Лекция по теме "Общие сведения о транспорте"
Оценка 5

Лекция по теме "Общие сведения о транспорте"

Оценка 5
docx
15.03.2022
Лекция по теме "Общие сведения о транспорте"
Общие сведения о транспорте. Система управления Транспортом.docx

Введение

Транспорт - это сложная система общественно-производственной деятельности людей, направленная на организацию пассажирских и грузовых перевозок, и является предметом управления на транспорте.

СЕЙСМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ— деление территории на районы с разной степенью интенсивности ожидаемых землетрясений.

Климатические пояса и типы климатов на территории России:

Арктический климатический пояс (климат арктических пустынь и тундры)

Субарктический пояс (климат тундры и лесотундры)

Климат умеренного пояса

Умеренно континентальный климат

Континентальный климат

Резко континентальный климат

Муссонный климат

Раздел 1. Транспортные системы РФ, основные направления развития

Тема 1.1. Общие сведения о транспорте. Система управления транспортом

Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

Организационная структура Минтранса России

Рис. 1. Организационная структура Минтранса России

В состав центрального аппарата входят подразделения, общей задачей которых является выработка государственной транспортной политики и подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере государственного управления и регулирования на транспорте.

 

Управление транспортным обслуживанием производства

Целью системы транспортного хозяйства является своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения этой цели является снижение к минимуму части транспортных затрат в себестоимости готового продукта.

Задачи транспортного цеха предприятия определяются в следующем:

·                   В обеспечении своевременного и бесперебойного транспортного обслуживания основных и вспомогательных цехов и складских служб;

·                   В создании условий для обеспечения ритмичности производства;

·                   В механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;

·                   В правильной выборе и рациональном использовании транспортных средств и устройств;

·                   В обеспечении сохранения транспортируемых грузов, а также техники безопасности при эксплуатации транспорта;

·                   В улучшении технико-экономических показателей работы транспортных цехов; сокращение затрат на транспортные операции.

Функции транспортной службы предприятия:

·                   разработка нормативов, касающихся транспортной службы;

·                   планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

·                   планирование ППР транспортных средств;

·                   планирование потребности приобретения запчастей;

·                   оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

·                   обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

·                   организация осмотров и ремонта транспортных средств;

·                   организация безопасности движения;

·                   организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);

·                   организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Для выполнения этих задач транспортное хозяйство в своем распоряжении имеет:

·                   трудовые (вспомогательные рабочие, технический и административно-управленческий персонал);

·                   материальные (основные и вспомогательные материалы и энергию, необходимые для востановительного ремонта и изготовления запасных частей) и технические (оборудование для перемещения грузов, технологическое оснащение, подъемно-транспортныеустройства, испытательные стенды и т.д.) ресурсы;

·                   информационное обеспечение (нормативы расхода топливных и смазочных материалов; планово-учетная документация, путевые листы автотранспортных средств и т.д.).

Система транспортного хозяйства на крупных и средних предприятиях имеет двухуровневую структуру: на уровне предприятия создается транспортный цех, на уровне цехов функционируют службы цеховых механиков.

Организационная структура управления транспортного отдела машиностроительного предприятия

Рис. 2 Организационная структура управления транспортного отдела машиностроительного предприятия

 

В зависимости от характера и места перевозок транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний транспорт предприятия выполняет двойную функцию связи с другими предприятиями. Во-первых, с помощью внешнего транспорта предприятие получает предметы труда, необходимые для осуществления производственного процесса: сырье и материалы, топливо и покупные комплектующие изделия. Во-вторых, после изготовления продукции предприятие перевозит ее к потребителю или станции отправления.

Внутренний заводской транспорт непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции. По предназначению внутризаводской транспорт делится на внутрицеховой- и межцеховой, а также межоперационный.

Межцеховой транспорт служит для доставки со складов к производственным цехам разных материалов, транспортирования из цеха к цеху полуфабрикатов, а также для перевозок готовой продукции из цеха на скдад (грузовые автомобили, электро – и автокары и т.д.).

Внутрицеховой транспорт предназначается для траспортирования грузов между производственными участками или поточными линиями (электро – и автокары, тельферы, краны, ковейеры и т.д.).

Межоперационный транспорт перемещает заготовки и деталей между рабочими местами в последовательности и ритме технологического процесса (тельферы, краны, конвейеры и т.д.).

 

1.2  Единая транспортная система, ее структура

Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках.

1DDF2EA4

Транспортный комплекс.

 

Транспорт - подвижной состав (устройство, аппарат), служащий для перемещения грузов и людей

Транспортные средства- обеспечение какой-либо деятельности совокупностью транспортных средств, объектов, сооружений и систем управления ими.

Общая сеть транспортной системы состоит из самих транспортных средств и путей сообщения, по которым они и движутся.

Пути сообщения – транспортные пути, технические сооружения и устройства на них, обеспечивающие пропуск (движение) транспортных средств, перемещение людей и грузов различного назначения из одного пункта (района) в  дрВ  РФ  подразделяются  на  сухопутные,   водные  и воздушные; по  ведомственной  принадлежностина общего пользования, промышленные, городские, военные и др Знание наличия П.С., их  технического состоянияпропускной способности  необходимо при планировании и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Существует три вида путей сообщений:

·                  естественные (самые дешевые). Они обладают большой пропускной способностью, не требуют затрат для поддержания эксплуатационного состояния - воздушная, морская среда

·                   улучшенные - с развитием производства и торговли, существующие естественные пути сообщений стали улучшать (устройство дорожных покрытий, укрепление берегов, удаление в руслах рек порогов и препятствий и тд)

·                   искусственные – железные дороги, автомобильные дороги, водные каналы, монорельсовые дороги – пути «общего пользования»

Для обеспечения перевозок по путям сообщений общего пользования необходимы специальные сооружения – станции, вокзалы, склады, порты, называемые терминаламиНа них осуществляется перевалка грузов из подвижного состава одного вида транспорта в подвижной состав другого вида транспорта, перевозка пассажиров. Здесь происходит переформирование грузовых и пассажирских потоков. Передвижением материальных потоков занимается промышленный транспорт.

Роль и значение транспорта

1)               Экономическая роль

2)               Государственное значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи

3)               Народнохозяйственное значение – удовлетворяет потребности народного хозяйства населения в перевозках грузов и пассажиров

4)               Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей

5)               Культурная функция

6)               Оборонное значение

Транспортная система России представляет собой сложный транспортный комплекс путей сообщения, который делится на:

·                  Магистральный – транспорт общего пользования: железнодорожный, водный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный

·                  Промышленный – осуществляется перемещение предметов и продуктов транспорта в сфере производства

·                  Городской - перевозки внутри города: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси

Дополнительно к составляющим транспортного комплекса относят:

·                  Ведомственный транспорт

·                  Трубопроводный транспорт

·                  Нетрадиционные виды транспорта (на воздушной подушке, на магнитном подвесе и др.)

Выбор вида транспорта зависит от уровня промышленной развитости страны, ее размеров, роли и значения перевозок.

Железнодорожный транспорт - первое место в большинстве промышленно – развитых странах, т.к. наиболее универсален: не зависит от климата, погоды, времени года. Железнодорожный транспорт входит в экономический потенциал страны, внося тем самым существенный вклад в научно-технический прогресс страны. В перспективе развития железнодорожного транспорта - создание высокоскоростного движения наземного транспорта, который сможет соперничать с воздушным транспортом.

Автомобильный транспорт- способен доставлять груз в различные регионы, где нет других видов транспорта; доставка от отправителя к получателю без перегрузки. Экономически выгоден только на дальние расстояния.

Морской транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где морские пути короче сухопутных и нет других видов массового транспорта (Сибирь, Дальний Восток)

Речной транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где местные и дальние перевозки совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Наибольшая провозная способность наблюдается при использовании больших грузоподъемных судов. В связи с природно-климатическими условиями России период навигации при небольшой себестоимости кратковременный.

Воздушный транспорт – востребован в труднодоступных местах для других видов транспорта. Высокая скорость движения компенсируется высокой себестоимостью перевозок и зависимостью от природных условий.

Трубопроводный транспорт – используется для транспортировки природного газа, нефти, нефтепродуктов, продуктов питания (минеральной воды, молока и др). Самый дешевый вид транспорта. Не зависит от природных условий и занимает минимум площади земельных угодий.

Транспортный комплекссовокупность пропорционально развитых отраслей народного хозяйства, специализированных на удовлетворении потребностей общественного производства  в перемещении грузов и пассажиров.

Грузовладелец выбирает определенный вид транспорта или их сочетания с учетом следующих факторов:

·                  базисных условий по­ставки товаров;

·                  характеристик груза (его массы, объема, габари­тов, конфигурации, опасности, температурного режима перево­зок и др.);

·                  количества отправляемых партий груза и их ценности;

·                  расстояния перевозки; существующих ограничений по скорости доставки груза; близости расположения пункта назначения груза к железным, автомобильным дорогам, морским или речным пор­там, грузовым аэропортам;

·                  необходимости охраны груза в пути следования;

·                  возможности контроля местонахождения груза по маршруту его продвижения и др.

При выборе пред­почтительного вида транспорта или их сочетания рассчитывают общие совокупные затраты по каждому альтернативному вари­анту перевозки.

В основе любого варианта находится транспортно-технологическая схема, которой должны быть определены:

1.       Этапность доставки и система взаимодействия поставщиков то­вара, его потребителей, транспортных и экспедиторских организаций.

2.       Способ доставки (обычный, контейнерный, пакетный).

3.       Типы применяемых транспортных средств.

4.       Способы производства погрузочно-разгрузочных и складских работ по маршруту движения.

Классификация транспортных средств

 

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

§     по высоте — не более 4 м от поверхности дороги

§     по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса

§     по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств.

Схема классификации транспортных средств по типам

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

 

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

 Классификация механических транспортных средств

§     на автомобили

§     на мототранспортные средства

§     на тракторы

Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ.

Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Классификация буксируемых транспортных средств

§     на прицепы

§     на полуприцепы

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

 

 

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

Классификация транспортных средств по категориям

категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:

§     категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;

§     категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;

§     категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;

§     категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);

§     категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;

§     категория L 6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

§     при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

§     при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

§     при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

§     категория L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;

категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

§     категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;

§     категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;

§     категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;

категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

§     категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;

§     категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;

§     категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

категория О — прицепы (включая полуприцепы):

§     категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;

§     категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;

§     категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;

§     категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств

Тип транспортного средства

Категория транспортного средства

Примечания

Легковой автомо­биль

М1

Автобус

М2

При максимальной массе не более 5 т

М3

При максимальной массе более 5 т

Микроавтобус

М2

При пассажировместимости до 17 мест

Грузовой автомобиль

N1

N2

При максимальной массе не более 3,5 т При максимальной массе более 3,5 т, но не более 12 т

N3

При максимальной массе более 12 т

Тягач и седельный тягач

Согласно классификации категории N

Грузопассажир­ский автомобиль

Согласно классификации категории N

Прицеп и полуприцеп

O1

O2

При максимальной массе не более 0,75 т При максимальной массе более 0,75 т, но не более 3,5 т

О3

При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т

О4

При максимальной массе более 10 т

Мотоцикл

L3

При отсутствии коляски

L4

При наличии коляски

Мотороллер

L3

При наличии двух колес

L5

При наличии трех колес

Мотоколяска

L5

При максимальной массе до 400 кг

М1

При максимальной массе более 400 кг

 

 

Классификация и конструкция пневмотранспортных установок

 

http://zement-naval.ru/wp-content/uploads/2015/12/1-4.jpg

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Введение Транспорт - это сложная система общественно-производственной деятельности людей, направленная на организацию пассажирских и грузовых перевозок, и является предметом управления на транспорте

Введение Транспорт - это сложная система общественно-производственной деятельности людей, направленная на организацию пассажирских и грузовых перевозок, и является предметом управления на транспорте

В создании условий для обеспечения ритмичности производства; ·

В создании условий для обеспечения ритмичности производства; ·

В зависимости от характера и места перевозок транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний

В зависимости от характера и места перевозок транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний

Пути сообщения – транспортные пути , технические сооружения и устройства на них , обеспечивающие пропуск ( движение ) транспортных средств , перемещение людей и грузов…

Пути сообщения – транспортные пути , технические сооружения и устройства на них , обеспечивающие пропуск ( движение ) транспортных средств , перемещение людей и грузов…

Морской транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где морские пути короче сухопутных и нет других видов массового транспорта (Сибирь,

Морской транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где морские пути короче сухопутных и нет других видов массового транспорта (Сибирь,

КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А,

КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А,

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса,…

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса,…

L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без…

L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без…

О3 При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т

О3 При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2022