Методическая разработка (Открытый урок) В.А.Осеева «Хорошее»
Оценка 4.6

Методическая разработка (Открытый урок) В.А.Осеева «Хорошее»

Оценка 4.6
docx
05.01.2023
Методическая разработка (Открытый урок) В.А.Осеева «Хорошее»
otkrytyy_urok_po_predmetu_chtenie_i_razvitie_rechi_.docx

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кутузовская коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

       Конспект открытого урока по чтению

в 3 классе

Тема: В.А.Осеева «Хорошее»

 

                                   Урок разработала и провела:

                                                     учитель начальных классов

                                                     первой категории

                                                     Шачнева Наталья Ивановна            

 

 

 

 

2017 - 2018 учебный год

Тема: В. Осеева «Хорошее»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Хорошее"

Задачи урока:

Обучающие:

- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

- создать условия для выразительного чтения;

Развивающие:

- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные:

- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, используя иллюстрации;

Метапредметные умения:

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания;

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Личностные умения:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

Оборудование:

Учебник, карточки с пословицами, презентация, выставка книг В. Осеевой;

Приёмы работы: технология критического мышления, обращение к личному опыту.

 

Ход урока.

IОрганизация детей: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.

-Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно!

На уроке наши глаза внимательно смотрят

И всё……. (видят)

Уши внимательно слушают

И всё……(слышат)

Голова хорошо……(работает). Тихо сели.

Рапорт дежурного. (число, день недели, урок, кто отсутствует)

II. Подготовка к работе

Дыхательная гимнастика.

·                Вдох через нос – выдох через нос;

·                Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

·                Вдох через рот – выдох через рот;

·                Вдох через рот  – выдох через рот; (частями)

Разминка речевого аппарата

- На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это? 

Про пёстрых птиц поёт петух,  

Про перья пышные, про пух.

- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция - Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.  Прочитайте с интонацией: весело, грустно, с удивлением.

III. Проверка домашнего задания.

IV.  Подготовка к изучению нового материала

- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.

- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила  как с ним так и с другими своими друзьями. Послушайте из какого рассказа данные строки?

"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

- Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!"

- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор?  (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете рассказы В.А. Осеевой.

- Как звали мальчика из рассказа “Волшебное слово”? (Павлик)

- Как называется рассказ, в котором Алеша упал с ветки? (Отомстила)

- Мальчик не умел играть с игрушками. (Сторож)

- Как называется рассказ, в котором мама мешала ложечкой неначатый чай, а бабушка жевала корочку черного хлеба? (Печенье)

- О ком разговаривали женщины около колодца? (Сыновья)

- Как называется рассказ, в котором Валя не пришла в класс, а дома лежала с завязанной щекой? (Навестила)

Прочитаем наш девиз - пословицу : Жизнь дана на добрые дела!

- Чему нас учит этот девиз? (Жить и совершать только добрые поступки)

V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Волшебные слова. -Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок? (здравствуйте) -А ккое это слово? (волшебное) – А какие ещё влошебные слова вы знаете? (спасибо, добрый день, пожалуйста, досвидания, прости, спокойной ночи, извините) - Как еще иначе называют эти слова? (вежливые) - Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)

- Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).

- А какие хорошие поступки вы можете назвать? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)

2. Работа с пословицами. - У вас на столе лежат карточки. Возьмите карточку с заданием № 1. Задание: Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Работать будете в парах. – Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

- Какие пословицы у вас получились? (За добро добром и платят)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)

- Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый человек добру и учит)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему).

- Рассказы какого автора нам  в этом помогают? ( рассказы Валентины Александровны Осеевой)

ПОРТРЕТ

- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

На доске лента жизни писательницы.

 

1937                  1951                     1969 – год смерти (Осеева прожила 67 летhttp://doc4web.ru/uploads/files/24/23767/hello_html_4fc0e19.gif

1 ученик: Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. (В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву.

 С 1937г. она начинает печатать свои книги. Она писала стихи, сказки, короткие рассказы для малышей .

Учитель:

Но однажды, она  увидела беспризорных детей, и поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Она работала педагогом в детских колониях для беспризорников, где  проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

В свободное от работы  время она  сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Сочиняла стихи, короткие рассказы. Она любила придумывать игры.

- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

2 ученик

В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

  3 ученик

 1969год – год смерти. Осеева прожила 67 лет. 

3. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ (ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ)  

- Для детей, читающих её книги, писательница написала вот это письмо.

– Как вы думаете, в каком из конвертов оно находится?

«Дорогие ребята!

 Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

 – Понравился тебе рассказ?

 Я ответила:

 – Не знаю. Я о нём не думала.

 Мама очень огорчилась.

 – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

 С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

-Чему хотела научить детей В.А.Осеева?  (нужно не только уметь читать, но и уметь думать)

- О чём, о ком её рассказы,  догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках

- Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ В. Осеевой.

- Чтобы отгадать его название, мы поработаем в парах. Откройте конверты . выньте карточку с заданием № 2

ППУПХУУПОПУРППОУУШУЕППЕПУПП

- Зачеркнёт буквы П и У – прочитайте  название из тех букв, что остались.

ХОРОШЕЕ

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи. 

Познакомиться … (с новым произведением В.А.Осеевой).

Учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).

Проанализировать … (поступки героя).

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

VI Знакомство с рассказом:название и рисунок мечтающего мальчика)

-Кто нарисован на картинке?

- Что делает мальчик? (о чём-то думает , мечтает)

- О хорошем или о плохом думает мальчик? (о хорошем)

- А почему вы так думаете? ( название рассказа подтверждает)

-Послушайте  внимательно рассказ. Посмотрм,  правильно ли вы ответили.?

Чтение рассказа учителем.

VII Обсуждение.

Скажите, правильно ли мы предположили, что мальчик мечтает сделать что-то хорошее? (мы предположили правильно, мальчик мечтал сделат что-то хорошее)

- Как зовут главного героя?

- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Какое желание однажды появилось у Юрика? (сделать самому что-то хорошее)

-Что мечтал совершить Юра? ( совершить подвиг)

Словарь:

ПОДВИГ

По́двиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

Героический – отличающийся героизмом (отважный, решительный)

В тексте встречается слово « КОЛОДЕЦ» , что оно обозначает?

Колодец

(рисунок)

(Коло́дец —сооружение  для добывания грунтовых вод, обычно представляющее собой вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизм подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке)

Чтение трудночитаемых слов :

ПРО - СНУЛ - СЯ ПРОСНУЛСЯ

ЗА-ХО-ТЕ-ЛОСЬ ЗАХОТЕЛОСЬ

СЕСТ-РЁН-КОЙ СЕСТРЁНКОЙ

Подготовка детей к чтению:

Самостоятельное чтение детьми (по цепочке)

- Прочитайте, что хорошего хотел сделать Юра?

 (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы её спас?»

Подумайте, что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая-спасти сестрёнку.)

- Что хорошего он мечтал совершить потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

Что можете сказать об этой мечте? (спасти няню от волков)

- Прочитайте , что хорошего он хотел сделать ещё?? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте? (мечтал спасти Трезора)

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры( Мечты у Юры были хорошие, он мечтал совершить подвиг, помогая своим близким.

А на самом деле?)

-Давайте посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Резко, недовольно)

- Что сестрёнка испытывает в этот момент? (она обиделась и отошла)

- Прочитай, что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи. не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Прочитай, что он ей сказал? (Некогда мне)

- Что няня испытывает в этот момент? (она покачала головой)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

-Что испытывает Трезорка? (закрыл Трезорка пасть и полез в кусты)

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- Каким вы себе представляете Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Найдите и прочитайте какой совет дала Юре мама.

Какой совет вы можете дать Юре? (не думать о хороших поступках, а совершать их)

- Чему учит нас рассказ В.А. Осеевой «Хорошее»?

Хорошее надо совершать на деле , а не в мыслях.

-Прочитаем пословицу:

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

- Объясните, как вы её понимаете. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их) - Подходит ли эта пословица к нашему рассказу ? (Да подходит, именно такой совет мы даём Юре) 

VIII Физкультминутка: «  Добрые дела»

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать? -Да!                   

Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!                    

А братишку одевать? -Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки? -Да!        

Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе? -Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»  -Да! Да! Да!

Закрыли глазки, посчитали до 5 (один, два, три, четыре, пять)

Открываем, поморгаем, и читать мы начинаем.

Чтение по ролям: - Сколько действующих лиц в рассказе? (6 – автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)

-Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)

А слова, обращённые к сестре, няне и Трезору? (грубо, резко) Чтение детьми.

Задание: У меня на доске цитатный план. Посмотрите , правильно ли я его написала, если надо измените номер. 

1 «Вот если бы на няню…» 3

2 «Вот если бы Трезорка…» 4

3 «Что, если б моя сестренка…» 2

4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1

Работа с иллюстрациями к рассказу.

Пронумеруйте картинки по порядку и подберите к каждой картинке заголовок. (1. Юра проснулся. 2. Просьба сестрёнки. 3. Нянина просьба

4. Трезорка хочет воды. 5. Совет мамы.

- Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план) - Что получилось, когда вы дали название каждой картинке? (сотавили словесный план)

IX. Домашнее задание: - Подготовиться к выразительному чтению рассказа, пересказ по словесному плану.

- Оценки за урок: - Вы все молодцы, были активны и внимательны. Спасибо. Получите подарки за работу- открытки с портретом В.А. Осеевой

X.  Итог урока - С каким новым рассказом В.А. Осеевой вы познакомились?

- Подходит ли наш девиз к этому рассказу? Жизнь дана на добрые дела ?

- Кто согласен , похлопайте, пожалуйста!

- Как вы думаете, зачем В.Осеева написала рассказ «Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела)

- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел  и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Оно так и называется Доброта.  Слайд

- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца.

Показываю каждый лучик: «вежливые слова», «хорошие поступки», «уважение к людям», «доброе отношение к животным», «бережное отношение к природе», «бескорыстие».

Мы можем сравнить доброту с солнцем, а его лучами являются добрые слова.

Желаю счастья и добра
Всем детям и взрослым  с самого утра!

- Ребята, я предлагаю вам выйти к доске, и передавая цветок  доброты произнести свои добрые пожелания.

(Дети передают друг другу цветок и произносят свои добрые пожелания).

-Я желаю всем здоровья!
-Я желаю всем радости!
-Я желаю всем доброты!
-Я желаю всем солнечного дня!
-Я желаю всем верных друзей!

-Закончить урок мне хочется словами:

Я хочу, чтоб добрыми вы были! Слов волшебных не забыли!

Чтобы добрыми словами. Говорили вы с друзьями!  Песня «Дорогою добра» . Дети под песню выходят из класса.

Задание № 1. Составь пословицу из данных слов. Прочитай, объясни значение.

 

Задание № 2.

 

ППУПХУУПОПУРППОУУШУЕППЕПУПП

 

 

Задание № 3.

н

б

с

е

с

т

р

а

ю

а

ф

о

и

т

е

ц

у

н

я

н

я

щ

ъ

г

т

с

щ

е

Т

р

е

з

о

р

х

ъ

к

м

а

м

а

к

у

ш

ч

о

л

ж

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тема: В. Осеева «Хорошее» Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Тема: В. Осеева «Хорошее» Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат

На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат

Волшебные слова . -Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок? (здравствуйте) -А ккое это слово? (волшебное) –

Волшебные слова . -Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок? (здравствуйте) -А ккое это слово? (волшебное) –

Но однажды, она увидела беспризорных детей, и поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей

Но однажды, она увидела беспризорных детей, и поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей

ХОРОШЕЕ - Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи

ХОРОШЕЕ - Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи

Колодец (рисунок) (Коло́дец —сооружение для добывания грунтовых вод, обычно представляющее собой вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизм подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке)

Колодец (рисунок) (Коло́дец —сооружение для добывания грунтовых вод, обычно представляющее собой вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизм подъёма воды на поверхность (ведро на верёвке)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (

Объясните, как вы её понимаете

Объясните, как вы её понимаете

Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план) -

Что получилось, когда вы расположили картинки по порядку? (картинный план) -

Задание № 1. Составь пословицу из данных слов

Задание № 1. Составь пословицу из данных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2023