Изучение историзмов и архаизмов в произведениях А.С. Пушкина (по материалам романа «Дубровский»).
В данной статье раскрываются возможности осуществления межпредметных связей при изучении лексики на уроках русского языка в 6 классе. Примером осуществления этих связей между такими учебными дисциплинами как русский язык и литература, русский язык и история России служит анализ и тематическая классификация устаревшей лексики, выписанной из произведения А.С.Пушкина «Дубровский», и разработка некоторых предлагаемых заданий, формирующих у обучающихся межпредметные связи.
Ключевые слова: устаревшая лексика: историзмы, архаизмы; межпредметные связи, тестовые задания, метод, прием, лексика, этапы урока: первичного усвоения, закрепления; междисциплинарные связи.
Целью данной статьи является разработка заданий, которые позволят установить межпредметные связи. Объект исследования – это устаревшая лексика, которая встречается в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Актуальность исследования заключается в том, что исследуемый языковой материал является средством установления межпредметных связей на уроках русского языка в 6 классе.
Роман А.С.Пушкина «Дубровский», как известно, изучается на уроках литературы в 6 классе. Данное произведение, по нашему предположению, может быть прекрасной иллюстрацией установления межпредметных связей между уроками по литературе и русскому языку, а также по литературе и истории России.
Языковой материал из произведения А.С.Пушкина «Дубровский» нами формировался методом сплошной выборки. Всего было выбрано 64 лексемы. Данные лексемы мы, в первую очередь, сгруппировали в соответствии с их содержанием. Выделили 5 следующих тематических групп:
1) слова, именующие сословия, чины, профессии России конца 18 века:
гвардия «отборное войско»; генерал-аншеф «генеральский чин (отменен в кон. XVIII века)»; губернатор «начальник губернии»; гувернёр «воспитатель в дворянских семьях»; дворовые «крепостные слуги, живущие в помещичьей усадьбе»; заседатель «судейский чиновник»; земский судья «выборный судья, ведавший судебными делами дворян в уезде»; исправник «начальник полиции в уезде»; камердинер «слуга при господине в богатом дворянском доме»; корнет «младший офицерский чин в кавалерийских частях в царской армии»; поверенный «человек, которому доверено вести дело в суде»; поручик «младший офицерский чин в царской армии»; приказчик «управляющий имением помещика»; псарь «слуга для наблюдения за охотничьими собаками»; смотритель «начальник почтовой станции»; стремянный «слуга, ухаживающий за лошадью барина»; стряпчий «чиновник по надзору за ходом дел в суде»; холоп «крепостной»; штаб-лекарь «главный военный врач».
2) лексемы, называющие архитектурные сооружения или их части:
бельведер «башенка на крыше дома»; лазарет «больница»; острог «тюрьма.»; людские (избы) «крестьянские»; паперть «церковное крыльцо»; присутствие «канцелярия, где чиновники принимали посетителей»; флигель «жилая пристройка сбоку главного здания или небольшое строение во дворе большого дома».
3) слова, называющие чувства, действия и состояния человека:
рдеть «краснеть»; роптала «возмущалась»; сделалось смятение «поднялось волнение»; тщеславились «хвалились»; хватился «вспомнил»; стращать «пугать»; предварить «предупредить»; пробудил «разбудил»; свиделись «увиделись»; сетовать «жаловаться»; трунить «подшучивать»; употчевать «накормить досыта».
4) слова, называющие местность:
Околоток «округ»; отъезжее поле «дальнее поле, куда выезжали на охоту»; почтовый тракт «дорога, по которой до устройства железных дорог возили на лошадях почту и пассажиров».
5) слова, называющие документы и явления судопроизводства:
повинная «признание своей вины»; купчая «документ на право владения землёй»; подорожная «документ на получение определенного количества почтовых лошадей»; тяжба «судебный спор».
Также помимо тематической классификации выделяем группу слов не попавших в классификацию:
ахти «ах»; дабы «чтобы»; ибо «так как»; кабы «если бы»; как бишь «как же»; кои, от коих, коим «которые»; коли «если»; нежели «чем»; покамест «пока»; полно «довольно»; пуще «больше»; часом «случайно»; я чай «я думаю»; чаять «ожидать»; вестимо «известно, конечно, само собой разумеется»; искони «издавна»; шибко (скачут) «быстро».
На наш взгляд, устаревшая лексика способствует реализации межпредметных связей. Собранный нами материал позволяет разработать задания, примером которых могут быть следующие вопросы:
1. В каком ряду представлены слова, именующие должности, отсутствующие в современной жизни:
а) генерал-аншеф, исправник, стремянный, штаб-лекарь, стряпчий, поручик, корнет, земский судья.
б) корнет, генерал, адъютант, адмирал, полковник, мировой судья, прапорщик, поручик.
в) премьер-министр, исправник, земский судья, адмирал, штаб-лекарь, главврач, адъютант, стряпчий.
2. Из предлагаемых слов выпишите те, которые:
а) обозначают здания или их части:
бельведер, поручик, тротуар, острог, паперть, повинная, церковь, образ, флигель, гувернер.
б) обозначающие состояния человека:
рдеть, роптать, сделалось смятение, сетовать, пошепту, проворство, нервничать, яство, мерзнуть.
в) называют военные чины:
гувернер, генерал-аншеф, губернатор, матрос, корнет, псарь, депутат, прапорщик, адвокат, сержант.
3. В предложениях найдите архаизмы и замените их словами современного русского языка.
а) И путник усталый на бога роптал. / Он жаждой томился и тени алкал. (А.С.Пушкин)
б) За шумным свадебным столом / Сидят три витязя младые. Безмолвны, за ковшом пустым, забыли кубки круговые. (А.С.Пушкин) (другой пример)
в) Почто ж кичится человек / За то ль, что дал ему плоды, и финик, и оливу, / Благословив его труды, и ветроград, и холм, и ниву. (А.С.Пушкин) (заменить)
Таким образом, приведенные примеры заданий могут проиллюстрировать, что собранный материал по устаревшей лексике может послужить основой для разработки упражнений, направленных на установление межпредметных связей.
Список литературных источников:
1. Пушкин А. С. Собрание сочинений. Том пятый. / Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. В. Виноградов, Ю. Г. Оксман. - М.: 1960. – С. 148 - 232.
2. Пушкин А. С. Собрание сочинений. Том третий. / Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. В. Виноградов, Ю. Г. Оксман. - М.: 1960
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: 1986.
4. Нестеров М. Н. Русская устаревшая и устаревающая лексика. - Смоленск; Брянск, 1988.
5. Вороничев О. Е., Моспанова Н. Ю. Анализ устаревшей лексики при изучении произведений исторического жанра (На материале баллады А.К. Толстого «Илья Муромец») // Русский язык в школе. – 2020. –Т.81. Вып. 4. – С.42-49.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.