Открытый урок по математике.
Учитель Шабазова З.Ж.
Тема. Нумерация чисел. Повторение.
Цели: повторить нумерацию, устные и письменные приемы сложения и вычитания, приемы сравнения чисел; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся вспомнят числа до 100 в порядке их следования при счете; следующие и предшествующие данным; сложение и вычитание в пределах 100; научатся работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Знакомство с учебником
– Кто трудился, создавая для нас учебник? (Авторы, художники.)
– Назовите авторов учебника. (Моро Мария Игнатьевна, Бантова Мария Александровна, Бельтюкова Галина Васильевна и др.)
– Вспомните условные обозначения, которые используются в учебнике.
(Далее учитель на карточках показывает условные обозначения, учащиеся отвечают по памяти, что они обозначают, если забыли, читают в учебнике.)
– Что мы видим на полях книги? (Интересные задания, геометрический материал, задачи на смекалку и т. д.)
Мы с вами познакомились с новой книгой, она будет нашей помощницей целых полгода. Берегите ее, оберните и не забывайте пользоваться закладкой.
2. Устный счет
– Сосчитайте от 1 до 20.
– Сосчитайте десятками до 100.
– Назовите предыдущее число для чисел: 47, 60, 89, 41, 55.
– Назовите следующее число для чисел: 86, 90, 79, 21, 47.
– Назовите соседей чисел: 46, 39, 70, 90.
– В каком числе 3 десятка 5 единиц, 9 десятков 7 единиц, 7 десятков 9 единиц, 3 десятка 3 единицы, 3 десятка 8 единиц, 1 десяток 4 единицы?
– Прочитайте числа. 20, 44, 65, 89, 21, 78, 38, 86.
– Назовите те, в которых десятков больше, чем единиц. (20, 65, 21, 86.)
– Сравните числа.
16 – 18 80-8 30-20
45-54 33-13
Варианты рассуждений учащихся
1) Число 16 меньше, чем 18, так как 16 стоит в натуральном ряду левее, чем 18.
2) Сравниваем десятки: десятков поровну. Сравниваем единицы: 6 единиц меньше, чем 8 единиц, значит, 16 меньше, чем 18.
(Учитель может использовать задания из пособия (см. УС, занятие 1 на с. 4).)
III. Самоопределение к деятельности
– Прочитайте на с. 3 учебника название первого раздела. Почему там написано «продолжение»? (Эту тему мы начали изучать во 2 классе.)
– Прочитайте, что нужно вспомнить, чему мы научимся.
– Вычислите. 2 + 7 5+8 3-1 6-4
60-430 60+30 90-40 100-30
– Как найти значения выражений? (К единицам прибавляем (вычитаем) единицы, к десяткам – десятки.)
54 + 45 23+5 22+10
66 – 25 67 – 5 67-30
– Как из 56 вычесть 8?
– Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? (Устные и письменные приемы сложения и вычитания.)
– Проверьте себя. Прочитайте учебные задачи на с. 4 учебника.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику № 1 (с. 4)
– Чем похожи первый и четвертый примеры? (Десятки прибавляем (вычитаем) к десяткам.) – Чем похожи второй и третий примеры? (Сначала получаем круглое число, а потом прибавляем (вычитаем) все остальное.) № 2 (с. 4)
Варианты задач
3 + 7 – к школе подошли 3 взрослых и 7 детей. Сколько человек подошло к школе?
4 + 3 – к школе подошли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей подошло к школе?
10 – 7 – к школе подошли 10 человек. Из них 7 детей, остальные взрослые. Сколько взрослых подошло к школе?
4 – 3 – к школе подошли 3 девочки и 4 мальчика. На сколько меньше девочек подошло к школе, чем мальчиков? № 3 (с. 4)
(Первая строка – коллективно, с комментированием и записью на доске, вторая строка – самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 45, 32, 47, 32, 26.)
№ 4 (с. 4) (Устное выполнение задания.)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо.
(Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику № 5 (с. 4)
– Прочитайте условие задачи и первый вопрос.
– Какую из схем будем заполнять и почему? (Вторую, так как в условии задачи говорится про морковь и свеклу.)
– Заполните схему. Решите задачу.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
– Прочитайте второй вопрос. Что изменится в схеме? (Появится фигурная скобка.)
– Сможем сразу ответить на вопрос?
Запишите решение задачи выражением.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске: 8 + (8 – 3) = 13 (кг). Проверка.) № 6 (с. 4)
(Самостоятельное выполнение задания. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 4). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.) Решение: 40 – 8 = 30 + 2
26 + 4 = 23 + 7
– Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
– Что мы повторили сегодня на уроке?
– Чем был полезен для вас урок?
– Над чем вам нужно еще поработать?
Домашнее задание Рабочая тетрадь: № 1 (с. 3).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.