Система работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классах
Ковалева Любовь Александровна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 53 с УИП» г. Барнаула АК
Система занятий делится на 3 блока
1 блок - это занятия по теории русского языка они состоят из 1 части - повторение правил и 2 части- отработки практических навыков работы с тестовыми заданиями.
2 блок состоит из занятий, посвященных отработке умение писать изложения . В данном случае используется 3 варианта проведения занятий.
1 вариант - это традиционное написание изложение по методике, используемой во время ОГЭ.
2 вариант- это работа с открытым текстом изложения, когда учащийся должен, читая текст, сократить его 3 предложенными способами.
3 вид занятий - это занятие по отработке умения делить текст на абзацы при прослушивании аудиозаписи текста изложения. В данном случае ученик записывает только начало фразы, которая, по его мнению, является началом абзаца, а затем при повторном прослушивании аудиозаписи или при чтении текста изложения происходит проверка того, насколько верно было передано деление текста на абзацы. Также в этом варианте проведения занятий можно использовать деление текста на микро- темы, когда при прослушивании аудиозаписи учащийся должен кратко сформулировать и зафиксировать микро-темы по абзацам, затем при повторном прослушивании аудиозаписи или при знакомстве с текстом учащийся проверяет верность своих предположений.
3 блок занятий - это занятия по работе над сочинением. В данном случае используются 3 варианта проведения занятий.
1 вариант проведения занятия традиционно предполагает создание авторского текста сочинения на основе критериев, требований и текстов, предлагаемых на ОГЭ.
2 вариант проведения занятия - это создание отдельных композиционных частей текста сочинения. Этот вариант занятия используется при ограничении времени на отработку навыка создания сочинения. Учащимся предлагается написать либо вступительную часть к сочинению либо основной - средний абзац (2 абзаца) сочинения или сделать вывод. А также любая модификация данных компонентов сочинения.
Чаще всего используется 3 вариант проведения занятия - это устное проговаривание содержание сочинения после чтения и анализа текста, на основе которого создаётся сочинение ОГЭ. При этом весь текст сочинения проговаривает один ученик, остальные подсказывают, исправляют, дополняют. Или первый ученик проговаривает вступление, второй- аргумент 1,третий- аргумент 2, четвертый делает вывод. Остальные слушают и добавляют.
1 блок занятий предполагает изучение, а точнее, повторение следующих теоретических тем по русскому языку:
1. Гласные в корне слова, проверяемые ударением. Проверяемые согласные.
2 . Словарные слова.
3 . Чередующиеся корни.
4 . Правописание приставок, оканчивающихся на з - с.
5 .Правописание приставок пре - при.
6 . Слова с первой И после приставок.
7 . Твёрдый и мягкий знак в слове.
8 . Правописание суффиксов в прилагательных.
9 . Правописание суффиксов в причастиях.
10 . Правописание суффиксов в наречиях.
11 . Спряжение глаголов.
12 . Слитное – раздельное - дефисное написание разных частей речи .
13. Не - ни с разными частями речи.
14. Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи.
15 . Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
16. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
17. Стилистически окрашенная лексика: книжная, нейтральная, сниженная.
18 . Фразеологизмы.
19. Виды подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.
20. Грамматическая основа предложения, типы сказуемого.
21. Главные и второстепенные члены предложения . Виды односоставных предложений.
22. Однородные обособленные члены предложения , обращения, вводные слова.
23. Типы сложных предложений.
24. Сложное предложение, осложненное обособленными второстепенными членами предложения.
25. Прямая и косвенная речь.
26. Стили речи.
27. Типы речи.
28. Изобразительно – выразительные средства: метафора , эпитет , сравнение , гипербола, олицетворение и так далее.
Для отработки правил русского языка используются схемы приложение один и упражнения, взятые из интернета или учебников русского языка для предыдущих классов с 5 по 9. Для отработки сочинений и изложений используются тексты пособий по подготовке к ОГЭ или сайтов с данной же тематикой.
Целесообразно подготовку к ОГЭ по русскому языку начинать со 2 четверти 9 класса, с середины 3 четверти необходимо оценивать сочинения и изложения по критериям, предлагаемым в ОГЭ. Для этого учащихся необходимо познакомить с предлагаемыми критериями. При первом оценивании сочинения и изложения нужно пояснить разницу полученного балла и полного балла. При следующем оценивании ребята пробуют сами, сравнивая с текстом, найти недочеты и объяснить потерю балла.
Решать тестовое задание ОГЭ сначала необходимо по темам, а не тестовыми блоками. Начиная с 3 четверти, тестовое задание ОГЭ целесообразно решать в форме теста ОГЭ. С этого момента деление тестовых заданий на отдельные темы делать не нужно. Формируем не только умение решать отдельные тестовые задания, но и в целом умение решать тестовое задание в определенной последовательности, для того, чтобы в ситуации реального экзамена, ученик представлял, сколько времени ему нужно для решения того или иного задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.