Методическая разработка по обществознанию для 7,9 классов по теме Роль права в жизни человека, общества и государства
Оценка 4.9

Методическая разработка по обществознанию для 7,9 классов по теме Роль права в жизни человека, общества и государства

Оценка 4.9
doc
22.03.2024
Методическая разработка по обществознанию для 7,9 классов  по теме Роль права в жизни человека, общества и государства
Конспект урока по теме Роль права в жизни человека, общества, государства (1).doc

 Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства».

Цель: Содействовать осознанию меры свободы и равенства в обществе через принятия правовых норм, сохранение миропорядка;

Развивать представление о происхождении миропорядка, формах его сохранения и правах человека;

Воспитывать юридически грамотных, дисциплинированных граждан с активной жизненной позицией

Ход урока.

I. Орг. м.

- Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является одной из основополагающих в формировании гражданской позиции каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и политических убеждений.

II. Актуализация знаний. Мы знаем, что общество живет по особым правилам. Как они называются? (социальные нормы) Для чего люди придумывают социальные нормы? Людям всегда был необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. Мудрость и здравый смысл, присущее человеку, привели к открытию права. О нем и пойдет речь на уроке.

Объявление темы, целей и плана урока - сл.1-2

         План

1.      В чем смысл понятия «право»

2.      Мера свободы, справедливости и ответственности

3.      Норма права. Закон

4.      Система законодательства

5.      Право и закон

III. Изучение новой темы

1) Смысл понятия «право»   сл.3

Задание: стр. 65-68 - найди в тексте смысловые значения понятия и выписать.

Итог: сл.4

Зачем нужно право? Основные функции - сл.6

   Функции права:         - регулятивная: регулирует общественные отношения,

                                          устанавливая модель поведения их участников.

                                       - охранительная: защищает, охраняет интересы людей,

                                         устанавливает юридическую ответственность.

                              -развивает в людях чувства справедливости, правды, добра гуманности

                              -устанавливает жесткие критерии оценки поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности.

2)Мера свободы. Прочитать стр 68. Ответить на вопросы. В чем подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?

3)Норма права. Закон. сл.8-12

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном (государственном)  письменном документе – нормативно правовом акте.

Задание: записать определение понятия нормативно правовой акт.

Задание: Стр. 69 – найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов.

Какой из них является самым главным?

Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены:

              Конституционные нормы;

              Нормы закона;

              Нормы подзаконного акта

       Что такое закон? (записать)

Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание) или народ (путём референдума). Подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные.

Подзаконные акты:

-                      указы  (принимает президент);

-                      постановления (правительство);

-                      приказы и инструкции (министерства)

-                      Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить!

Задание: Как вы поняли, что обозначает словосочетание

 «норма права»? Попробуйте сравнить норму права с другими известными вам социальными нормами – обычаем, моралью. Что у них общего, какие есть отличия?

4)Система законодательства

Законодательство, т.е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав –

отрасли права - совокупность правовых норм, которые регулируют сферу близких по своему характеру общественных отношений.

Задание: Стр. 71 – назовите отрасли права; Сколько их насчитывается в РФ? Какая из них является самой важной?

Внутри отраслей права принято выделять небольшие группы взаимосвязанных норм – институты права.

Таким образом можно говорить о существовании целой системы права (объективно существующем внутреннем строении права, его подразделении на отрасли, подотрасли, институты и нормы).

IV. Закрепление

1. Право в отличие от других видов социальных норм: 

1) регулирует общественную жизнь;          2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей;                 4) обеспечивается силой государства.

2.Что свойственно любому государству:

      1) рыночная экономическая   система    2) стремление расширить свою территорию;

      3) гарантия прав и свобод человека;       4) издание правовых норм.

3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда:

1.Указ Президента,                     2. постановление правительства,

3.Конституция государства,       4. распоряжение министра   

4. Заполните таблицу.

Отрасли права

Регулируемая сфера

Конституционное

 

Гражданское

 

Административное

 

Трудовое

 

Семейное

 

5.Право - совокупность устанавливаемых и не охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обще­стве. Право необходимо для создания единой системы норм, навязываемых членам общест­ва, обеспечения законами исполнения правовых норм и защиты прав граждан. Нормы права ус­танавливаются уполномоченными лицами, они отражены в официальных бумагах.

V. Д/з записи в тетради, термины).

 

 

 


Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства»

Тема: « Роль права в жизни человека, общества, государства»

Законы принимает: законодательная власть, парламент (в

Законы принимает: законодательная власть, парламент (в

Ниже приведены примеры нормативных правовых актов

Ниже приведены примеры нормативных правовых актов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024