Методическая разработка открытого урока по теме: Добро и зло в произведении А.С. Пушкина. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Цели урока: 1. Содержательная. Давать сравнительную характеристику образов; раскрыть значение терминов «добро» и «зло».
2. Деятельностная. Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» .
Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную
позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Метапредметные УУД.
Личностные: находит в себе элементы добра и зла.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной,
схематичной, модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует образы персонажей).
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-
познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, оценочные листы.
Тип урока: обобщения и систематизации .
Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения;
воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,
давать характеристику героям.
Ход урока.
1-ый этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом второй четверти! Мне очень приятно видеть вас отдохнувшими, полными сил и желания получать новые знания, работать на уроках…
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Хотите улучшить результаты первой четверти? Готовы работать? У каждого из вас на столах есть оценочный лист. Туда вы будете заносить оценки за выполненное задание.
Актуализация опорных знаний. Задание № 1. Установить соответствие.
1. «И осталась она у разбитого корыта». А. «Гуси-лебеди».
2. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Б. «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
3. « Съешь моего пирожка – скажу». В. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
4. « Что ты, мой конь, споткнулся, Г. «Сказка о царе Салтане».
черный ворон встрепенулся..».
5.« Я ль на свет всех милее, всех румяней и белее?» Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Е. «Царевна-лягушка».
1.____, 2.____, 3____, 4.____, 5._____. Работа в парах. Проверили по слайду.
Откуда эти фразы?
2-ой этап. Постановка учебной задачи. Учитель рассказывает притчу.
- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро
и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы
стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало
Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое
Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило
содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро
и зло, чего в его душе больше.
- Почему я вам эту притчу прочитала? Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова тема?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке
А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
- Правильно, молодцы. Исходя из темы, какова цель нашего урока?
. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели (грузинский госдеятель и поэт 12 века).
- Как вы думаете, так ли это?
- Отвечают.
- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку
А.С.Пушкина.
3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Подумайте, что же такое Добро, а что
такое Зло. Слушаем ответы.
- Хорошо, ребята, молодцы. Посмотрим словарную статью и уточним определение этих понятий.
Слайд 3
4-ый этап. Работа над темой урока.
Сказка близка к народным, а в народных сказках все персонажи делятся на + и -, т.е. на добрых и злых.
- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
- Царевны и царицы. Ну прошлом уроке вам задано было нарисовать иллюстрацию к сказке. Какие иллюстрации у вас получились (д/з)? Почему выбрали именно эти? Слайд 4. Можем ли мы разграничить положительных и отрицательных героев в сказке?
- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер,
месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили
проявление добрых качеств героев.
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.
Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху)
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
- Как разворачиваются события дальше?
- Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и
любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой
красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.
5-ый этап. Первичное закрепление работа над образами по вариантам.
Работа над образом царевны. Заполнение таблицы, используя текст. Слайд 6 .
Работа над образом Царицы/ Царевны.
Признаки характеристики. |
Царица-мачеха/Царевна |
Синонимы к « имени» героини. |
Высока |
Внешность. |
|
Качества характера. |
|
Поступки. |
|
Учитель распределяет задания по вариантам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицы-мачехи.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы. Ответы учеников. Проверка таблицы по слайду. Оценка.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она
обладает ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о
том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много
помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает. Жалко Царицу? Почему?
7-ой этап. Экспресс-диагностика на знание текста.
Закончить предложения.
8-ой этап. Рефлексия деятельности.
Если бы вам предложили поучаствовать в постановке сказки на сцене, какого персонажа вы бы выбрали? Обратимся к иллюстрациям.
Заполняют таблицу-анкету.
Рефлексия. Ф.И._________________________________________________
Утверждение. |
Ответ. |
||
Да. |
Нет. |
Затрудняюсь ответить. |
|
На уроке я работал активно |
|
|
|
Своей работой на уроке я доволен |
|
|
|
Урок для меня показался длинным |
|
|
|
За урок я устал |
|
|
|
Мое настроение стало лучше |
|
|
|
Материал урока мне был понятен |
|
|
|
Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным |
|
|
|
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке. Выставляют себе оценки в оценочные листы, учитель
контролирует.
Д/З На выбор:. Написать письмо одному из главных персонажей (положительному или отрицательному).
Приложение.
Оценочный лист.
Ф.И. ученика_____________________
№ |
Задание |
Оценка |
1. |
Задание на сопоставление. |
|
2. |
Характеристика образа. |
|
3. |
Задание на знание содержания текста. |
|
|
Средняя оценка за урок.
|
|
Задание на сопоставление.
Установить соответствие.
5. «И осталась она у разбитого корыта». А. «Гуси-лебеди».
6. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Б. «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
7. « Съешь моего пирожка – скажу». В. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
8. « Что ты, мой конь, споткнулся, Г. «Сказка о царе Салтане».
черный ворон встрепенулся..».
5.« Я ль на свет всех милее, всех румяней и белее?» Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Е. «Царевна-лягушка».
1.____, 2.____, 3____, 4.____, 5._____.
Работа над образом Царицы.
Признаки характеристики. |
Царица-мачеха. |
Синонимы к « имени» героини. |
|
Внешность. |
|
Качества характера. |
|
Поступки. |
|
Признаки характеристики. |
Царевна. |
Синонимы к «имени» героини. |
|
Внешность. |
|
Качества характера. |
|
Поступки. |
|
Заполнить таблицу примерами из текста
Задание на знание содержания текста.
Закончить предложения.
Рефлексия. Ф.И._________________________________________________
Вопрос. |
Ответ. |
||
Да. |
Нет. |
Затрудняюсь ответить. |
|
На уроке я работал активно |
|
|
|
Своей работой на уроке я доволен |
|
|
|
Урок для меня показался длинным |
|
|
|
За урок я устал |
|
|
|
Мое настроение стало лучше |
|
|
|
Материал урока мне был понятен |
|
|
|
Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.