Методическая разработка открытого урока по теме: «Омонимы»
Тема |
Омонимы. |
Цель
|
Сформировать понятие об омонимах. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты |
Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом; показать детям лексическое богатство русского языка. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Задачи урока |
Образовательные: научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи; Способствовать развитию: умения находить омонимы в художественном тексте; воображения и речи учащихся; словарного запаса учащихся, умения работать с текстом. Воспитывать: интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка. |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, в паре. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение. |
Ход урока
Этап урока |
Виды работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Индивидуальная |
-Прозвенел звонок, начинается урок. - Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. Подготовьтесь к уроку. |
- Проверяют готовность к уроку. |
|
Мотивация к учебной деятельности |
Фронтальная |
- Прочитайте высказывание на слайде. - Как понимаете это выражение? - Данное высказывание будет нашим девизом на уроке. |
- Читают - Предполагают, рассуждают. |
Регулятивные: высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Актуализация знаний |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
- Открываем тетради записываем число, классная работа. - Какая буква дана вам сегодня на минутку чистописания? (Н) - Пропишите, пожалуйста, букву, обведите самую красивую, подайте знак. - На партах у вас лежат листочки. Возьмите их. В первом задании даны слова, ваша задача найти слова близкие по значению и подчеркнуть карандашом. - Какие слова вы нашли? - Как называются слова, которые пишутся по-разному, но близкие по значению? - А теперь найдите слова с противоположными значениями. Подчеркните ручкой. - Какие слова вы нашли? - Как называются слова, которые пишется по-разному и имеют противоположные значения? - Молодцы! |
- Выполняют действия, отвечают
- Ищут, предполагают, рассуждают.
- Высказывают свои предположения - Отвечают (синонимы)
- Высказывают свои предположения - Отвечают (антонимы) |
Регулятивные: высказывать своё предположение. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний
|
Проблемная ситуация |
Фронтальная, парная , индивидуальная |
- А теперь выполняем задание под номером 2. - Вам дана схема, но в ней пропущены определения, заполните схему. - Какие слова были пропущены? - Какие слова называются однозначными? Какие многозначными? - Ребята, я хочу вам открыть небольшой секрет. С многозначными словами не все так просто. Слово является многозначным только тогда, когда у него несколько значений и эти значения имеют что-то общее. Давайте рассмотрим примеры: перед вами слово колокольчик. Сколько значений у слова колокольчик? - Какие значения есть у этого слова? - Что общего между его значениями? - Значит, мы можем назвать его многозначным? - Хорошо - Перед вами слово игла. Сколько значений у слова игла? - Какие значения есть у этого слова? - Что общего меду его значениями? - Значит, мы можем назвать его многозначным? - Молодцы! - А теперь перед вами слово коса. Сколько значений у слова коса? - Какие есть значения у этого слова? - А есть ли что-то общее между его значениями? - Можем ли мы назвать слово коса многозначным? - Не можем. А как же называются такие слова? - Представьте себя в роли академиков и подумайте, как можно назвать такие слова. - Кто какие названия придумал? - Хорошо. |
- Заполняют.
- Отвечают
- Высказываются
- Предполагают, рассуждают
- Высказывают своим мнения
- Предлагают свои варианты названий |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: высказывать своё предположение.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя |
Постановка цели и задач урока |
Фронтальная |
- Интересные варианты названий вы предположили, но ученые, конечно же, уже придумали названия для таких слов. Откройте учебник на с. 45 и прочитайте. - Как называются такие слова? - Какую цель поставим перед собой на уроке? - Что хотим узнать? - Чему хотим научиться? |
-Читают
- Отвечают
- Предполагают |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
Открытие новых знаний |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
- Прочитайте, пожалуйста, справочную информацию на с. 45. - Дак как называются слова, которые пишутся и слышатся одинаково, но имеют разные значения? - Хорошо - Перед вами слово ключ. Сколько значений у слова ключ? - Похожи ли значения между собой? - Тогда, слово ключ является многозначным или омонимом? |
- Читают
- Отвечают
- Рассуждают
|
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные: высказывать своё предположение.
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя |
Физкультминутка |
Фронтальная |
|
Выполняют |
|
Первичное закрепление с проговариванием |
Фронтальная |
- Выполняем упражнение 76. - Прочитайте слова. - Что за цифры стоят возле слов? Как вы думаете, что они обозначают? - Прочитайте «Обратите внимание» на с. 45. - Что значат данные цифры? - В каком словаре мы встретим такие цифры? (словаре омонимов). - Давайте найдем словарь в нашем учебнике. На какой странице он находится? - Найдите значение слова «Лайка». - Прочитайте значение слова «лайка». - В первом значении, что обозначает лайка? - А во втором значении? - Значения между собой чем-то похожи? - Значит, слово является омонимом? - Хорошо - Давайте запишем данные значения. - Записываем упр. 76. Записываем так, как дано в словаре. К доске. Проверяем. |
- Читают
- Отвечают, предполагают
- Читают
- Предполагают, отвечают
- Находят, читают.
- Рассуждают - Записывают |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные:: высказывать своё предположение. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Самостоятельная работа с взаимоконтролем |
Индивидуальная |
- У каждого из вас на парте есть листочек с заданием под номером 3. Возьмите его, какое задание нужно выполнить? - Правильно, вам нужно выполнить тест. Работаем самостоятельно. - Кто первый заканчивает, подает знак, я подхожу и ставлю оценку. - Поменяйтесь листочками, возьмите простые карандаши. Проверяем. - В первом задании какой правильны ответ? У кого не так? В чем ошибка? - Во втором задании какой правильны ответ? У кого не так? В чем ошибка? - В третьем задании какой правильны ответ? У кого не так? В чем ошибка? - Оцените соседа, верните листочек. |
- Читают, отвечают
- Выполняют.
- Проверяют, оценивают |
Личностные: способность к взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Включение в систему знаний и повторение |
Парная |
- Выполняем задание под номером 4. Работам в паре. - Вам даны стихотворения-шутки. Ваша задача найти и подчеркнуть в них омонимы. - Проверяем. В первом стихотворении какие омонимы встретились? - Во втором стихотворении какие омонимы встретились? - В третьем стихотворении какие омонимы встретились? - У кого ошибка? В чём? - Спасибо. |
- Выполняют задания
- Высказывают свои варианты |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: высказывать своё предположение, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
|
Итог урока |
Фронтальная |
- О чем мы сегодня говорили? - С какой темой познакомились? - Что такое омонимы? |
- Отвечают |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Рефлексия |
Индивидуальная |
- Приготовьте свои лесенки и человечков. - Прошу поставить своего человечка на первую ступеньку тех, кто плохо понял тему сегодняшнего урока. - Прошу поставить своего человечка на вторую ступеньку тех, кто вроде понял тему урока, но сомневается. - Прошу поставить своего человечка на третью ступеньку тех, кто понял тему урока. |
- Ставят человечка в соответствии с пониманием материала |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Оценивание |
Фронтальная |
Оценки тем, кто хорошо и быстро работал на листочках. |
|
|
Информация о домашнем задании |
Фронтальная |
- Открываем дневники, записываем домашнее задание – упр. 77 с. 45. - Прочитайте, что нужно сделать? Всем спасибо за урок! |
- Записывают, читают, отвечают. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.