Учитель истории и обществознания Харипова З.З.
Тема. В поисках путей модернизации.
Цели и задачи: сформировать представление о формировании национальных государств и национального самосознания; показать причины и предпосылки этих процессов; дать представление о политике просвещенного абсолютизма; познакомить с реформами представителей просвещенного абсолютизма в разных странах Европы и их результатами.
Планируемые результаты: получить представление о социальной структуре европейского общества и нарастании социальных противоречий в XVIII в.; обосновывать свои суждения; работать с историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; давать определения понятий; делать выводы на основании конкретных фактов; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов. Рождение нового мира.
Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Актуализация знаний
рии– Используя знания, полученные на уроках всемирной истории
I. Актуализация знаний – Используя знания, полученные на уроках всемирной истории в прошлом году, приведите факты, свидетельствующие о том, что в раннее Новое время происходило формирование централизованных национальных государств. (Ответы учеников.)
II. Мотивационно-целевой этап В прошлом учебном году вы узнали о том, как большинство государств Европы стали абсолютными монархиями. Напомню знаменитую фразу французского короля Людовика XIV, которому пытались по мере возможности подражать все остальные монархи Европы: «Государство – это я». В следующем столетии один из самых могущественных монархов Европы того времени – прусский король Фридрих II – высказался о королевской власти следующим образом: «Король – первый слуга и первое должностное лицо в государстве». Какие изменения в общественном сознании привели к новому взгляду на королевскую власть? Что стало их причиной? Как эти изменения отразились на системе государственного управления и общественно-политической жизни европейских государств? Ответы на данные вопросы мы узнаем в ходе нашей работы на уроке.
План урока
1. Формирование наций и национальных государств.
2. Просвещенный абсолютизм.
III. Работа по теме урока
1. Формирование наций и национальных государств Слово «нация» происходит от латинского natio, означающего «место рождения». В раннее Новое время это слово стало использоваться в современном значении, т. е. обозначало общность людей, объединенных общей историей, культурой, языком, территорией. К XVIII в. у многих народов Европы стало формиросознание своей национальной идентичности, объединяющей всех принадлежащих к ней людей, независимо от их сословной принадлежности, вероисповедания, а иногда от государства, подданными которого они являются.
Вопрос к класс
у – Как вы полагаете, какие изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни стран Европы в раннее Новое время способствовали формированию национального самосознания? (Прием «мозговой штурм». Учитель записывает ответы на доске, выделяя основные факторы.) Запись в тетради Условия, способствовавшие формированию национального самосознания:
1) утрата латинским языком статуса языка международного общения для всех образованных людей Европы → развитие национальных языков (писателями эпохи Возрождения были созданы литературные национальные языки);
2) рост грамотности и формирование единого информационного пространства в результате развития книгопечатания, а затем и появления газет;
3) утрата католической церковью статуса церкви всей Западной Европы в результате Реформации, создание национальных протестантских церквей в некоторых государствах → католическая или протестантская вера стала элементом национальной идентичности и противопоставления себя другим народам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.