Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Информатика". Тема: Информационные ресурсы
Оценка 5

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Информатика". Тема: Информационные ресурсы

Оценка 5
docx
21.08.2020
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Информатика". Тема: Информационные ресурсы
Информационные ресурсы.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Профессиональное училище № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока

по дисциплине «Информатика»

Тема: «Информационные ресурсы»

 

 

 

 

Подготовила:

мастер п/о Караева Е.Х.

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Информационные ресурсы

Цель: создать усло­вия для осмысления инфор­мации по теме «Информационные ресурсы».

Задачи:

обучающие:

§  способствовать по­ниманию теории о понятиях «ресурсы» и «информационные ресурсы» и их классификации,

§  способствовать формированию навыков определения свойств информации.

развивающие:

§  способствовать обучению учащихся умению отвечать на вопросы преподавателя по изученному материалу.

§  способствовать обучению учащихся умению определять черты различия информационных ресурсов.

воспитывающие:

§  способствовать формированию познавательного интереса, логического мышления

§  формирование чувства времени

 Тип урока.  Изучения нового материала и первичного закрепления

 Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуаль­ная.

Ход  урока

Оргмомент

Поприветствовать обучающихся. Проверить готовность к занятию.

Целеполагание и мотивация

§ Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества?

§ Действительно ли информационные ресурсы общества сейчас играют большую роль, чем природные, финансовые, материальные  и иные ресурсы?

§  Согласны ли Вы с утверждением: "Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны".

Актуализация знаний

Ресурс – это запасы или источники чего-либо. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Какие виды ресурсов Вам известны?

·        Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.

·        природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

·        трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

·        финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

·        энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть,

нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.  

 

·                   материальные ресурсы

·                   природные ресурсы

·                   трудовые ресурсы

·                   финансовые ресурсы

·                   энергетические ресурсы

 

Изучение нового материала        

Тема урока «Информационные ресурсы».

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Понятие “ информационного ресурса общества ”  является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”.

Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Понятие информационных ресурсов находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.

Определение информационных ресурсов из закона «Об информации, информатизации и защите информации»:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы – это собранные людьми знания, предназначены для социального использования и зафиксированные на материальном носителе.

Еще одно обозначение информационному ресурсу - идеи человека и указания по их реализации, накопленные в виде, позволяющем их воспроизводить (книги, статьи, диссертации, документация и т.д.).

В чем принципиальное различие между информационными и всякими другими ресурсами?

Ответ: Информационные ресурсы остаются «несжигаемыми», ими можно пользоваться многократно, они копируются без ограничений. Чем больше их расходуют, тем быстрее эти ресурсы растут.

Информационные ресурсы в виде знаний материализованы в форму документов, баз данных, алгоритмов, программного обеспечения, а также произведений искусства, литературы и науки.

На сегодня, еще неизвестно или не подсчитано, какой объем трудовых ресурсов нужно задействовать в области производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Но в будущем, несомненно, эти проблемы должны быть решены.

Итак, развитие мировых информационных ресурсов позволило:

·        превратить деятельность по оказанию информационных услуг в отдельную сферу человеческой деятельности

·        сформировать рынок информационных услуг на мировом и государственном уровне

·        создать базы данных ресурсов отдельных регионов и государств с простым и недорогим доступом

·        повысить оперативность и скорость принимаемых решений, например, в банках или фирмах за счет своевременного использования необходимой информации

Информационные ресурсы – основа и фундамент для формирования информационных продуктов.

Каждый информационный продукт представляет информационную модель его собственного производителя, является результатом интеллектуальной деятельности человека и должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде книг, документов, статей, программ и т.д.

Значит, информационный продукт – это совокупность определенных данных, сформированных самим производителем для распространения в любой форме.

Он может распространяться такими же способами, как и любой материальный продукт, при помощи услуг.

Услуга – это результат деятельности отдельного лица или целого предприятия, направленный на удовлетворение потребности человека в использовании каких-либо продуктов. А получение и представление пользователем информационных продуктов называется информационной услугой.

 Основными участниками рынка информационных услуг являются:

- производители информации (producers);

- продавцы информации (vendors, Вендоры);

- пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

Можно перечислить виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

·        предоставление полных текстов книг и документов

·        выдача и получение результатов библиографического поиска (справки, указатели, таблицы, обзоры и т.д.)

·        выставки новых поступлений, научно–технические конференции и т.д.

Национальные ресурсы:

 • Фонды библиотек

 • Архивы

 • Центры научно – технической информации

 • Фонды отраслевой информации

 • Информация государственных структур

 • Информационные ресурсы социальной сферы

 • Информационные ресурсы образования

Объемы хранимых баз данных существенно увеличились с появлением компьютеров и, как результат, происходит расширение круга информационных услуг.

Информационные услуги формируются только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных – это совокупность взаимосвязанных данных, организация которых построена на общих принципах хранения и управления данных.

Базы данных существовали и до изобретения компьютера (но тогда они так не назывались) в библиотеках, архивах, фондах и т.д.

 

Осознание и осмысление учебной информации

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока:

§  Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества?

§  Действительно ли информационные ресурсы общества сейчас играют большую роль, чем природные, финансовые, материальные  и иные ресурсы?

§  Согласны ли Вы с утверждением: "Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны".     

 

Первичное закрепление учебного материала

§  Викторина-игра «Счастливый случай»

§  Составьте классификацию информационных ресурсов, предоставляемых училищем.

Рефлексия (подведение итогов урока)                                                         

Подвести итоги урока. Выставить оценки.

                                                                                                                       

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Тема. Информационные ресурсы

Тема. Информационные ресурсы

Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества? §

Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества? §

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Информационные ресурсы – это собранные людьми знания, предназначены для социального использования и зафиксированные на материальном носителе

Информационные ресурсы – это собранные людьми знания, предназначены для социального использования и зафиксированные на материальном носителе

Каждый информационный продукт представляет информационную модель его собственного производителя, является результатом интеллектуальной деятельности человека и должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде книг, документов,…

Каждый информационный продукт представляет информационную модель его собственного производителя, является результатом интеллектуальной деятельности человека и должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде книг, документов,…

Национальные ресурсы: • Фонды библиотек •

Национальные ресурсы: • Фонды библиотек •

Составьте классификацию информационных ресурсов, предоставляемых училищем

Составьте классификацию информационных ресурсов, предоставляемых училищем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2020