Методическая разработка открытого урока по теме: "Жизнь и творчество И.А.Крылова". Басня «Лягушки, просящие Царя»

  • docx
  • 05.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала otkrytyy_urok_po_literature_v_8_klasse.docx

Методическая разработка открытого урока по теме: Жизнь и творчество И.А.Крылова. Басня«Лягушки, просящие Царя»

 

Типурока:Изучениеновогоматериала.

Видурока:комбинированный(беседа, презентация)

Местоурокавучебномпроцессе:урокпоучебномуплану 

Цельурокаразвитиенавыковсамостоятельнойработыучащихсяипубличноговыступленияссообщением, приобретениеопытаполученияинформации.

Задачиурока.

Образовательная:продолжитьзнакомствосбиографиейитворчествомИ.А.Крылова.

Развивающие:обогащатьречь;

развиватьлогические и ассоциативные мыслительныеоперации.

Воспитательные:развиватьпознавательныеспособностиучащихся;

воспитыватьуучащихсянавыкиинформационнойкультуры.

ЦельпримененияИКТнауроке:  

1) усилениевоспитательнойфункцииурока;

2)активизациипознавательнойдеятельностиучащихся;

3)формированиекоммуникативнойкомпетенции;

4)повышениеуровняуменийработатьсинформациейразличныхисточников;

5) формированиеинформационнойкультуры.

 

Эпиграфкуроку - словаК.Н.Батюшкова:

 

"Егобаснипереживутвека!"

 

 

 

 

 

СТРУКТУРАУРОКА.

1.Вступительноесловоучителя.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова это – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.

князь П. Вяземский.

-Тема урока

 

-Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза.

2.Новый материал.

-Биография писателя.

Презентация

3.Повторение .

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?   

 Басня  начинается  или  заканчивается  моралью – выводом (поучением),  где  объясняется  смысл  басни.

3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?

Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.

4.Вспомните,что такое АЛЛЕГОРИЯ?

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein — "говорить иначе") — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.

4.Задание

- Продолжите фразу.

-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.

-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…

-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.

-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.

-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…

-А Васька…/ слушает да ест.

-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…

-У сильного…/ всегда бессильный виноват.

-Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье.

-Коль корни обнажишь…/ оно засохнуть может.

-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.

-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья и все учёные труды…

- Ответьте на вопрос.

1.    «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).

2. У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).

3. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).

4. Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).

5. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).

6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).

7. Какой  предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).

8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).

9. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).

 

5. Сообщение

- Скажите, а Иван Андреевич Крылов был первым баснописцем?

( Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа.Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии – Лессинг, в России – Майков, Сумароков, Ломоносов и другие.)

6.Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».

- Выразительное чтение басни.

-Анализ басни.

Лафонтен

Крылов

Лягушки, просящие царя

Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал.

Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало.

Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру:
— Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней!

Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так:
— Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам повелитель и того хуже.

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
А сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство.
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер им на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, что расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого не встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее их засух.
Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами.В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).

– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего; 
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого; 
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот 
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет. 
С утра до вечера их Царь по царству ходит 
И всякого, кого ни встретит он, 
Тотчас засудит и – проглотит.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).

– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек? (голос с неба советует им молчать и смириться:

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)

– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)

И показалось им совсем не благородно 
Без службы и на воле жить.

Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:

Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно,
У нас
На всякий час
Друг дружку ненавидят;
Бессильных сильные обидят;
А сильный сильного считает за врага.1

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин).2

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

 

7.Итог урока.

 

8. Домашнее задание.

Чтение басни «Обоз», найти историческую основу.