Методическая разработка открытого урока по теме: Жизнь и творчество И.А.Крылова. Басня«Лягушки, просящие Царя»
Типурока:Изучениеновогоматериала.
Видурока:комбинированный(беседа, презентация)
Местоурокавучебномпроцессе:урокпоучебномуплану
Цельурока – развитиенавыковсамостоятельнойработыучащихсяипубличноговыступленияссообщением, приобретениеопытаполученияинформации.
Задачиурока.
Образовательная:продолжитьзнакомствосбиографиейитворчествомИ.А.Крылова.
Развивающие:обогащатьречь;
развиватьлогические и ассоциативные мыслительныеоперации.
Воспитательные:развиватьпознавательныеспособностиучащихся;
воспитыватьуучащихсянавыкиинформационнойкультуры.
ЦельпримененияИКТнауроке:
1) усилениевоспитательнойфункцииурока;
2)активизациипознавательнойдеятельностиучащихся;
3)формированиекоммуникативнойкомпетенции;
4)повышениеуровняуменийработатьсинформациейразличныхисточников;
5) формированиеинформационнойкультуры.
Эпиграфкуроку - словаК.Н.Батюшкова:
"Егобаснипереживутвека!"
СТРУКТУРАУРОКА.
1.Вступительноесловоучителя.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слова это – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
князь П. Вяземский.
-Тема урока
-Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза.
2.Новый материал.
-Биография писателя.
Презентация
3.Повторение .
1.Что такое БАСНЯ?
Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.
2.МОРАЛЬ басни?
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.
3.Что такое ИНОСКАЗАНИЕ?
Всякая басня – иносказание. Говорится о животных, понимай: о людях.
4.Вспомните,что такое АЛЛЕГОРИЯ?
АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegorein — "говорить иначе") — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.
4.Задание
- Продолжите фразу.
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.
-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…
-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.
-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…
-А Васька…/ слушает да ест.
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…
-У сильного…/ всегда бессильный виноват.
-Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье.
-Коль корни обнажишь…/ оно засохнуть может.
-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.
-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья и все учёные труды…
- Ответьте на вопрос.
1. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только
всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).
2. У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и
дом»? (У Муравья).
3. Перечислите героев басни, которые вздумали
играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).
4. Внимание! Одна из героинь басни Крылова
лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).
5. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за
Слоном).
6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в
овчарню? (Волк).
7. Какой предмет, который героиня одной из басен
«с полдюжины себе достала». (Очки).
8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг
друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).
9. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте
название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).
5. Сообщение
- Скажите, а Иван Андреевич Крылов был первым баснописцем?
( Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа.Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии – Лессинг, в России – Майков, Сумароков, Ломоносов и другие.)
6.Знакомство с басней «Лягушки,просящие царя».
- Выразительное чтение басни.
-Анализ басни.
Лафонтен |
Крылов |
Лягушки, просящие царя |
|
Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал. Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало. Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру: Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была
куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая!
Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно
блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за
неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так
ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались
Юпитеру. Тот сказал им так: |
Лягушкам стало не угодно |
– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами.В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).
– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:
Царь этот не чурбан, совсем иного
нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).
– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек? (голос с неба советует им молчать и смириться:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)
– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)
И показалось им совсем не
благородно
Без службы и на воле жить.
Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:
Живем мы своевольно; Неправд у нас
довольно,
У нас
На всякий час
Друг дружку ненавидят;
Бессильных сильные обидят;
А сильный сильного считает за врага.1
“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.
Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин).2
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
7.Итог урока.
8. Домашнее задание.
Чтение басни «Обоз», найти историческую основу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.