Методическая разработка открытого занятия. Тема: "Создание и форматирование таблиц. Границы и заливка"

  • docx
  • 22.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка. Открытое занятие Создание и форматирование таблиц. Границы и заливка.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владикавказский ордена «Дружбы народов» политехнический техникум

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие

 

Тема: «Создание и форматирование таблиц.
Границы и заливка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Караева Елена Харитоновна,

преподаватель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Караева Елена Харитоновна

Образовательная организация: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владикавказский ордена «Дружбы народов» политехнический техникум

Дисциплина: «Информатика»

Возраст обучающихся:  17-18 лет, гр. TORA–21–1

Дата: 03.04.2023г.

 

Тема занятия: «Создание и форматирование таблиц. Границы и заливка»

Тип занятия: комбинированный. Теория - усвоение новых знаний. Практика - применение полученных знаний на практике.

Технологии:  информационно-коммуникационная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Ожидаемый результат: знать различные способы создания таблиц, методы их форматирования

Формы работы: коллективная, индивидуальная

Методы обучения: словесный, практический

Оборудование: компьютеры,  приложение Microsoft Word 2010

Дидактический материал: инструкции для выполнения практической работы, конспект лекции

Цель: рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их форматирования

Задачи:

Образующие:

§  учить создавать и форматировать таблицы в текстовом редакторе MS Word;

§  способствовать формированию у обучающихся практических навыков создания и форматирования таблиц в текстовом редакторе;

Развивающие:

§  развивать логическое мышление, познавательные потребности учащихся, создавать условия для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;

§  развивать навыки самооценки, самостоятельности;

§  создавать условия для проявления самовыражения и творческой активности;

§  развивать умения отбирать нужную информацию.

Воспитывающие:

§  воспитывать  усидчивость обучающихся, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, настойчивость, упорство;

§  воспитывать ответственность за результат учебного труда, понимания его значимости, соблюдения техники безопасности;

§  воспитывать интерес к предмету;

§  воспитывать информационную культуру.

На данном занятии развиваются следующие компетенции:

§  Информационная – способность грамотно выполнять действия с информацией;

§  Коммуникативная – способность вступать в общение с целью быть понятым;

§  Предметная – способность применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

Ι. Вводная часть

Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих)

 

Актуализация опорных знаний

Проведение фронтального опроса по правилам техники безопасности и правилам  поведения в кабинете информатики.

 

Прежде чем начать занятие, давайте повторим правила техники безопасности и правила поведения в кабинете информатики.  Каждый называет по одному правилу, повторяться нельзя.

Ответы студентов:

1.      Без разрешения преподавателя в кабинет не входить.

2.      На перемене всем выходить из кабинета.

3.      Нельзя входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви, с громоздкими предметами и едой.

4.      Перед началом занятий надо отключить сотовый телефон.

5.      Приступать к работе на компьютере только с разрешения преподавателя.

6.      Нельзя работать во влажной одежде и влажными руками.

7.      Расстояние от глаз до экрана должно быть 60-70 см.

8.      При сбоях в работе надо сообщить преподавателю.

9.      Нельзя трогать соединительные кабели, разъемы.

10.  Не ремонтировать ПК самостоятельно.

Материал предыдущего занятия мы повторим с помощью теста. У каждого на столе лежит карточка для заполнения,  в нее Вы занесете результаты ответов на тест. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответа, и только один из них правильный. Не забудьте написать свою фамилию. Результаты теста покажут, кто и как усвоил предыдущий пройденный материал. Приступаем к выполнению теста. Карточки сдать через 7 минут.

Учащиеся выполняют тестовую работу по теме, пройденной на предыдущих занятиях (Приложение 1).

 

Мотивация

Постановка целей и задач занятия.

Ребята, в выданном вам тексте найти информацию о тех звездах, которые удалены от земли больше чем на 300 световых лет, а также ярче солнца более чем в 7000 раз — слайд.   (Текст задачи. Приложение 2)

Вам дается минута на поиск ответа.

Ответ: слайд

§  Бетельгейзе – расстояние от земли 650 св. лет, ярче солнца в 22000 раз

§  Ригель – расстояние от земли 820 св. лет, ярче солнца в 55000 раз

§  Денеб – расстояние от земли 1600 св. лет, ярче солнца в 725000 раз

Какие были затруднения при выполнении задания? (Предполагается, что обучающие  ответят: нехватка времени или не удобное представление информации сплошным текстом)

Предположите, как можно упростить решение такого вида задач? (Предполагается, что обучающиеся ответят: в данном случае информацию удобнее расположить в виде таблицы сравнительно с словесным описанием).

 

Ребята! Какую же тему мы сегодня с вами изучим?

Правильно!

Наша сегодняшняя тема: Создание и форматирование таблиц в Microsoft Word. Записывают в тетради тему занятия.

 

Цель нашего занятия – рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их форматирования

 

ΙΙ. Основная часть

Изучение нового материала.

Объяснение материала с помощью презентации:

§  Элементы таблицы (ячейка, строка, столбец)  — слайд

Вертикальные элементы таблицы называются столбцами.

Горизонтальные элементы таблицы называются строками.

На пересечении строк и столбцов находятся ячейки.

Ячейки могут содержать любые данные, текст, числа, даты, изображения.

§  Создание таблиц

На панели инструментов выбрать закладку «ВСТАВКА» и найти там кнопку «Таблица»

 

 

Нажав на нее, появляется окно с несколькими вариантами создания таблиц:

Ø  Первый способ

Для того чтобы быстро вставить таблицу, необходимо в области Вставка таблицы выделить нужное количество столбцов и строк, и щелкнуть левой клавишей мыши на выделенной области.

 

 

Одновременно с тем, как вы создадите таблицу, на Ленте Word появится группа вкладок «Работа с таблицами», состоящая из вкладок «Конструктор таблиц» и «Макет» и содержащая необходимый набор инструментов для работы с таблицами, их изменения и оформления.

 

Ø  Второй способ  

Этот способ осуществляется с помощью окна диалога "Вставка таблицы". Для применения этого метода надо выбрать из списка команду "Вставить таблицу". Затем в появившемся окне диалога выбрать число столбцов и строк, выбрать ширину столбцов из предложенных вариантов (ширину столбцов можно установить позже) и нажать ОК.

 

Ø  Третий способ

Для построения сложных таблиц, состоящих из разнообразных комбинаций ячеек, проще и быстрее нарисовать таблицу "вручную« используя функцию «Нарисовать таблицу»

Чтобы удалить линию в нарисованной таблице нажмите кнопку Ластик на вкладке Конструктор в группе «Рисование границ» и щелкните на линии, которую необходимо удалить. Чтобы выйти из режима Ластик, нажмите на кнопке Ластик

 

 

 

 

В этом режиме курсор приобретает вид карандаша. Рисование таблицы происходит путем перемещения мыши с нажатой левой кнопкой.

Рисование начинается с указания одного из углов таблицы (обычно начинают с левого верхнего угла):

•          курсор-карандаш устанавливается в нужное место документа;

•          нажимается левая кнопка мыши;

•          мышь передвигается по диагонали к тому месту, где будет расположен правый нижний угол таблицы;

•          когда курсор достиг нужного места, левая кнопка отпускается;

•          внешние границы таблицы нарисованы.

Теперь можно рисовать внутренние (сколь угодно сложные) ячейки таблицы.

По окончании рисования таблицы необходимо повторно нажать кнопку "Нарисовать таблицу", чтобы выйти из режима рисования.

 

 

§  Выделение таблицы

Для выделения всей таблицы необходимо нажать на перекрестие, расположенное у верхнего левого угла таблицы.  

 

§  Изменение размера и положения таблицы

Маркер изменения размера таблицы появляется в правом нижнем углу, если указатель мыши находится в пределах таблицы. Если нажать на маркер изменения размера таблицы и потянуть на некоторое расстояние, таблица изменит размер. При этом все столбцы и ячейки изменятся пропорционально.

 

§  Форматирование таблицы — это изменение внешнего вида таблицы.

Производится на закладке «КОНСТРУКТОР», которая появляется только при нажатии на таблицу в документе.

В ней можно изменить:

Стиль таблицы

Заливку

Стиль оформления границ

Толщину, цвет и тип пера

 

Ø  Границы и заливка

Чтобы изменить тип границ или сделать заливку, нужно сначала выделить таблицу описанными выше способами, а затем либо выполнить команду Работа с таблицами / Конструктор / Стили таблиц, либо нажать правую кнопку и в контекстном меню выбрать Границы и заливка.

При выполнении команды Границы и заливка, появляется окно диалога Границы с тремя вкладками: Граница, Страница, Заливка.

 

На вкладке Граница кнопки левого столбца позволяют выбрать тип границы, поля второго столбца - тип линий границы и их цвет. В правом столбце - поле с образцом измененной таблицы и несколькими кнопками, при включении (или отключении) которых добавляются (или убираются) разграничительные линии. Вкладка Заливка позволяет выбрать цвет окраски и узор ячеек таблицы.

 

Обучающиеся слушают материал, выполняют задания, подобные рассматриваемым в презентации, на компьютере.

Преимущества табличной формы информации:

§  наглядность;

§  компактность;

§  обозримость.

Выполнение практического задания

Практическая работа. Границы и заливка

 Границы и заливка в текстовом редакторе могут придать привлекательность и выразительность различных частей документа, в том числе, таблицам.

Для задания границ, заливки следует выделить нужные ячейки, щелкнуть правой клавишей мыши и выбрать команду контекстного меню Границы и заливка. В этом окне с помощью различных вкладок можно установить разные виды границ, сделать их цветными, раскрасить цветом сами ячейки и т.д.

Ознакомление с порядком выполнения практической  работы.

Выполняют на компьютере практическое задание.

Задание № 1. Создайте таблицу по образцу:

Порядок выполнения работы:

1.      Создайте таблицу из 1 столбца и 1 строки.

 Для этого:

На вкладке Вставка в группе Таблицы нажмите на кнопку Таблица. В области Вставка таблицы выберите на таблице 1 столбец и 1 строку.

2.      Используя маркер изменения размера таблицы, сделайте размер по образцу.

3.      Измените границы таблицы в соответствии с образцом:

Выделите таблицу - контекстное меню - Границы и заливка - Граница выберите тип линии для внешней границы как на образце, цвет линии, ширину линии, покажите тип линии на образце и нажмите ОК.

4.      Выполните заливку ячейки таблицы в соответствии с образцом:

Выделите таблицу - контекстное меню - Границы и заливка - Заливка выбрать цвет окраски ячейки таблицы.

5.      Внесите данные в таблицу. Форматирование текста в выделенных ячейках  таблицы ничем не отличается от форматирования обычного текста документа.

 

Отсутствие персональной

ответственности

 

 

 

ПРЕМЬЕРА  СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

Объявляем приём на курсы

Кройки и Шитья

Работают вечерние группы

 

 

1-й СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ

ЦЕНТР

ул. Липовая, 18, тел 111-45-67

 

 

Северо-Западная

Коммерческая группа

 

ОБИТАТЕЛИ МОРСКИХ ГЛУБИН

 

Лекция проф. И. П. Зарубина

 

 

Задание № 2.

Создать по образцу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III. Заключительная часть

Рефлексия

Ребята, о чем сегодня шла речь на занятии? Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?

§  Подтвердилась ли гипотеза, что данные в компьютере удобнее представлять в виде таблиц? ДА

§  Как вы считаете, помогут ли Вам полученные сегодня знания? ДА

 

Всем спасибо за занятие! До свидания, ребята!

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест «Ввод, редактирование и форматирование текста в MS-Word»

 

1. MS Word – это…
а) электронный редактор
б) текстовый редактор
в) программа, предназначенная для редактирования текстового документа

2. Какого способа выравнивания нет в
MS Word:
а) выравнивание по левому краю
б) выравнивание по правому краю
в) выравнивание по высоте

3. Как удалить фрагмент текста?
а) установить курсор в нужное место текста и нажать клавишу ENTER
б) выделить фрагмент текста и нажать клавишу DELETE
в) выделить фрагмент текста и нажать клавишу INSERT

4. Форматирование шрифта – это …
а) процесс вставки таблицы
б) процесс оформления страницы
в) изменение параметров введенных символов

5. Какой из перечисленных ниже параметров не относится к параметрам абзаца:
а) ширина
б) отступ в первой строке
в) кегль

6. Что такое кегль?
а) размер шрифта
б) размер рабочего окна
в) цвет шрифта

7. В текстовом процессоре при задании параметров страницы устанавливаются:
а) гарнитура, размер, начертание
б) отступ, интервал
в) поля, ориентация

8. Какого пункта нет в строке меню текстового редактора?
а) Файл
б) Данные
в) Вставка

9. При наборе текста в MS-Word, клавиша Enter используется для…

а) перехода на новый абзац
б) перехода на новую строку
в) удаления символа справа от курсора

10. Каких списков нет в MS-Word?
а) маркированных;
б) многоколоночных;
в) нумерованных.

Ключ к тесту

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильный вариант ответа

б

в

б

в

в

а

в

б

а

б

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для ответов

Фамилия, имя ___________________________

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Информация о звездах

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии  Орион. Расстояние до Спики - 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрус ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе - 650 световых лет. Ригель ярче солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче солнца в 22000 раз. Расстояние до Акруса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 725000 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран   находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрус находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная Звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля  - 820 световых лет.