Методическая разработка по русскому языку «Я исследователь» (1 класс)
Тема: "Постановка вопросов к словам"
Цели: научить правильно формулировать вопросы.
Задачи:
· учить строить правильные вопросительные предложения , задавать вопросы, соответствующие данной ситуации;
· развивать умение ставить проблему через вопрос, формировать логическое мышление, пробуждать потребность к познанию;
· воспитывать коммуникативные качества;
· провести практикум по тренировке умений задавать вопросы.
В результате проведения данного занятия формируются УУД:
-познавательные (учиться правильно ставить вопросы и находить ответы на них, используя практические методы исследования, уметь наблюдать, рассуждать и делать выводы);
-регулятивные (учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, понимать цель и смысл выполняемых действий);
-коммуникативные (учиться работать в группе, высказывать своё мнение, быть терпимым и уважительным к другому мнению участников);
-личностные (развитие познавательного интереса, повышение самооценки, формирование положительного отношения к исследовательской деятельности.
Оборудование: 3 листа А4, мяч, пенал, книга, яблоко, картинки зверей с текстом на обратной стороне (медведь, тигр, заяц), коробка «Чёрный ящик», предметы для «черного ящика»: кружка, ножницы, картинки «цыпленок», «машина», «арбуз».
Ход занятия. 25 урок
1.Мотивационный этап
– Прозвенел звонок.
Мы снова
на уроке русского языка.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
– Быть грамотными
учимся мы
на уроках русского языка!
2.Актуализация знаний.
-Ребята в начале урока я вам предлагаю Послушать стихотворение Юнны Петровны Мориц.
Выходят две ученицы и рассказывают стихотворение.
Это очень интересно
Это очень интересно, -
От кого река бежит?
Это очень интересно, -
Что в трамвае дребезжит?
Почему скворец поёт?
Почему медведь ревёт?
Почему один в берлоге,
А другой в гнезде живёт?
Появляется стихотворение на интерактивной доске. Слайд 2
- Ребята, посмотрите на текст стихотворения. Что особенного в этом стихотворении?
(в тексте много знаков вопроса)
- Какие предложения мы обозначаем знаком вопроса? (вопросительные, когда задаем вопрос)
- Найдите в стихотворении и назовите мне вопросительные слова (от кого, что, почему)
- Когда мы используем вопросительные слова? (в вопросительных предложениях, когда мы хотим что то узнать)
-Давайте мы с вами потренируемся и вспомним , какие предложения являются вопросительными.
Задание LearningApps. https://learningapps.org/watch?v=pruvtat0322
Распределите предложения на две группы (вопросительные предложение и невопросительные)
-Молодцы ребята, справились с заданием.
3. Формулировка темы и постановка цели занятия.
- Назовите такую профессию, где люди задают много вопросов?
Слайд 3 (исследователь)
- Профессия «Иследователь» появилась очень давно, чтобы лучше изучить окружающий мир.
- Вот и я вам ребята предлагаю сегодня на уроке стать исследователями.
-А для этого мы должны правильно задавать вопросы.
-Скажите, чему мы сегодня учиться на уроке? (учиться задавать вопросы)
- Ну с чего же исследователи мы начнём урок русского языка? ( с минутки чистописания)
4. Развитие умений ставить вопросы.
Подготовка пальчиков к письму
Зарядка «Дом – ёжик – замок»
Рабочая тетрадь № 1, стр.82,упр.1. Дорисуй недостающие линии. Обращать внимание на осанку.
-Ребята вы видите перед собой картинки.
-Какой бы вопрос вы могли задать к этой картинке, используя вопросительные слова? (если ученики затрудняются, учитель помогает)
- Как называется этот цветок? Чем он необычен, почему так называется? (Когда цветок распускается, его лепестки имеют желтый цвет, а во время созревания семян меняется цвет на белый).
Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет - нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Упр. 2 Прописать буквы Ч и У. Чем отличается написание этих букв?
- Сможете ли вы мне назвать вопросительное слово на букву «Ч» и на букву «У»? ( что?, у кого? чего? У чего?)
- Ну вот и первое задание для вас, мои исследователи.
· Работа в парах.
Ребятам выдан деформированный текст. Задача учеников составить связный текст по опорным словам. Приложение 1
Котенок.
Детям подарили _________. Мальчики ___________ с ним.
У Мурзика ________ лапки и _______ хвостик. Он любит _________ и _________.
Слова для справок: котенок, играют, мягкие, пушистый, молоко, рыба.
· Работа в группах.
3 группы
Объединитесь в группы.
Посмотрите на картинку.
Как бы Вы ее назвали?
Ваша задача за 1 минуту набрать как можно больше слов, относящихся к данной картинке. Например, туфля, стоит, красное и т.д.
Свои слова записываете на листочках. Не забудьте, что когда мы работаем в группе, работаем дружно и слаженно. А для этого распределяем роли. Какие роли мы с вами выберем?
Кто то должен записывать – «Хранитель идей».
Кто то называть слова – «Генератор идей»
Кто то следить за временем: - «Хранитель времени» (ЧАСЫ ЕСТЬ???!!!)
Распределитесь. Готовы! Начинайте.
Когда завершилась 1 минута. Стоп!
А теперь попробуйте поставьте вопрос к каждому из написанных слов. Можно воспользоваться карточкой подсказкой (на которой дан список вопросительных слов?.) Даю вам время - 2 минуты. Хранители времени не забывайте следить за временем.
Прошло 2 минуты «Стоп!»
Каждая группа начинает зачитывать свои слова и вопросы к ним. Другие группы проверяют, если данное слово в их списке и такой ли вопрос они поставили. Если вопрос другой, надо поднять руку и сказать «У нас другое мнение» и назвать свой вопрос, а мы обсудим.
Когда предоставляется слово другой группе, они называют только те слова, которые не были названы, поэтому названные слова вычеркиваем.
Хорошо. У вас здорово получилось!
А теперь давайте посмотрим как мы научились ставить вопросы к словам.
Упражнение
https://learningapps.org/watch?v=ph409eto522
Молодцы ребята! Справились с заданием.
· Игра «Чёрный ящик» (если хватит время)
В закрытой коробке лежит предмет или картина с изображением предмета (кружка, ножницы, картинки «цыпленок», «машина», «арбуз».) Нужно с помощью вопросов, узнать, что там спрятано.
5. Рефлексия.
Составляем кластер к слову «Урок»
- Какие важные задачи мы ставили перед собой?
- А теперь я вам задам вопрос. Вам понравилось сегодня на уроке быть исследователями?
- Хорошо. Спасибо ребята за работу на уроке. Урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.