Методическая разработка открытого урока по теме: «Омонимы»
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока по теме: «Омонимы»

Оценка 4.9
docx
06.03.2023
Методическая разработка открытого урока по теме: «Омонимы»
user_file_635dcda55823e.docx

Методическая разработка открытого урока по теме: «Омонимы»

 

Тема

 Омонимы.

Цель

 

 Сформировать понятие об омонимах.

Формировать УУД:

Личностные:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся, уметь работать с текстом; показать детям лексическое богатство русского языка.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Задачи урока

Образовательные:  научить различать омонимы и многозначные слова; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;

Способствовать развитию: умения находить омонимы в художественном тексте; воображения и речи учащихся; словарного запаса учащихся, умения работать с текстом.

Воспитывать: интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показать детям лексическое богатство русского языка.

Тип урока

 Открытие новых знаний

Организация пространства 

 Работа фронтальная, индивидуальная,  в паре.

Межпредметные связи

 Литературное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Виды работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Индивидуальная

-Прозвенел звонок, начинается урок.

- Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

Подготовьтесь к уроку.

- Проверяют готовность к уроку.

 

Мотивация к учебной деятельности

Фронтальная

- Прочитайте высказывание на слайде.

- Как понимаете это выражение?

- Данное высказывание будет нашим девизом на уроке.

- Читают

- Предполагают, рассуждают.

Регулятивные: высказывать своё предположение.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Актуализация знаний

Фронтальная, индивидуальная, парная

- Открываем тетради записываем число, классная работа.

- Какая буква дана вам сегодня на минутку чистописания? (Н)

- Пропишите, пожалуйста, букву, обведите самую красивую, подайте знак.

- На партах у вас лежат листочки. Возьмите их. В первом задании даны слова, ваша задача найти слова близкие по значению и подчеркнуть карандашом.

- Какие слова вы  нашли?

- Как называются слова, которые пишутся по-разному, но близкие по значению?

- А теперь найдите слова с противоположными значениями. Подчеркните ручкой.

- Какие слова вы нашли?

- Как называются слова, которые пишется по-разному и имеют противоположные значения?

- Молодцы!

- Выполняют действия, отвечают

 

 

 

 

- Ищут, предполагают, рассуждают.

 

 

 

- Высказывают свои предположения

- Отвечают (синонимы)

 

- Высказывают свои предположения

- Отвечают (антонимы)

Регулятивные: высказывать своё предположение.

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

 

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: высказывать своё предположение,

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний

 

Проблемная ситуация

Фронтальная, парная , индивидуальная

- А теперь выполняем задание под номером 2.

- Вам дана схема, но в ней пропущены определения, заполните схему.

- Какие слова были пропущены?

- Какие слова называются однозначными? Какие многозначными?

- Ребята, я хочу вам открыть небольшой секрет. С многозначными словами не все так просто. Слово является многозначным только тогда, когда у него несколько значений и эти значения имеют что-то общее. Давайте рассмотрим примеры: перед вами слово колокольчик. Сколько значений у слова колокольчик?

- Какие значения есть у этого слова?

- Что общего между его значениями?

- Значит, мы можем назвать его многозначным?

- Хорошо

- Перед вами слово игла. Сколько значений у слова игла?

- Какие значения есть у этого слова?

- Что общего меду его значениями?

- Значит, мы можем назвать его многозначным?

- Молодцы!

- А теперь перед вами слово коса. Сколько значений у слова коса?

- Какие есть значения у этого слова?

- А есть ли что-то общее между его значениями?

- Можем ли мы назвать слово коса многозначным?

- Не можем. А как же называются такие слова?

- Представьте себя в роли академиков и подумайте, как можно назвать такие слова.

- Кто какие названия придумал?

- Хорошо.

 

 

- Заполняют.

 

 

 

- Отвечают

 

- Высказываются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Предполагают, рассуждают

 

 

 

- Высказывают своим мнения

 

 

- Предлагают свои варианты названий

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: высказывать своё предположение,

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 

 

 

 

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

Регулятивные: высказывать своё предположение.

 

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

 

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний

 

 

Познавательные:  умение отличать новое от уже известного с помощью учителя

Постановка цели и задач урока

Фронтальная

- Интересные варианты названий вы предположили, но ученые, конечно же, уже придумали названия для таких слов. Откройте учебник на с. 45 и прочитайте.

- Как называются такие слова?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Что хотим узнать?

- Чему хотим научиться?

 

 

-Читают

 

- Отвечают

 

- Предполагают

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Открытие новых знаний

Фронтальная, индивидуальная, парная

- Прочитайте, пожалуйста, справочную информацию на с. 45.

- Дак как называются слова, которые пишутся и слышатся одинаково, но имеют разные значения?

- Хорошо

- Перед вами слово ключ. Сколько значений у слова ключ?

- Похожи ли значения между собой?

- Тогда, слово ключ является многозначным или омонимом?

- Читают

 

 

 

- Отвечают

 

 

 

 

 

- Рассуждают

 

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

 

 

 

 

Регулятивные: высказывать своё предположение.

 

Познавательные:  умение отличать новое от уже известного с помощью учителя

Физкультминутка

Фронтальная

 

Выполняют

 

Первичное закрепление с проговариванием

Фронтальная

- Выполняем упражнение 76.

- Прочитайте слова.

- Что за цифры стоят возле слов? Как вы думаете, что они обозначают?

- Прочитайте «Обратите внимание» на с. 45.

- Что значат данные цифры?

- В каком словаре мы встретим такие цифры? (словаре омонимов).

-  Давайте найдем словарь в нашем учебнике. На какой странице он находится?

 - Найдите значение слова «Лайка».

- Прочитайте значение слова «лайка».

- В первом значении, что обозначает лайка?

- А во втором значении?

- Значения между собой чем-то похожи?

- Значит, слово является омонимом?

- Хорошо

- Давайте запишем данные значения.

- Записываем упр. 76. Записываем так, как дано в словаре.

К доске.

Проверяем.

- Читают

 

 

- Отвечают, предполагают

 

 

- Читают

 

- Предполагают, отвечают

 

- Находят, читают.

 

 

 

 

- Рассуждают

- Записывают

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:: высказывать своё предположение.

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 

 

 

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Самостоятельная  работа с взаимоконтролем

Индивидуальная

- У каждого из вас на парте есть листочек с заданием под номером  3. Возьмите его, какое задание нужно выполнить?

- Правильно, вам нужно выполнить тест. Работаем самостоятельно.

- Кто первый заканчивает, подает знак, я подхожу и ставлю оценку.

- Поменяйтесь листочками, возьмите простые карандаши. Проверяем.

- В первом задании какой правильны ответ? У кого не так? В чем ошибка?

- Во втором задании какой правильны ответ? У кого не так? В чем ошибка?

- В третьем задании какой правильны ответ? У кого не так? В чем ошибка?

- Оцените соседа, верните листочек.

- Читают, отвечают

 

 

 

- Выполняют.

 

 

 

 

 

 

- Проверяют, оценивают

Личностные:  способность к взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

Включение в систему знаний и повторение

Парная

- Выполняем задание под номером  4. Работам в паре.

- Вам даны стихотворения-шутки. Ваша задача найти и подчеркнуть в них омонимы.

- Проверяем. В первом стихотворении какие омонимы встретились?

- Во втором стихотворении какие омонимы встретились? 

-  В третьем стихотворении какие омонимы встретились? 

- У кого ошибка? В чём?

- Спасибо.

 

 

 

 

- Выполняют задания

 

 

 

- Высказывают свои варианты

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: высказывать своё предположение,

 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

 

Итог урока

Фронтальная

- О чем мы сегодня говорили?

- С какой темой познакомились?

- Что такое омонимы?

- Отвечают

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Рефлексия

Индивидуальная

- Приготовьте свои лесенки и человечков.

- Прошу поставить своего человечка на первую ступеньку тех, кто плохо понял тему сегодняшнего урока.

- Прошу поставить своего человечка на вторую ступеньку тех, кто вроде понял тему урока, но сомневается.

- Прошу поставить своего человечка на третью ступеньку тех, кто понял тему урока.

- Ставят человечка в соответствии с пониманием материала

Личностные:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Оценивание

Фронтальная

Оценки тем, кто хорошо и быстро работал на листочках.

 

 

Информация о домашнем задании

Фронтальная

- Открываем дневники, записываем домашнее задание – упр. 77 с. 45.

- Прочитайте, что нужно сделать?

Всем спасибо за урок!

- Записывают, читают, отвечают.

 

 


 

Методическая разработка открытого урока по теме: «Омонимы»

Методическая разработка открытого урока по теме: «Омонимы»

Планируемые результаты Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся,…

Планируемые результаты Предметные: уметь различать омонимы и многозначные слова; использовать омонимы в устной и письменной речи; находить омонимы в художественном тексте; пополнить словарный запас учащихся,…

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Какие слова вы нашли? -

Какие слова вы нашли? -

Сколько значений у слова колокольчик? -

Сколько значений у слова колокольчик? -

Представьте себя в роли академиков и подумайте, как можно назвать такие слова

Представьте себя в роли академиков и подумайте, как можно назвать такие слова

Тогда, слово ключ является многозначным или омонимом? -

Тогда, слово ключ является многозначным или омонимом? -

Давайте запишем данные значения

Давайте запишем данные значения

Включение в систему знаний и повторениеПарная-

Включение в систему знаний и повторениеПарная-

Прошу поставить своего человечка на вторую ступеньку тех, кто вроде понял тему урока, но сомневается

Прошу поставить своего человечка на вторую ступеньку тех, кто вроде понял тему урока, но сомневается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2023