ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Профессиональное училище № 3»
Методическая разработка открытого урока
по дисциплине «Информатика»
Тема: «Информационные ресурсы»
Подготовила:
мастер п/о Караева Е.Х.
Тема. Информационные ресурсы
Цель: создать условия для осмысления информации по теме «Информационные ресурсы».
Задачи:
обучающие:
§ способствовать пониманию теории о понятиях «ресурсы» и «информационные ресурсы» и их классификации,
§ способствовать формированию навыков определения свойств информации.
развивающие:
§ способствовать обучению учащихся умению отвечать на вопросы преподавателя по изученному материалу.
§ способствовать обучению учащихся умению определять черты различия информационных ресурсов.
воспитывающие:
§ способствовать формированию познавательного интереса, логического мышления
§ формирование чувства времени
Тип урока. Изучения нового материала и первичного закрепления
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Оргмомент
Поприветствовать обучающихся. Проверить готовность к занятию.
Целеполагание и мотивация
§ Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества?
§ Действительно ли информационные ресурсы общества сейчас играют большую роль, чем природные, финансовые, материальные и иные ресурсы?
§ Согласны ли Вы с утверждением: "Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны".
Актуализация знаний
Ресурс – это запасы или источники чего-либо. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.
Какие виды ресурсов Вам известны?
· Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.
· природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
· трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
· финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
· энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть,
нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.
· материальные ресурсы
· природные ресурсы
· трудовые ресурсы
· финансовые ресурсы
· энергетические ресурсы
Изучение нового материала
Тема урока «Информационные ресурсы».
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.
Понятие “ информационного ресурса общества ” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”.
Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.
Понятие информационных ресурсов находится в стадии формирования, трудность его однозначного определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как “знания”, “информация”, “данные” и т.д.
Определение информационных ресурсов из закона «Об информации, информатизации и защите информации»:
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы – это собранные людьми знания, предназначены для социального использования и зафиксированные на материальном носителе.
Еще одно обозначение информационному ресурсу - идеи человека и указания по их реализации, накопленные в виде, позволяющем их воспроизводить (книги, статьи, диссертации, документация и т.д.).
В чем принципиальное различие между информационными и всякими другими ресурсами?
Ответ: Информационные ресурсы остаются «несжигаемыми», ими можно пользоваться многократно, они копируются без ограничений. Чем больше их расходуют, тем быстрее эти ресурсы растут.
Информационные ресурсы в виде знаний материализованы в форму документов, баз данных, алгоритмов, программного обеспечения, а также произведений искусства, литературы и науки.
На сегодня, еще неизвестно или не подсчитано, какой объем трудовых ресурсов нужно задействовать в области производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Но в будущем, несомненно, эти проблемы должны быть решены.
Итак, развитие мировых информационных ресурсов позволило:
· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в отдельную сферу человеческой деятельности
· сформировать рынок информационных услуг на мировом и государственном уровне
· создать базы данных ресурсов отдельных регионов и государств с простым и недорогим доступом
· повысить оперативность и скорость принимаемых решений, например, в банках или фирмах за счет своевременного использования необходимой информации
Информационные ресурсы – основа и фундамент для формирования информационных продуктов.
Каждый информационный продукт представляет информационную модель его собственного производителя, является результатом интеллектуальной деятельности человека и должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде книг, документов, статей, программ и т.д.
Значит, информационный продукт – это совокупность определенных данных, сформированных самим производителем для распространения в любой форме.
Он может распространяться такими же способами, как и любой материальный продукт, при помощи услуг.
Услуга – это результат деятельности отдельного лица или целого предприятия, направленный на удовлетворение потребности человека в использовании каких-либо продуктов. А получение и представление пользователем информационных продуктов называется информационной услугой.
Основными участниками рынка информационных услуг являются:
- производители информации (producers);
- продавцы информации (vendors, Вендоры);
- пользователи информации(users) или подписчики
Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.
Можно перечислить виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
· предоставление полных текстов книг и документов
· выдача и получение результатов библиографического поиска (справки, указатели, таблицы, обзоры и т.д.)
· выставки новых поступлений, научно–технические конференции и т.д.
Национальные ресурсы:
• Фонды библиотек
• Архивы
• Центры научно – технической информации
• Фонды отраслевой информации
• Информация государственных структур
• Информационные ресурсы социальной сферы
• Информационные ресурсы образования
Объемы хранимых баз данных существенно увеличились с появлением компьютеров и, как результат, происходит расширение круга информационных услуг.
Информационные услуги формируются только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных – это совокупность взаимосвязанных данных, организация которых построена на общих принципах хранения и управления данных.
Базы данных существовали и до изобретения компьютера (но тогда они так не назывались) в библиотеках, архивах, фондах и т.д.
Осознание и осмысление учебной информации
Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока:
§ Связана ли информационная культура человека с современными информационными ресурсами общества?
§ Действительно ли информационные ресурсы общества сейчас играют большую роль, чем природные, финансовые, материальные и иные ресурсы?
§ Согласны ли Вы с утверждением: "Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны".
Первичное закрепление учебного материала
§ Викторина-игра «Счастливый случай»
§ Составьте классификацию информационных ресурсов, предоставляемых училищем.
Рефлексия (подведение итогов урока)
Подвести итоги урока. Выставить оценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.