Методическая разработка открытого урока по теме: «Великие гуманисты Европы»
Цели:
~ обучающая (закрепить имеющиеся представления о философском учении гуманизма, познакомить с взглядами Э.Роттердамского, Т.Мора и Ф.Рабле);
~ развивающая (способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, навыков работы с текстом учебника, историческими документами и познавательными заданиями);
~ воспитывающая (доказать, что гуманистическая философия является философией Нового времени).
План.
I Опрос
II Объяснение нового материала.
III Закрепление.
Домашнее задание: §7, вопросы к нему (с.70), сообщения по §8-9 («Уильям Шекспир», «Леонардо да Винчи», «Микеланджело Буонарроти», «Рафаэль Санти», «Питер Брейгель Старший», «Альбрехт Дюрер», «Рембрандт Харменс ван Рейн»).
Ход урока.
Беседа
Доска
Доска
РМ №1 – 16
Беседа Запись Слайд 2
Запись Слайд 3 – 4
ФЦИОР модуль №1 Учебник: с.67
Запись Слайд 5 Видео
Запись Слайд 6 Запись Слайд 7
Запись Слайд 8 Беседа
ФЦИОР модуль №6 |
I Опрос ?? Как повлиял переход к Новому времени на социальную структуру общества? Какие новые группы населения появились в Европе? Новые дворяне (джентри) – дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынок сельскохозяйственную продукцию. Огораживание – сгон крестьян английскими дворянами с их наделов и превращение этих земель в пастбища для овец. Фермеры – зажиточные крестьяне, использующие в хозяйстве наёмный труд и технику. Батрак – наёмный сельскохозяйственный работник. Буржуазия – предприниматели-капиталисты, имевшие своё дело в торговле, промышленности или банковской сфере. Откупщики – лица, бравшие на откуп сбор какой-либо пошлины или налога. ?? Абсолютизм как форма правления: предпосылки и признаки. Предпосылки складывания абсолютизма: 1) ликвидация независимости отдельных территорий в государстве, подчинение их королю; 2) роспуск феодальных армий, уничтожение замков бунтующих феодалов, подавление мятежей знати; 3) ликвидация самоуправления городов; 4) падение роли сословно-представительных учреждений. Признаки абсолютизма: 1) создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; 2) формирование постоянной профессиональной армии; 3) создание государственной налоговой системы; 4) введение единого государственного законодательства и административного устройства, единой системы мер и весов; 5) образование государственной церкви; 6) проведение единой государственной экономической политики; 7) ничем не ограниченная власть монарха, идея её божественного происхождения. ?? Термины: Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Каботаж – судоходство вдоль побережья между портами одного и того же моря или одного государства. Колония – страна, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии). Метрополия – страна, владеющая колониями. Колонизация – захват, заселение и хозяйственное освоение какой-либо территории. Революция цен – падение цен на золото и вздорожание всех товаров. Централизованное государство – государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти. Меркантилизм – экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства. Парламент – сословно-представительное учреждение в Англии или высшие судебные органы в провинциях Франции. Сословно-представительная монархия – форма монархического правления, централизованное государство, в котором власть опирается на поддержку представителей сословий Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Капитализм – общественное устройство, основанное на частной собственности, стремлении к прибыли, свободном рыночном хозяйстве и использовании наёмного труда. Капитал – средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Биржа – специальное место, где осуществляется купля-продажа товаров и ценных бумаг. Монополия – исключительные права на производство или торговлю с какой-либо страной или группой стран; исключительное право на пользование чем-либо. Задание классу: работа с заданиями РМ №1 – 16.
II Объяснение нового материала. (1) ?? Что такое «гуманизм»? Гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения. Признаки гуманизма:
Задание классу: выполните задание №1 Модуля. (2) Задание классу: расскажите на основе текста учебника (§7 п.2) о творчестве Эразма Роттердамского, докажите, что он – гуманист. (переводил и комментировал античных авторов; критиковал пороки современного общества, подвергал осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого, т.е. способствовал утверждению новых гуманистических идеалов) Эразм Роттердамский (1469 – 1536): «Похвала Глупости» (3) Задание классу: докажите на основе видеофрагмента, что Томас Мор – гуманист. (критиковал существующие в Англии порядки, описал идеальное общественное устройство, где люди сами – хозяева своей жизни, где все трудятся ради общего блага, нет денег и частной собственности) Томас Мор (1478 – 1535): «Золотая книга … о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего. (4) Франсуа Рабле (1494 – 1553): «Гаргантюа и Пантагрюэль» III Закрепление ?? Как вы понимаете слова: «Я ставлю себя в центр мира»? ?? Можно ли данную фразу считать лозунгом гуманистов? Объясните почему. Задание классу: выполните задание №6 Модуля. |
ТЕРМИНОЛОГИЯ:
Гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения.
Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.