Методическая разработка по финансовой грамотности "Дорога финансовой грамотности"

  • docx
  • 17.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала финграмота.docx

Методическая наполняемость раздела "Финансовая грамотность"

Дид/игры на решение логических задач

1 Блок «Как мужик на базаре корову продавал» Цель: Раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

- «Что быстрее купят?» Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

-Игра «Что и когда лучше продавать?» Цель: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

-Игра «Чья реклама лучше» Цель: учить детей создавать рекламу для любого продукта; подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

2 Блок «Как поросёнок Фунтик изменил свою жизнь» Цель: Ввести в речь новые понятия (прибыль, честный заработок, пожертвование) расширить представления детей о труде взрослых; воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, осуждать жадность и расточительность.

-Игра «Товары – услуги» Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, показать детям, что они встречаютя не только в жизни, но и в сказках, уважение к людям разных профессий.

-Игра «Потребности» Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

-Игра «Какие бывают доходы?» Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

-Игра «Работать можно по-разному» Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение к добрым и трудолюбивым героев сказок.

-Игра «Угадай профессии людей и сказочных героев» Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

3 Блок «Супермаркет»

-«Что продается в магазине?» Цель – формирование у детей представления о товаре. Познакомить детей с понятием «товар», сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

-Игра «Что важнее?» Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

-Игра «Что дешевле» Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

-Игра «Разложите товар» Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания о разновидности торговых объектов.

-Игра «Давай положим в корзинку…». Цель: закрепление у детей представления о товаре. Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

-Игра «Что сколько стоит» Цель: познакомить с понятием «цена». Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

-Игра «Деньги» Цель: познакомить с понятием «деньги». Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

4 Блок «Сказка Колобок на экономический лад»

-Игра «Покупка Колобка». Цель: выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычислительных процедур, расчетов, применяемых в экономике.

-Игра «Размен» Цель: научить детей считать деньги.

5 Блок «Без труда нет жизни на земле»

-Игра «Вот так заработали!» Цель: вводим в активный словарь слово заработать, формируем умение строить версии, видеть проблемные ситуации, развиваем смекалку, обогащаем их жизненный опыт

-Игра «Потребности» Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.

6 Блок «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

-Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» Цель: поддерживаем уважение и интерес к трудовой деятельности, стимулируем проявление к самостоятельности и фантазии в приготовлении бутербродов, знакомимся с различными видами бутербродов, определяем их стоимость.

2 Игра квест «Поиск сокровищ пирата Финансиста» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности

3 Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» Цель мероприятия – сформировать у старших дошкольников и младших школьников представление о расходах семьи.

4 Игровое занятие-соревнование «Мои домашние обязанности» Цель: формируем у дошкольников представление о том, что трудиться – значит что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.; любой труд – это хорошо.

5 Игровое занятие «Копим и сберегаем» Цель игры: формируем понимания того, зачем нужно копить и сберегать деньги, развиваем терпение, вводим в активный словарь понятия сбережение, накопление)

6 Игровая практика практика «Мини-банк» Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим»

7 Сюжетно-ролевая игра «Макдональдс» Цель: дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение). Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе «Аукцион» Цель: Закреплять знания детей о различных формах продажи товара.

8 Дидактическое пособие лепбук «Юные экономисты» Цель: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

9 Создание мини-книжек «Загадки, пословицы, поговорки» Цель: познакомить детей с загадками, пословицами и поговорками по финансовой грамотности.

 «Вместе за покупками»

10 Станционная игра «Удачная покупка»

11 Викторина «Как потратить деньги с пользой»

12 Познавательная викторина по финансовой грамотности для старших дошкольников «Азбука финансов»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений; развитие экономического мышления; закрепление основных экономических поняти

13 "Финансовая грамота в комиксах для детей"

14 Создание мини-музея "Экономика"

15 Деловая игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый ринг» (можно написать деловая игра для детей) Цель:Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам; пробуждение интереса к финансовой грамотности; сплочение коллектива участников; развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.

16 Квест-игра по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гуси-Лебеди» Цель: Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги, дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства; развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;

17 Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в школу Экономика» Цель: расширить знания дошкольников по финансовой грамотности; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра».

18 Исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Тропинка в экономику» Цель проекта: Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

19 Брейн ринг  в детском сад «Финансовая грамотность»

20 Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

21 «Финансовый марафон» Фотобатл

22 Викторина «В клубе знатоков экономики».

23 Беседа «Для чего нужны деньги» Цель: дать детям понятие о том, что деньги – это средство оплаты труда, оплаты за услуги и товары.

24 Проблемная ситуация «Что можно купить за деньги?».

Цель: формировать представление об экономическом понятии «товар».

25 Проблемная ситуация «Какие товары надо приобретать, если я хочу…» (сладкое, слушать музыку, съесть холодное и вкусное и т. д.).

Цель: формировать представление об экономическом понятии «потребность».

26 Беседа «Кто работает в банке» в сопровождении презентации.

Цель: формировать представление о банке, его функционировании, расширять представления о профессиях взрослых в сфере экономики.

27 Беседа «Что значит быть бережливым?» Цель: формировать представление об экономических понятиях «бережливость», «экономность», закрепить способы экономного и бережливого использования воды, электроэнергии, тепла, вещей.

28 Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» Цель: формировать первоначальное представление о рекламе товара, учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя.

29 Словесная игра с мячом «Я покупаю в магазине…» Цель: закрепить обобщающие понятия.

30 Экономическая игра «У кого какие потребности» Цель: формировать представление о потребностях представителей различных профессий.

31 Логическая интерактивная игра «Какой товар лишний?» в сопровождении презентации.

Цель: закрепить навыки классификации предметов по определенному признаку.

32 Логическая игра в кругу «Потребности» Цель: упражнять в классификации потребностей по половому признаку (потребности человека, детей, женщин, мужчин, стариков).

33 Экономическая игра-утверждение «Куда потратить деньги?» Цель: расширять представление о материальных и духовных потребностях, учить самостоятельно применять в жизнедеятельности экономические понятия «деньги», «товар», «бюджет».

34 Словесная игра «Закончи предложение» Цель: формировать представления о доходах семейного бюджета.

35 Игра-рассуждение «Доходы и расходы» Цель: закрепить представления о видах доходов и расходов в семье.

36 Анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребенка в семье».

37 Советы родителям «Как научить ребенка быть экономным».

38 Консультация «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям».

39 Распространение плакатов-памяток по энергосбережению, сбережению воды.

40 Рекомендации «Что читать детям на экономическую тему».

41 Оформление рубрики «Как жить экономно» в родительском уголке.

42 Рубрика «Учим с нами» - комплекс игр по теме «Мир экономики»

43 Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности» Цель: Вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников.

Расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.

44 Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»

45 Заседание родительского клуба «Финансовый крокодил»

46 Родительское собрание «Уроки финансовой грамотности»

47 Консультация «Как знакомить детей с понятием «Деньги»