Методическая разработка по истории на тему: « Альтернативы послевоенного развития СССР ( проблемно- проектная дискуссия))»
Оценка 5

Методическая разработка по истории на тему: « Альтернативы послевоенного развития СССР ( проблемно- проектная дискуссия))»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
20.01.2022
Методическая разработка по истории на тему:   « Альтернативы послевоенного развития СССР ( проблемно- проектная дискуссия))»
Методическая разработка по истории на тему: « Альтернативы послевоенного развития СССР ( проблемно- проектная дискуссия))»
Научно- метод.разработка урока.doc

Методическая разработка по истории на тему:

 

 

« Альтернативы послевоенного развития СССР ( проблемно- проектная дискуссия))»

 

 

«Нехватка одного-

Того « ключа», которым

Бы завести все это».

( А.Н. Твардовский).

 

 

 

Цель занятия:

- сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР,

- помочь учащимся выявить причины возвращения страны к довоенной модели экономики.

Форма проблемного урока должна способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждения своих предположений, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Это занятие призвано способствовать развитию умений общения в познавательном поиске- выслушивать оппонентов, четко излагать свою мысль, правильно строить речевые фразы, вести политику и находить в споре компромиссное решение.

Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительную литературу:

- Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945- 1964. М. 1993 г.

- Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства. М., 1986 г.

- Приходько Ю.А. Восстановление индустрии. 1943-1950 г. М., 1973

- Культурное строительство в послевоенной деревне. Маленков А.И. 1946-1950 М., 1991.

 

 

 

 

 

Подготовка урока: класс разбивается на дискуссионные группы. Каждая получает задание по исследованию трех проблем послевоенного развития:

- промышленность- город

- сельское хозяйство –деревня

- политическая обстановка в стране

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводное слово учителя

 

Закончилась Великая Отечественная война, Вторая мировая. Ущерб, нанесенный Советскому Союзу – агрессорами, был огромен. За годы войны наша страна потеряла треть своего национального богатства, были разрушены крупнейшие предприятия, упало производство продуктов питания. Война унесла не менее 27 млн.жизней советских людей, принесла страдания, но советский народ огромной ценой- победил. И победа в войне предоставила России возможность демократического обновления, т.е.развиваться вместе со всем цивилизованным миром. Но с другой стороны, война укрепила авторитет сталинского режима, его военное превосходство. Это были две главные альтернативы послевоенного развития.

О возможности демократической трансформации советского режима писал в 1945 году русский философ Г. П. Федотов: « Если же солнце свободы в противоположность астрономическому светилу, восходит с Запада, то все мы должны серьезно задуматься о путях и возможностях его проникновения в Россию».

Второй путь четко сформулировал писатель – фронтовик Ф. А. Абрамов: « Опьяненные победой, зазнавшиеся, мы решили, что наша система идеальная, и не только не стали улучшать ее, а наоборот стали еще больше догматизировать».

Вот это « опьянение победой» и привело в какой-то мере к игнорированию тенденции демократического обновления советской системы, однако, не свело ее совсем на нет.

 

Анализ архивных материалов сегодня показывает, что сразу после войны даже в « верхах» наметились колебания относительно целесообразности дальнейшего проведения  « жесткой» линии. Конечно, речь шла, лишь о внесении изменений в существующую систему, о частных улучшениях, поправках, но не об изменении в целом. Эту мысль четко выразил писатель В. Кондратьев: « Мы много не принимали в системе, но не могли даже представить какой- либо другой».

Прежде всего развитие событий в СССР и окончательный выбор альтернативы развития зависел от взглядов и действий конкретных людей.

Что же это было за поколение послевоенного времени?

Я. Смеляков писал о нем в 1947 году:

Я стал не большим, а огромным-

Как башни терпения, домны стоят за моею спиною.

Я стоял не большим, а великим.

Раздумье лежит на челе,

Как утром небесные блики

На выпуклой голой земле.

 

Психологический        парадокс войны заключался в том, что она породила два типа личности. Первый тип- это неординарный, люди способные идти на риск, принимать самостоятельные решения. Именно война приучила их критически, альтернативно мыслить, заменив привычные восклицательные знаки на мучительно вопросительные. Это один из главных нравственно – психологических итогов войны. С другой стороны, война способствовала укоренению другого типа- личности с преобладанием исполнительского «синдрома».

На уроке нам предстоит выяснить какой тип победил и почему? Какие причины привели к тому, что критический « запал» поколения победителей так и остался до конца не реализованным?

Видимо, этот критический « запал» способствовал созданию общей атмосферы дискуссий. Неслучайно послевоенное время – это время « шквала» многочисленных дискуссий по различным вопросам. Экономическое и  социальное развитие СССР было в центре обсуждения. Нам предстоит выяснить, какие существовали основные точки зрения в руководстве страны по проблеме перспектив развития экономики СССР после окончания войны? В чем состояли причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?.

 

 

Наш урок принимает форму дискуссии.

 Каждой группе предстоит выяснить:

  1. возможности демократической альтернативы, факторы ее поражения
  2. причины возвращения страны к довоенной модели экономики
  3. что можно было сделать

- для подъема советской экономики 40-50-х годов

- для улучшения жизни людей?

 

Развернутый план дискуссий

  1. Альтернативы развития экономики
  2. Положение в промышленности: цена успехов и достижений
  3. Ограбление послевоенной деревни
  4. Денежная реформа и карточки

 

Ход дискуссии

  1. Альтернативы развития экономики

 

Обратите внимание на эпиграф. Поиск « ключика». С помощью которого завелась бы экономическая машина, волновал, видимо, и людей послевоенного времени. Что это за ключ? Мог ли тогда кто-то его найти?

 

? Что такое альтернатива? – это необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями, т.е.выбрать одно из двух.

 

Сущность дискуссии об экономике СССР в 1945-1946 гг сводилась к следующему:

Сторонники довоенной модели развития Г.Маленков, Л. Берия настаивали на том, чтобы ускоренно развивалась тяжелая промышленность, сохранялась строгая централизация экономики, плановость хозяйства вплоть до каждого предприятия, контроля за работой администрации и полное отсутствие элементов рыночного обмена.

Вторая точка зрения, представленная А.Ждановым, Н.Вознесенским- заключалась во взвешенном экономическом развитии. Эти люди выступали за равномерное развитие тяжелой и легкой промышленности за допущение частного сектора в экономику    при преобладании монополии государства, за использование рыночных отношений.

 

? Почему победили сторонники первой тоски зрения, т.е.развитие тяжелой промышленности.

Вспомнить, что перед войной Сталин задумал и осуществил строительство социализма в Советском Союзе. Но чтобы построить социализм, нужно было пройти три этапа:

- развитие индустриализации

- коллективизация

- культурная революция

 

Почему взяли упор на развитие индустриализации?

В правительственных кругах было две точки зрения. От развития легкой промышленности – прибыль маленькая, а от тяжелой – высокая.

Также в 20-е годы и 30-е годы экономика СССР находилась в упадке, наблюдался экономический кризис. Почему?

Начиная с 1904- по 1920 – е годы люди были заняты то в революциях, то в войнах, а экономикой заниматься было некогда. Оборудование, многие годы не обновлялось, следовательно оно старело. К тому же все оборудование было импортным.. И поэтому Сталин сделал упор на развитие тяжелой промышленности. Но чтобы развивалась тяжелая промышленность, нужно:- уничтожить кулаков, как последний « эксплуататорский класс»

- создать колхозы и подчинить их государству.

Вот за счет этого и будет развиваться тяжелая промышленность.

 

Еще до войны  было осуществлено 3 пятилетних плана, в результате которых были построены огромные предприятия- гиганты; тракторные и автомобильные заводы в Сталинграде, Харькове, Москве; металлургические комбинаты, угольные шахты в Донбассе. 4-й пятилетний план был прерван В.О.в. И поэтому после войны, Сталин задумал выполнить 4-й план, где упор делался на развитие тяжелой промышленности

 

Как перед войной, так и после правительственное руководство взяло курс на ускорение развитие тяжелой промышленности.

 

  1. Положение в промышленности.

 

Зачитывается программа, предложенная бухгалтером С.Алексеевым: « Послевоенная отечественная экономика»

? В чем заключалась суть этой программы?

 

- Преобразование государственных предприятий в акционерные общества, в которых держателями акций выступают сами рабочие.

- Снабжение предприятий сырьем и материалами путем районных промснабов.

- Отмена системы государственных заготовок и предоставление колхозам возможности продавать продукцию по свободным ценам на рынке.

- Ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам.

 

Задание 1 к чему бы привело осуществление этой программы в СССР?

Задание 2 оцените факторы развития промышленности послевоенного периода.

Задание 3 необходимо ли было вводить принудительные методы в промышленности?

Задание 4 какой ущерб развитию промышленности был нанесен наращиванием военной мощи СССР?

 

- Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военного времени. Но люди трудились « Во имя светлой памяти погибших боевых друзей, во имя дальнейшего расцвета нашей страны».

Какие негативные явления в послевоенной промышленности известны?

     - упор делали на развитие тяжелой промышленности , а легкая развивалась очень медленно и       поэтому цены были высокие.

- провал крупных строек 3 пятилетки до войны.

 

Цена успеха и достижений в промышленности?

- ценой жизни людей были достигнуты высокие результаты и достижения в развитии   тяжелой промышленности.

 

 

  1. Ограбление послевоенной деревни.

 

Зачитывается документы:

- Из письма слушателя смоленского военно- политического училища Н.М. меньшикова

« На протяжении 1945-1946 годов я очень близко столкнулся, изучил жизнь ряда колхозов Брянской и Смоленской области. Как коммунисту мне больно выслушивать от колхозников такой вопрос: Не знаете, скоро ль распустят колхозы? Свой вопрос, как правило, они мотивируют тем, что жить так нет сил дальше. И действительно, жизнь в некоторых колхозах невыносимая. Так, в колхозе « Новая жизнь» почти половина колхозников уже 2-3 месяца не имеет хлеба, у части нет картошки.

 

- Писатель А. Адамович « Если назвать самые трагические для советской деревни времена по безнадежности и уже по полному надругательству над всеми человеческими чувствами – так это, по моему убеждению, послевоенные, где то с 1946-по 1953 гг.»

 

Задание : Какие меры должно было принять государство против развала сельского хозяйства?

 

- не брать налог с подсобного хозяйства

- не урезать земельные крестьянские участки

- выплачивать пенсии колхозникам

 

 

                   Вопросы для обсуждения6

  1. Почему даже лучшие колхозы теряли всякий стимул в развитии производства?
  2. Как вы думаете, изменилось бы что в колхозах , если бы сняли мелочную опеку и руководство над ними?
  3. Почему у колхозников в 1946-1948 годах отбирали земли? – чтобы крестьяне работали только в колхозах, не имели бы подсобного хозяйства и не было бы рыночных отношений.
  4. К чему вела политика укрупнения колхозов? – вся политика носила грабительский характер по отношению к деревне.

 

 

                     Таблица : « Государство и деревня в послевоенный период»

Государство - деревне

Деревня - государству

  1. техника
  2. электроэнергия
  3. кадры

1.обязательные поставки сельхоз.продукции

2. сельхоз налог с колхозников

3. налог с личного хозяйства

4. сезонные работы

 

 

Задание: Есть ли у вас предложения по альтернативному пути развития сельского хозяйства?

 

 

  1. Карточки и денежная реформа.

 

? Нужно ли было отменять карточки и проводить денежную реформу?

И как сказались эти мероприятия на экономике страны и жизни людей.

 

Вашему вниманию предлагается две точки зрения на отмену карточек в 1947 г.

 

- Сейчас тяжело с хлебом, его не хватает. А если отменят карточки, то может быть еще хуже. Спекулянты будут делать свое дело и люди останутся без хлеба.

- Самым наболевшим вопросом является вопрос о продовольствии. Всюду слышатся разговоры: когда же отменят карточную систему или хотя бы откроют коммерческую торговлю хлебом и крупой.

 

 

Да, людям жилось очень тяжело. Как и во время карточной системы, так и после – народ не мог позволить себе большего. А кроме того, после отмены карточной системы, правительство провело денежную реформу. Денежная реформа была проведена в пользу государства, путем обмана населения.

 

 

Подведение итогов дискуссии.

 

В качестве заключения и подведения итогов урока, я предлагаю вам зачитать отрывок из статьи В. Кондратьева, « Парадокс фронтовой ностальгии»:

 

« Может быть  после победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется  распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, а какое еще большее доказательство требовалось, чем победа в войне? Вернувшимся инвалидам, особенно те, кто работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек… Денежная реформа 1947 года подняла цены на продукты в два раза по сравнению с довоенными, а зарплата осталась прежней. Правда, магазины были полны, но покупать – то не на что. В конце 1948 и в 1949 начали прибирать тех из политических, кого освободили в 47-м. В эти же годы стали сажать бывших « военнопленных» и отправлять в лагеря. Я думаю, сам Сталин не верил в предательство этих людей, просто надо было избавить общество от тех, кто много знал. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, причем бывших фронтовиков. И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули… Мы тогда почти ничего не понимали, да и откуда, когда многие сокровища человеческой мысли были для нас закрыты. Находясь в полном неведении, мы быстро смирились с послевоенной жизнью, главное же – война позади, мы остались в живых, а впереди – заманчивые дали коммунизма, в котором будет все по потребностям. Сказать. Что верили мы в это безоглядно, конечно нельзя. Но все же надеялись на что –то лучшее.

 

? Почему послевоенный период называется временем несбывшихся надежд?

Вернемся к нашему проблемному вопросу и отвечаем на него.

 

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание: подготовить доклад на тему: « Подъем послевоенной экономики»


Методическая разработка по истории на тему: «

Методическая разработка по истории на тему: «

Вводное слово учителя Закончилась

Вводное слово учителя Закончилась

Наш урок принимает форму дискуссии

Наш урок принимает форму дискуссии

Еще до войны было осуществлено 3 пятилетних плана, в результате которых были построены огромные предприятия- гиганты; тракторные и автомобильные заводы в

Еще до войны было осуществлено 3 пятилетних плана, в результате которых были построены огромные предприятия- гиганты; тракторные и автомобильные заводы в

Писатель А. Адамович « Если назвать самые трагические для советской деревни времена по безнадежности и уже по полному надругательству над всеми человеческими чувствами – так…

Писатель А. Адамович « Если назвать самые трагические для советской деревни времена по безнадежности и уже по полному надругательству над всеми человеческими чувствами – так…

Подведение итогов дискуссии.

Подведение итогов дискуссии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022