Введение
Транспорт - это сложная система общественно-производственной деятельности людей, направленная на организацию пассажирских и грузовых перевозок, и является предметом управления на транспорте.
СЕЙСМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ— деление территории на районы с разной степенью интенсивности ожидаемых землетрясений.
Раздел 1. Транспортные системы РФ, основные направления развития
Тема 1.1. Общие сведения о транспорте. Система управления транспортом
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).
Рис. 1. Организационная структура Минтранса России
В состав центрального аппарата входят подразделения, общей задачей которых является выработка государственной транспортной политики и подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере государственного управления и регулирования на транспорте.
Управление транспортным обслуживанием производства
Целью системы транспортного хозяйства является своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения этой цели является снижение к минимуму части транспортных затрат в себестоимости готового продукта.
Задачи транспортного цеха предприятия определяются в следующем:
· В обеспечении своевременного и бесперебойного транспортного обслуживания основных и вспомогательных цехов и складских служб;
· В создании условий для обеспечения ритмичности производства;
· В механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;
· В правильной выборе и рациональном использовании транспортных средств и устройств;
· В обеспечении сохранения транспортируемых грузов, а также техники безопасности при эксплуатации транспорта;
· В улучшении технико-экономических показателей работы транспортных цехов; сокращение затрат на транспортные операции.
Функции транспортной службы предприятия:
· разработка нормативов, касающихся транспортной службы;
· планирование потребностей всех видов транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
· планирование ППР транспортных средств;
· планирование потребности приобретения запчастей;
· оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
· обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
· организация осмотров и ремонта транспортных средств;
· организация безопасности движения;
· организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
· организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
Для выполнения этих задач транспортное хозяйство в своем распоряжении имеет:
· трудовые (вспомогательные рабочие, технический и административно-управленческий персонал);
· материальные (основные и вспомогательные материалы и энергию, необходимые для востановительного ремонта и изготовления запасных частей) и технические (оборудование для перемещения грузов, технологическое оснащение, подъемно-транспортныеустройства, испытательные стенды и т.д.) ресурсы;
· информационное обеспечение (нормативы расхода топливных и смазочных материалов; планово-учетная документация, путевые листы автотранспортных средств и т.д.).
Система транспортного хозяйства на крупных и средних предприятиях имеет двухуровневую структуру: на уровне предприятия создается транспортный цех, на уровне цехов функционируют службы цеховых механиков.
Рис. 2 Организационная структура управления транспортного отдела машиностроительного предприятия
В зависимости от характера и места перевозок транспорт предприятия подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний транспорт предприятия выполняет двойную функцию связи с другими предприятиями. Во-первых, с помощью внешнего транспорта предприятие получает предметы труда, необходимые для осуществления производственного процесса: сырье и материалы, топливо и покупные комплектующие изделия. Во-вторых, после изготовления продукции предприятие перевозит ее к потребителю или станции отправления.
Внутренний заводской транспорт непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции. По предназначению внутризаводской транспорт делится на внутрицеховой- и межцеховой, а также межоперационный.
Межцеховой транспорт служит для доставки со складов к производственным цехам разных материалов, транспортирования из цеха к цеху полуфабрикатов, а также для перевозок готовой продукции из цеха на скдад (грузовые автомобили, электро – и автокары и т.д.).
Внутрицеховой транспорт предназначается для траспортирования грузов между производственными участками или поточными линиями (электро – и автокары, тельферы, краны, ковейеры и т.д.).
Межоперационный транспорт перемещает заготовки и деталей между рабочими местами в последовательности и ритме технологического процесса (тельферы, краны, конвейеры и т.д.).
1.2 Единая транспортная система, ее структура |
Единая транспортная система (ЕТС) представляет собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках.
Транспортный комплекс.
Транспорт - подвижной состав (устройство, аппарат), служащий для перемещения грузов и людей
Транспортные средства- обеспечение какой-либо деятельности совокупностью транспортных средств, объектов, сооружений и систем управления ими.
Общая сеть транспортной системы состоит из самих транспортных средств и путей сообщения, по которым они и движутся.
Пути сообщения – транспортные пути, технические сооружения и устройства на них, обеспечивающие пропуск (движение) транспортных средств, перемещение людей и грузов различного назначения из одного пункта (района) в др. В РФ подразделяются на сухопутные, водные и воздушные; по ведомственной принадлежности – на общего пользования, промышленные, городские, военные и др. Знание наличия П.С., их технического состояния, пропускной способности необходимо при планировании и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Существует три вида путей сообщений:
· естественные (самые дешевые). Они обладают большой пропускной способностью, не требуют затрат для поддержания эксплуатационного состояния - воздушная, морская среда
· улучшенные - с развитием производства и торговли, существующие естественные пути сообщений стали улучшать (устройство дорожных покрытий, укрепление берегов, удаление в руслах рек порогов и препятствий и тд)
· искусственные – железные дороги, автомобильные дороги, водные каналы, монорельсовые дороги – пути «общего пользования»
Для обеспечения перевозок по путям сообщений общего пользования необходимы специальные сооружения – станции, вокзалы, склады, порты, называемые терминалами. На них осуществляется перевалка грузов из подвижного состава одного вида транспорта в подвижной состав другого вида транспорта, перевозка пассажиров. Здесь происходит переформирование грузовых и пассажирских потоков. Передвижением материальных потоков занимается промышленный транспорт.
Роль и значение транспорта
1) Экономическая роль
2) Государственное значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи
3) Народнохозяйственное значение – удовлетворяет потребности народного хозяйства населения в перевозках грузов и пассажиров
4) Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей
5) Культурная функция
6) Оборонное значение
Транспортная система России представляет собой сложный транспортный комплекс путей сообщения, который делится на:
· Магистральный – транспорт общего пользования: железнодорожный, водный, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный
· Промышленный – осуществляется перемещение предметов и продуктов транспорта в сфере производства
· Городской - перевозки внутри города: метро, автобус, троллейбус, трамвай, такси
Дополнительно к составляющим транспортного комплекса относят:
· Ведомственный транспорт
· Трубопроводный транспорт
· Нетрадиционные виды транспорта (на воздушной подушке, на магнитном подвесе и др.)
Выбор вида транспорта зависит от уровня промышленной развитости страны, ее размеров, роли и значения перевозок.
Железнодорожный транспорт - первое место в большинстве промышленно – развитых странах, т.к. наиболее универсален: не зависит от климата, погоды, времени года. Железнодорожный транспорт входит в экономический потенциал страны, внося тем самым существенный вклад в научно-технический прогресс страны. В перспективе развития железнодорожного транспорта - создание высокоскоростного движения наземного транспорта, который сможет соперничать с воздушным транспортом.
Автомобильный транспорт- способен доставлять груз в различные регионы, где нет других видов транспорта; доставка от отправителя к получателю без перегрузки. Экономически выгоден только на дальние расстояния.
Морской транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где морские пути короче сухопутных и нет других видов массового транспорта (Сибирь, Дальний Восток)
Речной транспорт – наиболее эффективен в тех направлениях, где местные и дальние перевозки совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Наибольшая провозная способность наблюдается при использовании больших грузоподъемных судов. В связи с природно-климатическими условиями России период навигации при небольшой себестоимости кратковременный.
Воздушный транспорт – востребован в труднодоступных местах для других видов транспорта. Высокая скорость движения компенсируется высокой себестоимостью перевозок и зависимостью от природных условий.
Трубопроводный транспорт – используется для транспортировки природного газа, нефти, нефтепродуктов, продуктов питания (минеральной воды, молока и др). Самый дешевый вид транспорта. Не зависит от природных условий и занимает минимум площади земельных угодий.
Транспортный комплекс – совокупность пропорционально развитых отраслей народного хозяйства, специализированных на удовлетворении потребностей общественного производства в перемещении грузов и пассажиров.
Грузовладелец выбирает определенный вид транспорта или их сочетания с учетом следующих факторов:
· базисных условий поставки товаров;
· характеристик груза (его массы, объема, габаритов, конфигурации, опасности, температурного режима перевозок и др.);
· количества отправляемых партий груза и их ценности;
· расстояния перевозки; существующих ограничений по скорости доставки груза; близости расположения пункта назначения груза к железным, автомобильным дорогам, морским или речным портам, грузовым аэропортам;
· необходимости охраны груза в пути следования;
· возможности контроля местонахождения груза по маршруту его продвижения и др.
При выборе предпочтительного вида транспорта или их сочетания рассчитывают общие совокупные затраты по каждому альтернативному варианту перевозки.
В основе любого варианта находится транспортно-технологическая схема, которой должны быть определены:
1. Этапность доставки и система взаимодействия поставщиков товара, его потребителей, транспортных и экспедиторских организаций.
2. Способ доставки (обычный, контейнерный, пакетный).
3. Типы применяемых транспортных средств.
4. Способы производства погрузочно-разгрузочных и складских работ по маршруту движения.
Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.
Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.
Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:
§ по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
§ по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
§ по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств
Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.
В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств.
Рис. Схема классификации транспортных средств по типам
В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.
Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.
§ на автомобили
§ на мототранспортные средства
§ на тракторы
Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ.
Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.
Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.
§ на прицепы
§ на полуприцепы
Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.
Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.
Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).
Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.
Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.
Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.
категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:
§ категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
§ категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
§ категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
§ категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
§ категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
§ категория L 6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
§ при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
§ при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
§ при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
§ категория L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
§ категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
§ категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
§ категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;
категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
§ категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
§ категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
§ категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
категория О — прицепы (включая полуприцепы):
§ категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
§ категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
§ категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
§ категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.
Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств
Тип транспортного средства |
Категория транспортного средства |
Примечания |
Легковой автомобиль |
М1 |
|
Автобус |
М2 |
При максимальной массе не более 5 т |
М3 |
При максимальной массе более 5 т |
|
Микроавтобус |
М2 |
При пассажировместимости до 17 мест |
Грузовой автомобиль |
N1 N2 |
При максимальной массе не более 3,5 т При максимальной массе более 3,5 т, но не более 12 т |
N3 |
При максимальной массе более 12 т |
|
Тягач и седельный тягач |
Согласно классификации категории N |
|
Грузопассажирский автомобиль |
Согласно классификации категории N |
|
Прицеп и полуприцеп |
O1 O2 |
При максимальной массе не более 0,75 т При максимальной массе более 0,75 т, но не более 3,5 т |
О3 |
При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т |
|
О4 |
При максимальной массе более 10 т |
|
Мотоцикл |
L3 |
При отсутствии коляски |
L4 |
При наличии коляски |
|
Мотороллер |
L3 |
При наличии двух колес |
L5 |
При наличии трех колес |
|
Мотоколяска |
L5 |
При максимальной массе до 400 кг |
М1 |
При максимальной массе более 400 кг |
Классификация и конструкция пневмотранспортных установок
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.