Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»
Методическая разработка
по специальной дисциплине
«Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля»
По теме: «Устройство, техническое обслуживание и ремонт аккумуляторной батареи»
Разработал:
преподаватель Манин Н.В.
п. Строитель, 2022 г.
Методическое
обоснование темы.
Учебный материал для подготовки квалификационных рабочих по профессии « Автомеханик » соответствует содержанию профессионального цикла обучения, уровню квалификации выпускников, базовому объёму учебной нагрузки комплексно – методическому обеспечению по предмету « Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля ». Учебный материал содержит сведения об учебной и методической литературе дидактических пособиях, плакатах компьютерных обучающих программ, которые рекомендуются использовать в учебном процессе.
Материал этой темы играет важную роль в решении задач не только профессионально-технического и политехнического образования , ибо приборы электрооборудования широко распространены не только на тракторах и автомобилях , но и на многих других машинах и установках , применяемых в народном хозяйстве, Российской Армии и быту. Учебный материал по элекрооборудованию автомобилей доступен студентам и вызывает у них большой интерес. Успешному изучению электрооборудования автомобиля способствует знания студентов по электричеству из курса физики, по этому при прохождению устройства электрооборудования необходимо опираться на эти знания .
При конструкции данного урока учитывались общие требования к уроку, базовый уровень содержания образования, а так же возможности и способности групп. Целостность этапов урока единая логика совместной деятельности преподавателя и обучающихся подчинения общим целям и дидактическим задачам спецдисциплины, выбор методов обучения – всё реализует многоцелевую направленность учебного процесса по изучению темы « Устройство, техническое обслуживание и ремонт Аккумуляторной батареи », рассчитанной на 4 часа.
Тема урока: Назначение, элементы устройства , принцип действия Аккумуляторной батареи .
Цели урока:
Образовательная: Формирования теоретических знаний по назначению , элементам устройства, принципу действия Аккумуляторной батареи.
Развивающая: Развивать аналитическое мышление, обогащать словарный запас технических терминов.
Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету и профессии, усидчивость, трудовую дисциплину.
Методическая: Использования технических средств обучения, применение деталей Аккумулятора при объяснении нового материала, совершенствование педагогического мастерства.
Психолого-педагогическая: Установить контакт со студентами, создать благоприятную психологическую атмосферу в группе.
Тип урока – изучение нового материала
Методы урока – объяснительно-иллюстрированный , проблемный
Материально-техническое оснощение урока:
- Аккумуляторные батареи в разрезе
- плакаты по устройству аккумуляторной батареи
- карточки –задания , компьютер , экран, проектор
- учебник «Автомобили» А.Г. Пузанков
Межпредметная связь :
- физика
- производственная практика
Самостоятельная работа студента :
- составление конспекта, участие в диалоге, самостоятельная работа с карточками заданиями
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин
2. Актуализация ранее изученных знаний – 15 мин
3. Целеполагание и матевация – 5 мин
4. Сообщение нового материала – 40 мин
5. Первичное закрепление – 15 мин
6. Обобщение – 5 мин
7. Инструктаж домашнего задания – 3 мин
8. Итог урока – 2 мин
9. Рефлексия – 3 мин
Ход урока:
1 Организационный момент
1) Своевременное начало урока
2) Проверка отсутствующих по журналу
3) Подготовка студентов к уроку
4) Оптимальный психологический режим
2 Актуализация ранее изученных знаний
1) Устный опрос домашнего задания :
-Из каких приборов состоит система питания карбюраторного двигателя ?
-На каком принципе основано действие главной дозирующей системы карбюратора ?
- Из каких приборов состоит система питания дизеля ?
- Для чего предназначена и как действует форсунка?
- Каковы преимущества и недостатки газового топлива ?
2) Работа по карточкам - заданиям ( приложение 1 )
3) Создание проблемных ситуаций
Основные действия преподавателя на этом этапе урока следующие:
- помощь студентам при включении в работу;
- организация живого диалога студентов с преподавателем с целью уточнений общего уровня усвоенных знаний ;
- создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала
3 Целеполагание и мотивация.
Для чего нам это надо знать ?
Что является для нас главной задачей в изучении темы ?
Какие , по вашему мнению, вопросы мы должны рассмотреть , изучая тему ?
Основные психолого-педагогические вопросы , которые решает преподаватель на этом уроке , следующее: Чем озадачены сейчас студенты ? Как включаются в работу откликаются на информацию, которая звучит в высказываниях преподавателя ? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к отвоению нового материала ? Какой общий уровень заинтересованности группы и можно ли приступать к изучению нового материала?
4. Сообщение нового материала. Учебные вопросы :
1. Назначение аккумуляторной батареи ?
2. Устройство и принцип действия простейшего аккумулятора ?
3. Основные показатели аккумулятора : напряжение , электродвижущая сила ( ЭДС ), емкость , плотность электролита .
4. Устройство и маркировка аккумуляторных батарей ?
5. Соединение аккумуляторов в батарее и аккумуляторных батарей при наличии напряжения в цепи 12 В и 24 В .
1. Слово преподавателя
Лекционный материал учебных вопросов .
Преподавательский монолог необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено студентами без помощи преподавателя для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемым вопросам, а так же для мотивации студентами к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности. В монологе преподавателя с целью сообщения новых знаний материал включает в себя базовые знания и используется для углубленного изучения уровня знаний. Объяснения целесообразно начать с вопроса о назначении аккумуляторной батареи .Обобщив ответы студентов , преподаватель рассказывает , что на автомобилях устанавливают различные типы кислотных свинцовых аккумуляторных батарей . На средних и больших оборотах коленчатого вала двигателя , когда работает генератор , аккумуляторная батарея поглощает электрическую энергию ( заряжается ) , когда генератор не работает или вырабатывает электрический ток напряжением ниже 12 В , аккумуляторная батарея отдает электрическую энергию потребителям ( разряжается ). Затем , демонстрируя схему простейшего аккумулятора преподаватель знакомит студентов с устройством и электрохимическими процессами зарядки и разрядки аккумулятора . Объясняет , почему при разряде плотность электролита понижается , а при заряде повышается . Для повышения активности и сознательности восприятия нового материала рекомендуется опираться на знания студентов из курса физики об устройстве и действии простейшего аккумулятора , электрическом токе в электролитах , ионах , катоде , аноде , плотности вещества . ( приложение 2 ) . Преподаватель знакомит студентов с основными показателями аккумуляторов : напряжением , ЭДС батареи , емкостью , плотностью электролита . ЭДС батареи – это разность потенциалов на ее полюсных выводах без нагрузки ( при разомкнутой внешней цепи ) . Данная характеристика взаимосвязана со степенью батареи и по ее величине так же , как и плотности электролита , можно оценивать состояние батареи и необходимости ее заряда. Напряжение батареи - это разность потенциалов на ее полюсных выводах заряда или разряда ( при наличии тока во внешней цепи ) . Данная характеристика используется при оценке пусковых качеств батареи .
Номинальная емкость (С20 ) аккумуляторной батареи – это
количество электричества в ампер – часах ( А •ч ) , которое способна отдать
полностью заряженная батарея при непрерывном 20- часовом разряде с постоянной
силой тока в амперах ( А ) .
Емкость аккумуляторной батареи определяется как ее конструктивными
параметрами ( пористостью материала электродов , их толщиной и количеством ,
пористостью материала сепараторов и т.д ) , так и эксплуатационными факторами :
плотностью заливаемого в батарею электролита , его температурой , степенью
заряженности и режимов ее заряда .
При повышении плотности электролита емкость батареи повышается до
определенных пределов . Степень заряженности аккумуляторной батареи влияет на
плотность электролита . При заряде батареи плотность электролита повышается и
увеличивается емкость батареи , достигая максимальных значений при полном ее
заряде .
Далее преподаватель называет и показывает в натуре , и плакате элементы
устройства аккумуляторной батареи :
- отсеки моноблока ; - отражатель
;
- вставка ; -
предохранительный щиток ;
- моноблок ; -
токоведущие баретки ;
- крышка ; -
отрицательные пластины ;
- пробка ; -
положительные пластины ;
- выводные штыри ; - призма ;
- полублоки ; -
сепараторы ;
- межэлементные перемычки ; - шламовая камера .
( Приложение 3 . )
Преподаватель записывает на доске и расшифровывает маркировку аккумуляторных
батарей. Маркировка батарей означает их типы в соответствии с принятыми
условными обозначениями . Типы батарей характеризуются назначением , числом
аккумуляторов в батарее , номинальной емкостью ; их условные обозначения
состоят и цифр и букв , написанных на перемычке , моноблоке или крышке в
определенной последовательности.
Например , на автомобиле ЗИЛ – 431410 устанавливается аккумуляторная батарея
6СТ – 90ЭМН . Первая цифра маркировки означает число последовательно
соединенных аккумуляторов в батарее , буквы СТ – батарею стартерного типа ;
число 90 – номинальную емкость батареи в ампер – часах при 20-часовом режиме
разряда , буквы ЭМ – материал моноблока ( Э – эбонит , Т – термопласт ) и
сепараторов ( М - мипласт , Р – мипор , С - стекловолокно ) ; буква Н
означает , что батарея несухозаряженная . Кроме того , условное наименование
батарей , поставляемых в страны с тропическим климатом , должно содержать букву
Т .
Далее преподаватель объясняет, что на автобусах или грузовых автомобилях с дизельными двигателями могут устанавливаться несколько аккумуляторных батарей. Если батареи соединены между собой параллельно, то общая емкость будет равна сумме емкостей отдельных батарей, а общее напряжение не изменится. Для увеличение общего напряжения батареи их соединяют последовательно, т.е. «+»
Одной батареи соединяют с «-» другой. В этом случае общее напряжение будет равно сумме напряжений отдельных батарей, а общая емкость не изменится.
( приложение 4 )
5. Первичное закрепление.
1. Студенты пользуясь учебником , продумывают и записывают конспекты ответы на следующие вопросы:
- для чего служит аккумулятор ?
- как устроен и действует простейший кислотный аккумулятор ?
- каким способом можно увеличить емкость аккумулятора ?
- из каких основных частей состоит аккумуляторная батарея ?
2. Карточки-задания ( приложение 5 )
Правильность выполнения проверяется самими студентами , развивая на этом этапе урока самоконтроль и взаимоконтроль результата работы , воспитывая объективную самооценку. Достигается поэтапная образовательная цель – прочное усвоение знаний.
6. Обобщение и коррекция полученных знаний.
Устные вопросы. Беседа со студентами ( вопросы спроецированы на экран )
- Перечислите элементы устройства аккумуляторной батареи ?
- Как расшифровывается её условное обозначение ?
- От чего зависит внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи ?
Основными показателями эффективности обучения на данном этапе является выполнение единых дидактических требований – поддержание устойчивости работоспособности студентов.
Руководящая роль преподавателя при обобщении и коррекции знаний заключается в активизации сознательной, самостоятельной и результативной работы каждого студента по усвоению основ технологии и в работе обще учебных умений продуктивной деятельности.
7. Инструктаж о домашнем задании.
- Учебник Ю.И.Боровских « Устройства автомобилей » ( Аккумуляторная батарея )
- Начертить схему соединение аккумуляторной батарей
- Отдельные студенты получают индивидуальное задание
- Дополнительная литература А.М.Резник « Электрооборудование автомобилей » стр. 5-23.
8. Итог урока.
Комментирование и мотивация оценок. Подводятся итоги урока, выставляются оценки, анализируются оценки, анализируются ошибки. Преподаватель проявляет заинтересованность в успехах обучающихся, создавая доброжелательную психологическую атмосферу.
9.Рефлексия.
-Теперь я знаю как……..
- Мне это необходимо знать чтобы…….
- Знание возможных неисправностей аккумулятора имеет большое значение потому, что……
Развитие саморефлексии позволяет студенту более точно определить для себя значимость этого урока и всей темы в целом. Систематизация элементов самоконтроля саморефлексии конкретизирует применение этих знаний на практике, проявляет желание осознанность больше этого , что им предлагает программа или учебник.
Разноуровневость домашнего задания, приобретение дополнительных знаний позволяет студенту лично участвовать в учебном процессе и максимально расширять свои знания о профессии.
Приложение 1
Задание 1
Вопрос |
Правильный ответ |
Как оценивается качество дизельного топлива по воспламеняемости? |
1.Октановым числом . 2.Цетановым числом . |
Задание 2
Вопрос |
Правильный ответ |
Как называют процесс приготовления горючей смеси ? |
1.Смесеприготовлением . 2.Карбюрацией. 3.Пульверизацией. |
Задание 3
Вопрос |
Правильный ответ |
Какое устройство карбюратора обеспечивает обогащение смеси при резком открытии дроссельных заслонок? |
1.Устройство экономайзера. 2.Насос-ускоритель. |
Задание 4
Вопрос |
Правильный ответ |
При каком составе смеси из глушителя идет темный дым, сопровождающийся выстрелами ? |
1.Багатом . 2.Обедненном . |
Задание 5
Вопрос |
Правильный ответ |
Какой тип топливного насоса высокого давления установлен на двигателе КамАЗ-740? |
1.Поршневой . 2.Кулочковый. 3.Золотниковый. |
Приложение 1
Задание 6
Вопрос |
Правильный ответ |
Сколько топливоподкачивающих ручных насосов на двигателе КамАЗ-740? |
1.Три . 2.Один. 3.Два. |
Задание 7
Вопрос |
Правильный ответ |
Где устанавливается форсунка на двигателе ? Как она крепится ? |
1.На головке блока в медном стакане , омываемом водой, и крепится скобой. 2. В гнездо головки цилиндров между клапанами, крепится скобами. |
Приложение 5
Задание 1
Вопрос |
Правильный ответ |
Как включаются на автомобилях потребители электрической энергии между собой ? |
1.Последовательно. 2.Параллельно. 3.Смешанно. |
Задание 2
Вопрос |
Правильный ответ |
Аккумулятор имеет напряжение 2В., в наличии 6 аккумуляторов. Как их соединить между собой для получения 12 В.? |
1.Последовательно. 2.Параллельно. |
Задание 3
Вопрос |
Правильный ответ |
В каких единицах измеряется емкость аккумуляторных батарей ? |
1.В фарадах. 2.В ампер-часах. 3.В ватах. |
Задание 4
Вопрос |
Правильный ответ |
Какие аккумуляторные батареи применяют в системе электрооборудования автомобилей? |
1.Кислотные-свинцовые. 2.Щелочные-железоникелевые.
|
Задание 5
Вопрос |
Правильный ответ |
Чему равна емкость группы аккумуляторных батарей, соединенных последовательно? |
1.Емкость не изменяется. 2.Общая емкость равна сумме емкостей отдельных батарей. |
Приложение 5
Задание 6
Вопрос |
Правильный ответ |
Номинальное напряжение в сети автомобиля КамАЗ равно 24 В. На автомобиле устанавливают две батареи по 12 В. Как их включают в цепь, чтобы получить 24 В.? |
1.Последовательно. 2.Параллельно. |
Задание 7
Вопрос |
Правильный ответ |
Что означает число после букв в обозначении аккумуляторной батареи? |
1.Емкость батареи в ампер-часах. 2.Модель аккумуляторной батареи. |
Задание 8
Вопрос |
Правильный ответ |
Почему отрицательных пластин в аккумуляторе всегда на одну больше ? |
1.Отрицательные пластины более активно участвуют в химических процессах. 2.Для предохранения крайних положительных пластин от коробления и разрушения. |
Тема урока: Неисправности и техническое обслуживание аккумуляторной батареи.
Цели урока:
Образовательная : Формирование теоретических знаний с основными неисправностями аккумуляторной батареи, их внешними признаками и причинами появления, способами обнаружениями и устранения неисправностей, а так же с правилами эксплуатации аккумуляторных батарей.
Развивающая : Развивать аналитическое мышление, обогащать словарный запас технических терминов.
Воспитательная : Воспитывать интерес к предмету и профессии, усидчивость, трудовую дисциплину.
Материально-техническое оснощение урока :
- аккумуляторная батарея действующая и для разборки ;
- ариометр ;
- нагрузочная вилка, прибор для проверки напряжения – аккумуляторный пробник ( Э-107 );
- выпрямительный зарядный аппарат ;
- стеклянная трубка ;
- плакаты аккумуляторных батарей;
- таблица – плотность электролита в различных районах России эксплуатации аккумуляторных батарей;
- учебник: Ю.И.Боровских « Техническое обслуживание и ремонт автомобилей », Л.И.Епифанов « Техническое обслуживание и ремонт автомобилей »;
Межпредметная связь :
- устройство автомобилей
- производственная практика
- охрана труда , техника безопасности при ТО и ремонте аккумуляторной батареи
Самостоятельная работа :
- составление конспекта, участие в диалоге, самостоятельная работа с карточками-заданиями
План урока:
1.Организационный момент – 2 мин
2.Атуализация ранее изученных знаний – 15 мин
3.Целеполагания и матевация – 5 мин
4.Сообщение нового материала – 40 мин
5.Первичное закрепление – 15 мин
6.Обобщение – 5 мин
7.Инструктаж домашнего задания – 3 мин
8.Итог урока – 2 мин
9.Рефлексия – 3 мин
Ход урока :
1 Организационный момент
1) Своевременное начало урока
2) Проверка отсутствующих по журналу
3) Подготовка студентов к уроку
4) Оптимальный психологический режим
2 Актуализация ранее изученных знаний
1. Устный опрос домашнего задания
- для чего служит аккумулятор и какие устанавливают на автомобилях ?
- как устроена аккумуляторная батарея ?
- как расшифровывается ее условное обозначение ?
2. Работа по карточкам-заданиям ( приложение 1 )
3.Целеполагания и мативация .
Для чего нам это надо знать ?
Что является для нас главной задачей в изучение темы ?
Какие, по вашему мнению, вопросы мы должны рассмотреть, изучая тему ?
4. Сообщение нового материала
Учебные вопросы :
1. Основные неисправности аккумуляторной батареи.
2. Работы по ТО аккумуляторной батареи .
3. Ремонт аккумуляторной батареи .
4. Техника безопасности при ТО и ремонте аккумуляторной батареи .
1) Слово преподавателя.
Лекционный материал учебных вопросов .
Преподаватель, используя детали аккумуляторной батареи с характерными неисправностями, знакомит студентов с ними, называет внешние признаки и причины их появления, способы обнаружения и устранения. ( приложение 2 )
Далее преподаватель говорит , что аккумуляторная батарея работает безотказно и продолжительное время при правильной эксплуатации её. Называет основные правила эксплуатации аккумуляторной батареи. Показывает, как проверяют уровень электролита при помощи стеклянной трубки, как контролируют плотность электролита кислотомером-ареометром, как определяют степень разряженности батареи при помощи нагрузочной вилки, или пробником Э-107, порядок приготовления электролита, и заряд аккумуляторной батареи. ( приложение 3 ) при этом следует предупредить студентов , что на ЛПЗ они будут составлять электролит , измерять плотность электролита кислотомером-ареометром , проверять напряжение аккумулятора пробником Э-107, ставить аккумуляторную батарею на зарядку. Далее преподаватель показывает таблицу « Плотность электролита при эксплуатации в различных климатических районах » (приложение 4). Далее преподаватель показывает детали аккумуляторной батареи с дефектами , которые возникают при эксплуатации аккумуляторной батареи, и как протекает технологический процесс ремонта.( приложение 5 ), ( приложение 6 )
5.Первичное закрепление
Карточки – задания (приложение 7)
Правильность выполнения проверяется самими студентами , развивая на этом этапе урока самоконтроль и взаимоконтроль результатов работы , воспитывая объективную самооценку. Достигается поэтапная образовательная цель – прочное условие знаний .
6.Обобщение и коррекция полученных знаний.
Устные вопросы. Беседа со студентами .
- Какие неисправности возникают при эксплуатации аккумуляторной батареи ?
- Что собой представляет сульфатация пластин ?
- Какие работы проводят по ТО аккумуляторной батареи ?
- Какие основные правила безопасности следует соблюдать при ТО и ремонте аккумуляторной батареи ?
7.Инструктаж о домашнем задании.
- Учебник Ю.И.Боровских – ТО и ремонт аккумуляторной батареи.
- Повторить – устройство и принцип работы генератора .
- Отдельные студенты получают индивидуальное задание .
- Дополнительная литература : Л.И.Епифанов «ТО и ремонт автомобилей» стр.154-159.
8.Итог урока .
Комментирование и мотивация оценок. Подводятся итоги урока , выставляются оценки, анализируются ошибки. Преподаватель проверяет заинтересованность в успехах обучающихся , создания доброжелательную психологическую атмосферу .
9.Рефлексия.
- Теперь я знаю какие неисправности …….
- Мне это необходимо знать ,чтобы ……..
Развитие саморефлексии позволяет студенту более точно определить для себя значимость этого урока и всей темы в целом . Систематизация элементов самоконтроля саморефлексии конкретизирует применение этих знаний на практике, проявляет желание осознанность больше того , что им предлагает программа или учебник.
Равноуровневость домашнего задания, приобретение дополнительных знаний позволяет студентам лично участвовать в учебном процессе и максимального расширять свои знания о профессии.
Приложение 1
Задание 1
Вопрос |
Правильный ответ |
Из каких компонентов состоит активная масса заряженных положительных и отрицательных пластин ? |
1.Положительных - из двуокиси свинца , отрицательных – из губчатого свинца. 2.Положительных – из губчатого свинца , отрицательных – из перекиси свинца. |
Задание 2
Вопрос |
Правильный ответ |
Что устанавливают между положительными и отрицательными пластинами для предотвращения короткого замыкания ? |
1.Сепараторы из микропористой пластмассы. 2. Мипористые сепараторы . 3. Оба ответа правильны. |
Задание 3
Вопрос |
Правильный ответ |
В каких единицах измеряется емкость аккумуляторной батареи ? |
1.В ватах . 2.В ампер-часах. |
Задание 4
Вопрос |
Правильный ответ |
Почему отрицательных пластин в аккумуляторе всегда на одну больше? |
1.Отрицателые пластины более активно участвуют в химических процессах. 2.Для предохранения крайних положительных пластин от коробления и разрушения. |
Задание 5
Вопрос |
Правильный ответ |
Аккумулятор имеет напряжение 2 В., в наличии 6 аккумуляторов. Как их соединить между собой для получения 12 В.? |
1.Последовательно . 2.Параллельно . |
Приложение 2
Причина возникновение |
Метод устранения |
|
1.Проскальзывание ремня привода генератора |
Отрегулировать натяжение ремня |
|
2.Неисправен генератор |
Проверить генератор |
|
3.Повреждение изоляции в системе электрооборудование ( сила тока разряда более 1 мА при отключенных потребителей ) |
Найти место утечки тока и устранить повреждение |
|
4.Короткое замыкание между пластинами |
Заменить батарею |
|
5.Подключение новых потребителей владельцем автомобиля сверх допустимых пределов |
Отключить новые потребители электроэнергии |
|
6.Чрезмерное загрязнение батареи |
Очистить поверхность батареи |
|
7.Уровень электролита ниже верхней кромки пластин |
Восстановить нормальный уровень электролита |
|
8.Окисление выводных зажимов и наконечников привода |
Отсоединить наконечники проводов, очистить выводные зажимы и наконечники, смазать их техническим вазелином и установить на место |
|
9.Недостаточно плотно затянуты наконечники проводов на выводных зажимах батареи |
Затянуть болты крепления наконечников на выводных зажимах |
|
Электролит на поверхности батареи |
||
1.Повышенный уровень электролита , приводящий к его выплескиванию |
Установить нормальный уровень электролита |
|
2.Просачивание электролита через трещины в корпусе |
Заменить батарею |
|
3.Кипение электролита вследствие очень высокого давления генератора |
Проверить и при необходимости заменить регулятор напряжения |
|
4.Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфитации пластин |
Произвести заряд батареи малым током (не более 1 А), в случае, если кипение не прекратилось, заменить батарею |
|
Батарея разряжена и плохо заряжается (резко повышается температура , и обильно выделяются газы) |
||
Сульфитация пластин , которая происходит вследствие : · Длительного воздействия батареи · Повышенной плотности · Пониженного уровня электролита · Систематического недозаряда батареи |
Если сульфитация незначительная , то следует восстановить батарею. Для этого из разряженной батареи необходимо вылить электролит и залить новый полностью 1,145 г/см. После заливки электролита батарею зарядить током силой 2,5А. К концу заряда плотность электролита довести до нормальной величины. При значительной сульфитации заменить элементы батареи. |
|
Приложение 4
Плотность электролита для эксплуатации в различных климатических районах.
Климатические районы по ГОСТ 16350-80 ( средняя месячная температура воздуха в январе ) |
Время года |
Плотность электролита , приведенная к 25 С, г/см. |
|
Заливается при приведении батареи в действие
|
В полностью заряженной батарее |
||
Очень холодный (- 50 …. – 30 С )
Холодный (-30 ….. – 15 С )
Умеренный ( - 15 ….. – 8 С )
Жаркий сухой ( +4 ….. -15 С)
Теплый влажный ( 0 …. +4 С )
|
Зима - Лето
Круглый год
То же
»
» |
1,28 1,24
1,26
1,24
1,21
1,21 |
1,30 1,26
1,28
1,26
1,23
1,23 |
Примечание : допускаются отклонения плотности электролита от значений , приведенных в таблице , на ( +/- ) 0,01 г/см.
Приложение 5
Восстановление деталей и сборка аккумуляторных батарей.
Крышки и баки с трещинами или изломами обычно выбраковывают. Допускается восстановление незначительных трещин клеями на эпоксидной основе или карбинольным с добавлением 2%-ной азотной кислоты.
Перед заделкой концы трещины засверливают , а с кромок снимают фаски.
Покоробленные пластины правят под прессом , помещая их между двумя досками, или металлическими пластинами . Обломанные ушки наплавляют в специальном шаблоне 3 ( рис. ) электросваркой угольным электродом 1 и свинцовым прутком 2.
Сепараторы из мипора и мипласта без трещин и повреждений используют повторно. Сепараторы из дерева и стекловолокна выбраковывают.
Выводные штыри , баретки и межэлементные соединения изготавливают отливкой в разборных формах ( кокилях ) из материала выбракованных деталей.
Сборку аккумуляторных батарей начинают с полублоков пластин на специальном приспособлении. Полублоки вставляют один в другой так , чтобы каждая положительная пластина находилась между двумя отрицательными. Сепараторы , начиная от середины блока, вставляют серебристой стороной к положительной пластине . Собранные блоки должны плотно входить в отделение бака батареи. При необходимости их уплотняют постановкой сепараторов между стенками и блоком. Аккумуляторы закрывают крышками и уплотняют их асбестовым шнуром. На выводные штыри блоков пластин надевают и приваривают межэлементные соединения и при помощи специальных шаблонов ( рис. ) наплавляют выводные клеммы. Пространство между стенками бака и крышкой заливают мастикой, нагретой до температуры 170…180 С. Состав мастики приготавливают из смеси : 73….78% нефтяного битума №5 и 27…22% авиационного или машинного масла.
В собранную аккумуляторную батарею заливают электролит плотностью 1,22…1,25 до нормального уровня и выдерживают в течении 4…6 часов для пропитки пластин электролитом. Затем снова проверяют уровень электролита и при необходимости доливают его .
Приложение 5
На зарядку батарею устанавливают с электролитом , температура которого не выше 30 С. Зарядный ток должен соответствовать техническим условиям для батарей данной марки ; обычно он берется в пределах 0,1 номинальной емкости батареи. Во время зарядки температура электролита не должна превышать 45 С.
Окончание зарядки определяют по обильному газовыделению («кипению») или по постоянному напряжению на клеммах аккумуляторов за последние 2 часа зарядки. После зарядки проверяют плотность электролита и при необходимости выравнивают ее во всех аккумуляторах до нормальной ( 1, 280…1, 285 ) при температуре 25 С.
Для проверки емкости батарею подвергают 10 часовому режиму зарядки до напряжения 1,7 В. на одном из аккумуляторов и затем снова заряжают по этому же режиму. Емкость отремонтированной аккумуляторной батареи должна быть не менее 90% номинальной .
Приложение 6
Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте аккумуляторной батареи
При осмотре аккумуляторной батареи во время технического обслуживания можно использовать только электрические переносные лампы во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 42 В. Перед постановкой аккумуляторных батарей на заряд необходимо прочистить вентиляционные отверстия и вывернуть пробки , чтобы не допустить скопления большого количества «гремучего газа» в аккумуляторах , приводящего к разрыву крышек аккумуляторов.
При плавке свинца окислы, образующие на го поверхности , нужно удалять металлическим черпаком и сбрасывать в ящик с плотно закрывающейся крышкой. Открывать крышку следует только во время удаления окислов .
Работать мокрым черпаком или заливать свинцом в сырые, непрогретые формы воспрещается. При отливке свинцовых деталей охлаждать их водой категорически воспрещается , так как вода , попадая в расплавленный свинец , интенсивно испаряется и увлекает за собой частицы свинца , которые при попадании на кожу могут причинить ожог.
Для защиты от ожогов при работе с расплавленным свинцом рабочий должен надевать защитный резиновый фартук , резиновые перчатки , резиновые полусапоги и защитные очки .
При замене электродов одежда и руки рабочего постоянно загрязняются соединениями свинца , поэтому следует работать в хлопчатобумажном костюме с кислостойкой пропиткой , в резиновом фартуке и перчатках.
При приготовлении заливочной мастики и при работе с ней надо опасаться ожогов. Кроме того , от постоянного соприкосновения с маслом , входящий в состав мастики, появляются кожные заболевания, поэтому перед началом работы необходимо смазать руки вазелином.
Серную кислоту нельзя хранить в металлической посуде. Обычно для этого используют стеклянные бутылки с притертыми стеклянными пробками. Выливать кислоту из бутылки следует только при помощи приспособлений , не допускающих ее проливания. Переливание серной кислоты вручную воспрещается.
Приложение 6
Электролит необходимо составлять в эбанитовой , фаянсовой или керамической посуды , соблюдая при этом особую осторожность , так как кислота при попадание на кожу образует язвы, а также портит одежду и обувь. Особенно опасно попадание электролита в глаза.
Категорически запрещается при приготовлении электролита вливать воду в серную кислоту , так как в этом случае резко повышается температура в месте соприкосновения струи воды с серной кислотой и происходит ее разбрызгивание , в результате чего капли электролита могут попасть на кожу или одежду.
При работе с кислотой и электролитом необходимо надевать защитные очки , резиновый фартук, сапоги и перчатки.
Запрещается соединять аккумуляторные батареи проволокой, так как искра , образовавшаяся в результате плохого контакта , может вызвать взрыв газов, выделяющихся при заряде аккумуляторной батареи. При взрыве электролит разбрызгивается и может попасть на кожу или одежду. При заряде аккумуляторной батареи необходимо открывать заливные отверстия. Состояние аккумуляторной батареи следует проверять только нагрузочной вилкой и денсиметром. Проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием категорически запрещается.
При работе с нагрузочной вилкой во избежание ожога не следует прикасаться к сопротивлению вилки. Запрещается замерять напряжение на клеммах аккумулятора нагрузочной вилкой при заряде из-за возможного искрения и взрыва газов.
Присоединять и отсоединять аккумуляторные батареи при заряде разрешается после отключения зарядной сети. Заряд аккумуляторных батарей должен осуществляться только при работающей вытяжной вентиляции.
Перевозить аккумуляторные батареи необходимо только на тележках. При переносе вручную малогабаритных аккумуляторных батарей можно пользоваться приспособлением – ремнем с захватами под выводные клеммы , но обязательно соблюдать меры предосторожности во избежание проливания электролита.
В помещениях зарядного отделения запрещается курить и пользоваться открытым огнем. Все установки, находящиеся в зарядном помещении ( генераторы, открытые электродвигатели и т.д. ) , должны иметь взрывобезопасное исполнение .
Приложение 7
Задание 1
Вопрос |
Правильный ответ |
В каких единицах измеряется емкость аккумуляторной батареи ? |
1.В ватах. 2.В ампер-часах. |
Задание 2
Вопрос |
Правильный ответ |
Каким током – постоянным или переменным- заряжается аккумуляторная батарея? |
1.Постоянным . 2.Переменным. 3.Как постоянным ,так и переменным . |
Задание 3
Вопрос |
Правильный ответ |
Как влияет сила разрядного тока на емкость аккумуляторной батареи ? |
1.Чем больше сила разрядного тока , тем меньше емкость . 2.Не влияет . 3.Чем больше сила разрядного тока , тем больше емкость . |
Задание 4
Вопрос |
Правильный ответ |
Чем проверяют плотность электролита ? |
1.Нагрузочной вилкой . 2.Специальным анализом . 3.Кислотомером . |
Задание 5
Вопрос |
Правильный ответ |
Назовите неисправность аккумуляторной батареи , при которой электролит «кипит», а напряжение резко падает |
1.Короткое замыкание . 2.Сульфатация . 3.ускоренный саморязряд. |
Задание 6
Вопрос |
Правильный ответ |
Что следует доливать в аккумуляторную батарею (электролит или дистиллированную воду) при понижении уровня электролита? |
1.Электролит . 2.Дистилированную воду . |
Задание 7
Вопрос |
Правильный ответ |
Какова плотность электролита в заряженной аккумуляторной батареи в центральных районах страны? |
1.Круглый год 1,27. 2.Летом 1,25. 3.Зимой 1,27. |
Задание 8
Вопрос |
Правильный ответ |
Чему равна емкость группы аккумуляторных батарей , соединенных последовательно ? |
1,Емкость не изменяется . 2.Общая емкость равна сумме отдельных батарей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.