О.И.Грехова,
ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат», г. Карпинск
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР».
«Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы изобрести специально
для целей образования»
Энтони Маллан
Активное внедрение и использование компьютерных и интерактивных технологий – тенденция современного общества, которую мы осознаем и широко используем в своей повседневной работе. Компьютер присутствует в учебном классе в качестве партнера учителя.
Зная особенности детей с ЗПР можно отметить, что им характерна низкая учебная мотивация и познавательная активность. А компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. [1]
В связи с этим очень актуальным моментом, позволяющим повысить уровень мотивации обучающихся, является применение компьютерных и интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Применение новых средств обучения, основанных на использовании компьютерных технологий, позволяет:
· значительно повысить информативность и эффективность урока при обучении детей с ЗПР;
· способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
· обеспечить положительную мотивацию обучения;
· обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
· усовершенствовать контроль знаний.
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. [2]
Уже на начальной ступени обучения я должна формировать у обучающегося элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.
Поэтому я применяю ИКТ на разных этапах уроков, для закрепления полученных знаний использую составление кроссвордов, тестовые задания, работу с наглядными пособиями. Для выполнения творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения использую средства Microsoft Office, PowerPoint. При проверке полученных знаний, наряду с традиционной формой проверочных работ, использую обучающе-контролирующие программы, компьютерное тестирование (с учетом возрастных особенностей младших школьников), пользуюсь тренажерами, образовательными играми, электронным пособием "Мир информатики" для начальной школы, обучающими играми "Гарфилд", "Малыш" и др.
В обучающих программах, таких как "Гарфилд первоклассникам", изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры". Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания.
Данные программы предоставляют практически безграничные возможности мне, как учителю, так и обучающимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Правила проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений)[3]; способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, а так же развитию духовности человека. Стимулирует познавательную активность.
Я считаю, что полезны компьютерные программы для детей, которые плохо усваивают материал на занятиях в школе и нуждаются в повторении; маленьких лентяев, которым не нравится традиционный способ обучения; детям, у которых по каким-либо причинам проблемы с обучением: им нужно больше времени, чтобы понять новый материал. Кроме того, им необходимы акустические или оптические эффекты программы, чтобы лучше усвоить материал. [4]
Большинство программ устроено таким образом, что обучающиеся сами выбирают учебный материал и задания. Недостаток заключается в том, что они могут выбирать только самые легкие задания и находиться в обманчивой уверенности, что достигли неимоверных успехов, в то время как для их возраста подобные успехи считались бы посредственными. Это – причина, по которой я должна контролировать процесс обучения, и договориться с ребенком, что он будет выполнять задания повышенной сложности.
При выборе образовательной программы обращаю большое внимание на:
различные уровни сложности; задачи различного типа; помощь, если ребенок не понимает своих ошибок и делает их снова и снова; возможность самостоятельно устанавливать лимит времени для решения задачи. На индивидуальных занятиях очень строго контролирую количество времени, затраченное обучающимся при работе с компьютером.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: организовывать и выражать свои мысли на бумаге и устно; логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь; открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.[5] Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Интернет-ресурсы
1. https://scouchap.ucoz.ru/index/informacionnye_tekhnologii/0-77
2. .https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/58e/58e1ea19ad61f72125b9def79980ac6e.pdf
3. https://infourok.ru/material.html?mid=53228
4. https://infourok.ru/statya-po-informatikeobuchayuschie-programmnie-sredstva-po-informatike-dlya-mladshih-shkolnikov-1352542.html
5. https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-kak-sredstvo-aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-1292715.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.