Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста
Роговая Т.М. музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9»
Одной из основных воспитательно-образовательных задач в детском саду, является развитие музыкальных способностей детей. Для осуществления этой цели необходимо комплексное развитие основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Музыкальные способности объединяются в понятие музыкальность, которые формируются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, чувство коллективизма, дисциплинированность,
Поэтому для того, чтобы оказывать огромное воздействие на общее развитие ребенка, следует акцентировать внимание на чувстве ритма - как неотъемлемой части выразительности музыки, которая часто имеет наибольший развивающий эффект.
Музыкальный ритм - наиболее сложная для восприятия многокомпонентная звуковая структура, организующая начало развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей. Ритм одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, так же, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Активный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи могут быть переданы, соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т.д. Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Ритмический слух – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Дети приходят в детский сад обладая различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. Однако музыкальный слух (в том числе и ритмический) можно развить у любого ребенка. Поэтому благодаря неотделимости друг от друга песен и игровых движений в детском саду чувство ритма у дошкольников развивается в постоянной музыкальной деятельности непринужденно и планомерно. Следовательно, необходимо формировать у ребенка способность чувствовать равномерный ритм в течение продолжительного времени. С этой целью нужно песни повторять много раз подряд без перерыва.
Ритмический слух развивается и в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нежно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на инструментах (бубне, барабане, ложках и т.д.). Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке, потом их действия становятся все более самостоятельными. Благодаря неотделимости друг от друга песен и игровых движений в детском саду чувство ритма (ритмический слух) развивается в музыкальной деятельности планомерно. Развитие ритма песен следует добиваться лишь после того, как дети вполне уверенно будут самостоятельно точно передавать ритм в движениях без помощи воспитателя.
Ритмический слух – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. К показателям развитости чувства ритма (ритмического слуха) относятся выразительности движений, их соответствие характеру и ритму музыки.
Таким образом, воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть их физического совершенствования.
Литература:
Колодницкий Г.А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. –М. 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.