Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: bolhovshkola@mail.ru; сайт: http://kouoo-bolhovshkola.ru/
Открытый урок по биологии
9 класс
Тема урока «Витамины»
Учитель биологии: Шапошникова Т.Н.
2019г.
Урок:Биология
Класс:9
Дата:3.12.2019
Тема: «Витамины».
(Вид урока: урок изучения нового материала.)
1. Цель урока:
Дать обучающимся представление о витаминах.
Задачи урока:
Образовательные:
Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника…)
Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.
Коррекционно – развивающие.
Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия .
Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.
Воспитательные.
Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в правильном питании.
Наглядность: презентация, иллюстрационный материал,муляжи овощей,фрукты ,карточки,учебники,витамины
Словарь: витамины, авитаминоз, аллергия.
Ход урока
1.Организационный момент:
- проверка готовности учащегося к уроку. Психологический настрой на предстоящий урок
Закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
2.Проверка домашнего задания:
- Для чего человеку нужна пища?
- Какое питание называют разнообразным?
- Для чего организму необходимы питательные вещества?
-В какой пище нуждается человек? (в пище растительного и животного происхождения, чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается).
Из продуков выбрать пищу растительного и животного происхождения..Корзина с растительной и животной пищей(разложить продукты)
-Как влияет физической нагрузка на потребление продуктов питания ?
3. Актуализация знаний к новой теме.
В следующем задании найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов в зависимости от возможностейобучающегося).
Завтрак, белки, обед, жиры, углеводы, режим питания, полдник, ужин,
Должна получиться цепочка: Завтра, обед, полдник, ужин - режим питания.
А что такое белки, жиры, углеводы?
Для чего нужны они?
Только ли они нужны для правильного роста и развития организма?
4.Сообщение темы урока.
-Сегодня мы свами познакомимся с новой темой: «Витамины их значением в жизни человека»
5. Объяснение нового материал.
Витамины
В пище кроме белков, жиров и углеводов, содержаться особые вещества, которые называются витаминами.
Как вы считаете, давно ли человек знает о витаминах? Кто впервые открыл витамины? ( После предположения команд , учитель рассказывает об истории открытия витаминов.
.Рассказ учителя об истории открытия витаминов.
До конца ХIХ века человечество не знало, что некоторые тяжелые болезни возникают из-за отсутствия в пище свежих овощей и фруктов. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин
Витамины – это вещества, которые необходимы для существования организма и требуются человеку в небольших количествах.
Название витамины произошли от латинского слова «вита», что значит «жизнь».
В организме человека витамины почти не вырабатываются. Эти вещества производятся в основном растениями. Животные, питаясь растениями, накапливают витамины в своих органах и тканях. Человек получает витамины, питаясь как растительной, так и животной пищей.
Много витаминов содержится в овощах, фруктах, ягодах, молоке, сливочном масле, печени и других продуктах.
Витамины обозначаются буквами латинского алфавита А, В (бэ), С (цэ), D (дэ), Е и другие.
Витамин А содержится в моркови, молоке, масле, куриных яйцах.
Он помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток приводит к «куриной слепоте».
Физкультминутка: Конечно не надо забывать и о гимнастике для глаз. Смотрим на кружочек - точку на окне и вдаль.
Витамин В – комплекс из 15 различных веществ. Важнейшие В1, В6, В9, В12.
Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке.
Он помогает нервам передавать импульсы мышцам. Продолжи Функ свой опыт дальше, он довел бы несчастных птичек до болезни «бери-бери», которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях.
Физкультминутка: Выполнить несколько упражнений на движение руками и ногами. При этом вы не чувствуете усталости. Это благодаря витамину В.
Витамин С, или аскорбиновая кислота «прославлен» знакомыми каждому с детства сладко-кислыми «аскорбинками».
Ароматерапия(распыление апельсинового масла) обучающиеся должны самостоятельно придти к ответу ,в каких фруктах он содержится.
. Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. Недостаток витамина приводит к цинге – заболеванию, при котором выпадают зубы.
Д. Лондон. Золотоискателей во время долгой полярной зимы без свежих овощей и фруктов спас мешок картошки – всего по 1 картофелине в день на брата – и им хватило, чтобы выжить
Демонстрация витамина С
.
Витамин Д.
В организме человека этот витамин может вырабатываться сам из холестерина в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Он отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.
Физкультминутка: Представим, что вышло солнышко, потянем к нему ручки.
Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на нервную систему, укрепляет её.
Физкультминутка: Упражнение «Колечки» ( развитие межполушарного взаимодействия)
Демонстрация витаминаЕ
.
Работа по учебнику (чтение по цепочке)
Для правильного роста и развития человек должен получать с пищей необходимое количество витаминов. Для этого нужно знать, что витамины – очень неустойчивые вещества. Так, например, они разрушаются при термической обработке пищи. Поэтому надо соблюдать нормы термической обработки продуктов. Яблоки, собранные осенью, теряют витамины к новому году. Витамины разрушаются от соприкосновения с металлом и т.д.
Существует много витаминов синтезированных искусственным путем. Но специалисты считают, что свежие овощи и фрукты куда полезнее витаминных препаратов, ибо «природный витамин совсем не то же, что таблетка, рожденная в пробирке».
Недостатком витаминов – авитаминоз. Он возникает в результате перегрузок, несоблюдении режима дня. Авитаминозом объясняют множество болезней, даже наркоманию. Избыток витаминов приводит к аллергии.
6.Закрепление.
А)Самостоятельная работа(заполнить таблицу)
Витамин |
В каких продуктах содержится |
Роль в организме |
Б)А теперь давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня съев завтрак в школе. (Меню завтрака записывается на доске. Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве).
Игра «Угадай витамин»
- Я показываю продукт,а вы поднимаете табличку с витамином ,который там содержится.
Влияние курения и алкоголя на потребность в витаминах
Вредные привычки увеличивают потребность в витаминах группы В (особенно B1, В6, B12), бета-каротине (провитамине А), фолиевой кислоте. Витамина С курильщикам требуется на 25 мг в день больше. Люди ,употребляющие алкогольные напитки, должны помнить, что витамин B6 в их организме практически отсутствует, а восполнить потери этого витамина им помогут... бананы.
Работа в парах.
Составить рецепт весеннего салата, сказать какие витамины находятся в пищевых продуктах
7. Итог урока и выставление оценок (в виде викторины «Проверь себя»). Какие вещества необходимы организму человека для правильного роста и развития? Какие витамины вы знаете?
-Мне хотелось бы каждому из вас подарить памятку.
Памятка.
«Как сохранить витамины в овощах и фруктах».
1.В процессе приготовления пищи овощи и фрукты теряют
витамины. Если вы хотите, чтобы ваши любимые блюда
были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте
несложные правила приготовления овощей и фруктов.
2. Нарезанные овощи и фрукты нужно хранить недолго в
закрытой посуде и смешивать только перед едой.
3. Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их
маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.
4.Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите
их при закрытой крышке, Потеря витаминов будет меньше.
5.Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе
они станут водянистыми и безвкусными из-за того, что в отвар
перейдут витамины и минеральные соли.
8. Домашнее задание: с 119 – 123.
ема урока: “Витамины”
Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм, сформировать у обучающихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе, рассмотреть продукты и лекарственные препараты, содержащие витамины.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы, познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями, сориентировать обучающихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов.
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение работать на уроке, работать с наглядным материалом, учебником, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
Воспитательные - способствовать формированию основных мировоззренческих идей: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира. Воспитать дисциплинированность, самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе.
Тип урока и форма его организации – урок комбинированный.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы:
- словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);
- словесно – наглядные (презентация, демонстрация лекарственных препаратов);
- словесно – наглядно – практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради).
План урока:
1. Организация начала урока (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (6 мин)
3. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала (актуализация знаний) (2 мин)
4. Изучение нового материала (20 мин)
5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке (7 мин)
6. Подведение итогов и результатов урока (2 мин)
7. Сообщение и комментирование домашнего задания (2 мин)
Литература:
Ход урока
1. Организация начала урока
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут . Я буду проводить сегодня у вас урок. Скажите, пожалуйста, кто у вас сегодня отсутствует.
2. Проверка домашнего задания
На прошлых уроках вы познакомились с пищеварением и обменом веществ. Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал.
- Человек способен различать 4 вкуса: ………………., ………………., ………………. и ………………..
( кислый, соленый, сладкий и горький).
- В ротовой полости происходит ……………… и ………………. обработка пищи.
(механическая и химическая обработка пищи).
- Жиры в процессе пищеварения распадаются до ……………., ……………… ………………..
(глицерина и жирных кислот).
- Белки в процессе пищеварения распадаются до …………………
(аминокислот)
- Зубы человека делятся на ……………, ……………… и ………………
(резцы, клыки и коренные)
- Пища дробится и измельчается с помощью ……………… зубов.
(коренных зубов)
2. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека. (индивидуально)
Тонкая кишка
Ротовая полость
Толстая кишка
Глотка
Желудок
Пищевод
3. Исключите лишнее. (индивидуально)
- желудок, пищевод, кишечник, легкие
- продукты животного происхождения яйца, творог, мясо, сахар
3. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала (актуализация знаний)
Ребята, сегодня мы должны изучить новую тему: «Витамины».
Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа тему урока - “Витамины”.
Давайте вместе определим цель и задачи урока. Как вы думаете, какие мы должны поставить цели для изучения данной темы.
Заслушиваю предложения обучающихся.
Итак, перед нами поставлены следующие цели:
Тема урока интересная, поэтому не отвлекайтесь, внимательно слушайте и активно работайте.
Кто из вас уже слышал о витаминах?
А какие витамины вы знаете?
Молодцы, а сейчас посмотрите какие еще бывают витамины.
Как вы думаете, для чего нам нужны витамины?
4. Изучение нового материала
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые
для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др.
Сообщение: «История открытия витаминов»
В 1881г. Русский врач Н. И. Лунин провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других - искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
Н. И.Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни.
1912г.-польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей активное вещество и назвал его «витамин»(от лат. vita — жизнь и...амин).
Записи в тетради:
Витамины - поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Ввел понятие «витамины» польский ученый К. Функ в 1912г., в переводе с лат. vita — жизнь и...амин – название класса органических соединений.
Всегда ли в организме человека достаточно витаминов?
Авитаминоз – отсутствие витаминов.
Гиповитаминоз – нехватка витаминов.
Гипервитаминоз – избыток витаминов.
Название витамина |
Описание |
Продукты, богатые витамином |
Водорастворимые витамины |
||
Витамин С - аскорбиновая кислота |
Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям. При недостатке – цинга. |
Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель. |
Витамин В1 - тиамин |
Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери |
Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби. |
Витамин В2 - рибофлавин |
Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. |
Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые. |
Витамин В12 или цианокоболамин |
Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. |
Мясо, печень, рыба. |
Жирорастворимые |
||
Витамин А |
Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке - "куриная слепота". |
Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры. |
Витамин Д - эргокальциферол |
Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей. При недостатке – рахит. |
Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток. |
Витамин Е |
Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп. При недостатке - дистрофия мышечной ткани. |
Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис. |
5. Закрепление и контроль знаний, полученных на данном уроке
1) Скажите, пожалуйста, что же такое витамины?
2) На какие классы делят витамины?
3) Какие витамины мы сегодня изучили?
4) Какие витамины синтезируются в организме?
А сейчас вам нужно ответить на 10 тестовых заданий на листочках.
1. Много витамина С содержится в:
А – семенах бобовых растений
Б – печени
В – плодах шиповника
Г – рыбьем жире
2. Много витамина D содержится в:
А – плодах шиповника
Б – капусте
В – печени
Г – плодах смородины
3. При недостатке витамина С развивается:
А – цинга
Б – «куриная слепота»
В – расстройство деятельности нервной системы
Г – рахит
4. При недостатке витамина А развивается:
А – рахит
Б – расстройство деятельности нервной системы
В – «куриная слепота»
Г – цинга
5. При недостатке витамина В развивается:
А – цинга
Б – расстройство деятельности нервной системы
В – рахит
Г – «куриная слепота»
6. При недостатке витамина D развивается:
А – цинга
Б – расстройство деятельности нервной системы
В – «куриная слепота»
Г – рахит
7. Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин:
А – В
Б – С
В – Д
Г – А
8. К жирорастворимым витаминам относятся:
А – витамины А, B, С
Б – витамины D и группы В
В – витамины А, D, Е
9. К водорастворимым принадлежат витамины:
А – витамины В1, В2, С
Б – витамины D и группы В
В – витамины А, D, E
10. Отсутствие витаминов – это:
А – гипервитаминоз
Б – авитаминоз
В – гиповитаминоз
Демонстрация лекарственных препаратов.
6. Подведение итогов и результатов урока
Итак, ребята, сегодня на уроке мы изучили важную и интересную тему. Познакомились с витаминами и продуктами содержащими витамины. Также изучили роль витаминов в жизни человека. Ознакомились с заболеваниями, возникающими при недостатке витаминов. Узнали что такое гиповитаминоз, гипервитаминоз и авитаминоз. Изучили лекарственные препараты, в которых содержатся витамины.
Учитель выставляет оценки за работу при повторении пройденного материала и за работу на уроке в целом.
7. Сообщение и комментирование домашнего задания
Прочитайте § 37, заполнить таблицу в тетради.
Название витамина |
Роль в организме |
Продукты, богатые витамином |
«Это интересно»
Как сохранить витамины
Конспект урока по биологии в 8 классе
Тема урока: Витамины.
Тип урока :комбинированный урок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы
Цели урока: изучить роль витаминов в обмене веществ, классификацию витаминов, рациональное использование витаминов.
Задачи образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов , истории открытия, содержании в продуктах питания; выявить признаки основных авитаминозов, происходящих в организме, познакомить с основными правилами сохранения витаминов в пище при их приготовлении.
развивающие: формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий ,стимулировать развитие логического мышления, памяти при заполнении таблицы.
воспитательные: создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе.
Оборудование: таблицы, презентация, карточки с рефлексией
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
2. Актуализация знаний.
Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме.
Проверка домашнего задания по теме: «Обмен веществ»,фронтальный опрос
o Пищевые o продукты |
o Органы пищеварительного канала |
o Пищеварительные o Железы, ферменты |
o Конечные продукты |
o Сложные углеводы o (крахмал) |
|||
o Белки |
|||
o Жиры |
1.Постановка проблемы.
Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.
О каком веществе можно сказать : «Мал золотник, да дорог!»
Да, конечно же ,это витамины. Запишите тему сегодняшнего урока:«Витамины».
Учитель пишет тему урока на доске.
2.Объяснение новой темы:
В настоящее время известно более 25 витаминов их обозначают латинскими буквами: А,В,С,Д и т.д.
Некоторые из них образуют целые группы, например витамины группы В.
Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые (учитель записывает схему на доске, ученики в тетрадь)
Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.
Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.
В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть.
Сообщение ученика об истории открытия витаминов.
Ваша задача – записать определение витаминов в тетради , кто и когда их открыл.
Витамины – низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г.(запись в тетрадь)
Презентация Витамины
Объяснения учителя по ходу показа слайдов, заполнение учащимися таблицы
Витамин |
Биологическое действие |
Продукты |
Авитаминозы |
Суточная потребность Человека в витамине |
С |
Участвует в энергетическом обмене, улучшает иммунитет |
Цитрусовые, капуста, перец, шиповник |
цинга |
50-100 мг |
В |
Участвует в проведении нервного импульса |
Хлебобулочные Изделия из муки грубого помола, бобовые печень |
Бери-бери |
0,2 мг |
Д |
Стимулирует Обмен кальция и фосфора |
Рыбий жир,яйца, синтезируется в коже |
рахит |
2,5 мг |
А |
Влияет на зрение и рост |
Мясные продукты,яйца,в растениях предшественник витамина А -красный пигмент каротин |
Куриная слепота |
1мг |
При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз
При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания.
Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
На слайде мифы о витаминах
МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.(Витамины нужны постоянно).
МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена).
МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов).
МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход).
МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные.(Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.).
При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Как сохранить витамины ? Сообщение ученика.
4. Первичное закрепление.
Фронтальный опрос
- Что такое витамины?
- Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны?
- Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок? (Может возникнуть гипервитаминоз, который опасен не менее авитаминоза).
- Как помочь больным рахитом не используя витамин D?
- Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике?
- В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?
5.Работа в парах. Составить рецепт весеннего салата, сказать какие витамины находятся в пищевых продуктах
Домашнее задание: § 37.Дописать в таблице витамины Е,К,В12,В6
4. Рефлексия:
Поднять карточки с солнышком, если урок понравился и все понятно.
Карточка тучи, если не все ясно и есть вопросы
Карточка дождь ,много неясных вопросов
Я благодарю вас за работу на уроке.(Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С. До свидания!
ема: Витамины.
Класс: 9.
Цель:
· Изучить значение витаминов для жизнедеятельности человека.
Задачи на урок:
1. Образовательная:
- формирование знания учащегося о значении витаминов в жизни человека;
- формирование знания учащегося об авитаминозе и причинах его возникновения.
2. Коррекционно-развивающая:
- развитие навыков восприятия;
- развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы о роли витаминов для животных и человека, причинах наступления авитаминозов, какие наступают последствия авитаминоза.
3. Воспитательная:
- воспитание стремления к знаниям;
- воспитание интереса к внутреннему строению человека, значение витаминов и микроэлементов в жизни человека.
4. Здоровьесберегающая:
- Способствование формированию правильной осанки у учащегося, развитие зрительных анализаторов.
Оборудование:
учебник В. И. Сивоглазов «Естествознание. Человек» 9 класс, учебник Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева «Биология. Человек» 9 класс, таблица и презентация по теме «Витамины».
Ход урока:
1.Организационный момент:
- проверка готовности учащегося к уроку. Психологический настрой на предстоящий урок.
2. Проверка домашнего задания:
- смешанный опрос с использованием разного уровня сложности вопросов по разделу «Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи» и карточек для учащегося.
3. Актуализация знаний:
Задание учащемуся, вспомни:
- Для чего человеку нужна пища?
- Что называется питанием?
- Какое питание называют разнообразным?
- Перечислите питательные вещества, содержащиеся в пище?
- Для чего организму необходимы питательные вещества?
- Какие продукты питания содержат белки, какие – жиры, а какие – углеводы?
4. Сообщение темы урока, постановка целей на урок.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Витамины».
5. Объяснение нового материал.
Витамины
В пище кроме белков, жиров и углеводов, содержаться особые вещества, которые называются витаминами.
Витамины – это вещества, которые необходимы для существования организма и требуются человеку в небольших количествах. Название витамины произошли от латинского слова «вита», что значит «жизнь».
В организме человека витамины почти не вырабатываются. Эти вещества производятся в основном растениями. Животные, питаясь растениями, накапливают витамины в своих органах и тканях. Человек получает витамины, питаясь как растительной, так и животной пищей.
Много витаминов содержится в овощах, фруктах, ягодах, молоке, сливочном масле, печени и других продуктах.
Витамины обозначаются буквами латинского алфавита А, В (бэ), С (цэ), D (дэ), Е и другие.
При недостатке витаминов у человека снижается работоспособность, ухудшается зрение, нарушается свертываемость крови, человек начинает чаще болеть. При длительном недостатке витаминов развивается авитаминоз.
Авитаминоз – это заболевание, которое может привести к смерти. Даже отсутствие одного витамина нарушает работу организма.
Фармацевтическая промышленность выпускает готовые витаминные препараты. Их можно употреблять только по назначению врача. Неправильное употребление витаминов вредно для здоровья.
Витамины: их источники и действие на организм
Кровеносные сосуды становятся хрупкими, легко образуются кровоизлияния
(употреблять аскорутин).
D
Рыбий жир, икра, печень, яйца, образуется в коже человека под влиянием солнечных лучей.
Участвует в образовании костей и формировании скелета.
У маленьких детей развивается рахит – неправильное формирование скелета, искривление костей ног, у взрослых возникают боли в костях и часто бывают переломы.
Е
В листьях салата, капусты, растительных маслах холодного отжима (особенно тыквенной), орехи, гречневая крупа
Помогает при физических и эмоциональных напряжениях, защищает организм от воздействия вредных факторов окружающей среды
Отсутствие витамина приводит к заболеванию крови – снижению числа эритроцитов
Витамины долго не хранятся в продуктах. Они очень быстро разрушаются при нагревании.
Обобщение знаний (Ученик дописывает или договаривает предложение).
1. (Витамины) ..... – вещества, которые необходимы для существования организма.
2. Человек получает витамины из ..... (пищи).
3. Много витаминов содержится в …… (овощах, фруктах, ягодах, молоке, сливочном масле, печени и других продуктах).
4. Недостаток витаминов вызывает …… (различные заболевания).
5. При полном отсутствии какого-либо витамина может возникнуть ….. (тяжелое поражение организма – авитаминоз).
6. Физкультпауза (пальчиковая гимнастика).
Знают взрослые и дети: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, (Загибают по одному пальцу, начиная с
мизинца.)
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
7. Закрепление изученного:
1. Что такое витамины?
2. Почему организму необходимы витамины?
3. Где содержатся витамины?
4. Как человек получает витамины?
5. Что такое авитаминоз?
8. Домашнее задание.
Стр. 119 - 123. Готовить пересказ. Учить новые слова. Отвечать на вопросы.
9. Итог:
1. Как ты думаешь, почему название «витамины» произошло от слова «жизнь»?
2. Выставление оценки
Витамины».
Открытый урок по биологии в 8 классе.
Цель урока: Расширить представление учащихся о своем организме.
Задачи урока:
Образовательная: Выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме человека. Способы профилактики авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах.
Развивающая: Расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, роли витаминов в сохранении здоровья. Развитие монологической речи учащихся, способности решать проблемные ситуации.
Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Коррекционная: Развивать умение самостоятельно работать с учебником и предъявляемыми пособиями, слушать мнение своих одноклассников, приходить к согласию при решении проблемных вопросов.
Методы:
Словесный: Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа, чтение текстов слайдов и учебника, работа с таблицами.
Наглядный: Работа со слайдами на интерактивной доске, работа с муляжами фруктов и овощей, картинками, опорным плакатом.
Частично-поисковый: Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, работа по заполнению плаката.
-2-
Оборудование:
Презентация на интерактивной доске, натуральные объекты овощей , фруктов ,семян; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D), , плакат с изображением человека, знаки витаминов разным цветом для каждой команды, магнитофон, CD- диск с мелодиями.
Форма проведения урока:
Игровая, групповая, индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
Актуализация знаний.
1.Назовите питательные вещества, необходимые человеку. (Белки, жиры, углеводы).
2.Какова суточная потребность в белках, жирах и углеводах у людей, не связанных с физическим трудом? (Белки 109 г, жиры-104г, углеводы-433г.).
3. В чем сущность обмена веществ?
4.Какие вещества расщепляют белки, жиры и углеводы?
4. Как называются вещества, ускоряющие процесс обмена веществ?
5. Какие вещества, кроме белков, жиров и углеводов нужны нашему организму? (Минеральные соли, вода, витамины?).
6. Что вы уже знаете о витаминах? (После ответов учащихся предлагаю упорядочить и расширить свои знания о витаминах и роли, которую они играют в организме человека ).
Изучение нового материала.
1. Объявление темы урока. (Слайд на доске).
2. Учитель: Вот как сказал бы о витаминах ребенок детсадовского возраста. Стихи С. Лосевой.
-3-
Что такое витамины?. Для чего проникли в лук,
В молоко и мандарины, в черный хлеб, в морковь, урюк?
Рассмотрю-ка их в окрошке через дедовы очки.
Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки?
Может в перце и петрушке, незаметные на взгляд,
Очень маленькие пушки по бактериям палят?
Если так, то витамины мне нужны наверняка.
Съем на полдник апельсины, на ночь выпью молока.
А как вы понимаете, что такое витамины? Предположения учащихся).
Вы уже ученики 8 класса и о витаминах знаете, побольше, чем малыш из детского сада, а расширить свои знания о них вам поможет урок, который состоится сейчас. Какие же задачи необходимо для этого решить?
3. Совместно с учащимися формулируются задачи урока:
-Понять, что такое витамины?
-Узнать, где находятся витамины?
-Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?
-Узнать, как сохранить витамины?
3.Вопрос учащимся? (Слайд). Как вы считаете, давно ли человек знает о витаминах? Кто впервые открыл витамины? ( После предположения команд , учитель рассказывает об истории открытия витаминов. (Демонстрация слайдов).
4.Рассказ учителя об истории открытия витаминов.
До конца ХIХ века человечество не знало, что некоторые тяжелые болезни возникают из-за отсутствия в пище свежих овощей и фруктов. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин производил опыты с двумя группами мышей. Одной группе он давал цельное молоко, а другой искусственную смесь , куда входили вещества, содержащиеся в цельном молоке. Мыши,
-4-
питавшиеся цельным молоком, были здоровы, а мыши, питавшиеся искусственной смесью, погибли.
Что предположил Н.И.Лунин? (Учащиеся высказывают версии).
Лунин предположил, что в пище есть незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни.
Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был , в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.
В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот).
Задание командам: Найдите в учебнике ответ на вопрос, что же такое витамины? (После ответов учащихся на слайде демонстрируется определение).
Витамины это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.
Объяснение учителя:
Витамины образуют Ферменты (органические
вещества ) (катализаторы обмена веществ)
Не образуются в наших Образуются в наших
клетках.
клетках.
Расщепляют белки, жиры,
углеводы.
-5-
Вопрос командам. Где могут содержаться витамины, необходимые нашему организму? ( Беседа с учащимися о нахождении витаминов в продуктах питания растительного и животного происхождения, о
водорастворимых витаминах ( витамины группы В и РР) и витаминах, растворимых в жирах (витамины А, D, Е, К).
Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д. (Иллюстрация на интерактивной доске, демонстрация натуральных объектов).
Дополнение учителя о витаминах К, РР, Е. (Таблица на слайде).
Загадки командам.
О каком витамине идет речь?.
Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,
Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.
Поищите на земле: он в салате, щавеле.
Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.
И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).
Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.
Витамин там есть: поможет от рахита защитить. (Витамин D).
Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор.
Витамин они имеют и отдать его сумеют.
Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.
Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).
-6-
Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?
В моркови, печени, желтке он есть.
Вобщем, все не перечесть. (Витамин А).
Задание командам: Поход в магазин. Набрать как можно больше овощей, фруктов и пищевых продуктов, содержащих витамин вашей команды. (Учащиеся на столах в классе ищут овощи, фрукты, пищевые продукты, картинки с изображением объектов, в которых может содержаться витамин, за который отвечает команда (время1 минута). Результаты обсуждаются, оценивается правильность выполненного задания.
Вопрос командам. Можете ли вы объяснить термины: Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз? (Слайд ). (Обсуждение, работа с учебником, запись в тетрадях).
Авитаминоз – отсутствие витаминов.
Гипервитаминоз –избыток витаминов.
Гиповитаминоз – недостаток витаминов.
Работа с таблицей №4 (нормы потребления витаминов, последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза).
Задание командам. Используя таблицу 4 учебника, стр. помогите решить проблему.
Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, кровь животных).
-7-
Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).
Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой? ( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).
Группе D. Ваш знакомый жалуется, что постоянно болит голова, язвочки на слизистой рта, немеют руки и ноги. Что бы вы предположили? Гипервитаминоз витамина А, необходимо обратиться к врачу).
Всем группам. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).
Рассказ учителя о сохранении витаминов. Каждый учащийся получает памятку). ( Приложение).
Задание командам: На фигуру человека закрепить значок витамина вашей команды. Причем, на тот орган или систему органов, на который данный витамин влияет( на задание 2 минуты). (Вывешивается плакат с изображением фигуры человека и рисунками отдельных органов на ней, рядом поясняющие надписи: кожа, мышцы, мозг, нервы, орган зрения и так далее. Дети должны прикрепить значки витаминов рядом со словами или органами).
Закрепление материала урока.
Вопросы командам ( « Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.
1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.
2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.
-8-
3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.
4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.
5.Основным источником витаминов являются растения.
6.Витамины способствуют образованию ферментов.
7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.
8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.
Подведение итогов урока.
Демонстрируется слайд с задачами урока.
Вопрос классу. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Пользуясь вопросами слайда, учащиеся формулируют итоги урока.
Витамины – биологически активные вещества, способствующие образованию ферментов в организме человека. Они находятся в растительной, а так же в животной пище. Для нашего организма нужно очень небольшое количество витаминов в сутки. Если витаминов в организме слишком мало - это гиповитаминоз, слишком много –гипервитаминоз, если почти нет- авитаминоз. Такое содержание витаминов может привести к болезни или смерти человека. Нужно знать,
как сохранить витамины в продуктах, чтобы они приносили пользу нашему организму.
Определяется команда- победитель. Выставляются отметки отвечавшим ученикам.
Задание на дом. Прочитать параграф, ответить на вопросы в конце параграфа. Посмотреть дома продукты и ответить на вопрос: »Какие витамины вы получаете с продуктами в вашем доме? Правильно ли вы храните и готовите пищу, чтобы сохранить витамины в продуктах?».
-9-
Используемая литература:
1. Учебник «Биология человека» -8 класс.
Авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, изд. Вентана-Граф 2009г.
2.Детская энциклопедия ,том 7, Москва, Просвещение,1966.
3.Яндекс.Стихи про витамины. Детская творческая студия «Каляки-Маляки. РУ. Полезные стишки про овощи, фрукты и витамины. авторы С.Лосева, Л.Зильберг).- www. Kalyakimalyaki. ru/ paper 241. html.
Приложение. -10-
Памятка.
«Как сохранить витамины в овощах и фруктах».
В процессе приготовления пищи овощи и фрукты теряют
витамины. Если вы хотите, чтобы ваши любимые блюда
были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте
несложные правила приготовления овощей и фруктов.
= Нарезанные овощи и фрукты нужно хранить недолго в
закрытой посуде и смешивать только перед едой.
= Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их
маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.
= Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите
их при закрытой крышке, Потеря витаминов будет меньше.
= Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе
они станут водянистыми и безвкусными из-за того, что в отвар
перейдут витамины и минеральные соли.
Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: bolhovshkola@mail.ru; сайт: http://kouoo-bolhovshkola.ru/
Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям .
Переход обучающихся из начального в среднее звено школы один из труднейших адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации обучающихся к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Ни учителя-предметники, ни классный руководитель до того момента, как дети впервые придут к ним в класс, зачастую, не знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их ближайшего окружения.
Пятиклассникам сложно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и:
-учебная нагрузка;
- новые предметы;
-необходимость освоения большего количества информации;
-новые, разные требования учителей;
-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";
-трудности, связанные со сменой условий обучения;
- психологический дискомфорт;
-переход на кабинетную систему обучения;
-уже имеющиеся индивидуальные особенности - страх неуспешности.
Дети, приходя в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они привыкают, из одного кабинета, где все учебные вещи у них лежат на одном, привычном для них месте, оказываются совершенно несамостоятельными. Им становится необходима элементарная помощь: они не знают, какой урок следующий, в какой кабинет идти, надо ли переодеваться, забывают это делать, оставляют свои вещи в кабинетах, в группах, коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, забывают приготовить все учебные вещи к уроку и т.д.
Мне как классному руководителю приходится каждое утро начинать с элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных принадлежностей, разбора ситуаций, т.к., дети, в силу своей эмоциональности, рассказывают о своих и чужих проблемах. У всех учащихся в классе есть все учебные принадлежности, но они не охотно их демонстрируют. Задача учителя- помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.
Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Смена же учителя, или учителей ставит обучающегося в положение экзамена, когда он, не зная требований должен соответствовать их уровню. Что, конечно, повышает тревожностьобучающегося, может вызывать страх или протест. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Обучающийся же переживает в этих условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, условиях и особенностях обучения.
Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для обучающегося находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.
Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности обучающегося в школе:
При реакции активного протеста, ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева; (может быть отсюда нарекания педагогов на поведение некоторых обучающихся, которые открыто, демонстрирует свое пренебрежение школьными правилами, неудовлетворенность некоторыми предметами, причем, в основном, новыми для них, неудовлетворенность педагогами) к таким обучающимся относится обучающийся Моисеев Николай ,который прибыл к нам 2 сентября ранее находился на надомном обучении и попал в совершенно новую среду(самому приходится застилать кровать,стирать личные вещи и т.д.)С ним постоянно проводится работа по коррекции поведения,созваниваюсь с мамой.Но по истечении 2 с небольшим месяца трудно сказать ,что мальчик адаптировался. Что является полной противоположностью также прибывший к нам в октябре Соловьев Артем. Мальчик спокойный ,вежливый, общительный, выполняет .Класс принял его, конфликтов не наблюдается.Скучает по дому.
Моя задача, классного руководителя - наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами. А задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к классному руководителю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем сразу, а не через неделю, месяц, когда ребенок уже забыл об этой ситуации, или она для него уже не значима и не актуальна!
Ситуация адаптации для пятиклассников значительно осложняется в случае заболеваемости и взаимозаменяемости учителей. Конечно, это огромный стресс для детей! Такие ситуации, к сожалению, влияют на успеваемость учащихся, качество обучения, уровень адаптации к новым учебным условиям.
Высокая тревожность, страхи, негативные состояния и эмоции, которые наблюдаются у пятиклассников в адаптационный период, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого оказывают отрицательное воздействие на телесное (соматическое) здоровье обучающихся, приводят к появлению психосоматических признаков дезадаптации.
Классный руководитель и школьный психолог некоторое время после перехода должны уделять обучающемуся повышенное внимание, действовать сообща со всем педагогическим коллективом, чтобы помочь новому ученику обустроиться на новом месте. Дать ученикам время на адаптацию к их требованиям, иначе успеваемость ученика может сильно упасть по сравнению с теми результатами, на которые он реально способен.Попов Максим(ведутся индивидуальные знятия с психологом)
Поэтому общая задача педагогов среднего звена - помочь детям: проявить терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать такую атмосферу на уроке, которая расковывает обучающихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.
Необходимо действовать сообща всем коллективом для избегания и уменьшения влияния стрессовых факторов на учащихся, учитывая возможности развития каждого ребенка, не оставляя его со стрессом наедине.
Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации учащихся: упражнения на снятие напряженности (пазлы),которые сплачивают ребят. День именинника ,который сплачивает ребят группы.
Темы бесед.
Здравствуй, пятый класс! Цели:
|
Находим
друзей |
Узнай
свою школу |
Что
поможет мне учиться? |
Классный час « Моя семья – моё
богатство»
Цель: способствовать формированию представлений о жизненном идеале
семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций,
особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи,
понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить
термины родственных связей.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие семья?
2. Какая семья считается счастливой?
3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Классный руководитель:
Сегодня
мы проводим с вами классный час под названием «Моя семья – моё богатство».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего
рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами
случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет,
защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья,
сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения , не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Давайте сейчас по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.
Разберемся в такой ситуации.
1) Вы пришли домой, а там безрадостная или гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я для вашего обсуждения.
«Как повысить настроение папе и маме?»
Предложения детей.
Вы предложили много способов для того, чтобы повысить настроение своим родителям. Я думаю, что главное - это проявить свое участие.
И первая заповедь семейной жизни:
1. «Подари родителям радость»
2) Семья складывается не только из родителей. Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить.
Попытайтесь ответить на предложенные вопросы.
Вопросы
обучающимся:
1. Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы).
2. Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
(Ответ: тётя).
3. Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).
4. Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник,
племянница?
5. Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и
тёти?
6. Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница
одновременно учатся в одном классе?
7. Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)
8. Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)
9. Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)
10. Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)
11. Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)
12. Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)
13. Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)
14. Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только для
свёкра, остальной родне она невестка)
Теперь вы узнали, как называются ваши родственники. Дарить радость можно и нужно не только маме с папой, но и другим родственникам.
Рождаясь,
человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось,
что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи,
достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам
в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь
кого-либо из членов семьи.
А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.
И вот наша вторая заповедь семейной жизни:
2. «Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
Особое
значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях
укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а
также отмечать семейные праздники;
2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
3. Приглашать гостей и собирать застолье;
4. Собирать и хранить семейные фотографии;
5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы
старины и как память о родных и близких.
6. Издревле на Руси существовала традиция: представители
одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии
гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи.
Третья заповедь семейной жизни:
3. «Свято храни традиции своей семьи»
А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:
4. «Жизнь – это дорога, полная испытаний.
Можно много дискутировать по этому поводу. Ведь сколько людей, столько и мнений, рецептов, предложений, советов.
Условия семейного счастья
Пятая заповедь семейной жизни:
5. «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»
Упражнение "Какая будет ваша семья?”
Какая будет у вас семья?
-Продолжите высказывание: Я хочу, чтобы моя семья…
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, сообразительная, спортивная и т.д.
Е – единственная, единая, единомыслящая,…
М – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная.
Я – яркая, ясная
(Буквы - на доске)
Итак, мы с вами поговорили о некоторых заповедях семейной жизни. Конечно, это не все правила, применимые для описания комфортной семейной жизни. Тем не менее, давайте вспомним все то, к чему мы пришли с вами во время нашего занятия.
Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу.
Семья богата заботами о родственниках.
Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций.
Семья богата традициями.
Семья богата любовью.
Итак, закончите тему нашего классного часа:
«Моя семья – моё… (богатство)!»
Полезна ли была для вас наша сегодняшняя беседа? Почему? (Обоснуйте свою точку зрения)
Мы с вами хорошо поработали. Давайте поблагодарим друг друга.
Тема урока: «Воздух».
Класс:6
Цель урока: формировать у учащихся представление о воздухе.
Задачи урока:
Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
1. Корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение практических работ.
2. Корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, обогащать словарный запас.
3. Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: пустая пластиковая бутылка, банка с водой, пластиковые стаканчики с водой, пластиковые ложки, трубочки для коктейля, кусочки мела, полиэтиленовые пакеты, карточки.
Ход урока:
Настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок окружающий мир.
Будем слушать и читать,
На вопросы отвечать
И друг другу помогать.
2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа)
- Сегодня мы будем говорить о природе. Богата наша Земля разными сокровищами, и я принесла вам одно из них. Хотите взглянуть? (Да.)
Учитель демонстрирует пустую пластиковую бутылку.
- А что за сокровище внутри вы узнаете, отгадав загадку.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (Воздух.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, его свойствах и значении для человека, растений и животных.
3. Изучение нового материала
- Давайте проверим, действительно ли в бутылке находится воздух.
Опыт 1. (Демонстрирует учитель.)
Горлышко пластиковой бутылки опустить в банку с водой. Сжать бутылку. В воде появились пузырьки.
- Что вы увидели? (Из горлышка побежали пузырьки.)
- Что за «невидимка» сидел в бутылке? (В бутылке находился воздух.)
Опыт 2. (Проделывают учащиеся.)
- Размешайте ложкой воду в стакане. Что вы заметили? (Пузырьки.) Откуда они появились? (В воде есть воздух.)
Опыт 3. (Демонстрирует учитель.)
Бросить в банку с водой комочек земли.
- Что вы наблюдаете? Что доказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух.)
Опыт 4. (Проделывают учащиеся.)
- Бросьте в стакан с водой кусочек мела. Что вы увидели? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)
- Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Опыт 5. (Проделывают учащиеся.)
- Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)
- Мы проделали опыты и выяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде, в почве, в меле, в человеке. А вокруг нас есть воздух? (Да.)
Опыт 6. (Проделывают учащиеся.)
- Встаньте и походите по классу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет.)
- Правильно. Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили.
Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон. Он заполняет все пустоты. Воздух густым толстым слоем покрывает нашу планету.
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подня
![]() |
Витамины и их значение
Витамин |
В каких продуктах содержится |
Роль в организме |
А |
||
В |
||
С |
||
Д |
||
Е |
||
Казенное
общеобразовательное учреждение Орловской области
«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8-486-40) 2-34-10; e-mail: bolhovshkola@mail.ru; сайт: http://kouoo-bolhovshkola.ru/
«Экологическое воспитание обучающихся с ОВЗ(умственной отсталостью) на уроках биологии»
Подготовила учитель биологии: Шапошникова Т.Н.
2019г.
Воспитание это целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Целью воспитательной работы в школе является формирование социально адаптированной личности с целью создания единого реабилитационно-развивающего пространства. Среди задач воспитательной работы на одну из главенствующих позиций выходит экологическое воспитание. Понятие «экологическое воспитание» или «экологическая культура» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля". Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями здоровья, не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а став взрослыми, способны влиять на нее. Мы готовим своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем. Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход учителей при формировании экологических представлений у детей с ОВЗ позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются прежде всего на уроках биологии, на тематических занятиях, праздниках, беседах, в процессе творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение. Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы практических умений по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
РекС традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке прилегающей территории; встречи с интересными людьми; тематические экскурсии; ролевые игры; разнообразные конкурсы; экскурсии в природу, работы на пришкольном участке, озеленение, облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями; различные тематические праздники. Такой вид работы призван сформировать у детей с ОВЗ потребность соблюдать чистоту, трудолюбие. Во время уроков-экскурсий, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила: Не ломай ветви деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. Не рви в лесу, в поле цветы. Не сбивай грибы, даже ядовитые. Не лови насекомых. Не разоряй гнезда птиц. Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация: Береги ветки деревьев и кустарников. Охраняй кору деревьев от повреждений. Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут. Береги гнезда птиц от разорения. Во время проведения экскурсии учителю необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе ученика. Дети должны высказывать свое отношение к увиденному сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.
Такие беседы призваны сформировать у детей понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер. Одной из наиболее крупных форм работы является проведение тематических уроков экологической направленности: экологический урок «Вода России», урокбеседа «Экологическая тревога», урок-игра «День птиц», «День Земли», уроквикторина «В мире животных», «В мире растений». Цели и задачи проведения тематических уроков: воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, чувство ответственности за состояние окружающей среды; корригировать процесс становления личности, формировать духовные запросы личности каждого воспитанника; способствовать усвоению норм социального общения и опыта воспитанников; вырабатывать ответственное отношение к порученному делу; развивать и корригировать мышление, внимание, память учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности; развивать речь, словарный запас и кругозор школьников; вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах). Экологическая культура сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места человечеству грозит деградация и вымирание. В связи с этим остро встал вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог сформирует экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов обучения, воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Начинать воспитание целесообразно как можно раньше, используя естественную любознательность детей и интерес к новому, неизвестному, учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использованная литература:
1. Мамедов, Н.М. Основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование, 2001.
2. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей школьного возраста.- М.: АРКТИ, 2004.
3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/Ю.В.Новиков.-М.:Просвещение,2000.-
4. Элементы экологической педагогики/В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов и др.-М.:Академия,2000
1.Рисовая каша
2.Масло
3.Булка с маслом
4.Сыр
5.Кофейный напиток
Завтрак
Белки
Обед
Жиры Углеводы режим питания полдник, ужин
Памятка.
1.В процессе приготовления пищи овощи и фрукты теряют
витамины. Если вы хотите, чтобы ваши любимые блюда
были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте
несложные правила приготовления овощей и фруктов.
2. Нарезанные овощи и фрукты нужно хранить недолго в
закрытой посуде и смешивать только перед едой.
3. Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их
маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.
4.Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите
их при закрытой крышке, Потеря витаминов будет меньше.
5.Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе
они станут водянистыми и безвкусными из-за того, что в отвар
перейдут витамины и минеральные соли.
1.В процессе приготовления пищи овощи и фрукты теряют
витамины. Если вы хотите, чтобы ваши любимые блюда
были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте
несложные правила приготовления овощей и фруктов.
2. Нарезанные овощи и фрукты нужно хранить недолго в
закрытой посуде и смешивать только перед едой.
3. Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их
маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.
4.Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите
их при закрытой крышке, Потеря витаминов будет меньше.
5.Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе
они станут водянистыми и безвкусными из-за того, что в отвар
перейдут витамины и минеральные соли.
Витамин К
Содержится в аппетитных овощах и зелени – капусте, шпинате, петрушке
Стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и других полезных продуктах
Учебно-методическое обеспечение:
· компьютер,
· интерактивная доска.
· раздаточный материал: карточки
· натуральные овощи и фрукты
Традиционно в своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы урока. С этой целью используются дидактические игры, проблемные ситуации, подводящий диалог. На уроке в качестве дидактической игры были использованы продукты питания, ключевое слово «витамин» послужило подсказкой к самостоятельной работе младших школьников. Я, как учитель лишь конкретизировала ее «Полезные продукты».
Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера заинтересованного изучения нового материала.
Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся; работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний.
Изучение нового материала предваряла работа с понятийным аппаратом младших школьников.
В единой логике были построены все этапы занятия. Я строила работу в группах, предварительно определив задачи каждой из них (дифференцированный подход к учащимся).
Проверка результативности была организована в конце занятия. Учащиеся использовали приемы самоконтроля, осознанно отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей, осуществляя при этом нравственный диалог.
В соответствии со здоровьесберегающими технологиями была проведена тематическая физкультминутка, которая органично связала предыдущие и последующие этапы занятия.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, была организована опытно-экспериментальная работа.
В заключении занятия была организована рефлексия полученных знаний.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялась наиболее ярко на этапе выбора продуктов питания для скорейшего выздоровления Карлсона.
Содержание занятия полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале занятия цели реализованы в полном объеме.
Организованная на протяжении занятия работа привела младших школьников к единому выводу о значимости витаминов по отношению к своему здоровью.
Достижению цели способствовали следующие методы:
- словесный (рассказ учителя, беседа о витаминах)
- самостоятельная работа учащихся;
- наглядные (использование мультимедийной техники, карточки для работы в группах);
- устные упражнения, разработанные в занимательной и познавательной форме;
В ходе урока были использованы такие формы работы с учащимися как:
- коллективная, индивидуальная, в группах..
Я старалась показать универсальные учебные действия, которые тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Я считаю, что данный урок цели достиг. Показателем эффективности усвоения новых знаний, по моему мнению, явились активная познавательная деятельность учащихся в течение всего занятия.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.