МДОУ №114
Родительское собрание
на тему: «Развитие способностей дошкольника»
Выполнила
педагог - психолог
МДОУ №114
Кръстева К.Ц.
Целенаправленное развитие способностей является наиболее сложной и противоречивой проблемой формирования знаний, умений и навыков как основных составляющих, определяющих готовность ребенка к деятельности и осознанной п поведения Стремление решить ее обусловлено постоянно растущей потребностью общества совершенствовать условия подготовки ребенка к трудовой деятельности и общения как ведущих форм ее взаимодействия с соци альным и естественным средум.
Способности - индивидуально-психологические качества личности, предусматривающие и обеспечивающие успешность выполнения им деятельности
Сферой их проявления е области практической, научной и творческой деятельности Способности при прочих равных условиях облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков, которые приводят к дальнейшему их развитию К. в способностей относятся не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от иногоої.
Процесс реализации способностей предполагает проявление ребенком активности, обусловленной как характером и целями той или иной деятельности, так и ее мотивацией, склонностями и интересами
Часто способности считают врожденными, однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности является результатом их развития
Задатки - генетически закрепленные анатомо-физиологинни особенности мозга и нервной системы
К ним относятся прежде строение головного мозга, органов чувств, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения Анатомо-физиологической основой задатков является строение и функции высшего НЕ ервовои системы, такие свойства процессов, как сила, уравновешенность и подвижность Слабость нервной системы является основой высокой сенсорной чувствительности, что положительно сказывается на развитии многих из дибностей Однако задатки являются потенциями развития способностей, а определяющим фактором их формирования выступают условия жизни и особенности приобретения социального опыта В деятельности ребенка способности не только проявляются, но и под руководством взрослого формируются и развиваютсяться.
Задатки Есть только возможностями и предпосылками развития способностей, хотя не гарантируют их появление и развитие Ни один ребенок, какими бы задатками и способностями он не обладал, не может стать талантливым математических Аттик, музыкантом или художником, если не будет целенаправленно, старательно и упорно заниматься соответствующей деятельностью Задатки являются многозначными На основе одних и тех же задатков могут развиваться нео днако способности в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается ребенок, а также от условий жизни и воспитанияння.
Способности имеют качественную и количественную характеристику Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они выступают По качеству способности классифицируют на математические, техн ночные, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные тощщо.
Способности делятся на общие и специальные
Общие такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности Специальные же играют важную роль лишь в конкретных видах деятельности - художественный, литературной, музыкальной и др.
Общие способности образуют две группы: познавательные и практические
Создание взрослым специальных ситуаций и условий развивает способности детей
Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение основных признаков или частей и ситуаций К в таких способностей относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Сенсорные способности связанные с восприятием ребенком предметов и их признаков Они составляют основу умственного развития малыша Сенсорные способности формируются из 3-4-х лет Усвоение дошкольником эталонов приводит к вине икнення идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются словом Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, фено мени родного языка, эталоны геометрических форформ.
Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная поздним стремительная активность - повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке Умственная активность таких детей неразрывно связана с ее саморегуляцииєю.
Уже с раннего детства у ребенка образуется индивидуальное соотношение общего уровня интеллекта и специальных умственных способностей Такое соотношение характеризует своеобразие ума и может м иметь ведущее значение для дальнейшего развития малыша.
Интеллектуальная своеобразие очень заметна у детей, находящихся на одинаково высоком уровне развития: одни дети хорошо умеют рассуждать, другие привлекают внимание своей сообразительностью в практической их вопросам; одним нравится работать с компьютером, другим - ухаживать за растениями или птицами; одним легко удается выявлять ошибки и неточности, другим - придумывать что-то новое, конструировать и т.д. При этом у ребенка могут одновременно проявляться различные умственные качества, поскольку у каждого существуют свои проявления интеллектуальных способностейй.
Согласно наблюдениям, среди детей, отличающихся своими интеллектуальными способностями, уже в дошкольном возрасте можно встретить четко выраженных \"математиков\", \"биологов\", \"литераторов\", хотя, как п правило, интересы малыша в этом возрасте бывают разносторонними и могут быстро менятьсями і можуть швидко змінюватись.
Творческие способности связанные с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, составить игру или нарисовать рисунок
Высокие показатели творчества ребенка не гарантируют ее творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их проявления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладение определенными умениями Важнейшим структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности Познавательная мотивация выражается в форме исследовательской и поисковой активности младенцевни.
Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное познания мира, перевоплощение неизвестного в известное, обеспечивает творческое отражение образов, становление сенсорных и перцептивных эталоне ей, что формирует первичные знания ребенка о мире Развиваясь творчески, исследовательская и поисковая активность ребенка перевоплощается в высшие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем, которые к новому и неизвестному С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий Это обеспечивает возможность перехода к высшему этапу в развитии творческих способностей младенцевтини.
Список литературы:
1. Иванова Л. Как приобщить ребенка к книге. – 2015. - № 1/2. – С. 48-49.
2. Петрова С Мастерская добрых сказок / С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2011. - №12. – С. 106-110.
3. Обносова Х.А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. – Май 2015. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/05/3331 (дата обращения: 16.09.2015).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.