? (ответы детей).
Что значит – перелетные птицы?
Что значит – зимующие птицы?
(Детям раздаются листы с заданием)
Лесовичок: У вас на столах находятся листы с изображением зимующих и перелетных птиц, вам необходимо соединить линией зимующих птиц с кормушкой, а перелетных птиц обвести в кружок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за каждый неправильный ответ минус 1 балл. Время выполнения задания 5 минут.
Лесовичок:Ребята, скажите, как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
Итог: Молодцы, ребята, я хочу вас поблагодарить за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе.
И настало время подвести итоги. Жюри подсчитало все баллы и готово объявить победителей.
(Слово предоставляется жюри. Вручение медалей.)
Лесовичок:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать,
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!
В гармонии, дружбе
С природой будем жить.
Давайте же будем
Природу любить!
Список литературы:
Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Дрижирук Н.М., Марчук С.Н. Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании сост. Выпуск 1 – СПб. ГБУ ИМЦ Красносельского района
Санкт-Петербурга, 2017 – 44 с.
Луконина Н. Н. Утренники в детском саду сценарии о природе / Наталия Луконина, Любовь Чадова. — 4-е изд.. — Москва : Айрис-Пресс, 2006. — 230, [1] с. ил.; 24. — (Внимание: дети!); ISBN 5-8112-2247-5.
Интернет-ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.