Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Информатика". Тема: Информационные ресурсы

  • docx
  • 21.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Информационные ресурсы.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Профессиональное училище № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого урока

по дисциплине «Информатика»

Тема: «Информационные ресурсы»

 

 

 

 

Подготовила:

мастер п/о Караева Е.Х.

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Информационные ресурсы

Цель: создать усло­вия для осмысления инфор­мации по теме «Информационные ресурсы».

Задачи:

обучающие:

§  способствовать по­ниманию теории о понятиях «ресурсы» и «информационные ресурсы» и их классификации,

§  способствовать формированию навыков определения свойств информации.

развивающие:

§  способствовать обучению учащихся умению отвечать на вопросы преподавателя по изученному материалу.

§  способствовать обучению учащихся умению определять черты различия информационных ресурсов.

воспитывающие:

§  способствовать формированию познавательного интереса, логического мышления

§  формирование чувства времени

 Тип урока.  Изучения нового материала и первичного закрепления

 Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуаль­ная.

Ход  урока

Оргмомент

Поприветствовать обучающихся. Проверить готовность к занятию.

Целеполагание и мотивация

§ Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества?

§ Действительно ли информационные ресурсы общества сейчас играют большую роль, чем природные, финансовые, материальные  и иные ресурсы?

§  Согласны ли Вы с утверждением: "Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны".

Актуализация знаний

Ресурс – это запасы или источники чего-либо. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Какие виды ресурсов Вам известны?

·        Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.

·        природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

·        трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

·        финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

·        энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть,

нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.  

 

·                   материальные ресурсы

·                   природные ресурсы

·                   трудовые ресурсы

·                   финансовые ресурсы

·                   энергетические ресурсы

 

Изучение нового материала        

Тема урока «Информационные ресурсы».

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Понятие “ информационного ресурса общества ”  является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”.

Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Понятие информационных ресурсов находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.

Определение информационных ресурсов из закона «Об информации, информатизации и защите информации»:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы – это собранные людьми знания, предназначены для социального использования и зафиксированные на материальном носителе.

Еще одно обозначение информационному ресурсу - идеи человека и указания по их реализации, накопленные в виде, позволяющем их воспроизводить (книги, статьи, диссертации, документация и т.д.).

В чем принципиальное различие между информационными и всякими другими ресурсами?

Ответ: Информационные ресурсы остаются «несжигаемыми», ими можно пользоваться многократно, они копируются без ограничений. Чем больше их расходуют, тем быстрее эти ресурсы растут.

Информационные ресурсы в виде знаний материализованы в форму документов, баз данных, алгоритмов, программного обеспечения, а также произведений искусства, литературы и науки.

На сегодня, еще неизвестно или не подсчитано, какой объем трудовых ресурсов нужно задействовать в области производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Но в будущем, несомненно, эти проблемы должны быть решены.

Итак, развитие мировых информационных ресурсов позволило:

·        превратить деятельность по оказанию информационных услуг в отдельную сферу человеческой деятельности

·        сформировать рынок информационных услуг на мировом и государственном уровне

·        создать базы данных ресурсов отдельных регионов и государств с простым и недорогим доступом

·        повысить оперативность и скорость принимаемых решений, например, в банках или фирмах за счет своевременного использования необходимой информации

Информационные ресурсы – основа и фундамент для формирования информационных продуктов.

Каждый информационный продукт представляет информационную модель его собственного производителя, является результатом интеллектуальной деятельности человека и должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде книг, документов, статей, программ и т.д.

Значит, информационный продукт – это совокупность определенных данных, сформированных самим производителем для распространения в любой форме.

Он может распространяться такими же способами, как и любой материальный продукт, при помощи услуг.

Услуга – это результат деятельности отдельного лица или целого предприятия, направленный на удовлетворение потребности человека в использовании каких-либо продуктов. А получение и представление пользователем информационных продуктов называется информационной услугой.

 Основными участниками рынка информационных услуг являются:

- производители информации (producers);

- продавцы информации (vendors, Вендоры);

- пользователи информации(users) или подписчики

Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.

Можно перечислить виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

·        предоставление полных текстов книг и документов

·        выдача и получение результатов библиографического поиска (справки, указатели, таблицы, обзоры и т.д.)

·        выставки новых поступлений, научно–технические конференции и т.д.

Национальные ресурсы:

 • Фонды библиотек

 • Архивы

 • Центры научно – технической информации

 • Фонды отраслевой информации

 • Информация государственных структур

 • Информационные ресурсы социальной сферы

 • Информационные ресурсы образования

Объемы хранимых баз данных существенно увеличились с появлением компьютеров и, как результат, происходит расширение круга информационных услуг.

Информационные услуги формируются только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных – это совокупность взаимосвязанных данных, организация которых построена на общих принципах хранения и управления данных.

Базы данных существовали и до изобретения компьютера (но тогда они так не назывались) в библиотеках, архивах, фондах и т.д.

 

Осознание и осмысление учебной информации

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока:

§  Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества?

§  Действительно ли информационные ресурсы общества сейчас играют большую роль, чем природные, финансовые, материальные  и иные ресурсы?

§  Согласны ли Вы с утверждением: "Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны".     

 

Первичное закрепление учебного материала

§  Викторина-игра «Счастливый случай»

§  Составьте классификацию информационных ресурсов, предоставляемых училищем.

Рефлексия (подведение итогов урока)                                                         

Подвести итоги урока. Выставить оценки.