Об атлетической подготовке на уроках
Одним из средств физического развития учащихся, причем доступных
для большинства школ и популярных среди молодежи, является воспитание силовых возможностей. Это широкое понятие, которое включает в себя развитие максимальной силы, статической, динамической скоростно-силового и взрывного характера, наращивание мышечной массы. Полный спектр силовой подготовки объединяется названием «Атлетическая подготовка».
Сила — фундамент и необходимый компонент всех физических качеств. Сила необходима человеку в трудовой, военной и профессиональной деятельности, в быту в течение всей жизни. Силовые возможности можно успешно воспитывать и на школьных уроках физической культуры.
Сила человека проявляется в статических и динамических действиях. Выполняя упражнения с отягощениями в широком весовом диапазоне и с различной скоростью, можно воспитывать самые разнообразные силовые возможности.
Упражнения силового характера способствуют также наращиванию мышечной массы. Наиболее интенсивно мышечную массу можно наращивать в упражнениях с определенным весом отягощений. Особенно успешно это можно делать в сенситивные, наиболее благоприятные для организма периоды, когда прирост мышечной массы является естественным. Специальные упражнения могут активизировать данный процесс и способствовать более высоким темпам наращивания мышечной массы.
Механизм нервно-мышечной деятельности, который определяет успешность атлетической подготовки, можно совершенствовать в различном возрасте. Многоплановость силовых качеств дает возможность учителю заниматься атлетической подготовкой на уроках начиная с младших классов. На начальных этапах занятий атлетизмом упражнения выполняют с небольшим весом отягощений, направлены они на активизацию деятельности нервно-мышечного аппарата, на гармоничное развитие основных мышечных групп. В дальнейшем диапазон средств и характер силовых упражнений расширяются. Задачи, средства и методы должны соответствовать изменениям психофизиологических возможностей учащихся.
Силовые упражнения требуют проявления волевых усилий для преодоления мышечных напряжений. Чтобы ученики преодолевали усталость, у них необходимо создавать интерес к силовым упражнениям, потребность в них и достаточную мотивацию к занятиям атлетизмом. Освоив технику упражнений, можно выполнять их в игровой и соревновательной форме, например, определять самого сильного в классе, самый сильный класс и т.п. Нагрузку следует дозировать так, чтобы ученики получали удовольствие от выполнения силовых упражнений, испытывали мышечную радость. Посильные задания должны вселять в каждого ученика уверенность и стремление к повышению своих результатов.
Формируя у учащихся знания о средствах и методах атлетической подготовки, учитель последовательно знакомит их с соответствующими методами: повторных усилий, «до отказа», максимальных усилий, с методическим приемом «пирамида», методами наращивания мышечной массы. Умелое использование данных методов дает возможность ученикам самостоятельно совершенствовать силовые способности, сознательно выполнять домашние задания.
В V-IX классах задачами атлетической подготовки являются: совершенствование нервно-мышечного аппарата в упражнениях с использованием веса своего тела; гармоничное развитие основных мышечных групп, совершенствование внутримышечной и межмышечной координации; формирование знаний и умений применять методы повторных усилий и «до отказа».
В V-VI классах практикуют групповой метод, когда группы из 10-12 учеников поочередно выполняют силовые упражнения. Возможно деление класса на две большие группы. Упражнения выполняют на гимнастических матах и гимнастических скамейках. В VII—IX классах дополнительно используют гимнастическую перекладину, брусья, гимнастическую стенку, в этом случае количество групп занимающихся увеличивается.
Метод повторных усилий дает возможность выполнять упражнения сериями, определять посильную дозировку и индивидуализировать ее. Упражнения выполняют до легкого утомления в одной серии, по две-три серии на каждую группу мышц, прорабатывая все основные мышечные группы на одном уроке.
Освоив технику основных упражнений, в VII-IX классах их выполняют методом «до отказа». В упражнениях определяется повторный максимум (ПМ) для каждого ученика. ПМ показывает, сколько раз ученик может отжаться, подтянуться, выполнить в висе поднимание ног до перекладины и т.п. Знания ПМ каждого ученика необходимы для определения для него количества повто-
рений в сериях упражнений и в целом для эффективной работы по воспитанию атлетизма.
Примерные упражнения
Для мышц рук. 1. В упоре лежа. Сгибание и разгибание рук, локти прижимать к туловищу, туловище прямое.
2. В упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке, руки шире плеч. Сгибание и разгибание рук, туловище прямое.
3. В упоре лежа сзади, руки на скамейке. Сгибание и разгибание рук.
4. Подтягивание на перекладине: а) хватом сверху; б) хватом снизу; в) широким хватом.
5. В упоре на брусьях. Сгибание и разгибание рук, локти прижимать к туловищу.
Для мышц брюшного пресса. 1. Сидя поперек гимнастической скамейки с закрепленными ногами, руки в «замке» за головой. Наклоны туловища назад и поднимания вверх.
2. В висе на перекладине: а) поднимание коленей к груди; б) поднимание ног до прямого угла; в) поднимание ног до касания перекладины.
3. В висе на перекладине. Поднимание ног попеременно в правую и левую сторону, касаясь перекладины.
4. В упоре углом на брусьях. Разведение и сведение ног.
Для мышц ног. 1. Стоя, ноги на ширине плеч. Приседание на обеих ногах, не отрывая пяток от пола.
2. Стоя, ноги на ширине плеч. Приседание на одной ноге, поднимая другую ногу: а) с касанием одной рукой гимнастической скамейки; б) в парах поочередно, держась за руки; в) без опоры.
3. В приседе, касаясь руками пола. Выпрыгивание с хлопком над головой, сериями.
В X-XI классах психофизиологические особенности учащихся дают возможность осваивать более широкий круг знаний и методов атлетической подготовки. Учащиеся знакомятся с методом максимальных усилий, методическим приемом «пирамида», круговой тренировкой, со способами наращивания мышечной массы.
Интерес к занятиям атлетической подготовкой будет выше, если ученики будут контролировать свои силовые возможности. Для их измерения необходимо определить свой максимальный тест (МТ), который покажет, какой вес отягощения для ученика является предельным. В упражнениях на развитие динамической силы скоростно-силового и взрывного характера применяются отягощения различного веса. Для этого можно использовать гантели, диски от штанги и другие отягощения.
Повысить интерес и активность учащихся поможет соревновательная форма занятий. Для организации соревнований ученики делятся на примерно равные по силам группы, из 3-4 учеников каждая, которые стараются набрать максимальную сумму повторений (очков) в одном упражнении и в комплексе упражнений. Групповой способ организации учащихся создает благоприятную возможность решать ряд воспитательных задач по развитию взаимопомощи, коллективизма, честности в учете результатов.
Примерные упражнения
Для мышц рук. 1. В упоре лежа, ноги на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук с отталкиванием от опоры, с хлопком после отталкивания.
2. В упоре лежа, ноги держит другой ученик. Передвижение, толкаясь руками после их сгибания. То же в эстафетах.
3. В висе на перекладине широким хватом. Подтягивание сериями. Изменять ширину хвата, касаться перекладины затылком.
4. В висе на перекладине. Подъем переворотом.
5. В висе на перекладине. Подъем силой попеременно на правую и левую руки.
6. В упоре на брусьях. Сгибание и разгибание рук в размахивании: а) на махе назад согнуть руки, на махе вперед выпрямить; б) на махе вперед согнуть руки, на махе назад выпрямить.
Для мышц брюшного пресса. 1. Лежа на спине, руки назад. Рывком поднимание ног и туловища в сед углом. В конечном положении пальцами рук касаться носков ног. То же за 10, 20, 30 сек. То же до 20, 30 раз. Кто быстрей?
2. Лежа на спине, руки назад. Рывком поднимание ног и туловища в сед углом с попеременными поворотами туловища вправо-влево. То же за 10, 20, 30 сек. То же до 20, 30 раз.
3. В висе на перекладине. Поднимание прямых ног к перекладине, поднимание ног, касаясь перекладины справа и слева попеременно.
4. В упоре на брусьях. Поднимание ног в положение «угол». Разведение и сведение ног в положение «угол».
' Для мышц ног. 1. Стоя, ноги на ширине плеч. Выпрыгивание вверх толчком обеими ногами, в прыжке подтянуть колени к груди.
2. Сидя в упоре, руки вперед. Прыжки на обеих ногах с продвижением вперед.
3. Стоя одной ногой на полу, другой на гимнастической скамейке. Выпрыгивание вверх: а) толкаться поочередно со сменой ног; б) толкаться одной ногой, сериями.
4. Стоя на одной ноге в приседе. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Каждый прыжок выполнять в присед.
5. Стоя на возвышении 50-60 см. Прыжок в глубину с прыжком в длину; прыжки в глубину с прыжками вверх сериями, напрыгивая на маты.
Для развития динамической и взрывной силы упражнения надо выполнять на быстроту. В X-XI классах можно применять упражнения для развития максимальной силы, но их должно быть не более 10% от всех видов упражнений.
Для наращивания мышечной массы целесообразно использовать домашние задания с достаточным количеством инвентаря (гантели, штанги). Упражнения выполняют с весом, равным 80-85% МТ. Количество повторений в серии 8-10 раз, количество серий 3-6 для каждой группы мышц.
Для самостоятельных занятий можно пользоваться прилагаемой к тексту таблицей (см. с.25).
Домашние задания и самостоятельные занятия атлетизмом. В V-IX классах учащиеся могут выполнять упражнения для развития основных мышечных групп, используя методы повторный и «до отказа», освоенные на уроках. С помощью учителя домашние задания составляют, равняясь на повторный максимум (ПМ).
В X-XI классах домашние задания определяют, исходя из максимального теста (МТ). В зависимости от направленности самостоятельных занятий определяют величины отягощений, быстроту отягощенных движений, количество повторений упражнений в серии, количество серий. Для наращивания мышечной массы рекомендуется выполнять упражнения локального воздействия, когда в целенаправленной работе находятся не более 1/3 мышечных групп. Для выполнения домашних заданий и в самостоятельных занятиях применяют гантели и другие отягощения.
Н.М.ГРУШНИКОВ, Б.И.ТУРКУНОВ,
Коломенский государственный педагогический институт
Методы и нагрузки на самостоятельных занятиях
Методы развития силы |
Направленность методов |
Содержание компонентов нагрузки |
|||||
Вес отягощений, % от макс |
Кол-во повторений |
Кол-во подходов |
Отдых, мин. |
Скорость, преодолевающая движение |
Темп выполнения |
||
Максимальных усилий |
Одновременное увеличение силы и мышечной массы |
85-90 |
5-6 |
3-6 |
2-3 |
Средняя |
Средний |
Преимущественное увеличение мышечной массы с одновременным приростом максимальной силы |
80-85 |
8-10 |
3-6 |
2-3 |
Средняя |
Средний |
|
Динамических усилий |
Совершенствование скорости отягощенных движений |
1 15-35 |
1-3 |
До падения скорости |
До восстановления |
Максимальная |
Высокий |
Ударный |
Совершенствование взрывной силы и реактивной, способности двигательного аппарата |
15-35 |
5-8 |
До падения мощности |
До восстановления |
Максимальная |
Высокий |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.