Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Партизанского муниципального округа Приморского края
Методическая разработка по предмету
«Рисунок» в 5-ом классе на тему:
« Фактура и материальность»
Разработал
преподаватель Чечуга А. В.
2024 год
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка по учебному предмету «Рисунок» натюрморта в детской художественной школе на тему «. Фактура и материальность» посвящена проблеме передачи фактуры и материальности в рисунке при работе над постановкой. Данная методическая разработка раскрывает следующие вопросы:
- что такое рисунок;
-какие графические материалы и дополнительные приспособления используются в работе;
-какие технические приемы используются для передачи фактуры и материальности предметов;
-этапы ведения работы над рисунком.
К методической разработке прилагается открытый урок, который обучает детей приемам и техникам передачи фактуры и материальности, этапам их выполнения, а также знакомит детей с особенностями графических материалов при выполнении данных задач. Представлены фотографии проведенного открытого урока.
Методическая разработка предназначена для преподавателей и учащихся детских художественных школ или художественных отделений школ искусств. Она может быть использована для показа иллюстраций приемов и этапов работы на занятиях учебного предмета «Рисунок» по теме «Фактура и материальность. Натюрморт из предметов с разной фактурой и материальностью и чётким композиционным центром».
Теоретической основой методической работы являются научные труды в области рисунка, графики. В работе также используется личный педагогический опыт автора.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………….5
1 Рисунок……………………………………………………………………….. 5
2. Графические материалы…………………………………………………… 5
3. Дополнительные материалы…………………………………………......... 6
4 Фактура и материальность…………………………………………………….7
5 Технические приемы передачи фактуры и материальности предметов…...9
6 .Этапы ведения работы над рисунком графитным карандашом……… 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...15
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………16 – 25
ВВЕДЕНИЕ
В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. Он по праву занимает ведущую роль в изобразительном искусстве.
Предмет рисунок тесно взаимосвязан с предметами живопись и композиция. В дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», учебный предмет «Рисунок» начиная 1 класса, включает раздел «работа простым графитным карандашом. Внимание обращается на передачу материальности и фактуры различных предметов. С каждым учебным годом учащиеся улучшают навыки работы простым графитным карандашом.
В академическом рисунке результаты познания выражаются в понимании сути изображаемого явления и профессионального мастерства. Особую роль для передачи художественного замысла играют проработка фактуры различных по материальности предметов и этапам их выполнения. Благодаря этим составляющим выразительность рисунка повышается. Таких результатов помогает добиться поэтапное ведение работы.
Целью методической разработки является обучение этапам изображения фактуры и материальности различных предметов, а также знакомство с примерами выполнения данной задачи другими учащимися, и образцами рисовальщиков классической школы. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. Можно совмещать демонстрацию в ходе работы на практике, а также использовать иллюстрации на экране. Это поможет сократить время на подготовку к занятиям и рационально его расходовать в процессе обучения. К методической разработке прилагается план-конспект урока к заданию. Исходя из выше сказанного, данная тема является актуальной.
Отдельные части презентации также могут быть применены в других классах на занятиях предмета «Рисунок».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Рисунок
Рисунок или академический рисунок - вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка, художник не сможет грамотно вести работу над художественным произведением. Рисунок может быть: объемно-конструктивным и живописным.
Объемно-конструктивный рисунок – это рисунок, изучающий логику построения формы, помогает видеть в предмете объемную конструкцию. В работе над постановкой нужно использовать вспомогательные линии построения, а также применять конструкцию того или иного предмета. Очень важно ученику избегать срисовывания контуров.
Живописный рисунок - это рисунок, который, как и живопись, использует пятно для построения формы и пространства. Часто линейно-конструктивный и живописный рисунок в работе совмещаются. В живописном рисунке есть возможность свободно и разнообразно выражать свои пластические идеи в графической форме с помощью мягких графических материалов. Они позволяют широко прокладывать тон и добиваться живописных эффектов.
2. Графические материалы
Прежде всего одним из основных графических материалов является простой графитный карандаш. Возможности передачи тоновых отношений в рисунке у него велики. Учащиеся Детских Художественных Школ и Детских Школ Искусств начинают обучение рисунку именно с этого вида графического материала. У простого карандаша большие возможности передачи тона в учебном рисунке, от светлого до самого темного. Также карандаш является очень несложным в обращении:
а) его несложно затачивать,
б) его удобно держать в руке,
в) его используют как средство измерения и визирования. Еще простой карандаш имеет разную мягкость и твердость, что позволяет передавать в учебном рисунке тот или иной вид материальности и фактуры предметов натюрморта.
Мягкие графические материалы
Мягкими графическими материалами в учебном рисунке являются:
а) уголь
б) сангина
в) соус
г) пастель
Этим материалы используют для достижения живописности учебного рисунка. Но в этом разделе рассматривать я их не буду, так как целью моей методической разработки является именно простой карандаш и его возможности в передачи фактуры и материальности.
3. Дополнительные материалы
Бумага.
Основные характеристики, которые должны интересовать при выборе бумаги:
Плотность
Фактура
Кислотность
Цвет
Состав
Формат
В данном случае из основных характеристик для работы простым графитным карандашом нам понадобятся выбор плотности, фактуры и цвета бумаги.
а) Плотность.
Бумага с высокой плотностью гораздо более устойчива к художественным воздействиям: стирание ластиком, штриховкой карандашами. Оптимальная плотность бумаги для рисования карандашом лежит в диапазоне от 200 до 300гр м2
б) Фактура.
Фактура бумаги – не менее важный аспект при выборе бумаги .Верного совета при выборе фактуры нет, так как все зависит от художественных материалов и техник. Для рисования простыми графитными карандашами нам понадобится гладкая бумага(Smooth) . Этот вид бумаги имеет скорее графический характер нежели живописный , так как отлично подойдет для простых карандашей, маркеров, аэрографии, линеров и прочих иллюстраций, где требуется тонкая детализация предмета.
в) Цвет.
По цвету бумага разделяется на 2 типа: белая и тонированная. Белая бумага имеет оттенки белизны: от желтоватой до «насыщенной» белой. Оттенок белого не влияет на качество, поэтому выбираем тот, который больше понравится. Тонированная бумага служит как альтернатива для создания интересных эффектов, которые на белой бумаге создать не получится.
Стирательная резинка(ластик)
Ластик считается настолько же популярным и незаменимым в изобразительном искусстве предметом как и простой карандаш. Ластик представляет собой кусок материала, способный удалять с поверхности бумаги следы графита. Для работы над натюрмортом нам понадобится каучуковый ластик. Именно этот ластик наиболее подходит нам в работе, он легко удаляет любые следы на бумаге. Подходит для применения на листах любой плотности.
Клячка( ластик-клячка, кляча)
Клячка – это канцелярская принадлежность для коррекции и осветления рисунка. Представляет собой специальную легко мнущуюся очищающую резину, имеющую тестообразную консистенцию и высокие адсорбирующие свойства. При применении она захватывает частички графического материала, не повреждая бумагу и не размазывая рисунок.
4. Фактура и материальность
Изучение особенностей простого графитного карандаша в практической деятельности обучающихся вызывает повышенный интерес. Возможности этого материала велики - от выполнения наброска до сложной длительной работы. Для передачи фактуры драпировки и гипсового тела, требуется различный приём в работе, который отрабатывается на занятиях. Постепенно от года в год, после приобретённых знаний и навыков в работе простым карандашом усложняются задания и натурные постановки. Одной из основных техник рисования карандашом является - штриховка.
Фактура - характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств, особенности обработки материала, в котором выполнено произведение. Фактура во многом зависит от свойств используемого художественного материала, от особенностей натуры, от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура - это характер поверхности (гладкость, шершавость, рельефность). Фактура - одно из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведения.
К основным свойствам фактуры относятся рельефность, блеск и рисунок неровностей. Качественно характеризуя свойства фактуры разных материалов, выделяют различные ее типы. Так по рельефности фактуры материалов делят на два основных типа - ровные и рельефные, и подразделяют каждый из типов на гладкие и шероховатые. По признаку блеска можно выделить - зеркальную, глянцевую и матовую фактуры.
Материальность - передача материальных качеств предмета его тональными отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами. Основными выразительными средствами рисунка являются: линия, штрих и пятно, или светотень.
Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции: вспомогательные (при компоновке и линейно-конструктивном построении форм предметов), пространственные (для передачи пространственного положения формы в условиях освещения и пространственной среды), плоскостные (в декоративно-прикладном искусстве и графике). Отсюда и разнообразный характер линий. Пространственную линию выполняют то энергичным нажимом карандаша, акцентируя выступающие, участки формы, то легким касанием, помечая уходящие в глубину плоскости.
Штрих - это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема. Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги.
Светотень - градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
5. Технические приемы передачи фактуры и материальности предметов
Для темы урока по предмету рисунок «Живописный рисунок. Фактура и материальность. Натюрморт из предметов с разной фактурой и материальностью и чётким композиционным центром» преподавателем ставится натюрморт. Используются предметы с гладкой, шероховатой, фактурной поверхностью (в соответствии с рисунком А.1.)
В данном натюрморте были использованы предметы с различной фактурой:
- ткань тонкая с матовой фактурой,
-ткань плотная с рыхлой фактурой
- гипсовый куб с полуглянцевой плотной фактурой
В рисунке применяются следующие материалы (в соответствии с рисунком А.2.):
- простой карандаш графитный (мягкость 2В)
- простой графитный карандаш ( твердость 2Т)
- стирательная резинка
- клячка
- бумага ватман формата А2
Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Штриховка с помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньше штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов мы можем передать фактуру поверхности фигуры. Например: плотную и рыхлую фактуру драпировки со складкой мы штрихуем длинными вертикальными разнонаправленными штрихами, гипсовый куб по фактуре сильно отличается от фактуры драпировки, и его нужно штриховать строго вертикальным четким штрихом. ( в соответствии с рисунком А3)
Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносят все остальные штрихи. Для усиления глубины тона можно применить перекрестную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому- это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.
Штрихи могут быть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша. Направление штриха (горизонтальное, вертикальное, наклонное) определяется формой, размерами предмета, движением поверхности в рисунке.
6. Этапы ведения рисунка графитным карандашом.
Любая работа над рисунком начинается с анализа характера постановки. Наблюдая натюрморт, определяемся с форматом листа (горизонтальный или вертикальный), определяем основные тоновые отношения. На отдельном альбомном листе делаем небольшой композиционный эскиз. Выбрав наиболее удачный вариант, необходимо перенести эскиз и выполнить компоновку предметов в листе необходимого формата. Для первоначальной компоновки лучше всего использовать твердый карандаш (Т или ТМ). Компоновку выполняем на глаз, при этом любые измерения не используем. Этим самым мы тренируем наш глазомер.
Как только мы выполнили композиционный набросок, приступаем к Первому этапу: Построение (в соответствии с рисунком А 4). При рисовании куба необходимо пользоваться вспомогательными линиями построения. На этом этапе работы мы также проверяем пропорциональные отношения между двумя предметами. Построив куб, мы приступаем к построению драпировки. Важно следить за вертикальной и горизонтальной частью ткани. Поэтому необходимо тщательно прорисовать места перехода одной плоскости в другую. Особое место мы уделяем в нашем учебном рисунке складке на драпировке. Здесь предлагается учащимся также избегать «срисовывание», а пользоваться методом «обрубовки». Закончив построение предметов, мы еще раз проверяем все пропорциональные отношения и правильность построения ( лучше всего отставить работу к натюрморту и издалека , путем сравнивания, исправить все ошибки) приступаем ко Второму этапу.
Мы меняем графитный карандаш с твердого на мягкий(2В). При обработки штрихом важное место уделяем положению карандаша в руке: когда обрабатываем фон и драпировку со складкой, мы берем карандаш (в соответствии с рисунком А 6). В таком положении мы можем наносить штрих на плоскость бумаги всей шириною грифеля, тем самым добиваясь передачи фактуры мягкой ткани. А при обработке гипсового куба мы наоборот, берем карандаш как обычную ручку в соответствии с рисунком А 7). В таком положении мы наносим штрих только кончиком грифеля, тем самым добиваясь фактуры твердого гипсового материала куба.
Начинаем учебный рисунок обрабатывать тоном. Прежде намечаем теневые места. Мягким карандашом прокладываем тени собственные и падающие. Затем наносим широкие, длинные штрихи на фон, следя за тоновыми отношениями. Куб на свету мы пока не штрихуем. Необходимо вести работу целиком всего натюрморта, а не отдельных его частей. Следим за этим строго(в соответствии с рисунком А8). Закончив наносить штрихи первым слоем, мы приступаем ко второму слою, потом к третьему, пока наш фон и драпировка не будут соответствовать тоновым отношениям нашего натюрморта. Также мы следим за тоном падающих и собственных теней. Проработав штрихом все слои фона, мы приступаем к последнему Третьему этапу.
В этом этапе мы приступаем к работе с гипсовым кубом. При этом мы снова меняем карандаш на твердый(2Т). Работа ведется над световыми частями, проработка фактуры поверхности (в соответствии с рисунком А.9.). Свет наиболее фактурен. Его прорисовка поможет дать ощущение характера поверхности. Контраст «спокойной» тени и активного света выделит яркую фактуру. Нюансное отношение тени и света даст спокойную матовую поверхность. На кубе мы видим контраст света и тени, штрихи мягко переходят друг в друга по форме, создают однородную поверхность. Так как она не глянцевая, растушевка не используется. Применяются аккуратные небольшие штрихи. Помним закон, чем ближе свет, тем темнее тень! Добиваемся обработкой штрихами материальности гипсового тела и складки на драпировке. Постоянно отходим от нашей работы и сравниваем её с натюрмортом. Раз за разом, путем смены положения карандаша в руке, мы прорабатываем предметы в натюрморте. Помним: ткань имеет мягкую фактуру, а гипсовый куб твердую. Таким образом мы доводим нашу работу до своего завершения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Передача материальности и фактуры предметов является важной задачей учебного рисунка. Как правило, натюрморт является основным жанром изобразительного искусства, где мы можем увидеть разнообразие фактур предметов.
"Натюрморт" - от французского nature morte означает "мертвая натура". В художественном творчестве натюрморт является одним из самостоятельных жанров, в котором воплощаются в образную форму различные окружающие нас предметы и вещи. Его эстетическая значимость определяется не только мастерством передачи материальности и фактуры предметов, но и красотой их, характером форм, выражающих определенные эмоциональные настроения. Это может быть радость, грусть, печаль, в зависимости от поставленной задачи и от характера постановки, а также самих предметов, их смыслового значения. Передача фактуры и материальности в натюрморте и передает определенное настроение.
Если мы хотим выразить свое мироощущение через видение окружающих нас предметов, то нужно научиться передавать разность фактур этих предметов. В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п. Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать законы изображения предметов в пространстве - это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность. Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно.
Таким образом, для передачи фактуры предметов нам поможет штриховка и растушевка. Благодаря им, можно передать фактуру любого предмета. Также очень важна передача светотени, которая показывает материальность предметов.
Учебный предмет Рисунок непрост. Важно поддерживать интерес учеников к нему. Только словесное объяснение темы может негативно сказаться на усвоении материала. Поэтому важно иметь иллюстративный ряд, раскрывающий более полно задачи и способы их решения. Благодаря цифровым технологиям можно показать гораздо больше по теме урока. Рациональное использование учебного времени позволит ученикам сосредоточиться на работе. Наглядное изображение вызовет интерес, эмоциональный отклик учащихся к работе. Ученики, видя изображение этапов работы, будут более уверенно выполнять рисунок. Пример конечного результата даст ориентир, к чему можно стремиться при завершении рисунка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963
2. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986
3. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975
4. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989
5. Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству — М.: Эксмо, 2013. — 648 с.: ил.
http://gogr.narod.ru/coll/radlov/08.html Н.Э. Радлов Рисование с натуры. Рисунок живописный. Статья.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.